- Творческие проекты и работы учащихся
- Подробнее о проекте:
- Оглавление
- Введение
- Презентация «татуировка: вред или польза?»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- История татуировки и особенности нательной живописи народов мира
- Характеристики мужских и женских нательных знаков. Изучение обычаев и нравов коренного населения Океании. Техника нанесения сложных и симметричных орнаментов и узоров. Татуирование и рубцевание в доколумбовой Америке. Клеймение преступников и рабов.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- «История татуировки и особенности нательной живописи народов мира»
- Подобные документы
Творческие проекты и работы учащихся
В данном творческом проекте по биологии на тему «Влияние тату и пирсинга на организм» авторка изучает воздействие пирсинга и тату на организм человека, а также устанавливает отношение учащихся образовательного учреждения к данному виду искусства.
Подробнее о проекте:
Авторка творческого проекта по биологии на тему «Влияние тату и пирсинга на организм» изучила вопрос актуальности и безопасности тату и пирсинга в современном мире, оценила риски для здоровья человека, при нанесении чего-либо из вышеперечисленного, а также провела исследование с целью установления причин, по которым люди чаще всего прибегают к этому способу самовыражения.
Оглавление
Введение
1. Искусство пирсинга и тату
1.1. История возникновения пирсинга
1.2. Отношение подростков к тату и пирсингу
2. Пирсинг и тату в современном мире
2.1. Влияние пирсинга и татуировок на организм
2.2. Выявление уровня информированности школьников о влиянии пирсинга и тату на организм
Заключение
Используемая литература и источники
Приложения
Введение
Очевидна, так как подростку необходимо знать о факторах риска здоровья, о последствиях принятого им решения.
Одним из таких факторов следует считать украшение своего тела татуировками и пирсингом, поскольку тема актуальна для нашего времени.
Узнать, как влияют татуировки и пирсинг на организм человека.
- Изучить литературу по данному вопросу.
- Выявить отношение подростков к татуировкам и пирсингу.
- Проанализировать полученные результаты исследований и сделать выводы.
- Оценить риски здоровья человека при нанесении на его тело татуировок и пирсинга.
Я предполагаю, что татуировки и пирсинг не так уж безопасны, если делать их не в сертифицированных заведениях.
Информационно-поисковый, сравнительно-аналитический, наблюдение, анкетирование, анализ полученных результатов.
Сейчас уже ни у кого не вызывают удивления мужчины и женщины с пирсингом языка, бровей, пупка, и других частей тела. Современное общество развивается в бешеном темпе. Нет ничего удивительного в том, что люди предпочитают выразить себя таким способом и обрести гармонию с самим собой.
Слово «тату» появилось благодаря знаменитому мореплавателю Дж. Куку. Он «нашел» его на Полинезийских островах в местном языке. «Тату» в переводе на русский – рисунок.
Татуировки:
Татуировка – закачивание чернил под кожу посредством её накалывания особой иглой. Краска проникает на глубину до 1 мм, задерживаясь в клетках дермы. Всем давно известно, что татуировки не наносят вред человеку. За последние 10 лет индустрия татуажа продвинулась настолько, что набивание тату стало безопасным, без каких-либо последствий для здоровья, при условии, что процедура выполнена у хорошего мастера с надлежащими условиями труда. При несоблюдении гигиены и недостаток опыта у мастера через тату может распространяться множество инфекционных болезней: ВИЧ, гепатит С, сифилис, стафилококк и другие бактериальные инфекции. Опасность представляет и краска, закачиваемая под кожу.
Современные чернила, инертны, то есть не вступают ни в какие дальнейшие химические реакции. Во всём мире они признаны безвредными для человеческого организма и используются повсеместно!
В случае с татуировкой нельзя ставить вопрос столь категорично — может ли нанести вред человеку краска для тату. Нужно понимать, что сам процесс татуировки для кожи клиента — это стресс и травма. Негативное воздействие в данном случае складывается из многих составляющих, среди которых тату краска не является самым опасным. Ради украшения своего тела человек сознательно подвергает себя неестественным нагрузкам.
Но при этом учёные из Алабамы утверждают, что тату улучшает иммунный статус.
Выяснилось, что после первой тату уровень кортизола повышается, а количество иммуноглобулина резко снижается. Но при последующем нанесении рисунков концентрация иммуноглобулина существенно не меняется. Исследователи заключают, что, если первое «набитие» снижает иммунитет, то последующие – укрепляют. Организм татуированных людей быстрее борется с любой инфекцией.
Пирсинг:
Хронические заболевания слизистых и лор-органов – ринит, конъюнктивит, отит, гайморит;
- Выраженные аутоиммунные болезни – склеродермия и красная волчанка;
- Кожные патологии – дерматиты разного происхождения, псориаз;
- Сахарный диабет первого типа (инсулинозависимый);
- Гемофилия у мужчин (нарушение свертываемости крови);
- Тяжелые патологии внутренних органов – пороки сердца, бронхиальная астма, почечная недостаточность, язвенное поражение отделов ЖКТ, онкологические проблемы.
В исследовании принимали участие обучающиеся 9-ых классов МОУ Лицея № 33. Проводилось анкетирование.
