- Какое тату дозволено у мусульман?
- В последнее время татуировка становится достаточно массовым явлением. А насколько она популярна среди мусульман? Не противоречит ли тату нормам Ислама? И если оно дозволено, то в какой форме, на каких участках тела и каким материалом можно наносить тату?
- При каких же условиях тату становится дозволенным?
- Чтобы не считалось грехом: какие татуировки разрешается делать мусульманам
- Наказание
- Рисунок или надпись?
- Как выйти из ситуации?
- Что можно и что нельзя
- Что делать, если тату уже есть
- Почему в исламе запрещено делать татуировки?
- Наказание за тату
- Что разрешается
- Аврат
- Что будет, если человек, который проповедует ислам, набьёт себе татуировки?
- Шариатские решения относительно татуировок
Какое тату дозволено у мусульман?
В последнее время татуировка становится достаточно массовым явлением. А насколько она популярна среди мусульман? Не противоречит ли тату нормам Ислама? И если оно дозволено, то в какой форме, на каких участках тела и каким материалом можно наносить тату?
Необходимо подчеркнуть, что в Исламе существует запрет на нанесение татуировок. И запрет этот основывается на высказывании Пророка Мухаммада ﷺ , который проклял ту, которая наращивает волосы, и ту, которой их наращивают; ту, которая делает татуировку, и ту, которой её делают… (Этот хадис от Ибн Умара привели имамы аль-Бухари и Муслим).
То есть грех за татуировку ложится как на мастера, так и на клиента, ибо это один из видов изменения творения Всевышнего, что является тяжким грехом. Ввиду запретности деятельности по нанесению тату, запретен и полученный с этой деятельности заработок.
Это всё касается стандартных татуировок, которые наносятся под кожу путём её прокалывания, вследствие чего рисунок не исчезает.
Но если рисунок наносится лишь на поверхность кожи без прокалывания, и со временем нарисованное стирается (как в случае с хной), тогда при соблюдении определённых условий такой рисунок становится дозволенным, ибо, по сути, это уже не татуировка, а некий вид окрашивания кожи, не препятствующий контакту воды с ней.
При каких же условиях тату становится дозволенным?
– Рисунок не должен быть постоянным, необходимо, чтобы со временем он исчезал.
– Рисунок не должен препятствовать соприкосновению воды с кожей.
– Рисунок не должен быть подобным рисункам, наносимыми грешниками.
– Рисунок не должен содержать какие-либо лозунги или признаки ложной идеологии или заблудшего течения.
– Рисунок не должен содержать изображение чего-либо одушевлённого.
– Нельзя также наносить на тело имена Аллаха или аяты Корана.
– Рисунки нельзя наносить в зоне срамных мест (аврата).
– Женщина не имеет права показывать посторонним мужчинам свои рисунки, при этом незамужней женщине наносить рисунки хной чёрного цвета вообще запретно.
При составлении материала использовалась фетва Ахмада Шарифа ан-Наасан, муфтия региона аль-Баба, Сирия
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Чтобы не считалось грехом: какие татуировки разрешается делать мусульманам
Запрет на нанесение рисунка на тело присутствует не только в исламе, но и в христианстве, и других религиозных течениях. Связано это с тем, что человек считается существом, созданным Всевышним — совершенным и по его подобию. А наносить на тело рисунки, изменять его при помощи пластических операций, пирсинга, наращивания ногтей, волос и прочих ухищрений — грех. Правоверные мусульмане относят такие изменения к разряду преступлений против веры, желанию возвысить себя на Аллахом и его творениями. Примечательно, что запрещено даже отбеливать зубы и носить парики.
Наказание
Что ждет мусульманина, который сделает себе татуировку или каким-либо другим способом изменит внешний облик? Такой человек, согласно Корану, будет проклят навеки. Есть даже строка с изречением Сатаны: «И велю им так, что изменят они творение Аллаха» (Коран, 4:119). Тот мастер, который возьмет деньги за такую работу, тоже будет проклят. Заработанное будет считаться украденным, а значит, тоже грешным.
