Татуировка как искусство выставка

Выставка Тату в Пушкинском

Выставка «Тату». ГМИИ им. А.С. Пушкина, 3 марта – 31 мая 2020 г.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с парижским Le Musee du Quai Branly Jacques Chirac создали выставочный проект «Tату» (Un Tatouage) посвященный искусству татуировки. Кураторы выставки Анн и Жюльен (HEY! Modern Art and Pop Culture) – знатоки истории татуировки. Они исследуют явления массовой, элитарной, маргинальной культур и их взаимовлияния, создавая различные проекты этой тематики.

Выставка-исследование, отражающая 3000-летнюю историю тату, знакомит с многообразием ее форм и функций и значением татуировки в современной культуре. В экспозиции примерно 200 значимых произведений, хронологически и географически раскрывающих историю этого феномена. Ранее выставку успешно представляли в разных музеях мира: Le Musee du Quai Branly, Royal Ontario Museum, The Field Museum of Natural History, The Natural History Museum of Los Angeles, Kaohsiung Museum of Art. Московский проект дополнят экспонатами декоративно-прикладного и изобразительного искусства из российских музеев и частных коллекций.

Экспозиция рассказывает об этапах развития татуировки в разных регионах мира на примере различных материалов: от предметов традиционного искусства до произведений современных художников. Работы известных тату-мастеров демонстрируются на объемных силиконовых моделях – слепках с частей тела реальных людей, созданных специально для выставки. Художники, выполнивших проекты татуировок – одни из самых признанных мастеров со всего мира. Это Филип Лю (Filip Leu), Хенк Шиффмахер (Henk Schiffmacher), Джек Руди (Jack Rudy), Гай Атчисон (Guy Aitchison), Алекс Бинни (Alex Binnie), Доктор Лакра, (Dr Lakra Jeronimo Lopez Ramirez), Пол Бут, (Poul Booth), Хориёси III, (Horiyoshi III) Лео Сулуэта (Leo Zulueta) и другие.

Читайте также:  Тату для имя татьяна

Археологические находки подтверждают, что обычай нанесения татуировки очень древний. Пример тому – древнеегипетская ложечка в форме плывущей девушки с цветком лотоса периода Нового царства (XIV век до н.э.) с татуировкой на бедрах в виде фигурки бога Бэса (защитника от злых сил, покровителя рожениц, женской красоты, семейного уюта).

Особый раздел выставки посвящен татуировке коренных народов Океании. Традиционно, на протяжении столетий, вплоть до прихода европейцев в середине XIX века, техника татуировки отличалась невероятной сложностью содержания и формы. Современная стилистика татуировки на Маркизских островах представлена работами российского мастера из Санкт-Петербурга Дмитрия Бабахина, занимающегося изучением и исторической реконструкцией культурной традиции искусстве татуировки в Океании.

Очень специфично татуировка развивалась в Японии. У женщин проживающего на Хоккайдо народа айну, были татуировки, напоминающие ленты, вокруг губ, на предплечьях и тыльной стороне кисти. Они служили элементом обряда инициаци. Эта традиция достигла своего расцвета в Японии в период Эдо (1603–1868). В XVII веке с татуировками было много мужчин, работавших с обнаженным торсом: строители, рыбаки и т.п. Кроме того, в период Эдо татуировку, покрывающую большие участки кожи, использовали для наказания преступников: им татуировали лицо, руки и видимые части тела. Для элиты же, например, воинов, рисунки на теле считали недостойным украшением. Но уже в начале XIX века в Японии появились профессиональные татуировщики, создающие «рисунки», целиком покрывающие тело.

Феномену татуировки в Европе и Америке также посвящены несколько разделов. В Древней Греции и Древнем Риме татуировками клеймили поверженных врагов, рабов, гладиаторов и ранних христиан. Вместе с тем, в античной ойкумене проживали народности, для которых татуировка имела противоположное значение. Пикты – античные поселенцы севера Шотландии были столь же непонятны своим современникам, как и современным ученым. Ирландцы называли их «людьми узоров» Они разговаривали на своем особом языке, разрисовывали и татуировали себя диковинными изображениями. У кельтов и бриттов, татуировка являлась знаком отличия и высокого происхождения.