Презентация «татуировка: вред или польза?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель работы – изучение влияния татуировок на организм человека
Задачи: Изучить литературу по избранной теме. Узнать историю возникновения татуировок. Выявить влияние татуировки на человеческий организм. Составить анкеты для подростков. Исследовать мнения подростков о татуировках. Провести просветительскую работу среди обучающихся МБОУ «Колыонская СОШ» о вреде татуировок для здоровья, через презентацию на уроках биологии.
Методы и приемы исследования изучение и анализ материалов по данной теме в информационных источниках (биологической и специальной литературе, Интернете); анкетирование обучающихся МБОУ «Колыонская СОШ» ; систематизация материалов.
История татуировки Сегодня очень сложно ответить на вопрос, когда же именно началась история татуировки. Однако доподлинно известно, что впервые человек нанес рисунок на кожу более 60 000 лет назад. При раскопках в Египте была найдена мумия, возраст которой более 4 000 лет, у которой хорошо видны рисунки на коже – тату. Однако существуют факты, подтверждающие, что история возникновения татуировки началась гораздо раньше – еще при первобытном строе.
История татуировки В средние века с помощью нанесения татуировок клеймили воров, убийц и прелюбодеев (если их, конечно, не казнили) для того, чтобы окружающие могли догадаться о том, с каким человеком они имеют дело. Делом чести считалось у людей, побывавших в местах не столь отдалённых, украсить своё тело многочисленными татуировками, которые, знающему их значение, человеку многое могли поведать, и о местах отсидки, и о статье, и о характере и роде «профессиональной деятельности» преступника.
История татуировки Возможно, именно и эта опасная и противозаконная романтика сделала татуировки столь популярными в наши дни. Ведь можно было нанести на своё тело изображение, и выдавать себя за другого, приписывать себе подвиги, которых ты не совершал.
Влияние татуировки на здоровье человека
Положительный эффект Татуировка может быть использована для маскировки следов от введения внутривенных наркотиков в локтевой ямке. Также она занимает важное место в общей медицинской терапии. Ее использование может быть рассмотрено как маскировка для дерматологических заболеваний, а также добавлено в качестве завершающей стадии во многих процедурах пластической хирургии. Кроме того, она используется в качестве показания при лучевой терапии, эндоскопической хирургии и офтальмологических процедурах.
Отрицательное воздействие Всем давно известно, что татуировки наносят вред человеку. За последние 10 лет, почти каждый человек делает себе татуировку. Поэтому ученные решили подробнее остановиться на этой проблеме общества. Изучив все «за» и «против» ученные выяснили, что тату представляет смертельную угрозу для человека, независимо от того какая татуировка (временная или постоянная).
Отрицательное воздействие возникновение болезней печени и крови; возникновение рака; проблемы с репродуктивной системой; врожденные болезни и дефекты у детей; аллергические реакций; раздражения и экземы.
Исследование по изучению знаний обучающихся МБОУ «Колыонская СОШ» о вреде и пользе для здоровья татуировок методы исследования: анкетирование обучающихся МБОУ «Колыонская СОШ» о вреде и пользе для здоровья татуировок по разработанной анкете участники анкетирования: Подростки 9-11 классов МБОУ «Колыонская СОШ» Ижморского муниципального района
Вопросы анкеты Есть ли у вас татуировка? Вредна ли татуировка для здоровья? Как вы относитесь к татуировке? Собираетесь ли вы сделать татуировку в будущем? С какой целью вы собираетесь себе сделать татуировку? Где вы собирайтесь сделать татуировку? Если у ваших родителей татуировка?
Результаты анкетирования Ни у кого из опрошенных подростков не оказалось татуировки. 14% подростков относятся к татуировке положительно, 55% — безразлично и 31% – отрицательно. Это говорит о том, что осуждения этого вида у моих сверстников нет.
Результаты анкетирования О вреде татуировки мнения разделились. 18% считают, что татуировки безопасны для здоровья; 64 % думают, что вредна для здоровья; 18 % — не знают, опасна или безопасна татуировка.
Результаты анкетирования 14% моих сверстников в будущем хотели бы сделать себе татуировку. 59% ответили, что никогда бы не сделал себе татуировку. 27% — пока сомневаются. Если говорить о цели нанесения татуировки, то ни один человек не считает этот поступок способом самовыражения. 36% — сделали бы просто так. И 50% — не знают, почему. Всего лишь у 18% подростков у родителей имеются татуировки.
Заключение В особых случаях нанесение татуировок можно рассматривать с положительной стороны: это использование в общей медицинской терапии. Ее использование может быть рассмотрено как маскировка для дерматологических заболеваний, а также добавлено в качестве завершающей стадии во многих процедурах пластической хирургии. Кроме того, она используется в качестве показания при лучевой терапии, эндоскопической хирургии и офтальмологических процедурах. Однако в большинстве случаев нанесение татуировки сопровождается существенным риском для здоровья человека: возникновение болезней печени и крови, возникновение рака, проблем с репродуктивной системой, а также врожденных болезней и дефектов у детей, аллергические реакций, раздражения и экзем.
ОТВЕТЬТЕ САМИ СЕБЕ Как говаривал один из киногероев, главная часть любого оружия — голова его владельца. Наколоть можно все, что угодно и где угодно — только не забудьте задать себе вначале вопрос «А зачем?».
