- Библия и татуировки
- Татуировки – грех?
- Что в Библии сказано о татуировках?
- Живой храм Божий
- Модный атрибут
- Православная церковь о татуировках — отношение, мнение и ответы на частые вопросы
- Тату как ритуал
- Как церковь относится к татуировкам
- Историко-культурные аспекты тату
- Грех ли это в православии — делать татуировку
- Что в библии говорится о татуировках
- Татуировки и религия
- Что делать, если тату было сделано давно
- Можно ли ходить в церковь с татуировкой
- Позволительны ли наколки в виде креста или иконы?
- Православные символы в криминальной культуре
- Опасность татуировки — то, что обычно замалчивают или приуменьшают тату-салоны
- Можно ли с татуировками участвовать в таинствах Церкви?
- Может ли человек с тату быть священником?
Библия и татуировки
Люди часто задаются вопросом: что заповедал нам Бог в связи с татуировками? В Библии не очень много прямых упоминаний о татуировках. Это потому, что люди, наносившие на свои тела подобные вековечные надписи и изображения, не принадлежали к народу, получившему закон Моисеев. Это были люди языческих верований.
Фото: Ф.Леруа |
Итак, в книге Левит мы находим слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Приведенная цитата более чем очевидна. Бог говорит «нет» подобному обычаю. Но почему осуждается такое деяние? Чтобы понять эту заповедь, надо вникнуть в культуру того времени.
Большинство культур той эпохи были варварскими по своей природе, народ же Израиля образовал новую нацию. Закон, данный Богом Моисею, был фундаментом, на котором держалась эта нация. Народ Израиля был призван жить в совершенно иной системе ценностей, отличной от культуры насилия, разбоя и смерти, свойственной другим, соседним народам. Татуируя свои тела, иудеи ничем бы не отличались от язычников, совершавших ритуальные убийства, «священное» насилие, массовую резню и обожествлявших страсти, разрушительные для души человеческой. Это, возможно, является одной из причин, по которым Бог дает заповедь против татуировок.
В нашей культуре татуировки уже не несут того смысла, что во времена Моисея. В эре благодати тело является храмом Духа Святого, в нем пребывает Христос в силу Евхаристии. Если мы посмотрим на мотивы, по которым люди наносят себе татуировки, то увидим, что по большей части им хочется просто отличиться от других. Но нонконформизм, следование модным трендам, желание шокировать – всё это чуждо закону любви Христа, Распятого и Воскресшего из мертвых.
Некоторые полагают, что татуировки сделают их красивее. Это говорит об их желании улучшить то, что сделано было Богом (ср.: Пс. 138: 14) [1] . Или указывает на комплекс неполноценности и на то, что они не удовлетворены своим телом, а также свидетельствует о потребности в новой идентичности, поиске своего иного, более интересного «я», что характерно для переживающей кризис личности; не имея достоинств, которые можно было бы продемонстрировать, они пытаются таким образом поразить других (и в первоначальном значении этого слова тоже). Между тем новизна татуировки может вызвать удивление не более чем на секунду, чтобы потом утонуть в потоке банальностей, уже не раз виденных.
Юная коптская девочка с татуировкой в виде креста на запястье. Фото: Б. Арманж / Associated Press |
В мусульманском мире христиане накалывают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански. Однако это говорит также и об их желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами, для которых христианство – постоянная мишень. В этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству, стремление к исповедничеству до самой смерти и несокрушимую любовь к Распятому.
Таким образом, когда татуировки не свидетельствуют о вере, они являются неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, чувства юмора, жизнерадостности, открытости, веры, творческой уникальности. Они служат только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков в тех местах, где его не было и не будет никогда.
Татуировки – грех?
Современная культура предполагает полную свободу самовыражения. Яркий макияж, вызывающая одежда, пластические операции, татуировки – всё это, зачастую – символ какого-либо протеста. Но если вкусы в одежде, причёске и макияже могут со временем стать более умеренными, то татуировки останутся на всю жизнь. Что в этом опасного? И может ли увлечение тату совмещаться с Православием?