Рисунок или надпись?
Запрет изображения на коже человека касается любых тем. В том числе под запретом выдержки из Корана или надписи с текстом молитвы. Единственная надпись, которую можно допустить — это данные о группе крови и информирование о тяжелом заболевании (например, для больных диабетом). Такие татуировки порой становятся единственным источником информации для своевременного спасения человеческой жизни.
Как выйти из ситуации?
Для тех мусульман, которым все-таки необходимо соответствовать внешне своему окружению (а вдруг вы новый участник Black Star) или просто хочется украсить тело есть один выход — временные татуировки. Такие изображения можно легко ликвидировать с помощью специальных растворов, масел или воды. Однако, остаются еще некоторые условия нанесения тату.
Женщинам допускается использовать для временных рисунков только кисти рук и голову. Мужчинам следует оставить нетронутыми зоны от пупка до колена. Нельзя покрывать такие рисунки укрепляющими растворами, они должны смываться беспрепятственно. Женщинам можно демонстрировать тату только мужу, другим мужчинам их видеть запрещено.
Что можно и что нельзя
Согласно правилам, в рисунках на теле для мусульман запрещено:
- изображения людей и других живых существ;
- наносить имя Аллаха или аяты Корана;
- незамужней женщине запрещено наносить рисунки черной хной;
- нельзя использовать лозунги, призывы из другой культуры, надписи противоречащие исламу;
- наносить грешные рисунки (ад, черти и прочее).
Что делать, если тату уже есть
Имамы рекомендуют избавляться от имеющихся тату, если по незнанию правоверный мусульманин сделал ее ранее. Вывести рисунок можно при помощи лазера, современные технологии позволяют сделать это легко и практически безболезненно. Следов, как правило, после процедуры не остается. Однако, такая операция будет стоить недешево, но что не сделаешь ради религии? Оставить тату можно только в том случае, если сведение нанесет существенный вред здоровью. Например, придется лишиться какого-то органа или в месте нахождения рисунка недопустимо применение лазера.
Почему в исламе запрещено делать татуировки?
Как и многие другие правила, по которым живет исламское общество, запрет на татуирование тела прописан в Коране. Объяснение, почему правоверным мусульманам нельзя таким образом украшать себя, очень простое: тело сотворил Аллах, а все, что им создано, совершенно. Ничего лучше и прекраснее быть не может.
Если человек пытается изменить или приукрасить творение Всевышнего, значит, он недоволен им и считает, что созданное Творцом можно как-то улучшить. Это высокомерие и тщеславие. Хуже всего то, что нанесение тату — это прямое оскорбление Аллаха. Человек, посмевший сделать себе или кому-то татуировку, ставит себя выше Творца.
Наказание за тату
В мусульманских странах не найдешь ни одного салона тату. И понятно почему: человек, украшающий священный храм души рисунками, будет проклят. Деньги, которые он осмелится взять за такую работу, считаются ворованными. По Шариату и само действие, и полученная за него плата прокляты, а этого боится любой нормальный мусульманин.
В исламе табуируются не только татуировки, но и любые видоизменения тела. Правоверные мусульманки не наращивают волос. Ни мужчины, ни женщины не делают пирсинга . Популярные сейчас в Европе трансформации тела для любого последователя ислама — чудовищный грех.
Что разрешается
Мусульманское общество считается одним из самых консервативных в мире. Ислам налагает на жизнь своих детей много жестких правил и табу, чтобы их души оставались чистыми и преданными Аллаху.
И все же мода на татуировки постепенно завладевает и мусульманскими странами. Перманентные — постоянные — тату, как и прежде, строжайше запрещены. А вот временные рисунки наносить можно, если соблюдать некоторые правила.