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Наверное, мало найдётся людей, которые хоть раз в жизни не подумали бы о возможности взять пример с друзей, коллег или знаменитостей и сделать себе какую-нибудь, хоть самую маленькую татуировку. Кто-то смело пошел в салон и воплотил идею в жизнь, других перспектива ходить помеченным до конца жизни испугала и не дала решиться на необычный поступок.
Сегодня татуировка на теле юноши или девушки никого не удивляет и не ввергает в шок, наоборот интригует и привлекает внимание окружающих. Стало модным наносить на своё тело различные изображения, значения которых не всегда известны их «носителям». Практически, на каждом углу специализированные салоны приглашают нанести рисунок на своё тело и стать ярким, броским оригинальным, выделиться из толпы. Сейчас татуировки являются обычным делом для всех возрастов и обоих полов.
Номер материала: 521797
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
История татуировки и особенности нательной живописи народов мира
Характеристики мужских и женских нательных знаков. Изучение обычаев и нравов коренного населения Океании. Техника нанесения сложных и симметричных орнаментов и узоров. Татуирование и рубцевание в доколумбовой Америке. Клеймение преступников и рабов.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.11.2014 |
Размер файла | 5,3 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра музеологии и истории культуры
Реферат по дисциплине: История культуры
«История татуировки и особенности нательной живописи народов мира»
Выполнил: студент 1 курса
Приняла: доцент кафедры
История создания татуировок
Татуировки разных народов
Красители и пигменты
Иллюстрации татуировок разных народов
Татуировка (тату, татуаж, англ. tattoo) — процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело, методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента. Как правило, татуировка и ее вид определяются самим заказчиком, либо условиями быта и социума. Татуировка носит характерные отличительные черты, подразделяясь на виды, стили и способы изготовления. Относится к декоративным модификациям тела.
Особенно это относится к развитию различных форм искусства, и в частности — к искусству украшения человека [2.S. 146-165]. Ведь нелепо было бы думать, что в прошлом одежда существовала только для защиты от дождя, снега, ветра. Разнообразие костюмов даже в рамках одной какой-либо немногочисленной народности свидетельствует о стремлении человека посредством одежды привлечь к себе внимание, выделиться или другими словами — украсить себя.
И как это ни парадоксально, но одним из элементов искусства украшения является древний обычай раскрашивать свое тело различными способами — обычай, который тесно связан с появлением одежды. И один из способов — татуирование тела.
Проникнуть в тайну татуировки, впрочем, как и в другие тайны человеческой цивилизации, помогает история — великая наука, дающая нам в полной мере осознать кто мы, почему мы такие, какие причины лежат в основе наших привычек, традиций и поступков.
История создания татуировок
Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 4000 лет. [5. S. 150—155]. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Однако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.
Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода.
Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти,- и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник. Не так давно в Альпах был обнаружен «Ози» — человек Бронзового Века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 000 лет, на теле которого отчетливо видны следы татуировок. Татуировки обозначали принадлежность к определенному племени.
Другой пример весьма впечатляющих татуировок обнаружен археологами в России на плато Укок в горах Алтая. В замерзших могилах, отнесенных учеными к IV веку до н.э., обнаружены тела «Вождя», «Воина» и «Принцессы». На каждое тело нанесены характерные татуировки, являвшиеся, по всей видимости, признаками сословного различия. Например, на правом плече «Воина» изображена невероятно зрелищная сцена оленьей охоты. А вот орнаментный круг, нанесенный на спину «Вождя», по сей день является для историков сложной головоломкой. В книге исследователя в области истории татуировок Стива Гилберта приводятся данные о том, что в настоящее время представители некоторых этнических групп Сибири используют похожие татуировки даже в качестве болеутоляющего средства. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, жители Океании. Именно племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти.
Татуировки разных народов
Татуировки народов Африки: Колыбелью нательной живописи с полным правом можно считать Африку, где практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Немаловажную роль в развитии этого искусства сыграли климатические условия, благодаря которым люди имеют возможность демонстрировать свое тело круглый год, Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг.
Тело украшали с различными целями, в том числе с декоративной. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). При нанесении татуировок важную роль играли их местоположение, интенсивность окраски, размеры и цвет. Последние нередко были особенными для каждого племени или семейства. Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам. Так, например, в ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой.
Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем ли, есть ли дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина. Как уже было сказано, немаловажное значение имело местоположение нательного знака. Рубцы наносили на все части тела: на грудь, спину, руки и ноги.
Например, в роду Убанги-бан-да было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами. Одно и то же местоположение знака у разных племен имело различное значение. Например, женщины яунде делали на бедрах рубцы. А вот у соседствующих с ними жителей подобное считалось неприличным. В некоторых африканских племенах рубцы наносили маленьким детям. Для этого их щеки смазывали смесью из трав, золы и селитры и втирали ее. После заживления ран на коже образовывались грубые рубцы. Обычай нанесения рубцов детям и подросткам очень древний.
