Тату символы христианской веры

Содержание
  1. Православные тату — значение для мужчин и женщин, описание тату православный крест и других символов, места размещения, эскизы и фото работ
  2. Историческая традиция христианских татуировок
  3. Что можно выбрать в качестве эскиза православного тату?
  4. Значения и смыслы православного тату
  5. Христианские татуировки из Иерусалима
  6. Традиция делать татуировки паломникам имеет глубокие исторические корни
  7. Татуировка свидетельствовала, что ее обладатель принадлежал к коптской церкви
  8. Раньше паломничество было делом всей жизни
  9. От дедушки остались вырезанные из оливкового дерева штампы
  10. Wassim Razzouk не считает себя участником современного тату-движения
  11. Христианский взгляд на татуировки
  12. иерей Иоанн Курбацкий
  13. «Модное» поветрие
  14. Есть ли в Библии сведения о татуировках?
  15. Зачем люди делают «наколки»?
  16. Татуировка и внутренний духовной мир
  17. Что делать с татуировками, если они уже есть?
  18. Понравился материал?

Православные тату — значение для мужчин и женщин, описание тату православный крест и других символов, места размещения, эскизы и фото работ

Когда клиенты в салонах выбирают тату Православные, они должны быть уверены в точности своего выбора эскиза. В отношении таких эскизов особенно важно понимать значение символики. Представленная подборка православных символов для тату поможет подобрать подходящий рисунок для мужчин и женщин.

Символ веры в качестве татуировки на теле использовался в разных религиях мира и в древности, и сегодня. В православии нет традиции набивать тату на тело с религиозным символом веры. Верующие люди должны учитывать то, что говорят по этому поводу священные писания, законы божьи и рекомендации священников.

Историческая традиция христианских татуировок

Также следует правильно выбирать рисунки с религиозной тематикой, так как в России с начала 20 века мода на религиозные татуировки была только у представителей криминальной среды. Ветхий Завет содержит упоминания о нанесении на тело священных писаний, а в классической православной традиции нет определенных точек зрения на этот вопрос. В целом, ответственность за выбор тату с православной символикой всецело лежит на самом верующем.

Читайте также:  Что будет если перекрыть шрам татуировкой

Православная церковь не одобряет нанесение на тело символов веры, но и не запрещает. Есть ряд священников, которые отрицательно относятся к такой традиции, а есть служители церкви, такие как рукоположенный Иван Охлобыстин, которые сами носят тату.

В целом, татуировки с изображением православных символов на своем теле рядовой верующий может воспринимать как оберег и защиту от темных сил и зла. Следует помнить о том, что противники тату с православной символикой достаточно вольно трактуют фразы из Левита, приводя их в качестве аргументов против нанесения татуировок с символами христианской веры. И потом, эти запреты касаются только священников.

В эпоху раннего христианства разрешалось наносить изображения с Ликом Христа или его имени, а также с другими символами христианства. Известно, что и крестоносцы делали татуировки на груди в виде креста во время крестовых походов. Поэтому обычный верующий принимая решение о набивке религиозного рисунка на своем теле может опираться на существующий исторический опыт.

Что можно выбрать в качестве эскиза православного тату?

В качестве самых популярных рисунков религиозной тематики, которые можно выбить на теле, сегодня востребованными являются лик Иисуса, изображения святых, архангелов, креста и пентаграмм.

Кроме рисунков нередко накалывают тексты из Священных писаний. Их чаще всего выполняют на ребрах, на груди, на плече или предплечье. Большой популярностью пользуется крест в тату-салонах. Его наносят на плечо или на запястье.

Сегодня православный тренд в боди-арте достаточно актуален. Такие христианские символы не просто служат украшением тела, а несут глубокий религиозный смысл для своего владельца. К ним относятся как наставлениям на верный путь, оберегам и защитникам.

В салонах сегодня можно набить различные эскизы самого главного символа веры христианства – креста. Традиционно такое тату выполняло у воинов в средневековье функцию оберега, поэтому его часто делали на спине, на груди, в области сердца.

В каталогах сегодня можно подобрать различные виды христианского и православного креста:

  • рыцарский;
  • с четками;
  • кельтский;
  • иерусалимский;
  • с изображенным внутри камнем и др.

Каждое такое изображение обладает своим глубоким смыслом и значением, который следует учитывать при выборе эскиза.