Читайте также:  Демон они самурай тату

Колонизация далеких земель «инициировала два параллельных процесса. Участники долгих морских плаваний, знакомясь с татуировками туземцев, наносили себе подобные. А возглавляющие экспедиции, изучали нательные рисунки, как этнографическую диковинку, делали зарисовки и описания. Уже с конца XVII века европейские путешественники привозили из дальних стран татуированных «дикарей» для показа публике.

У всех племен североамериканских индейцев, от инуитов (этническая группа коренных народов Северной Америки, проживающая на северных территориях Канады), до племен народности кри (на севере США и в Канаде) татуировка была обязательным «элементом облика». Но с завершением колонизации, благодаря морякам, солдатам и артистам цирковых балаганов, «формат» татуирования стал следовать европейским образцам.

Первые тату-салоны в открылись Нью-Йорке, в 1870-х годах. В 1891 году была запатентована электрическая татуировочная машинка, способствующая развитию «американской» стилистики тату. В 1960-х годах возникает новая формация тату-художников, зачастую, с художественным образованием, представляющих татуировку как искусство. И новый «слой» заказчиков – бунтующая молодежь. Начинается время возрождения татуировки и ее постепенного ухода из среды маргинальной культуры.

В России татуировка также долгое время развивалась в рамках закрытых сообществ, и наибольшее распространение получала в криминальной среде. К концу XX века наличие подобной татуировки постепенно сошло на нет. На выставке покажут фотографии, фиксирующие традицию русской криминальной татуировки во всем ее разнообразии. Их автор Сергей Васильев, в 1970-1990-х годах, неоднократно посещал места заключения.

Искусство татуировки проделало долгий путь от статуса явления маргинального, связанного с субкультурой, до сегодняшнего положения в обществе, соизмеримого с модой, дизайном и изобразительным искусством. В конце ХХ века татуировка выработала собственный визуальный язык и в обиходе появился термин «тату-художник». Некоторые современные художники успешно используют «образный язык» татуировки в художественной практике. На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено 12 работ бельгийца Вима Дельвуа (Wim Delvoye) и 3 скульптуры итальянца Фабио Виале. (Fabio Viale). Применяя татуировку как одну из художественных техник, Дельвуа и Виале визуализируют «широкий спектр заложенных в нее социально-культурных значений и вызываемых ею ассоциаций».

Кураторы выставки «Тату» в ГМИИ им. А.С. Пушкина: Варвара Шкерменева, заместитель заведующего отделом организации выставок, Александра Савенкова, ведущий специалист по экспозиционно-выставочной деятельности.

«Тату» – выставка в московском Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Начнем с того, что мы уже рассказывали об этой выставке, аж в 2015 году: Татуировщики и татуировка – выставка в Париже, которая на этот раз добралась и до Москвы. Если хотите получить примерное представление того, что ожидает посетителей выставки, переходите по ссылке и смотрите.

Выставка Татуировщики и Татуировка, прошедшая в 2015 году в в стенах парижского Музея на набережной Бранли.

Мы (редакция FunTatto.ru) принципиально стараемся не высказывать оценочные мнения по разным вопросам. Но в данном случае, готовы отойти от этого правила и обозначить некоторые сомнения по поводу этой выставки, которая обещает принимать посетителей в Московском Государственном Пушкинском Музее с 3 марта по 31 мая 2020 года. Читая официальный пресс-релиз, можем с уверенностью утверждать, что ее организаторами являются люди не имеющие никакого отношения к тату-культуре, что ставит под сомнение художественную и научную ценность этого события.

