- О петлицах фюреров СС
- Татуировка дубовый лист у диверсантов
- Как действовали охотники за нацистами
- Клеймо СС
- Тайна татуировки войск СС: зачем ее делали и выбор места для нее (5 фото)
- Что значила татуировка?
- Где делали татуировку?
- Кому ставили такие отметки?
- С какими татуировки немцам нельзя было попадать в плен к русским.
О петлицах фюреров СС
Настоящая публикация ни в коей мере не является апологией преступного гитлеровского режима, Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП) и (или) пропагандой справедливо осужденных всем прогрессивным человечеством национал-социалистических, фашистских или иных тоталитарных человеконенавистнических символов, движений, партий, взглядов и идей, антисемитизма или юдофобии, нося исключительно популярно-ознакомительный характер.
О ПЕТЛИЦАХ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ФЮРЕРСКОГО СОСТАВА СС
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Средние и высшие фюреры (офицеры) частей СС особого (специального) назначения» («СС-Ферфюгунгструппе» или «СС-Ферфюгунгструппен», сокращенно: СС-ФТ), именуемых в некоторых русскоязычных источниках также «частями усиления СС», начиная с оберштурмбаннфюрера (подполковника) не носили на правой петлице «обычную» эсэсовскую сдвоенную руну «Совуло» («Сиг» или «Совелу»). Вместо этого они носили на обеих петлицах знаки различия, присвоенные их воинскому званию. Еще в период Ноябрьской революции 1918 года в Германии и последовавшей за нею вооруженной борьбы с красными среди бойцов белых добровольческих корпусов пользовались широким распространением петличные знаки в форме дубовых ветвей или листьев (по-немецки: «Эйхенлауб»), нередко с желудями. Дело в том, что дубовые венки и листья издавна считались у немцев символом доблести. Согласно господствовавшим в описываемое время представлениям, древнегерманские жрецы-арманы совершали сакральные ритуалы в заповедных дубовых рощах. В шелесте священных дубов они пытались расслышать волю богов.
Дуб считался покровителем воинов и мужчин вообще (у древних германцев эти понятия были синонимами). Воин, раненый в бою, шел к дубу, надеясь, что тот поможет его исцелению. Не случайно операция по освобождению свергнутого королем и маршалом Бадольо в 1943 году дуче (вождя) итальянского фашизма Бенито Муссолини, прославившая на весь мир имя офицера артиллерийского полка 2-й дивизии СС «Рейх» Отто Скорцени, получила кодовое название «Дуб» («Эйхе»). Возможно, эти представления были переняты германцами у древних римлян, также награждавших своих героев за выдающуюся доблесть на поле брани так называемым «гражданским венком» (Corona civica), сплетенным из дубовых листьев.
Согласно воспоминаниям консервативного революционера Арнольда Фита фон Гольсенау (более известного под литературным псевдонимом «Людвиг Ренн»), ветерана Великой войны, офицера-фронтовика саксонской армии, служившего по окончании войны в белых фрейкорах, затем – в «полиции безопасности»(«Зипо») Веймарской республики (где он дослужился до начальника «Зипо», то есть «полиции безопасности», города Лейпцига), ставшего в 20-е годы членом Коммунистической партии Германии, а в 1936-1939 годах являвшийся комиссаром красных немецких интербригадовцев, дравшихся на стороне испанских республиканцев против «фалангистов» генерала Франко и оставившего весьма познавательные беллетризованные мемуары «Война» («Krieg»), «После войны» («Nachkrieg»), «На обломках Империи» («Auf den Truemmern des Kaiserreiches») и «На Испанской войне» («Im Spanischen Krieg»), на торжественной встрече германских солдат, возвращавшихся домой с войны, девушки надевали им на стальные каски дубовые венки.
Неудивительно, что дубовые листья, как традиционный германский символ воинской доблести, были введены нацистами также в свой партийный символ (нацистская свастика в когтях германского имперского орла на государственном гербе Третьего рейха была заключена в венок из дубовых листьев), в эмблематику СА, а затем и СС.