Что в Библии сказано о татуировках?
Упоминание о татуировках мы видим ещё в Ветхом Завете:
«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28)
С ветхозаветных времен татуировки отличали варваров и язычников. Тогда нательные знаки указывали на статус человека, несли магическую функцию и считались оберегом. Народ Израиля же должен был жить в другой системе ценностей. Вера в Бога исключала языческие ритуалы и талисманы в виде рисунков на теле.
О нательных рисунках говорил также Иоанн Богослов:
«Не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Библия, Откровение 14:11)
Живой храм Божий
В Христианстве татуировки не приемлемы не только из-за уподобления язычеству. Апостол Павел называл человеческое тело «храмом Божиим».
Господь создал человека по своему образу и подобию. Человек – это самое совершенное Творение Бога и менять первозданный вид человеческого тела по своей прихоти, считается грехом.
Модный атрибут
Многие учёные считают склонность к татуировкам признаком атавизма и нравственной неполноценности. Мода на тату, как на бессмысленное декоративное украшение стала особенно развиваться только с середины ХХ века. Ни для кого не секрет, что до этого времени татуировка наносилась во многих случаях, как клеймо. Затем, на длительное время нательные знаки стали атрибутом криминальной субкультуры. Из чего получается, что, даже, если не учитывать духовный вред от татуировок, то с исторической и смысловой точки зрения, рисунки на теле никогда не несли ничего хорошего и позитивного.
Православная церковь о татуировках — отношение, мнение и ответы на частые вопросы
Если верующий задастся вопросом, что говорит Библия о татуировках, то в Святом писании не так уж много встречается мест, позволяющих это выяснить. Сегодня число верующих молодых людей неуклонно растет.
Среди молодой паствы, не знающей ответа на этот вопрос, могут оказаться и потенциальные посетители тату салонов.
Тату как ритуал
Церковь относится к татуировкам несколько отрицательно. Татуировки известны с древних времён. Есть мнение, что первая татуировка появилась случайно. У какого-то человека была рана, туда попала грязь и там осталась. Такие «татуировки» есть сейчас практически у всех шахтёров, которые работают под землёй. В надрезы попадает угольная пыль, и остаются отметины.
В древние времена татуировки носили различный смысл. Во-первых, информационный: видя определённую татуировку, человек понимал, из какого рода, племени его собеседник, в каком он находится статусе. Второе значение было мистическим: человек пытался применять её как амулет, думая, что именно эта татуировка будет его защищать от каких-то болезней. Третье значение было ритуальным, магическим: это татуировки, которые делали себе жрецы, вожди.
В Ветхом Завете мы встречаем запрет на использование таких татуировок. Книга Левит говорит: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19:28). Книга Второзакония также запрещает их: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Втор. 14:1). То есть у языческих племён были такие обряды в память об умерших. В Пятикнижии Моисеевом даётся прямой запрет этого, чтобы еврейский народ не следовал варварским традициям, которые вели за собой ритуальные убийства и прочие мерзости.
Как церковь относится к татуировкам
Любая религия придерживается того мнения, что помещение для богослужений должно содержаться в чистоте. Практически во всех религиях строгость и убранство святилища подчеркивается внешней чистотой.
Сияющая, незапятнанная белизна православного храма символизирует чистоту не только внешнюю, но и содержательную.
Тело – это храм души. Данное утверждение встречается во многих религиях и философиях. Христианство придерживается того мнения, что наши тела ни внешне, ни внутренне не должны ничем оскверняться.
Господь изначально создал нас прекрасными, и, стало быть, украшать себя какими-то орнаментами, картинами и письменами значит усомниться в Его мудрости.
Может это и не очевидно для определенного контингента, но татуировки на религиозные мотивы вызывают особенно негативную реакцию у духовенства. Если и далее проводить аналогию тела и храма, то традиционные православные храмы украшают иконами внутри помещения, а не снаружи.