Если вам интересны разрисованные силиконовые части человеческих тел и крупноформатные фотографии, то вам, наверное, понравится то что будет показано в Пушкинском Музее. Обещается, что сотрудники музея достанут из запасников какие-то интересные и уникальные экспонаты, но будут ли они стоить того, чтобы платить деньги за входной билет и тратить на посещение выставки свое время… Одним словом – решать вам.

Если же вы действительно интересуетесь татуировкой и желаете познакомится с этим явлением поближе – посещайте тату-конвенции! В наше время они регулярно проводятся в разных городах по всей территории России. На правах сотрудничества с одной из таких конвенций советуем посетить Фестиваль Татуировки в Москве, который пройдет 4 и 5 апреля 2020 года. Живые носители татуировок, работающие мастера, конкурсная и развлекательная программа! Мы считаем, что это много лучше, чем холодные залы музея и, сопровождающие вас, строгие взгляды смотрительниц.

Официальный пресс-релиз Пушкинского Музея

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина совместно с парижским Музеем на набережной Бранли готовит выставочный проект Tату, посвященный искусству татуировки. На выставке будет представлено около 150 произведений масштабного хронологического и географического охвата, рассказывающих историю этого феномена. Выставка с успехом была представлена в различных музеях мира (Королевский музей Онтарио, Филдовский музей естественной истории, Музей естественной истории Лос-Анджелеса). Московский показ выставки будет дополнен вещами из собраний российских музеев и частных коллекций. Помимо экспонатов из Музея на набережной Бранли будут представлены предметы из собраний ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера), Государственного исторического музея и частных коллекций.

Выставка расскажет об этапах развития татуировки в разных регионах мира на различных материалах: от предметов традиционного искусства до работ современных художников, осмысливающих в своем творчестве тему татуировки; от гравюр раннего нового времени до художественных фотографий. Необычным образом будут показаны непосредственно сами татуировки: специально для этого проекта были созданы объемные силиконовые макеты – слепки, снятые с разных частей тела реальных людей, на которые ведущими мастерами со всего мира (включая Россию) нанесены татуировки. Среди художников, создавших эти работы, звездные тату-мастера: Филип Лью, Хенк Шифмахер, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин, Пол Бут, Хориоши Третий и другие.

Археологические находки свидетельствуют о том, что истоки обычая нанесения татуировки уходят корнями в период неолита. Свидетельства татуирования мы находим также и в Древнеегипетской цивилизации. На выставке будет показана косметическая ложечка в форме плывущей девушки с цветком лотоса периода Нового царства. Хорошо знакомый российскому зрителю экспонат будет показан в новом свете: не многим известно, что на будрах фигурки изображена татуировка – символы бога Бэса.

Океания, Япония, Европа и Америка

Татуирование с ходом времени получило широкое географическое распространение и сохранялось во многих обществах как важная часть культуры, в своих традиционных сложившихся формах. Отдельный зал выставки будет посвящен татуировкам коренных народов Океании, где традиция татуировки существовала и развивалась на протяжении столетий вплоть до прихода европейцев в середине XIX века, достигая невероятной сложности содержания и формы. Рисунок или орнамент татуировки, а также зона нанесения на тело выбирались в зависимости от пола человека, социального статуса, жизненного этапа.

Пример современного исполнения татуировок народов Океании от Дмитрий Бабахина, Санкт-Петербург.

Современная страница развития татуировки на Маркизских островах представлена работами русского мастера из Санкт-Петербурга Дмитрия Бабахина, который много сделал для изучения и восстановления утраченных форм этой стороны культурной традиции.

Особое развитие, совершенно отличное от других регионов, татуировка получила в Японии. К первой трети XIX века в Японии появились профессиональные татуировщики, которые в своих работах вдохновлялись гравюрами укиё-э.