Так, до 1940 года штандартенфюрер (полковник) СС носил как на правой, так и на левой петлице по 1 серебряному изображению дубового листа. Оберфюрер СС — эсэсовское воинское звание, соответствующее армейскому званию бригадира (бригадного генерала), отсутствовавшему в германском вермахте – носил на обеих петлицах по 2 дубовых листа (с желудями у черенка), бригадефюрер СС (генерал-майор) – 2 дубовых листа (с желудями) с добавлением 1 «кубика» в правом верхнем углу петлицы; группенфюрер СС (генерал-лейтенант) – 3 дубовых листа с желудями; обергруппенфюрер СС – 3 дубовых листа с желудями плюс 1 «кубик».
Несколько забегая вперед, отметим, что 1942 году в эмблематике высших чинов войск СС произошли некоторые изменения. К одинокому дубовому листку на петлицах штандартенфюрера СС добавились желуди у черенка. Один из 2 дубовых листьев на петлицах оберфюрера СС несколько уменьшился в размерах. Бригадефюрер СС получил на петлицы по 3 дубовых листа; группенфюрер СС – 3 дубовых листа плюс 1 «кубик»; а обергруппенфюрер СС – 3 дубовых листа плюс 2 «кубика» вдоль правого края петлицы. Что же касается оберстгруппенфюрера СС (генерал-оберста), то он носил особенно красивые петлицы, каждая из которых была украшена 3 дубовыми листьями и 3 «кубиками», расположенными вдоль правого края петлицы. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер имел «эксклюзивные» петлицы с изображением вертикального пучка из 3 дубовых листьев, окаймленных лавровым венком. Черные петлицы чинов Ваффен СС, начиная с унтерштурмфюрера, имели по краю серебряную (белую) кайму.
Единственное исключение из правила было сделано по личному указанию фюрера для командира его лейб-гвардии – «Лейбштандарта СС Адольфа Гитлера» – Йозефа («Зеппа») Дитриха, в знак его особых заслуг. Дубовые листья и кайма на петлицах, нарукавный эсэсовский орел и название части на манжетной ленте мундира Зеппа Дитриха были вышиты не «уставными» серебряными, а «неуставными» золотыми нитками, нарушая тем самым черно-белую «орденскую» цветовую гамму «Шуцштаффеля».
Татуировка дубовый лист у диверсантов
После окончания Второй мировой войны огромное количество нацистов, скрываясь от правосудия, бежало из Германии, расселившись по всей Европе, США и Южной Америке. Как можно дальше от тех мест и людей, которые их могли знать. Но нашлись те, кто по собственной инициативе решил бороться с нацистскими преступниками, разыскивая их по всему миру. Речь о так называемых охотниках за нацистами.
Как действовали охотники за нацистами
Уже в 1946 году появилась первая организация, целью которой был поиск нацистских преступников, сумевших скрыться от правосудия. «Институт документации преступлений нацистов» под руководством Тувьи Фридмана занимался поиском документов о служащих вермахта, СС, гестапо и других воинских формирований, причастных к массовым убийствам и пыткам людей.
В то же самое время в Австрии начал «работу» один из самых известных охотников за нацистами Симон Визенталь. По утверждению журналиста и историка Тома Сегева, Визенталь сотрудничал с израильской разведкой «Моссад», получая от нее не только финансирование для созданного им фонда, но и ежемесячный оклад, а также плату за каждого найденного и пойманного (в некоторых случаях – уничтоженного) нациста.
В частности, при помощи Визенталя «Моссаду» удалось выследить и похитить Адольфа Эйхмана, заведовавшего одним из отделов гестапо и лично причастного к уничтожению тысяч евреев. После войны тезка Гитлера сумел скрыться от союзников. Он бежал в Аргентину, где выправил себе новый паспорт, сменив имя и внешность. Но была одна особенность, избавиться от которой Эйхман не мог. Как вспоминал в своих мемуарах сам Визенталь, она стала одним из неоспоримых доказательств причастности бывшего гестаповца к СС.