Например, чтобы юноша смог вступить в круг мужчин, необходимо было сделать на коже определенный рубец. Процедура нанесения была очень болезненной, но обязательной, так как считалось, что после нее мужчине легче будет справиться с жизненными трудностями. У большинства африканских племен до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью. В связи с тем что татуирование (или рубцевание) занимало столь важное место в жизни племен, процесс нанесения нательных знаков относился к разряду сложных обрядов, в таинство которых посвящались только избранные. Традиции татуирования и рубцевания строго соблюдались, обряд выполнялся в основном представителями старшего поколения.
Татуировки жителей Океании: Обширный материал об обычаях и нравах коренного населения Океании, Юго-Восточной Азии и Австралии собрал во время своего путешествия российский путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай.
В своих работах он немало внимания уделил татуировкам аборигенов, сделал несколько зарисовок местных узоров. Н. Н. Миклухо-Маклай отметил, что местные жители использовали как рубцевание, так и татуирование, особенно цветное.
Последнее пользовалось большой популярностью, так как особая техника нанесения позволяла создавать тонкие линии, сложные и симметричные орнаменты. Нательные рисунки делали как мужчины, так женщины. Они покрывали ими почти все части тела от головы до ног.
Некоторые женщины татуировали только лицо, грудь, плечи или живот. Соплеменники благородного происхождения и их ближайшие родственники имели самые красивые и большие наколки. Нательные узоры выполняли в основном информативную функцию (указывали на социальный статус), иногда культовую.
По верованиям аборигенов, того, кто отказывался делать татуировку при жизни, после смерти ждало страшное наказание. Обряд нанесения татуировок почитался как священный, поэтому занимались этим делом в основном жрецы, пользовавшиеся всеобщим уважением. Для каждого жреца выстраивали специальное жилище, в котором было несколько комнат для клиентов.
В течение всего времени нанесения татуировок вокруг дома продолжалось песнопение местных жителей, прославлявших жреца и его работу. В качестве инструментов аборигены использовали шипы растений, острые рыбные костя и ракушки.
a) О большой социальной значимости татуировок жителей островов Тихого океана можно судить по племенам Индонезии и Полинезии. Практически все важные события в жизни, от рождения до смерти, связаны у них с татуированием. У коренного населения это искусство передавалось из поколения в поколение и достигло высокого мастерства. Люди щедро украшали свое тело великолепными орнаментами по каждому важному поводу.
Поэтому по нательным рисункам легко можно прочитать всю биографию обладателя тату. Техника нанесения тату у полинезийцев очень интересна. Мастера сначала намечают на коже контур рисунка. Затем по указанным линиям вкалывают краску, приготовленную из миндаля и семян деревьев. В качестве инструмента используют прикрепленный к палочке зуб акулы или острый резец, изготовленный из ракушек или черепашьего панциря.
После нанесения татуировки участок кожи смазывают маслом, кровоостанавливающими средствами, посыпают древесным углем. Чтобы заживление происходило быстрее, клиентам назначают специальную диету. Так как процедура нанесения тату очень длительная, то клиентам порой приходится жить в доме мастеров по несколько недель.
b) У представителей новозеландского племени майори принято делать на лице маскообразную татуировку — моко, которая обозначает племенную принадлежность, статус, сообщает о личных достоинствах и т. п. Она настолько индивидуальна, что во время продаж своих земель англичанам майори использовали ее точную копию в качестве личной подписи для купчих и даже вместо отпечатков пальцев. У майори самые красивые и сложные маски наносились родовитым представителям племени. Человек, не имеющий на лице моко, назывался пустым лицом. Он находился в положении раба, так как был лишен всех прав.
Кроме этого, маски служили боевой раскраской и показателем доблести мужчины. По традициям майори погибшему воину, имеющему моко, оказывали высшую почесть — отрезали голову и хранили ее как главную ценность племени. Не разрисованные трупы воинов оставляли непогребенными. Моко представляет собой довольно сложный орнамент, образованный многочисленными узорами. Техника нанесения довольно своеобразна и напоминает работу резчиков по дереву: с помощью специального приспособления, напоминающего долото, на коже лица делаются надрезы.
Орнамент для классических моко образуется из традиционного набора узоров, каждый из которых наносится на определенную область лица. Рисунок составляется из спиралей, волн, лент и меандров, чаще всего он симметричен.
Так, например, на лбу рисуют лучеобразно расходящиеся линии (тивхана), которые начинаются от переносицы, проходят над бровями и опускаются к ушам. Нос и щеки украшают спиралями (ререпи и понги-анга), подбородок — спиральными линиями (пу-кауваэ), область от подбородка до ноздрей — параллельными закругленными линиями (ререпехи).
Рисунок, расположенный в верхней части лба, называется пухоро, в нижней — тити. Татуирование иголками выполняли на других частях тела (бедрах, ягодицах). В качестве узоров использовались спирали и ломаные линии. Область нанесения наколок у майори ограниченна. Так, например, мужчинам нательные орнаменты делали только на лице, а также от пояса до колен, женщинам — только на лице.
В некоторых случаях мужчины делали наколки на груди, запястье и даже на языке и интимных местах. Женщины майори также не представляли жизни без татуировки. По их представлениям, только линии на губе могут спасти от надвигающейся старости, а значит, от увядания красоты. Поэтому даже самая прекрасная внешне новозеландка, не имеющая линий в уголках рта, рискует остаться без спутника жизни.