Отдельными разделами будет представлен феномен татуировки в Европе и Америке. В странах Европы уже с конца XVII века путешественники в качестве трофеев привозили из дальних стран татуированных дикарей для показа широкой публике. Проникновение татуировок в Америку происходило, как в Европе (их привозили моряки и солдаты). В европейской традиции татуировка занимала нишу маргинального жанра – и долго существовала и развивалась в этих рамках (примечание редактора: согласно последним исследованиям, татуировка в европе конца XIX была модным трендом, распространенным во всех слоях общества, и не имела прямого отношения к среде, которая здесь была названа маргинальной).

Татуировки заключенных

Ту же нишу долгое время татуировка занимала и в России, получив наибольшее распространение и особое развитие в криминальной среде. К концу XX века повсеместное распространение криминальной татуировки среди представителей этого мира сходит на нет, татуировка заключенных становится частью интернационального стиля, семантические границы изображений становятся более подвижными. В разделе будут представлены работы российского фотографа Сергея Васильева, в 1960–1980-х годах посещавших места заключения и фиксировавших традицию русской криминальной татуировки во всем ее разнообразии.

Наше время

Сегодня образным языком татуировки активно пользуются современные художники. На выставке будут представлены работы современных художников Вима Дельвуа (картины, сделанные из татуированной кожи свиней) и Фабио Виале. Итальянский скульптор работает с таким благородным природным материалом как каррарский мрамор. Воспроизводя античные скульптуры, он покрывает их белоснежную поверхность рисунками русских криминальных татуировок. На торс Венеры он наносит татуировку в японском стиле, бодисьют покрывает всю спину и плечи модели.

В конце XIX века мастера татуирования вводят термин «тату-художник», тем самым переведя свои работы в художественное измерение и отвергнув различие между элитарным искусством и массовым искусством. Постепенно татуирование покидает сферу исключительно традиционного ремесла и в современной культуре тесно взаимодействует с модой и дизайном. Формулируя свой собственный визуальный язык, татуировка становится частью нашей визуальной культуры. Планируемая выставка рассматривает традицию нанесения татуировок именно в этом аспекте.

«Тату» — самая провокационная выставка в истории Пушкинского музея

Провокационная, резонансная, вызвавшая массу споров на тему «как это посмело произойти» выставка «Тату» в Пушкинском музее наконец открылась. Корреспондент ART Узла Лена Балакирева рассказывает о том, почему стоит бросить все и бежать покупать билет.

Текст и фото: Лена Балакирева

На этой неделе Пушкинский музей представил новый выставочный проект «Тату», посвященный искусству татуировки. Это гастролирующая выставка, побывавшая в Париже, Торонто, Чикаго, Лос-Анджелесе, прибывшая к нам прямиком из Гаосюна и дополненная предметами из российских музеев и частных коллекций. Проект осуществлен совместно с парижским Музеем на набережной Бранли имени Жака Ширака, где впервые экспонировалась эта выставка.

Несмотря на то, что на афише красуется довольно устрашающая деревянная маска коруру IXX века из Новой Зеландии с глазами-ракушками, экспозиция встречает посетителя модной световой инсталляцией с надписью «ТАТУ», на фоне которой сразу хочется сделать селфи. В этом же зале представлен известный многим зрителям шедевр из коллекции Пушкинского музея — ложечка в виде плывущей обнаженной девушки с цветком лотоса в руках (XIV века до н.э.), которая присутствует на выставке в новом для себя качестве – ритуального предмета, демонстрирующего собственную татуировку в виде фигурки бога Бэса на бедрах.

Подобный контраст ожидаемых исторических артефактов и современных технологий красной нитью проходит через всю экспозицию выставки. Ритуальные маски, гравюры, вырезки из журналов, архивные фотографии и всевозможные инструменты для нанесения татуировок из разных частей света соседствуют с работами современных тату-мастеров.