Изображение святых ликов и куполов на бренном человеческом теле выглядит кощунственно и порочно. Подобные величественные украшения делаются людьми отнюдь не религиозными, а напротив, примитивными и поверхностными, стремящимися выделиться и покрасоваться.
Не защитит такая роспись от сатаны и не придаст божественных сил.
Историко-культурные аспекты тату
В дохристианские и раннехристианские времена татуировки были частью языческих и оккультных обрядов. Они наносились или в знак умерших, или для вхождения в транс и другие состояния, изменяющие сознание.
Интересно! С появлением христианства татуировки использовались в основном как клеймо. Ими «метили», к примеру, преступников, женщин легкого поведения, карточных мошенников.
Традиция татуированного клейма сохранялась по всему миру много веков. Многие, наверно, помнят, сколько неприятностей приносила лилия на плече леди Винтер, героине романа А. Дюма «Три мушкетера». По сей день в местах лишения свободы существует целая сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбываний наказаний.
Цивилизованный мир о татуировках, как украшении, узнал примерно в XVIII веке, когда путешественник Д. Кук открыл туземные поселения островов Таити. Именно там на местных жителях он увидел изображения, которые носили чисто декоративных характер и делались только лишь ради красоты.
Как Православная церковь относится к татуировкам
Однако мода так украшать тело не встретила большого одобрения у общества. Не так давно, уже в XIX веке, авторитетный итальянский доктор Ч. Ламброзо рассматривал нанесение тату на как расстройство, присущее людям, склонным к преступлениям.
Только лишь в середине ХХ века татуировка становится модным атрибутом молодежи. Люди начинают разрисовывать себя по собственному усмотрению, далеко не всегда вкладывая глубокий смысл в изображения. Появляются массовые молодежные субкультуры, активно использующие тату.
Как видим, даже без учета духовного влияния тату, просто в историческом и смысловом значении изображения на теле с давних времен не несли ничего хорошего. Самое безобидное — дань моде — говорит о том, что человек просто не понимает глубинного смысла и влияния татуировок на свою жизнь.
Грех ли это в православии — делать татуировку
Девушки и женщины, делающие татуаж бровей и губ для украшения, в самом деле грешат, поступая вопреки Священному Писанию. Ведь их действия продиктованы желанием улучшить то, что было дано им Богом.
В то время как Господа полагается благодарить и славить за наше дивное устройство (Псалтырь, Псалом 138, стихи 14, 15 и 16). Бог всё эти уловки обязательно увидит, ибо Он вездесущ.
Делать тату ради того, чтобы произвести впечатление на окружающих, так же порочно, как и прелюбодейство. Излишне украшая себя, женщина вызывает греховное влечение у благопристойного мужчины-христианина, фактически является искусительницей, проводником воли сатаны.
Человеку верующему важно помнить, что скромность во все времена является добродетелью.
Что в библии говорится о татуировках
В Библии – слове Божием, обращенном к человечеству, не особенно заостряется внимание на проблеме татуировок, однако о том, как относится Бог к таким украшательствам, упоминания имеются.
Так, Ветхий завет, а конкретнее третья книга Моисеева, содержит предписание, содержащее прямой запрет на сознательное изменение вида кожных покровов: «… не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19: 28).
Наше тело очень свято для Бога, потому что в нем обитает и дух Божий, и наш собственный дух. В первом послании святого апостола Павла к коринфянам прямо указывается, о том, сколь кощунственным является разорение и осквернение этого вместилища (Новый Завет, 1 Кор., глава 3, стих 16, 17).
Всем известно, как Библия относится к самоубийцам. Сознательное внесение под кожу красящих веществ значительно увеличивает вероятность возникновения онкологического заболевания. Чем больше площадь кожного покрова, занимаемая тату, тем выше эта вероятность.
Но даже самое крохотное нательное изображение, сделанное нестерилизованной иглой, может привести к заражению ВИЧ и гепатитом С, несущим погибель. Тот, кому известно о подобном риске, фактически занимается самоубийством. Деяние же это считается самым тяжким грехом. Даже за убийство можно покаяться и заслужить прощение, а у самоубийцы такой возможности попросту нет.