Во-первых, изображения на теле должны быть сделаны красками, которые можно смыть маслом или водой. Наносить на них защитные покрытия нельзя. Кожа должна иметь контакт с водой и очищаться согласно правилам. Кроме того, на теле нельзя рисовать лозунги, сомнительные по содержанию призывы, вульгарные изображения, фигуры людей и животных.
Аврат
Особое значение имеет место, где нанесена татуировка. Муфтий Ахмад Шариф ан- Наасан (Сирия) поясняет, что на теле человека есть так называемые зоны аврата . Это места, которые полагается из скромности оберегать от посторонних взоров.
У мужчин зона аврата начинается в районе пупка и заканчивается коленями. Все, что находится между ними, полагается стыдливо прикрывать. У прекрасной половины аврат — практически все тело. Исключением служат кисти рук и лицо (хотя в некоторых ортодоксальных сообществах закрывают и его).
На коже, расположенной в области аврата , ничего рисовать нельзя даже легко смывающимися красками. По этой причине в некоторых мусульманских странах модницы расписывают свои руки — от запястья до кончиков пальцев — затейливыми узорами. Они называются менди . Это не только красиво, но и единственное, что разрешено.
Также правоверный мусульманин не должен демонстрировать рисунки на своем теле посторонним. Это бесстыдство и большой грех.
Что будет, если человек, который проповедует ислам, набьёт себе татуировки?
Нанесение татуировки не выводит человека из ислама, при этом большинство факихов (исламских правоведов) сошлись во мнении, что делать татуировки запрещено из-за достоверных хадисов, в которых проклинаются те, кто их делает, и те, кому их делают.
Сообщается от Ибн Мас’уда, что посланник Аллаха сказал: «Аллах проклял женщин, которые делают татуировки и которым делают татуировки; которые выщипывают брови и которым выщипывают брови; которые распиливают зубы для красоты и изменяют творение Аллаха».
— «Сахих» аль-Бухари 5931, «Сахих» Муслим 2125.
sunnah.comПередано со слов Ибн Умара: «Посланник Аллаха проклял тех, кто наращивает волосы, и тех, кому наращивают, тех, кто делает татуировки, и тех, кому делают».
sunnah.comФакихи единогласны в том, что татуировка является наджаса (нечистота, осквернение). Однако среди факихов есть разногласие, как допустимо избавиться от татуировки.
По мнению ханафитов, решение относительно татуировки таково же, как об окрашивании с помощью наджаса. После мытья кожа становится чистой, даже если остался след от наджаса. Не нужно сдирать кожу, потому что это след, который тяжело удаляется. Намаз человека после этого считается действительным, и он может стать имамом в молитве.
По мнению маликитов, что если татуировка сделана недозволенным путём, а именно не с целью лечения, то необязательно удалять её с помощью огня. Это относится к той категории наджаса, которая прощается, и намаз с этой татуировкой засчитывается.
По мнению шафиитов, удалять татуировку обязательно, если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум (очищение). Если есть опасность этого, то удалять необязательно, и не будет на человеке греха, если он покается. Это касается того случая, когда татуировка была нанесена совершеннолетнему с его разрешения. Если это было сделано до совершеннолетия или без его согласия, то человек не обязан удалять татуировку. Его намаз считается действительным, и он также может быть имамом в намазе.
Христиане в магометанском окружении
Татуировки запрещены в христианстве:
«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:28). Запрет этот повторяется еще дважды: Лев.21:5; Вт.14:1
Тем не менее в некоторых случаях в магометанском окружении христиане накалывают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански.
Египет: юная коптская девочка с татуировкой в виде креста на запястье
Татуировка указывает и на принадлежность к христианской общине, подчеркивает единство общины и готовности принять смерть в случае нападения магометан (в Египте такое происходит часто).