Практически в каждом зале в стеклянных боксах, подсвеченные на манер модной кунсткамеры, представлены силиконовые слепки рук, ног и торсов реальных людей, завораживающе-настоящие, со следами мурашек, вен и прожилок, на которых известные тату-мастера со всего мира специально для выставки нанесли эскизы своих татуировок. На некоторых моделях даже можно разглядеть следы чернил, которые силикон, в отличие от человеческой кожи, впитывает настолько хорошо, что отмыть их не представляется возможным. Хочется отметить, что силиконовые модели также позволили тату-мастерам нанести любые рисунки и смиксовать любые стили без ограничений, поэтому среди экспонатов можно встретить довольно неординарные сочетания, на которые реальная модель могла бы и не согласиться.

Привезя подобную выставку в Россию кураторы не могли обойти стороной тему тюремной татуировки – она представлена проектом Сергея Васильева. По задумке кураторов, фотография одного из персонажей проекта с набитой под глазами фразой «Полны любви» вступает в негласный диалог с довольно агрессивными портретами заключенных из банды Марас, сделанных Изабель Муньос в тюрьмах Сальвадора, и на этом контрасте даже будто слегка роднит зрителя с российской действительностью.

Говоря о маргинальности татуировки, кураторы также погружают зрителя в историю о тех временах, когда в конце XVII века путешественники начали привозить из своих странствий татуированных дикарей, становившихся экспонатами передвижных ярмарок. На волне интереса к необычным заморским “гостям” стали появляться также и татуированные люди, чьи истории о происхождении рисунков на теле, вроде похищения туземцами, вызывали большие сомнения. В то же время вместе с ярмарками начали путешествовать и татуировщики, предлагая зрителям стать частью нового веяния. На выставке представлен один из чемоданов странствующих татуировщиков конца XX века, в котором, надо признать, наряду с очевидной ярмарочной гротескностью, прослеживаются и некоторые современные тенденции тату-среды.

Последний зал, на мой взгляд, заслуживает особого внимания, поскольку в нем представлены работы современных художников, использующих татуировки в собственных произведениях.

Итальянец Фабио Виале воспроизводит античные скульптуры из каррарского мрамора, материала, с которым работали Лоренцо Бернини и Микеланджело, и покрывает поверхность статуй аэрографией в виде русских криминальных татуировок и татуировок в японском стиле. Это смешение классической античной скульптуры и современной татуировки выглядит, пожалуй, даже более органично, чем рисунки, нанесенные на силикон.

В этом же зале присутствует и более спорный проект бельгийца Вима Дельвуа, который в 2004 году основал ферму близ Пекина, где в хороших условиях выращивали свиней специально для татуировок. Тату наносились поросятам и по мере их взросления увеличивались в размерах. На выставке представлены 12 работ Дельвуа из татуированной свиной кожи в овальных золоченых рамах. Издалека они похожи на необычные гобелены, но при близком знакомстве сомнений не остается. Стоит отметить, что, по заверениям кураторов, все носители данных татуировок умерли естественной смертью.

В экспозиции представлены предметы, раскрывающие историю развития татуировки у коренных народов Океании до прихода европейцев в середине XIX века, а также разделы, посвященные татуировке Японии, Европы и Америки. Эту многогранную выставку, охватывающую порядка 3000 лет развития татуировки, как антропологического и культурного явления, однозначно, стоит посетить не только тем, кто не понаслышке знаком с тату-культурой, но и всем интересующимся историей, искусством и антропологией (ну, только если вам больше 16 лет – у выставки есть ограничение 16+).

Для профессионалов наверняка будет любопытным выяснить, как, например, сделать тату-машинку из дверного звонка или набить татуировку с помощью инструментов, напоминающих мотыги, как делают до сих пор на одном из островов. Каждый, без сомнения, найдет для себя что-то своё.

После выставки существует некоторый риск, что зритель задумается о том, чтобы нанести на свое тело пусть даже небольшой рисунок, но, будьте спокойны, — к сожалению или к счастью настоящих тату-сессий не предвидится, а в магазине при музее в наличии только переводные картинки, которые смоются через несколько дней.

Оцените статью