Клеймо СС
Дело в том, что еще до начала войны – в 1935 году – главный врач СС Гравиц и рейхсфюрер СС Гиммлер выступили с предложением ввести для служащих этой структуры и всех ее подразделений (куда входило и гестапо) обязательную татуировку с указанием группы крови. Такое нововведение имело две цели. Во-первых, это помогало в случае ранения максимально быстро определить, какая именно кровь нужна для переливания. Во-вторых, раненые с такими татуировками должны были обслуживаться в первую очередь.
Татуировка не должна была быть очень заметной, но в то же время при необходимости ее можно было легко обнаружить. Первоначально наносить тату решили на внутреннюю сторону левого плеча – выше локтя. Но с началом боевых действий стало ясно, что лишившийся руки солдат лишался и клейма. А потому его стали набивать в подмышечной впадине или на небе. Так что теперь становятся вполне понятны фотографии, на которых американские или британские военные тщательно осматривают подмышки и рты немецких пленных. Подавляющее большинство обладателей подобных тату были закоренелыми преступниками, причастными к убийствам множества заключенных и военнопленных.
Тайна татуировки войск СС: зачем ее делали и выбор места для нее (5 фото)
Татуировки эсесовцев окутаны тайнами, мифами и ложными слухами. Что они значили? Для чего наносились? Исходя из чего выбирали для них место? Можно ли было вывести такую метку? Все ответы — далее.
Что значила татуировка?
Какого-то сакрального значения татуировка не имела — ставилась только группа крови человека. Притом без отметки о положительном или отрицательном резус-факторе. Только одна, две латинские буквы: А, В, АВ, О.
Каких-либо узоров, украшательств не было. Лишь строгий «врачебный» почерк. Надпись могла быть нанесена и совсем не аккуратно. Главное, чтобы читабельно.
Где делали татуировку?
Татуировку ставили в определенном месте — на 20 см выше локтя с внутренней стороны руки. Размер самого обозначения — 1 см. Конечно, это примерные цифры — надпись не вымеряли линейкой. Вместо татуирования нередко использовали простое выжигание, как при клеймении скота.
Зачем это было нужно? Опять же, в практических целях — татуировки обходились дешевле, чем изготовление медальонов, нашивок, выписка специальных документов. Место для нанесения тату тут не случайно — эта часть тела реже всего повреждалась при получении ранения.
Кому ставили такие отметки?
Процедура для солдат войск СС была обязательной. Татуировку могли поставить и обычному служащему вермахта, попавшему в госпиталь с ранением. Не наносили отметку на тела представителей войск, подчиняющихся СС, но чьи военнослужащие формально не были эсэсовцами.
В исключительном порядке от такого татуирования освобождались штабные военные и высшие чины. В дальнейшем подобные татуировки делали и поклонники фашизма, СС, подражая своим кумирам. Именно они могли изобразить руны, какие-то надписи и девизы.
Избавиться от такой метки было непросто. Даже при выведении татуировки на ее месте оставался подозрительный шрам. Поэтому по отметке было очень просто выявить эсэсовца.
С какими татуировки немцам нельзя было попадать в плен к русским.
Как пишет в своей книге «Самые модные татуировки» Е. Н. Грицак, до начала ХХ века в Западной Европе татуировки не пользовались особой популярностью. К изображениям на теле церковь относилась резко отрицательно. Зато в период Второй Мировой войны татуировки появились почти у всех немецких солдат. Впоследствии именно это обстоятельство и сыграло с захватчиками злую шутку.