Татуировки жителей западной Европы: В Америке доколумбовой эпохи татуирование и рубцевание было неотъемлемой частью жизни, о чем свидетельствуют письменные источники и археологические находки (скульптуры, глиняные фигурки). Ярким примером могут служить необычные татуировки майя.
Когда в 1519 году испанцы высадились на побережье Америки и увидели местных воинов, то были ошеломлены их внешним видом: необычными головными уборами и одеждой, украшенными нефритовыми пластинками и перьями, удивительными прическами, ужасными нательными орнаментами и рубцами.
Так как европейцы еще не были знакомы с татуировкой, то они решили, что она каким-то образом связана с дьяволом. Впоследствии испанцы фиксировали в своих отчетах, что дикари не только поклоняются своим ужасным богам, но и наносят на свои тела их изображения, которые не смываются. Европейцы приходили в ужас от столь «поражающего воображения варварства» и находили подобные росписи омерзительными.
Однако у местного населения татуирование тела было явлением вполне обычным. Нательные изображения наносились с религиозными целями: в честь богов индейцы приносили жертвы и делали татуировки. У майя имелось даже божество татуирования по имени Акат, которое также считалось духом жизни и отвечало за рост и развитие растений. У отважных воинов было принято после очередной победы делать на теле новую наколку. Поэтому у самых смелых, а также старых и опытных воинов тело было сплошь испещрено замысловатыми узорами.
Согласно историческим источникам, майя делали татуировку и рубцевание путем процарапывания и прорезания предварительно окрашенной кожи. В раны втирали приготовленные особым образом составы на основе глины. В результате после заживления на коже появлялись рубцы, образующие различные геометрические и символические орнаменты. Наибольшее распространение шрамирование и татуирование получило среди мужского населения.
Рубцы и татуировки служили предметом гордости, показателем храбрости и доблести мужчины. Юноши до свадьбы делали себе небольшие татуировки. Не имеющие татуировки подвергались осмеянию, так как ее отсутствие считалось постыдным. Женщины также делали себе татуировку. Они наносили ее на область от шеи до пояса, кроме груди (из-за кормления). У них нательные узоры отличались особой красотой и изяществом.
Татуировки народов восточной Европы и России: История татуировок у славянских народов насчитывает несколько тысячелетий, первые упоминания о них встречаются уже у римских историков III века н. э. У праславянские племен татуировка существовала уже в эпоху неолита. Для ее нанесения применяли специальные глиняные печати — питандеры. На прессы наносились элементы ромбомеандрового орнамента. Этими узорами покрывали все тело. Рисунку татуировок славяне придавали магическое значение — он играл важную роль в ритуалах культа плодородия. Татуировки женщин считались оберегами домашнего очага.
Некоторые рисунки использовались как защита от болезней, злых духов. Татуировки могли указывать на принадлежность человека к определенному роду или племени.
У сербов и поляков наибольшее распространение получили растительные мотивы татуировок, часто встречались символические изображения солнца. Воины наносили растительный орнамент на руки.
Эти татуировки были обнаружены в конце XIX века австрийскими учеными Леопольдом Глюком и Чиро Трухелкой. Следует отметить, что у восточных и западных славян было много общего в мотивах татуировок и местах их расположения.
Обычай запорожских казаков сбривать волосы на голове и покрывать тело татуировками ведет свое происхождение от древних языческих традиций.
К моменту образования Киевской Руси татуировки русичей практически утратили свое магическое значение, оставшись лишь знаками принадлежности к роду или социальной группе. В дальнейшем развитие татуировки шло в двух направлениях: с одной стороны, это были клейма преступников, с другой — гербовые знаки у бояр, князей и других представителей знати [3.S 9-12].
Позже, по мере развития и укрепления армии, стали появляться татуировки армейские, как знак принадлежности к определенному полку или роду войск. Скифские и родственные им племена широко использовали татуировки в ритуальных целях, а также для указания социального статуса человека.
В 1948 году во время археологических раскопок в Пазырыкских курганах было обнаружено погребение вождя родственного скифам алтайского племени саков, обитавшего в Северном Причерноморье. Тело вождя было покрыто татуировкой, в которой преобладали анималистические мотивы. Одна из татуировок изображала грифона с длинным хвостом. Рисунок начинался на передней части тела, проходил под левой рукой и заканчивался над левой лопаткой.
На правой руке и правой ноге также имелись рисунки с животными мотивами: изображения кулана или осла, горного барана, фантастических зверей. Татуировка на левой руке представляла собой три отдельных рисунка: двух прыгающих оленей и барана.
На правой ноге на наружной стороне голени была изображена крупная рыба, на стопе — чудовище с клыками, рогами и тремя птичьими головами. В 1993 году на Алтае было обнаружено мумифицированное тело молодой женщины, руки которой от плеч до кистей покрывала татуировка. Имелись рисунки и на фалангах некоторых пальцев.
Подобные татуировки, по мнению исследователей, накалывали острым предметом. В качестве красителя использовали, предположительно, сажу. Фантастические мотивы татуировок свидетельствуют об их магическом смысле и связаны с культом шаманизма, который сохраняется у алтайских и других восточно-европейских народов по сей день.