Кроме этого можно набить и другие религиозные изображения:

Приняв решение сделать религиозное тату православной тематики, следует не только правильно подобрать значение и смысл картинки, но также место, куда такая татуировка будет наноситься. Это должно быть закрытое место, желательно, чтобы такое тату у мужчины не было на всеобщем обозрении, так как православная вера требует от верующего глубокого и ответственного отношения к символам веры.

Значения и смыслы православного тату

Набитый на теле крест, или иной символ православной веры может носить традиционное значение оберега, а также выражать дань традиции, уважение и любовь к Богу. Нередко тату с христианской символикой носят сугубо прагматичное значение.

Если христианин живет среди мусульман, вдали от христианской культурной традиции, то татуировка с изображением креста на руке будет отличительным знаком для окружающих, который позволит после смерти похоронить такого человека по христианским, а не мусульманским традициям, если верующий скончается среди незнакомых ему людей.

Значение таких татуировок может разным. Единственное, что недопустимо для любого символа православной веры – это использование его как обычного экзотического украшения или картинки, позволяющей бездумно противопоставлять свое «Я» окружающим людям.

Важно помнить, что делать такие тату должны только истинно верующие люди, желающие стать ближе к Богу с помощью очищения от прегрешений и покаяний. При этом татуировка с православной символикой служит для человека своеобразным зароком, символом отказа от прежних греховных помыслов. Нередко мужчины наносят на руку слова молитвы «спаси и сохрани», защищающей их от опасности, зла и несчастий в тяжелую минуту.

В любом случае, мастера рекомендуют делать православные татуировки только тем клиентам, которые действительно верят в Бога и не будут красоваться на публике с помощью православных тату. Церковь чаще всего обличает именно за это тех, кто носит напоказ рисунки, имеющие для верующих непреходящее религиозное значение.

Следует всегда помнить о том, что православное тату всегда должно быть выражением того, что его хозяин действительно верит в Бога. Если это так, то такой человек всегда выбирает достаточно интимное место для нанесения татуировки религиозного содержания.

Он никогда не сделает из христианского рисунка бездумно на видном месте. Верующий тщательно будет выбирать такой эскиз, стремясь максимально точно с помощью изображения на теле выразить свою любовь к Богу или иные религиозные чувства, которые он искренне переживает или поступки, которые готов совершать во имя православной веры.

Христианские татуировки из Иерусалима

В середине первого века нашей эры произошло завоевание Египта арабскими армиями. Это нашествие не совсем правильно называть «завоеванием», ибо оккупанты не встретили никакого сопротивления со стороны египтян.

Однако неприязнь к новым порядкам, которые принесли с собой захватчики, начала проявляться позже. Словом копты арабы называли представителей местного населения Египта, которые к тому моменту были в подавляющем большинстве христиане. Коптское христианство — это одна из самых древних ветвей христианства, в основном, это религиозное ответвление принадлежит к православной церкви.

В самом сердце старого Иерусалима, христианин палестинского происхождения по имени Wassim Razzouk , в своей собственной тату-студии делает татуировки всем желающим. На вывеске его тату-студии написано Since 1300 — это значит, что он является потомственным татуировщиком, поддерживающим традицию христианской татуировки, история которой насчитывает уже более семи веков.

Традиция делать татуировки паломникам имеет глубокие исторические корни

«Мои предки — египетские копты. Многие века коптские христиане поддерживают традицию делать себе татуировки. Считается, что первые христианские татуировки появились в XII веке от рождества христова, когда в Египте начало распространяться мусульманство. А в то время Египет был преимущественно христианским. Арабские завоеватели насильно пытались обращать христиан в свою религию. Для этого они придумали очень интересную вещь — облагать дополнительным налогом тех, кто не хотел обращаться в мусульманство» — рассказывает Wassim.

Татуировка свидетельствовала, что ее обладатель принадлежал к коптской церкви

«Одной из форм сопротивления этому было то, что христиане-копты делали себе татуировки на внутренней стороне запястья — изображение креста. Со временем такой жест непримиримости трансформировался в традицию. Весьма долгое время принадлежность к коптской церкви можно было доказать единственным способом — предъявив татуировку креста на внутренней стороне запястья правой руки» .