Традиционные татуировки у женщин-хорваток
Считается, что традиция нанесения татуировок в виде орнамента изначально связана с дохристианскими верованиями народов балканского полуострова. Однако широкое распространение получила во времена исламской оккупации Балкан в преимущественно католических регионах среди коренного населения — главным образом славян, а также албанцев. В католических районах татуировки можно было встретить также и у местного православного населения.
Население Боснии пережило настоящий ад за время турецкого правления: большинство было насильно обращено в ислам, девушек насиловали, детей увозили в рабство, а турецкие начальники имели право первой ночи с любой христианкой.
Местные женщины покрывали свои тела различными узорами и крестами в попытке избежать магометанского плена, сохранить детей, и уберечься от насильственного обращения в ислам или обращения в ислам через брак. Поэтому, татуировки со временем стали одним из символов католицизма в Боснии и Герцеговине, одним из способов показать свою принадлежность к родной культуре. Рисунки, избавиться от которых было почти невозможно, оставались на телах обращенных в ислам католиков, женщин, вынужденных перейти в ислам ради брака, тех, кто перешел в ислам по другим причинам, и навсегда оставляли след о происхождении человека. Были случаи, когда татуировки наносили мальчиками, чтобы избежать девширме.
Девширме — налог кровью — в Османском халифате один из видов налога с немагометанского населения, система принудительного набора мальчиков из христианских семей Албании, Боснии, Болгарии, Сербии и других территорий для их последующего обращения в ислам и несения ими службы в войске Османского халифата. Но эта практика не особо помогала, но это причина из-за которой татутировки можно было встретить у янычар.
Тогда, пытаясь хоть как-то защитить себя, женщины начали делать татуировки с крестами и другими традиционными мотивами — на пальцах, кистях рук, груди и даже на лбу. Они верили, что таким образом можно обрести духовную защиту и оградить себя от преследований, ну или, по крайней мере, дать другим понять, что их насильно обратили в ислам и когда-то они были христианами.
Традиция начала исчезать с приходом коммунизма. Хорватские женщины были вынуждены прекратить делать татуировки своим детям, и к 50-м многолетняя традиция практически исчезла, хотя до сих пор подобные узоры можно встретить у представителей старшего поколения.
Шариатские решения относительно татуировок
Мы живем в трудное время, сызмальства сталкиваясь со многими реалиями и практиками, в корне противоречащими установлениям нашей религии. Особенно это касается молодежи, которую изо всех сил пытаются отдалить от идеалов наших праведных предков. Кого-то пленяют модными веяниями, кого-то – идеологией протеста и борьбы с поп-культурой.
Так, например, татуировки становятся нормой среди молодежи, пока, впрочем, не у мусульманских народов, но эта беда, видимо, скоро коснётся и их. Нельзя забывать, что многие сейчас принимают Ислам и их новая жизнь иногда омрачена следами жизни прежней.
Поэтому необходимо узнать шариатские решения касательно татуировок и прояснить все детали.
Доказательства запретности татуировок
. قال الله تعالى : ( إِن يَدْعُونَ مِن دُونِهِ إِلاَّ إِنَاثًا وَإِن يَدْعُونَ إِلاَّ شَيْطَانًا مَّرِيدًا . لَّعَنَهُ اللّهُ وَقَالَ لَأَتَّخِذَنَّ مِنْ عِبَادِكَ نَصِيبًا مَّفْرُوضًا . وَلأُضِلَّنَّهُمْ وَلأُمَنِّيَنَّهُمْ وَلآمُرَنَّهُمْ فَلَيُبَتِّكُنَّ آذَانَ الأَنْعَامِ وَلآمُرَنَّهُمْ فَلَيُغَيِّرُنَّ خَلْقَ اللّهِ وَمَن يَتَّخِذِ الشَّيْطَانَ وَلِيًّا مِّن دُونِ اللّهِ فَقَدْ خَسِرَ خُسْرَانًا مُّبِينًا > النساء / 117 – 119 .
Смысл: «Они взывают вместо Аллаха лишь к существам женского рода. Они взывают лишь к мятежному дьяволу. Аллах проклял его, и он сказал: Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха. Кто сделал дьявола своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток».