Татуировки и религия
Ветхозаветные предписания запрещают наносить на тело увечья и украшать его письменами. Какое основание имеет под собой этот запрет?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, следует совершить исторический экскурс и познакомиться с культурой соседей тогдашнего народа Моисеева.
И для ассирийских племен восточнее Израиля, и для расположенного на западе Египта татуировки были также традиционны, как и поклонение языческим божествам вкупе с ритуальными жертвоприношениями. Богоизбранный же народ являл собой новую нацию, в корне отличающуюся от окружающих и отвергающую их систему ценностей.
Ныне практически нигде не сохранились традиции убивать по религиозным соображениям. Подобные языческие обряды сохранились разве что только у аборигенов Амазонии.
И сегодня, осуждая татуировки, проводить параллель с татуирующими себя язычниками-туземцами уже не совсем логично, однако подсознательно такая связь верующему должна быть очевидна.
Что делать, если тату было сделано давно
Поскольку многие современные христиане обрели веру уже во взрослом возрасте, в церковь мы приходим с большим багажом прежних грехов. И нередка ситуация, когда к вере приходит человек, образ жизни которого раньше был очень отдаленным от нравственных норм. И если в нравственных грехах человек кается внутренне, изменения внешние остаются видимыми иногда на всю жизнь.
Конечно, если человек осознал, что в свое время оступился и сделал наколку зря, он должен обязательно покаяться об этом на исповеди. Если есть техническая возможность, желательно татуировку вывести, особенно если это агрессивные или злобные изображения.
Покаяние подразумевает обязательный отказ от повторения греха. Заядлые татуировщики очень часто впадают в определенного рода зависимость от нанесения новых и новых изображений на свое тело. Надо понимать, что если человек идет к Богу и кается, он должен на всю оставшуюся жизнь отказаться от новых наколок.
Об отношении православия к другим аспектам жизни:
Некоторые священники, которые строго соблюдают церковные каноны, могут на некоторое время не допускать человека с татуировками к причастию. Такое решение священника может быть вызвано не только наколкам, но и другими тяжкими грехами.
Совет! В таком случае, важно обязательно смириться под таким решением священника. Он может назначить какую-либо епитимью — покаянное правило, которое обязательно надо выполнить. Это может быть чтение каких-либо молитв, помощь страждущим, работа в храме.
Если кающийся принимает такой труд как из рук Божих, он почувствует большую духовную помощь. По выполнению положенного труда священник прочтет разрешительную молитву, и человек сможет приступить к Таинствам.
Таким образом, нанесение татуировок на человека никогда не поощрялось ни в культурном, ни в духовном аспекте. Господь создал человека по образу и подобию Своему, и мы не в праве этот образ видоизменять. Тело должно поддерживаться в порядке, здравии и аккуратности, а излишнее его украшение не идет на пользу христианину.
Можно ли делать татуировки – ответ священника
Можно ли ходить в церковь с татуировкой
Церковь это конечно не место, где живет Бог, так как Он вездесущ. Но по крайней мере это помещение, в котором происходит встреча человека с Господом.
Если Вы сомневаетесь, стоит ли делать татуировку, задайте сами себе вопрос, комфортно ли Вам будет находиться в присутствии Господа в эдаком «расписном» виде.
В не столь далекие времена воров, ссыльных и бродяг отличали неизгладимыми знаками в виде начальных букв, соответствующих преступлениям. Сейчас молодые люди добровольно наносят на свои тела подобные украшения, к примеру, штрихкоды и японские иероглифы. A проституток клеймили изображением лилии.
Изображение этого цветка не редко можно встретить на пояснице или груди внешне благопристойной молоденькой девушки, которой невдомек об истоках появления символа.
Нужно всегда помнить, что моды и увлечения скоротечны, и подобные ошибки, сделанные в молодости, особенно обидны. Если не принять болезненных мер по удалению рисунка, то сопровождать они будут человека до самой смерти.