SS, а также А, В, О и АВ
Если верить изданию «Искусство татуировки», абсолютно все члены СС подлежали обязательному нанесению на тело двух букв «SS». Эту татуировку, как утверждает автор книги «Тату: 100 модных рисунков» Оксана Ларина, накалывали немецким солдатам на плече, под мышкой или на нёбе. Кроме того, каждый военнослужащий СС, в том числе и соединения «Мертвая голова», имел на внутренней стороне левой руки татуировку «А», «В», «О» или «АВ», обозначавшую группу крови. Константин Залесский в своей книге «СС. Самая полная энциклопедия» пишет о том, что делалось это для того, чтобы солдата, находящегося в бессознательном состоянии, могли спасти врачи.
Однако татуировка, предназначенная для спасения жизни, обернулась для многих немцев смертью. Генрих Хаапе на страницах своей книги «Пункт назначения – Москва. Фронтовой дневник военного врача. 1941-1942» сообщает о том, что благодаря татуировке с группой крови среди военнопленных было легко распознать эсэсовца. По словам Хаапе, русские с обладателями подобных тату почти никогда не церемонились и попросту расстреливали на месте. Кстати, на тело гестаповца Адольфа Эйхмана тоже была нанесена группа крови. Как утверждает Эндрю Нагорски в своей книге «Охотники за нацистами», Эйхмана, который предусмотрительно выжег буквы сигаретой, отпустили американцы именно из-за того, что нашли на левой руке нациста только небольшой шрам.
Свастика, танки, самолеты и корабли
Как утверждает автор книги «Татуировка и клеймение. Тенденции» Илья Мельников, в догитлеровские времена, несмотря на возражение церкви, среди немцев была популярна татуировка, изображавшая серп и молот. Однако, когда к власти пришел Адольф Гитлер, мода моментально изменилась. Доказательством тому служат альбомы татуировок, датированные 1933 годом, в котором орудия пролетариата «затмила» свастика. Толпы людей потянулись к мастерам нательных рисунков для того, чтобы запечатлеть на своем теле новый знак. Свастика «украшала» и татуировки солдат, служивших в разных частях немецкой армии.
Германские летчики наносили на свои тела изображения самолетов, моряки – кораблей, танкисты — танков. Одну из таких татуировок описывают в своей книге «Татуировки заключенных» Д. С. Балдаев и А. М. Судаков. На тату, скопированной в 1950 году с кожи одного заключенного, содержавшегося в лагере для военнопленных в Нижнем Тагиле, запечатлен «Тигр» со свастикой на борту и надпись по-немецки: «Танковая дивизия СС. Великая Германия». Когда танк обладателя этого нательного изображения был подбит, он (равно как и его сослуживцы) переоделся в форму убитых пехотинцев, но был задержан советскими бойцами. Понятно, что татуировка не сыграла ему на руку. Однако немцу сказочно повезло: его не расстреляли прямо на месте.
Пропагандистские лозунги и антисемитские надписи
Самые ярые приверженцы Гитлера накалывали на своих телах портрет фюрера. Подобное изображение, принадлежавшее некогда военнослужащему ваффен СС, находившемуся в 1949 году в Ленинградском лагере, приводят в своем издании «Татуировки заключенных» Д. С. Балдаев и А. М. Судаков. Кроме бюста Адольфа Гитлера, на теле эсэсовца «красовались» лозунги на немецком: «Сила выше права», «Не жди, когда тебя ударят» и «Я жил и любил». Автор книги «Энциклопедия татуировок», С. В. Филатова, также упоминает эти надписи как одни из самых популярных среди немцев.
Выдавали германских солдат и различные антисемитские призывы, зафиксированные на коже. Как утверждают Д. С. Балдаев и А. М. Судаков, на татуировке одного из захваченных в плен немцев был изображен солдат со свастикой на рукаве и с ножом в руке. Под его ногами лежал черт со звездой Давида на спине, а по обеим сторонам надписи: «Сниму шкуру на чучело в музей для потомства, а тушу на мыло» и «Бей жидов!». Понятно, что, имея такую «картину» на спине или груди, военнопленному уже было не отвертеться.