قال القرطبي في تفسير هذه الآية :
وقالت طائفة : الإشارة بالتغيير إلى الوشم وما جرى مجراه من التصنع للحسن ، قاله ابن مسعود والحسن .
Имам аль-Куртуби разъясняет этот аят:
«Часть толкователей Корана сказала: под изменением облика имеется в виду нанесение татуировок и подобных вещей в виде изменений для приукрашивания. Это мнение Ибн Масуда аль-Хасана».
وهذه الأمور كلها قد شهدت الأحاديث بلعن فاعلها وأنها من الكبائر ، واختلف في المعنى الذي نهى لأجلها ، فقيل : لأنها من باب التدليس ، وقيل : من باب تغيير خلق الله تعالى كما قال ابن مسعود ، وهو أصح ، وهو يتضمن المعنى الأول ، ثم قيل : هذا المنهي عنه إنما هو فيما يكون باقياً ؛ لأنه من باب تغيير خلق الله تعالى ، فأما مالا يكون باقياً كالكحل والتزين به للنساء فقد أجاز العلماء ذلك .
” تفسير القرطبي ” ( 5 / 393 ) .
«[Что касается] всех этих действиях, то в достоверных хадисах сообщается о том, что совершающий их проклят и что это большие грехи. Ученые разошлись в понимании того смысла, из-за которого это стало запретным. Некоторые сказали, что в этом есть подлог[1], а другие сказали, что это изменение творения Аллаха, например, Ибн Масуд. И это более достоверно и включает в себя также первое значение, и это значение проклятия относится к тому, чьи изменения сохраняются, потому что это изменение облика, сотворенного Аллахом. А то, что не сохраняется, подобно окраске хной или женскому приукрашиванию, то это ученые разрешили.
Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах проклял наращивающую волосы и просящую об этом, делающую татуировку и просящую об этом»[2].
Детализация шариатских решений, связанных с татуировками, согласно шафиитскому мазхабу
Автор «Мугни аль-Мухтадж» говорит: «Татуировка (аль-вашм) – это прокалывание кожи иглой до выхода крови. Затем туда наносят индиго (вид краски), чтобы произошло окрашивание в результате смешения [краски] с кровью, полученной от прокалывания иглой. И делать так запрещено (харам), согласно хадису из двух «Сахихов»: «Аллах проклял удлиняющих волосы и просящих об этом, делающих татуировку и просящих этого, делающих татуировку и просящих этого».
Обязательно ее свести, если человек не боится такого ущерба, при котором разрешено совершать таяммум[3]. А если он боится, то ее устранять не обязательно, а на нем не будет греха после раскаяния[4]. И это так, если татуировка была сделана с его согласия, как сказал аз-Заркаши: то есть после его совершеннолетия. А если она была совершена раньше, то ее сводить не обязательно, как сказал аль-Маварди, то есть его намазы и пребывание имамом будут действительны и не будет загрязняться то, что коснется татуировки, будучи влажным»[5].
Страх и опасность, дозволяющие таяммум
Ибн Хаджар пишет в «Манхадж аль-Кавим»: «Человек не совершает таяммум из-за болезни, случившейся или ожидаемой, если только не боится, что от использования воды лишится жизни или органа, либо [боится] за функционирование органа, либо [боится], что удлинится срок болезни, даже если сама болезнь не усилится, либо что она усилится, даже если это не задержит выздоровление, либо боится, что появятся жуткие следы, например, изменится цвет части тела, [боится] дистрофии, паралича, появления отверстий [в теле], нароста мяса»[6].
Поэтому действия, которые могут привести к подобным последствиям, факихи называют «страх и опасность, дозволяющие таяммум», ибо человеку запрещено совершать самоубийство, калечить себя или как-то иначе вредить своему здоровью, и Всевышний Аллах не сделал установления Своей религии причиной этого, кроме некоторых исключений, где пожертвовать жизнью и здоровьем предпочтительно.
