- Выставка Тату в Пушкинском
- Выставка «Тату». ГМИИ им. А.С. Пушкина, 3 марта – 31 мая 2020 г.
- Выставка татуировки «ТАТУ» в Пушкинском музее
- История татуировки
- Татуировка в России
- Тату нашего времени
- Стоимость билетов и часы работы
- Выставка «Тату» в Пушкинском музее: путешествие во времени через 5 экспонатов
- Часть культа: ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса
- Защита от беды: образцы татуировок из Меланезии
- Способ заработать: чемодан татуировщика
- Криминальное прошлое: фотопроект Сергея Васильева
- Выразительное средство: скульптуры Фабио Виале
Выставка Тату в Пушкинском
Выставка «Тату». ГМИИ им. А.С. Пушкина, 3 марта – 31 мая 2020 г.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с парижским Le Musee du Quai Branly Jacques Chirac создали выставочный проект «Tату» (Un Tatouage) посвященный искусству татуировки. Кураторы выставки Анн и Жюльен (HEY! Modern Art and Pop Culture) – знатоки истории татуировки. Они исследуют явления массовой, элитарной, маргинальной культур и их взаимовлияния, создавая различные проекты этой тематики.
Выставка-исследование, отражающая 3000-летнюю историю тату, знакомит с многообразием ее форм и функций и значением татуировки в современной культуре. В экспозиции примерно 200 значимых произведений, хронологически и географически раскрывающих историю этого феномена. Ранее выставку успешно представляли в разных музеях мира: Le Musee du Quai Branly, Royal Ontario Museum, The Field Museum of Natural History, The Natural History Museum of Los Angeles, Kaohsiung Museum of Art. Московский проект дополнят экспонатами декоративно-прикладного и изобразительного искусства из российских музеев и частных коллекций.
Экспозиция рассказывает об этапах развития татуировки в разных регионах мира на примере различных материалов: от предметов традиционного искусства до произведений современных художников. Работы известных тату-мастеров демонстрируются на объемных силиконовых моделях – слепках с частей тела реальных людей, созданных специально для выставки. Художники, выполнивших проекты татуировок – одни из самых признанных мастеров со всего мира. Это Филип Лю (Filip Leu), Хенк Шиффмахер (Henk Schiffmacher), Джек Руди (Jack Rudy), Гай Атчисон (Guy Aitchison), Алекс Бинни (Alex Binnie), Доктор Лакра, (Dr Lakra Jeronimo Lopez Ramirez), Пол Бут, (Poul Booth), Хориёси III, (Horiyoshi III) Лео Сулуэта (Leo Zulueta) и другие.
Археологические находки подтверждают, что обычай нанесения татуировки очень древний. Пример тому – древнеегипетская ложечка в форме плывущей девушки с цветком лотоса периода Нового царства (XIV век до н.э.) с татуировкой на бедрах в виде фигурки бога Бэса (защитника от злых сил, покровителя рожениц, женской красоты, семейного уюта).
Особый раздел выставки посвящен татуировке коренных народов Океании. Традиционно, на протяжении столетий, вплоть до прихода европейцев в середине XIX века, техника татуировки отличалась невероятной сложностью содержания и формы. Современная стилистика татуировки на Маркизских островах представлена работами российского мастера из Санкт-Петербурга Дмитрия Бабахина, занимающегося изучением и исторической реконструкцией культурной традиции искусстве татуировки в Океании.
Очень специфично татуировка развивалась в Японии. У женщин проживающего на Хоккайдо народа айну, были татуировки, напоминающие ленты, вокруг губ, на предплечьях и тыльной стороне кисти. Они служили элементом обряда инициаци. Эта традиция достигла своего расцвета в Японии в период Эдо (1603–1868). В XVII веке с татуировками было много мужчин, работавших с обнаженным торсом: строители, рыбаки и т.п. Кроме того, в период Эдо татуировку, покрывающую большие участки кожи, использовали для наказания преступников: им татуировали лицо, руки и видимые части тела. Для элиты же, например, воинов, рисунки на теле считали недостойным украшением. Но уже в начале XIX века в Японии появились профессиональные татуировщики, создающие «рисунки», целиком покрывающие тело.