Позволительны ли наколки в виде креста или иконы?
У христиан на Востоке есть традиция наколок. В Африке и странах Ближнего Востока христиане набивают себе на руке небольшие кресты. Они живут в постоянной опасности. Мусульманский мир очень агрессивно относится к христианам. Нанося на себя такое крестное знамение, христиане показывают твёрдость своей веры, готовность идти со Христом даже на смерть. В случае смерти этот знак поможет тому, чтобы их похоронили по-христиански.
Это отличается от наших зоновских традиций выбивать кресты во всю спину — там набивается небольшой крестик, который прячется где-то под одеждой, наподобие нашего нательного креста. Окружающие люди его не видят, если мы специально его не выставляем напоказ. В то же время мы знаем, что этот символ нашей веры всегда с нами.
В XII веке вторгшиеся в Египет арабские завоеватели начали насильно обращать христиан в свою религию. Одной из форм сопротивления этому стало то, что христиане-копты стали делать себе татуировки на внутренней стороне правого запястья — изображение креста. Так как ислам прямо запрещает татуировки, а наколотое изображение креста невозможно удалить, насильственное обращение в мусульманство для коптов стало невозможным.
Прошло уже много столетий, но напряжённость в отношениях между христианами и мусульманами на Востоке не исчезла. Христиане до сих пор накалывают себе крест на руку, выражая этим готовность принять мученическую смерть за Христа и отказ обратиться в ислам.
За все наши действия мы будем нести ответ. Я встречал очень много людей, которые, особенно в армии, делали себе такие наколки. Потом, приходя к вере, они стеснялись этой наколки и не хотели, чтобы окружающие люди видели её. Выводить её — очень болезненный процесс, немногие на это шли. Человеку, который только приходит к Богу и хочет сделать себе наколку, я бы советовал поразмыслить, насколько ему это нужно. Любой браслет, медальон мы можем снять. Сегодня он мне нравится, а завтра уже нет. Наколку человек снять не сможет. Выжигать её — очень больно.
Православные символы в криминальной культуре
Нужно учитывать и специфику наколок в нашей культуре. В криминальном мире тоже есть традиция набивать кресты и иконы. Эта традиция имеет свой подтекст. Сегодня человек не всегда знает, что означает его наколка, какой смысл она несёт. И он может оказаться в ситуации, когда ему расскажут про его татуировку то, чего он не знает.
Так, изображение куполов пошло ещё с 1930-х годов. Купола означают, что человек сидел. Их количество показывает, сколько ходок было у него на зону. Бывает, что купол один, но на барабане изображается несколько окон. В этом случае количество ходок показывает их число. Кресты, если их накалывают на кисти рук, также обозначают количество ходок.
Кресты на куполах тоже имеют свой смысл. Если купол с крестом, это означает, что заключённый отсидел в тюрьме от звонка до звонка — с момента, как его посадили, и до последнего дня приговора, без условно-досрочного освобождения, которое даётся за хорошее поведение. Если окно на куполе тёмное, это означает, что человек был в карцере — камере-одиночке. Для людей, которые никогда не были в тюрьме, эти изображения ничего не значат. А для заключённых это значит, что человек идёт на открытый протест против власти, и за это противление он попал в карцер. Соответственно, повышается авторитет этого человека в определённых воровских кругах.
Иконы Христа обычно осуждённые выбивают в качестве оберега. Часто это бывает, когда заключённый только начинает приходить к вере. Он начинается задумываться о духовных вопросах. Такой наколкой он показывает своё раскаяние. Это начало его пути к Богу. Необязательно этот путь закончится воцерковлённостью. Такая наколка может означать, что человек пришёл к вере в тюрьме.
Любой оперативный сотрудник милиции обязательно проходит инструктаж по распознаванию наколок. Раньше в воровском мире очень сильно была распространена традиция татуировок перстней на пальцах и тому подобное, которые выставлялись напоказ, ведь руки не спрячешь. Часто на пальцах крестами обозначалось количество ходок. Но иногда их накалывают и как оберег.