Детальный разбор вопроса из «Хашията» ат-Тармаси
Примечания шейха ат-Тармаси к словам Ибн Хаджара аль-Хайтами. Далее для удобства будем его обозначать буквой Т, и они будут выделены курсивом, чтобы не смешались со словами самого Ибн Хаджара.
Ибн Хаджар говорит: «Обязательно свести татуировку…
Т: Не имеет значения, будет ли больно в этот момент, в отличие от того, сохранится ли боль впоследствии.
…потому что она в себе несет наджасу…
Т: Это разъясняет, почему обязательно ее свести. А что касается ее нанесения, то это запрещено в любом случае, потому что в хадисе сказано: «Аллах проклял тех, кто делает татуировки и просит об этом»[7].
…если преднамеренно нарушил установления, потому что татуировка наносится прокалыванием участка кожи до момента выхода крови, а туда наносят хну или нечто подобное. Если же такой человек откажется ее удалять, то правитель должен заставить его это сделать. Если нет опасности запрещенных вещей…
Т: И если не умрет. А если может умереть, то на нем нет обязанности ее устранять, так как это посягает на ценность его жизни.
…дозволяющих таяммум…
Т: Например, если орган покроется уродливыми пятнами или затянется выздоровление, то тогда нет обязанности свести татуировку, так как у человека есть оправдание, и это даже будет запретно для него, и его намаз будет действителен без необходимости восполнения.
…разобранных нами в соответствующем разделе, и если он не преступал установлений[8],
Т: Это мнение, которому следует автор шарха, соглашаясь с ас-Субки в его детализации вопроса: если маасум[9] нарушил установления, то необходимо устранить татуировку, даже если он будет испытывать боль и она покрыта мясом, пока страх не достигнет уровня, дозволяющего совершать таяммум. А если не было нарушений установлений, то, если с ее устранением связаны сложности, которых обычно не бывает, даже если страх не достигает уровня, дозволяющего таяммум, не обязательно сводить ее. Если же нет сложностей, то обязательно.
По этому вопросу ар-Рамли вынес иное решение, следуя общим словам двух шейхов, и посчитал самым достоверным [следующее]: тот, кто не нарушал установлений, не обязан устранять татуировку, даже если не испытает при этом никакой боли.
Аль-Курди сказал: «Из всего сказанного вытекает три мнения: обязательность устранения, пока нет страха, дозволяющего таяммум, во всех случаях, и это мнение высказано в данной книге. [Второе мнение] – обязанность [свести татуировку] не лежит на том, кто не преступал дозволенное, во всех ситуациях, и это мнение ар-Рамли. И [третье мнение] различия в деталях между тем, кто боится трудностей при ее устранении, даже если они не вызывают страх такого уровня, который дозволяет таяммум, и на таком не лежит обязанность ее устранять, и тем, кто не боится, и для него свести татуировку обязательно[10].
…например, ему нанесли ее насильно или он ее сделал, не являясь мукалляфом…
Т: Например, если это сделал несовершеннолетний. Разница в том, есть грех в совершении этого или нет. Если у человека будет возможность свести ее без сложностей, которые ведут к запретному, и без страха, дозволяющего таяммум, из-за совершаемых действий, то он должен устранить татуировку и его намаз при наличии этой татуировки не будет действителен, а то, что коснется ее, будучи влажным, испачкается в наджасе. А если нет[11], то не будет действительным его пребывание имамом.
И первый случай, когда загрязняется то, что касается этого места, будучи влажным[12], – это пока татуировка покрылась тонким слоем кожи, потому что потом кожа препятствует соприкосновению с наджасой, которая является кровью, смешанной с индиго или чем-то другим, как он сказал в «Ат-Тухфат»[13].
…в отличие от мнения части ученых[14], ведь, если он не боится запретного, то нет необходимости оставлять на себе наджасу.