Феномену татуировки в Европе и Америке также посвящены несколько разделов. В Древней Греции и Древнем Риме татуировками клеймили поверженных врагов, рабов, гладиаторов и ранних христиан. Вместе с тем, в античной ойкумене проживали народности, для которых татуировка имела противоположное значение. Пикты – античные поселенцы севера Шотландии были столь же непонятны своим современникам, как и современным ученым. Ирландцы называли их «людьми узоров» Они разговаривали на своем особом языке, разрисовывали и татуировали себя диковинными изображениями. У кельтов и бриттов, татуировка являлась знаком отличия и высокого происхождения.
Колонизация далеких земель «инициировала два параллельных процесса. Участники долгих морских плаваний, знакомясь с татуировками туземцев, наносили себе подобные. А возглавляющие экспедиции, изучали нательные рисунки, как этнографическую диковинку, делали зарисовки и описания. Уже с конца XVII века европейские путешественники привозили из дальних стран татуированных «дикарей» для показа публике.
У всех племен североамериканских индейцев, от инуитов (этническая группа коренных народов Северной Америки, проживающая на северных территориях Канады), до племен народности кри (на севере США и в Канаде) татуировка была обязательным «элементом облика». Но с завершением колонизации, благодаря морякам, солдатам и артистам цирковых балаганов, «формат» татуирования стал следовать европейским образцам.
Первые тату-салоны в открылись Нью-Йорке, в 1870-х годах. В 1891 году была запатентована электрическая татуировочная машинка, способствующая развитию «американской» стилистики тату. В 1960-х годах возникает новая формация тату-художников, зачастую, с художественным образованием, представляющих татуировку как искусство. И новый «слой» заказчиков – бунтующая молодежь. Начинается время возрождения татуировки и ее постепенного ухода из среды маргинальной культуры.
В России татуировка также долгое время развивалась в рамках закрытых сообществ, и наибольшее распространение получала в криминальной среде. К концу XX века наличие подобной татуировки постепенно сошло на нет. На выставке покажут фотографии, фиксирующие традицию русской криминальной татуировки во всем ее разнообразии. Их автор Сергей Васильев, в 1970-1990-х годах, неоднократно посещал места заключения.
Искусство татуировки проделало долгий путь от статуса явления маргинального, связанного с субкультурой, до сегодняшнего положения в обществе, соизмеримого с модой, дизайном и изобразительным искусством. В конце ХХ века татуировка выработала собственный визуальный язык и в обиходе появился термин «тату-художник». Некоторые современные художники успешно используют «образный язык» татуировки в художественной практике. На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено 12 работ бельгийца Вима Дельвуа (Wim Delvoye) и 3 скульптуры итальянца Фабио Виале. (Fabio Viale). Применяя татуировку как одну из художественных техник, Дельвуа и Виале визуализируют «широкий спектр заложенных в нее социально-культурных значений и вызываемых ею ассоциаций».
Кураторы выставки «Тату» в ГМИИ им. А.С. Пушкина: Варвара Шкерменева, заместитель заведующего отделом организации выставок, Александра Савенкова, ведущий специалист по экспозиционно-выставочной деятельности.
Выставка татуировки «ТАТУ» в Пушкинском музее
Выставка «ТАТУ», рассказывающая об этапах развития татуировки в разных регионах мира, проходит в ГМИИ им. Пушкина с 3 марта по 27 сентября 2020 года. Работы тату-мастеров будут показаны на объемных силиконовых моделях – слепках с частей тела реальных людей.
Выставка рассказывает о феномене татуировки в широком контексте истории культуры цивилизаций. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков жителям и гостям Москвы будут представлены предметы традиционного искусства и произведения современных художников.
Фото: Галерея искусства стран Европы и Америки, адрес — Москва, ул. Волхонка, 14
Кураторы выставки Анн и Жюльен / HEY! Modern Art and Pop Culture исследуют явления массовой, элитарной и маргинальной культур и их взаимовлияния, посвящая им различные проекты.
В экспозицию войдут около 200 произведений масштабного хронологического и географического охвата, раскрывающих историю татуировки.
Ранее проект с успехом был представлен в различных музеях мира (Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Королевский музей Онтарио, Филдовский музей естественной истории, Музей естественной истории Лос-Анджелеса, Музей изящных искусств Гаосюна).
Выставка в Москве будет дополнена предметами декоративно-прикладного и изобразительного искусства из российских музеев и частных коллекций.
История татуировки
Археологические находки свидетельствуют о том, что обычай нанесения татуировки уходит корнями в глубокую древность. Одни из самых ранних примеров представляет уже древнеегипетская цивилизация.