Татуировки икон Божией Матери тоже имеют неоднозначный смысл. Их делают осуждённые в качестве оберега, они могут быть знаком раскаяния человека. Подтекст такого изображения, который пошёл ещё с советских времён, — человек в юном возрасте встал на воровской путь. Человеку нужно подумать, что несёт та или иная татуировка кроме того смысла, который он хочет в неё вложить.
Бывали случаи, когда кто-то, решив хвастнуть перед друзьями, дерзко себя вёл, делал себе наколки, потом попадал в тюрьму за хулиганство, а там ему рассказывали, что он не имел права носить определённые наколки — не достиг ещё такого «уровня» в криминальном мире. И такого человека в тюрьме наказывали сокамерники: выжигали татуировки.
Раковое образование на месте татуировки
Опасность татуировки — то, что обычно замалчивают или приуменьшают тату-салоны
В красной краске, используемой для тату, содержится ртутный сульфид, в других оттенках — титан, хром, свинец и кадмий. Самой опасной считается синяя краска. В её состав входят кобальт и алюминий. Не менее опасные яды — парафенилендиамин и мышьяк, которые входят в состав чёрных чернил. Последний компонент легко может спровоцировать рак, а все остальные отравляют организм и приводят к поражению мышечной ткани. Пигменты, используемые в тату-салонах, не контролируются органами здравоохранения.
Смерть на конце иглы
С помощью иглы для тату тысячи людей заразились ВИЧ, гепатитом В и С. Очень многие вирусы не убиваются кипячением или другими видами стерилизации.
Рак, которого могло не быть
Его вызывает не только мышьяк, входящий в состав краски. Очень многие стремятся при помощи тату скрыть родинки и другие дефекты кожи. Между тем, делать это категорически запрещено. В принципе, не только родинка, но и любая тату под воздействием ультрафиолетовых солнечных лучей может спровоцировать рак кожи.
Согласно исследованию, проведённому в Европе, с негативными последствиями татуировок столкнулась одна треть клиентов салонов и частных мастеров.
Татуировку невозможно вывести бесследно. Даже при удалении лазером остаются шрамы. При удалении другими средствами размер шрамов будет больше размера сводимой татуировки в силу разрушения кожного покрова. Фактически, свести татуировку — значит лишиться фрагмента собственной кожи.
Можно ли с татуировками участвовать в таинствах Церкви?
Наколка не может ни приблизить человека к Богу, ни отдалить от Него. Никаких препятствий для участия в таинствах нет. В тюрьмах, которые я окормляю, очень много людей с наколками. Они у них есть, и с этим уже ничего не сделаешь. Там не поймут, почему татуировки осуждаются. Бывает наоборот — осуждённый набивает икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что он встал на путь исправления. Возможно, эта наколка даже в чём-то ему поможет.
Если человек никогда не попадал на зону, но имеет тату, не будет лишним сказать на исповеди о том, что было у него по молодости желание выделиться, и он сделал наколку. Часто это одно из проявлений гордости, и исповедь поможет священнику найти правильный подход к человеку.
Может ли человек с тату быть священником?
Да, может. У нас даже есть пример татуированного священника — Иван Охлобыстин. Но наколка может в дальнейшем осложнять жизнь. У нашего народа очень сильно убеждение, что если у человека есть наколки, значит, он принадлежит к криминальному миру. Священнику, если у него есть татуировка на каком-то открытом месте, это может очень сильно мешать в общении с людьми. Кто-то отнесётся равнодушно, но многих это настораживает.
На священника обычно смотрят как на какого-то идеального человека, в котором всё должно быть прекрасно. Люди часто не хотят принимать во внимание, что он такой же человек, как и остальные, поэтому священника с наколками могут ждать различные неприятности. Хотя от Бога его это никак не отдалит.
Беседовала Мария Цырлина
Сайт Горловской и Славянской епархии