Т: И тогда, если он не свел ее, его намаз не действителен.
А если боится этого,
Т: Боится того, что дозволяет таяммум.
то нет обязанности ее сводить.
В «Хаваши» аль-Мадани сказано: «Для сведения такой татуировки, что ты преступил установления ее нанесением, есть два условия.
Первое – чтобы это относилось к тому, кто обязан ее свести, и поэтому это не обязательно сумасшедшему, если только он не вылечится и для него не станет обязательным намаз, а также менструирующей женщине до ее очищения.
Второе – чтобы человек не умер из-за ее сведения. И сюда добавляется отсутствие боязни того, что дозволяет таяммум. И условий становится три.
А для сведения татуировки у того, кто не нарушал запреты при ее нанесении, ставится два условия: отсутствие страха боли при ее сведении и чтобы она не въелась в мясо»[15].
Автор «Аль-Бушрааль-Карим» говорит: «Обязательно свести татуировку», – потому что человек несет на себе наджасу, нарушив установления Шариата, сделав ее. Если он будет отказываться сводить ее, то правитель должен заставить его сделать это в обязательном порядке, подобно возвращению украденного. И его намаз не будет действителен до сведения татуировки. И все, что коснется этого места во влажном состоянии, загрязняется.
Татуировка запрещена, и обязательной свести ее при соблюдении следующих условий:
Первое – нужно, чтобы в ней не было пользы. Если она несет некую пользу и ее нельзя ничем заменить, то можно ее оставить.
Второе – чтобы она была на том, для кого намаз обязателен. Если же это сумасшедший, то сводить ее не обязательно, если только он не придет в себя.
Третье – чтобы человек был живым. Удалять татуировку с мертвого[16] не обязательно».
Если суммировать все вышеизложенное, то ученые шафиитского мазхаба единогласно утверждают, что если человек сделал себе татуировку добровольно, после достижения им совершеннолетия и для ее устранения нет преград и [в ее сведении] нет опасностей, дозволяющих таяммум, то, во-первых, он обязательно должен ее свести, во-вторых, намазы, совершенные им с этой татуировкой, не действительны и он должен их восполнить, и, в-третьих, если чернила, которыми делалась татуировка, полностью находятся под кожей, то все, что касается этого места во влажном состоянии, не будет загрязняться, а если не полностью, то будет.
Но среди ученых шафиитского мазхаба есть разногласия [в деталях]: имам Ибн Хаджар аль-Хайтами считал, что если человек не впадал в грех из-за нанесения этой татуировки, например, был несовершеннолетним, то он все равно обязан ее свести, но его намазы будут действительными, а имам ар-Рамли считал, что, поскольку человек не впадал в грех за ее нанесение, то и сводить ее он не обязан.
[1] Т. е. искажая свой облик, человек вводит в заблуждение других.
[2] Бухари, № 5937; Муслим, № 2124.
[3] Этот вид ущерба будет разобран далее.
[4] Раскаяние (тауба) за сам факт действия обязательно во всех случаях.
[5] Мугни аль-Мухтадж, т. 1, с. 524-525, издание «Дар аль-Файха».
[6] Манхадж аль-Кавим, с. 132.
[7] Бухари, № 5937; Муслим, № 2124.
[8] Это одно из расхождений между Рамли и Ибн Хаджаром, которое будет разобрано подробнее. Автор Мугни, как мы уже сказали, считал, что если татуировка была нанесена, например, до совершеннолетия, то сводить ее не обязательно.
[9] Тот, чья жизнь имеет ценность по Шариату, то есть не кяфир-харби и не муртадд.
[10] Аль-Хаваши аль-Мадани, 1\183.
[11] Т. е. если татуировка будет нанесена не в этом состоянии.
[12] Если татуировка была нанесена добровольно, в состоянии таклифа и в ее устранении нет трудности, дозволяющей таяммум.