Татуировки у эскимосских народов Сибири имеют очень древнюю историю и общие корни, что можно заключить из повторяющихся мотивов в рисунках. Татуирование у сибирских народов было широко распространено вплоть до 30-х годов XX века, на протяжении нескольких столетий оно не претерпело почти никаких изменений.
Встречались преимущественно примитивные рисунки: прямые линии, схематичные изображения человека и животных. Наиболее распространенными элементами орнамента были прямые и дугообразные линии, круги, спирали, эллипсы, лопатки, трезубцы, скребки. Очень популярна была, особенно у приморских народов, фигура в форме буквы «У», так как по форме она напоминала хвост кита — животного, дававшего средства к существованию целым селениям.
У мужчин такая татуировка располагалась в уголках рта, у женщин — на руках или щеках. Способ нанесения татуировок у эскимосских племен был довольно оригинальным: игла с закрепленной на ней окрашенной нитью вводилась под кожу и продергивалась под ней. Красителем чаще всего служила сажа. Подобная техника не позволяла выполнять слишком мелкие или сложные рисунки, однако давала возможность за короткое время нанести татуировку на большой участок кожи.
Татуировки мужчин были гораздо проще, чем у женщин, и состояли в основном из простейших элементов. Рисунки наносились на щеки, в уголки рта, на виски, на лоб. Женские татуировки отличались большим разнообразием и сложностью.
Параллельные вертикальные линии часто наносились на подбородок, лоб и переносицу. На щеках выполнялся сложный узор из разнообразных элементов. Татуировками украшали и тыльную поверхность кистей рук, запястья, нижнюю часть предплечья; при этом рисунки на руках могли быть как одинаковыми, так и слегка различными.
Татуировки у ханты и манси, а также некоторых тунгусских племен имели свои особенности. До сих пор неизвестен смысл их орнаментов, однако существует мнение, что процесс татуирования у этих народов был преимущественно женским делом, хотя рисунки имелись у представителей обоих полов.
Мужские татуировки обозначали, вероятно, принадлежность к роду или семье, орнаменты у женщин изображали зверей и птиц.
Татуировки жителей Японии: В Японии, которая считается второй родиной Татуировки, это искусство называется «ирэдзуми» и насчитывает не одно столетие. Об этом свидетельствуют обнаруженные в могилах V века терракотовые фигурки ханива, покрытые замысловатыми узорами [1. S. 477—489]. Об ирэдзуми есть упоминания и в литературных источниках — первых рукописных памятниках, в том числе в «Кодзики». В них, в частности, говорится о том, что влюбленные выкалывали себе имена любимых вместе с иероглифом «иноти» («жизнь»), что значило «любовь до гроба».
Приверженцы буддийской веры наносили на кожу обращенные к Будде молитвы. Считается, что искусство татуировки японцы заимствовали у соседствующего с ними племени айнов, проживающего на Японском архипелаге. Значения японских татуировок не отличалось разнообразием. В древних китайских хрониках упоминается о жителях страны Ва (Япония), украшавших себя татуировками, указывающими на их социальное положение.
Нередко нательные орнаменты наносили с декоративной целью. Спустя несколько столетий (в У1-УП веках) татуировка приобрела негативный смысл. Ее стали использовать для клеймения преступников, а также людей из касты неприкасаемых, деятельность которых с буддийской точки зрения считалась преступной, — палачей, могильщиков, мясников. Последним на предплечье ставили крест или линию.
Преступникам делали на лбу татуировки в виде иероглифа «собака», на правой руке — двойное кольцо, на левом плече — круг. В каждой местности было свое клеймо, поэтому легко было узнать, где именно человек совершил преступление. В Японии обладатель позорного клейма становился объектом народного гонения, что было тяжелейшим и унизительнейшим наказанием. Поэтому преступники старались как можно быстрее избавиться от этого знака.
Мастера наносили рядом с клеймом новые линии, сливая их в один новый, более сложный маскирующий орнамент. По одной версии, именно это время можно считать началом зарождения тату-искусства. Татуировщикам той эпохи приходилось проявлять особое мастерство, чтобы позорное клеймо потерялось на фоне общего рисунка.
В Средние века в Японии на ирэдзуми был наложен запрет, Связано это было с тем, что в то время население строго делилось на сословия: самураи, мастеровые, крестьяне и т. д.
Для каждого сословия были строго определены свои допустимые виды жилья, одежды, прически, развлечений и т. п. Нарушение предписаний преследовалось законом. А так как нательные рисунки не входили в установленные рамки, то они попадали под официальный запрет. Тем не менее искусство украшения тела не исчезло совсем.
К концу XVII века татуировки пользовались большой популярностью у представителей низших слоев общества — актеров, пожарных, профессиональных игроков, торговцев, поденных рабочих, гейш, якудзы. У последних орнаменты ирэдзуми стали своего рода опознавательным знаком, поэтому в течение долгого времени татуированных обходили стороной. Из-за запрета людям приходилось скрывать нательные рисунки.
В результате японская татуировка приобрела новую особенность. Тату наносили таким образом, чтобы оно не было видно из-под одежды, характерной для каждого сословия. Ирэдзуми наносили на все тело, кроме открытых частей рук, ног и средней части груди.