Особый раздел выставки будет посвящен татуировке коренных народов Океании, где эта традиция существовала и развивалась на протяжении столетий вплоть до прихода европейцев в середине XIX века, достигнув невероятной сложности содержания и формы.
Рисунок или орнамент татуировки, а также зона нанесения на тело выбирались в зависимости от пола человека, социального статуса, жизненного этапа. Современная страница развития татуировки на Маркизских островах также будет представлена на выставке «ТАТУ».
Особое развитие татуировка получила в Японии. Для представительниц проживающего на Хоккайдо народа айну были характерны напоминающие ленты татуировки вокруг губ, на предплечьях и тыльной стороне кисти. Татуировка служила элементом обряда инициации. Своего расцвета эта традиция достигла в Японии в период Эдо (1603–1868). В XVII веке татуировки носили главным образом мужчины, которые обычно работали с голым торсом: строители, рыбаки и т. п. Для высшего же класса, например, воинов, рисунки на теле считались недостойным украшением. Кроме того, в период Эдо татуировка использовалась для наказания преступников, которым татуировали лицо и руки, видимые части тела.
Несмотря на то, что татуировка в Японии бытовала лишь в определенных социальных слоях, она получила уникальную форму крупных фигуративных работ, покрывающих большие участки кожи. К первой трети XIX века в Японии появились профессиональные татуировщики, которые в своих работах вдохновлялись гравюрами школы укиё э. Татуировки, покрывающие тело целиком, появились именно под влиянием творчества художников укиё-э, гравюры которых также будут представлены на выставке.
Несколько разделов посвящены феномену татуировки в Европе и Америке. Если говорить о европейской традиции, то в Древней Греции и Древнем Риме татуировки использовались как наказание: ими клеймили поверженных врагов. В Римской империи клеймили рабов, гладиаторов и ранних христиан. При этом античная ойкумена была населена народностями, где татуировка служила противоположным целям: у пиктов, кельтов и бриттов она являлась знаком отличия, высокого происхождения.
Татуировка в России
В России татуировка долгое время развивалась в рамках закрытых сообществ, получив наибольшее распространение в криминальной среде. К концу XX века татуировка заключенных стала частью интернационального стиля, а смысловые границы изображений – более подвижными.
Видео на открытии выставки ТАТУ
На выставке будут показаны фотографии Сергея Васильева, в 1970–1990-х годах посещавшего места заключения, фиксирующие традицию русской криминальной татуировки во всем ее разнообразии.
Тату нашего времени
ГМИИ им. А.С. Пушкина представит на выставке «Тату» работы бельгийца Вима Дельвуа и итальянца Фабио Виале.
В конце ХХ века мастера татуирования ввели термин «тату-художник», тем самым переведя свои работы из ремесленного измерения в художественное и отвергнув различие между «высоким» элитарным и массовым искусством. Выработав собственный визуальный язык, татуировка постепенно вышла за рамки закрытых систем и стала частью современной культуры.
Выбирая татуировку в качестве одной из художественных техник, Дельвуа и Виале используют широкий спектр заложенных в нее социально-культурных значений и вызываемых ею ассоциаций. Итальянский скульптор Фабио Виале работает с благородным каррарским мрамором. Воспроизводя античные скульптуры, Виале покрывает их белоснежную поверхность рисунками русских криминальных татуировок, а также татуировками в японском стиле.
В экспозиции будут показаны три скульптуры Фабио Виале и двенадцать работ Вима Дельвуа.
Стоимость билетов и часы работы
Постоянная экспозиция. Входной билет в одно здание: Главное здание или Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков:
• 400 рублей – входной билет;
• 200 рублей – льготный билет;
• Бесплатно – дети до 16 лет и другие бесплатные категории (см. ниже).
Постоянная экспозиция. Комплексный входной билет в два здания: Главное здание и Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков:
• 600 рублей – входной билет;
• 300 рублей – льготный билет;
• Бесплатно — дети до 16 лет и другие бесплатные категории (см. ниже).