Новая волна увлечения ирэдзуми приходится на вторую половину XVIII века. Именно в это время в Японии стал очень популярен переведенный с китайского языка роман «Суйкодэн» о приключениях воинов, объединившихся в разбойничью шайку и боровшихся за справедливость. Изображенные на иллюстрациях благородные разбойники были роскошно татуированы.
Начало XIX века ознаменовано зарождением буржуазии, Любимым развлечением представителей этого класса было посещение увеселительных кварталов и театра кабуки.
Пристрастия известных актеров и куртизанок, больших почитателей ирэдзуми, не могли не повлиять на других людей. Популярность татуировки росла, и правительство было вынуждено ослабить запреты. Однако к концу XIX века запреты вновь ужесточили, так как, по мнению правительства, иностранцев мог шокировать вид разрисованных местных жителей.
Это создало бы неверные представления о стране. Но совершенно неожиданно представители других стран заинтересовались этим древним искусством. Так как запреты касались только японцев, у мастеров не было отбоя от клиентов: заезжих моряков, путешественников, коммерсантов. Коснулось увлечение самобытным японским искусством и высокопоставленных особ, среди которых были герцог Иоркский (будущий английский король Георг V) и цесаревич Николай Александрович Романов (будущий российский император Николай II), вернувшийся домой с образцом творчества знаменитого мастера Хорите.
Несмотря на большую популярность во всем мире японского стиля, у себя на родине это древнее искусство постепенно приходило в упадок. Даже окончательное снятие запрета после Второй мировой войны не помогло полностью восстановить ирэдзуми.
Были утрачены многие секреты древних мастеров, на смену им пришли новые технологии. Их использование, однако, не позволяло во всей красе воспроизводить многоцветные татуировки. Тем не менее в наше время японская татуировка, отличающаяся красочностью, объемностью, глубиной и стойкостью цвета, по-прежнему пользуется большой популярностью. Ее даже считают отдельным направлением тату-искусства.
А так как первоначальное значение многих символических изображений утрачено, то большинство рисунков наносится с чисто декоративной целью. Что касается сюжетов и мотивов ирэдзуми, то следует сказать, что практически с самого своего появления японские татуировки несли определенную информацию.
Например, в древности нательный орнамент говорил о социальной принадлежности обладателя тату. Позднее стали встречаться любовные и религиозные татуировки.
Первые чаще всего делались в знак вечной любви и преданности. Религиозные татуировки носили приверженцы буддийской веры. Это были изображения Будды, святых буддийского пантеона, чаще всего богини милосердия Каннон. Нередко мужчины создавали на своем теле целые картины на религиозные сюжеты: легендарные короли-защитники Нио, священные стражи ада Фудо, изображение которых должно было отпугивать злых духов.
Однако самой большой популярностью всегда пользовались татуировки с растительными орнаментами, а также образы животных и изображения на мифические темы.
Среди татуировок с цветочным орнаментом наиболее часто встречались изображения любимых японских растений: цветка пиона, символизирующего здоровье и благосостояние, хризантемы — стойкость и решительность, цветущей сакуры — быстротечность, иллюзорность жизни. Из животных наибольшее предпочтение клиенты отдавали изображениям черепах, тигров, карпов, змей, драконов, являвшихся символами мужественности, мудрости, настойчивости, долголетия и силы. Взаимодействие с западной культурой не могло не отразиться на тематике ирэдзуми.
Однако следует сказать, что тюремная тематика, впрочем, как и любая другая, несущая заряд агрессивности, у японцев не прижилась, даже в среде мафиози-якудза.
Стоит добавить, что японцы не используют иероглифы, хотя так ошибочно считают некоторые западные мастера, далекие от глубокого познания восточной философии в целом и японского мировоззрения в частности. Пожалуй, главная особенность японской школы нательной живописи заключается в том, что жители Страны восходящего солнца всегда предпочитали делать на своих телах масштабные сюжетные картины или орнаменты, покрывающие практически все тело. Японцы не используют отдельные рисунки и надписи, считая, что только единое изображение не мешает восприятию. З
а многовековую историю в Японии сложилась своя техника нанесения татуировки. У японских мастеров имеется целый набор татуировочных инструментов, которые называются «хари». Набор включает в себя до 15 приспособлений, состоящих из закрепленных в деревянной ручке пучков стальных иголок (от 2 до 10 штук). Каждый из них предназначается для определенных работ.
орнамент узор татуирование нательный
Постоянная: Наносится под кожу с помощью одной или нескольких игл. При правильном нанесении и использовании качественного пигмента такая татуировка никогда полностью не выцветает и остаётся до конца жизни.
Временная или «менди«: Фактически не имеет отношения к татуировке. Временное тату — это рисунок, нанесённый на кожу хной с помощью кисти, деревянной или металлической палочки. Может быть от розового до тёмно-коричневого цвета, в зависимости от состава красящего пигмента и типа кожи. Полностью исчезает за 2-4 недели. Распространено на Востоке, в Индии и Северной Африке.
Косметическая: Татуировки часто используют в косметических целях для ликвидации различных пятен или для нанесения макияжа на лицо — так называемый перманентный макияж или татуаж.
Перманентный макияж губ, в силу того, что наносится на слизистую, которая тоньше обычной кожи, имеет высокую подверженность к выгоранию. Перманентный макияж рассчитан на срок от 3 до 5 лет.
Красители и пигменты
Издревле основными красителями являлись минеральные соединения, добываемые из природных ресурсов. В частности, в практике татуирования применялись охра, сажа, каменный уголь, редко киноварь, нередко использовались смеси компонентов. Подробнее см. Орнамент, Пазырыкская культура, маори.
Средние века с изобретением пороха (дымный порох на основе угля) содействовали появлению тату с применением пороховой смеси, вводимой под кожу. Химическая промышленность современности производит полный спектр синтетических красителей, в частности, для индустрии тату созданы отдельные условия, лаборатории.
Именно на основе данных качественного тестирования и лабораторных проб, мастера тату настаивают использовать в татуировке салонные и качественные условия, гарантируя безопасность клиента.
И категорически против непрофессионального использования некачественных, непроверенных материалов, не дающих гарантий безопасности.
Именно поэтому красители и пигменты, используемые в татуировке, гипоалергенны, долговечны и стойки (в плане цвета) [6. S. 35].
Иллюстрации татуировок разных народов
Татуировки племени маори
Татуировки африканских племен
Татуировка принадлежит к числу наиболее древних искусств. Она не исчезла, несмотря на многовековую критику и осуждение со стороны различных институтов, в большей или меньшей степени воплощающих общественное мнение.
Очевидно, есть серьезные аргументы, благодаря которым это явление не только выдержало испытание временем, но и прошло процесс изменения, приспособившись к потребностям и вкусам практически всех слоев общества.
Это доказывает, что татуировка является чем-то более значительным, нежели проявлением атавизма.
Тем более она не является исключительно меткой «преступности», поскольку, как свидетельствует история, татуировку наносили на свое тело не только преступники. Да и зародилась она в глубокой древности совсем не для того, чтобы кого-то заклеймить.
По мнению исследователей, татуировка возникла семь тысяч лет тому назад и цель ее нанесения на кожу человека за это время не изменилась: с помощью знаков, надписей, сложных композиций на коже создается определенное визуальное высказывание. Рисунок накалывается либо выцарапывается, в образовавшиеся ранки вводится краситель.
Для каких целей использовалась татуировка в те и более близкие к нам времена? Прежде всего надо отметить, что на протяжении столетий татуировка не только использовалась с целью украшения тела либо в качестве элемента устрашения, но выполняла и существенную общественную функцию, подчеркивая принадлежность к профессиональной, религиозной, преступной группе либо к какому-то племени.
Татуировка служила и для убедительного выражения престижа, общественного положения и для того, чтобы увековечить героические поступки.
Так сложилось, что с момента своего возникновения татуировка может носить религиозный, косметический, эротический, эстетический и магический характер, что использовалось во время различных обрядов, целью которых было ввести молодого человека в число полноправных членов племени, а также применяется для терапевтических целей. Как утверждают психологи, исследовавшие эту проблему, татуировка дает некоторым людям шанс почувствовать себя иными, неповторимыми в безликой толпе.
1. Мещеряков А. Н. Татуировки: Хризантемы, драконы и молитвы // Мещеряков А. Н. Книга японских символов. Москва. 2003.
2. Бобринская E. A. Футуристический «грим» // Вестник истории, литературы, искусства / Отделение историко-философских наук РАН — Москва.: Собрание; Наука, 2005.
3. Плуцер-Сарно А.Ю. Язык тела и политика: Символика воровских татуировок // Татуировки заключенных: Альбом. Санкт-Петербург.: Лимбус-пресс, 2001.
4. Гальперина Г.А. Язык татуировок: как читать рисунки на теле. Издательство: Центрполиграф. Москва. 2007г.
5. Погадаев, Виктор. Тату охотников за головами — Восточная коллекция, Москва, № 3, 2003г.
6. Журнал «Ваш досуг», г. Москва, 8-15 сентября 1999 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Нательные рисунки с использованием красящих веществ, вводимых под кожу, история появления и нанесения, их виды и систематизация. Развитие нательной символики и блатные законы татуировки. Характеристика и значение наиболее часто встречающихся татуировок.
творческая работа [467,4 K], добавлен 27.05.2009
Расцвет стиля рококо в европейских странах в XV в. Изучение сути нового стиля — сплетения, нагромождения причудливых узоров из цветов, листьев, ангелов. Создание модных мужских и женских костюмов. Использование в прическах накладных волос — шиньонов.
презентация [1,2 M], добавлен 15.12.2013
Как играют свадьбы в разных странах мира. Описание особенностей обрядов и традиций, сопровождающих брачную церемонию во многих странах мира. Традиции бракосочетания в России. Отголоски стародавних обычаев в современных обрядах брачной церемонии.
статья [12,9 K], добавлен 11.11.2010
Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.
дипломная работа [2,3 M], добавлен 25.05.2015
Исследование культура быта бурятского этноса, коренного населения Сибири. Основные виды хозяйственной деятельности бурят. Анализ представлений бурят о пространстве, его отражение в фольклоре, сказке. Описания традиционных праздников, обычаев и обрядов.
статья [33,7 K], добавлен 20.08.2013