Бесплатные билеты:
• дети до 16 лет
• инвалиды 1 и 2 групп (граждане РФ и СНГ), посетители на инвалидных колясках
• лица, сопровождающие инвалидов 1 и 2 группы, детей-инвалидов
• студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства, архитектуры и кинематографии, ВУЗов и СУЗов РФ
Официальный сайт Музея — «Купить билет»
(Включая ссылку на полную Инструкцию по покупке билетов на сайте)
Часы работы Главного здания ГМИИ им. Пушкина (ул. Волхонка, 12) и Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (ул. Волхонка, 14):
ВТ, СР, СБ, ВС: с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00
ЧТ, ПТ: с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Справки о работе Музея (автоответчик): +7(495)609-95-20
По всем возникающим вопросам вы можете обратиться, позвонив по телефону Музея +7(495)697-95-78, каждый день с 11:00 до 19:00
Выставка «Тату» в Пушкинском музее: путешествие во времени через 5 экспонатов
3 марта в Пушкинском музее открывается выставка «Тату», посвященная искусству татуировки. Двести произведений прямиком из египетских гробниц и с полинезийских островов покажут, как древнейшая ритуальная практика стала частью современной визуальной культуры. О сложном путешествии во времени рассказываем на примере пяти музейных экспонатов.
Часть культа: ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса
Фото: Михаил Голденков/The City
Знаменитая ложечка из слоновой кости и эбенового дерева – один из самых древних экспонатов тату-истории. Пользовались этим предметом в Древнем Египте еще в XIV веке до нашей эры. Сначала ученые предполагали, что ложечка косметическая – для красок и благовонных масел, теперь же она считается реквизитом ритуальных действий в честь бога Беса. Взгляд на тело девушки-ложки тоже изменился: совсем недавно французские ученые с помощью инфракрасных лучей обнаружили на египетских мумиях идентичные изображения, то есть рисунки на спине в виде папируса и двух антилоп и фигурки бога на бедрах – это татуировки.
Защита от беды: образцы татуировок из Меланезии
Фото: Михаил Голденков/The City
Чарльз Дарвин был уверен, что нет на Земле такого места, где туземцы не делали бы себе татуировки. И доказательством его словам служили многочисленные дневники, которые привозили этнографы из своих далеких экспедиций. Так, зимой 1880 года антрополог Николай Миклухо-Маклай провел несколько дней в деревне на южном побережье Новой Гвинеи. Здесь он много рисовал татуированных местных и даже ставил эксперименты на себе – 11 февраля ему сделали первое тату. Миклухо-Маклай описал этот процесс так: сначала рисунок наносили на кожу палочкой с краской, а затем накалывали. Чаще всего здешние нательные рисунки сообщали о происхождении и социальном статусе, а также защищали того, кто их носит.
Способ заработать: чемодан татуировщика
Фото: Михаил Голденков/The City
Фото: Михаил Голденков/The City
Уже в конце XVII века путешественники, возвращаясь из далеких земель, привозили с собой разрисованных дикарей. Видя, какой интерес вызывают такие живые полотна, американцы обоих полов решили подзаработать – с ног до головы покрывали себя татуировками и отправлялись в дорогу вместе с цирком или передвижной ярмаркой. Нередко к своему экстравагантному виду они добавляли невероятные истории: якобы они были в плену у туземцев, где те им и набили все эти художества. Вместе с ярмарками странствовали и сами татуировщики, которые рекламировали свою работу при помощи различных альбомов, расписных складных ширм и моделей тату-штампов. Вести оседлый образ жизни они стали только в середине XIX века.
Криминальное прошлое: фотопроект Сергея Васильева
Фото: Михаил Голденков/The City
Долгое время в Европе татуировка сигнализировала о положении человека моментально и недвусмысленно: наколками клеймили рабов и преступников. Все изменилось, когда татуировка стала личным выбором ее носителя – способом выделиться из толпы. В начале XIX века тату наводнили и тюремный мир, и европейские улицы. Проникла эта традиция и в российскую криминальную среду: купола и перстни перестали набивать лишь спустя почти два столетия. На выставке представлены фотографии Сергея Васильева, в 1970–1990-х годах он посещал места заключения и снимал преступников.
Выразительное средство: скульптуры Фабио Виале
Фото: Михаил Голденков/The City
Человеческое тело больше не обязательный элемент искусства. Теперь, когда татуировка стала средством выражения художников по всему миру, увидеть ее можно где угодно. Так, итальянский скульптор Фабио Виале соединяет тату-мотивы с формами классического искусства, разрушая привычное восприятие и тех и других. Белоснежные античные скульптуры Виале покрывает рисунками русских криминальных татуировок, а также узорами в японском стиле.
Выставка «Тату»
3 марта – 31 мая
ГМИИ имени А. С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
ул. Волхонка, 14
Билеты: 400 рублей