Раньше паломничество было делом всей жизни

«Мой прапрадедушка приехал в Иерусалим в начале XVIII века и его ремеслом были татуировки на коже паломников, которые прибывали в Иерусалим со всего света. Сегодня всё намного проще — вы покупаете в интернете билет на самолёт и на следующий день уже в Иерусалиме! Но сотню лет назад всё было иначе. К паломничеству готовились долгие годы — это становилось главным событием всей жизни! И татуировка была доказательством того, что ее обладатель был в святых местах, а также гордым символом того, что её носит христианин» .

Wassim говорит, что в наши дни практика паломнических татуировок набрала небывалую популярность — «Иногда ко мне выстраиваются очереди по 50 человек! Люди готовы ждать часами, чтобы увезти на себе символ Иерусалима. А встречаются даже такие, кто приезжает в Иерусалим каждый год, и каждый раз они делают себе новую татуировку» .

От дедушки остались вырезанные из оливкового дерева штампы

Далеко не все паломники приветствуют практику татуировок, однако они никак не хотят отставать от более смелых собратьев по вере. Для подобных случаев в арсенале татуировщика есть вырезанные из оливкового дерева штампы с изображением христианских мотивов. Они достались ему от дедушки, который был не только татуировщиком, но и плотником, а также мастером резьбы по дереву.

Wassim Razzouk не считает себя участником современного тату-движения

Wassim Razzouk весьма известная фигура в мире израильской татуировки. Он принимает участие во множестве выставок, сотрудничает с ведущими музеями, однако он не считает себя участником современного тату-движения: «Это не мой мир» — коротко объясняет он. «Я не являюсь татуировщиком в современном понимании этого слова. Мои клиенты — это паломники, монахи, священники, пожилые люди» .

«Меня очень удивляет, когда кто-то начинает говорить, что та или иная религия запрещает нанесение татуировок. Независимо от того, что говорят эти люди, спрос на паломнические татуировки в святой земле Иерусалима растёт из года в год!» В данном контексте стоит вспомнить слова, которые произнес Папа Римский Франциск , касавшиеся непосредственно практики современной татуировки .

Христианский взгляд на татуировки

иерей Иоанн Курбацкий

Настоятель храма Знамения Пресвятой Богородицы в г.Калуге, РПСЦ

В наши дни на улицах городов можно часто встретить людей с татуировками на теле. В некоторых музыкальных субкультурах они получили популярность, сопоставимую с модой на сами рок-группы, одежду и прически. Татуировки становятся распространенными и среди обычных людей. Летом нетрудно встретить девушек с татуировками на крестце или щиколотках. Как к этому относиться, хорошо это или плохо, может ли быть христианином человек с татуировками? Об этом явлении рассуждает иерей Иоанн Курбацкий (РПсЦ, г. Калуга).

«Модное» поветрие

С каждым годом, особенно летом, мы замечаем, как много людей, прежде всего молодежь, имеет на своих телах модные «аксессуары» в виде наколок. Число салонов тату в городах становится сопоставимым с числом кафе. Люди дарят друг другу сертификаты на посещение этих салонов. Большинство посетителей там, безусловно, составляет молодежь. Если раньше наколки были элементом тюремной или, реже, армейской субкультуры, то сегодня это стало модным и привычным явлением. Бывает, что сами родители приводят своих подростков в салоны татуировок. Хотя в целом трудно представить себе родителей, желающих таким образом «украсить» своих деток. В Испании запомнился рекламный стенд салона тату. Изображен грудной младенец в памперсе, с ног до головы изрисованный. А вверху надпись: «Мам, прости!» Старшее поколение с недоумением и ужасом смотрит на растущую популярность татуировок. Многие ещё помнят, что наколки наносились насильственно в немецких концлагерях. Но находятся и такие папы и мамы, которые хотят идти в ногу со временем. Известен случай, когда пенсионер в свои 65 лет впервые нанёс себе тату на тело.

Проникает это явление и в церковную среду. Либо люди приходят к Богу, уже имея наколки, либо христиане по незнанию, поддаваясь духу времени, наносят изображения и надписи себе на тело. На курортах работает целая тату индустрия. Причем рассчитанная и на детей тоже: им наносят рисунки хной, они смываемые. Но в сознание подспудно закладывается посыл, что «тату — это круто и стильно, когда вырастишь, ты сделаешь все по-взрослому». Особую распространенность тату получили в Европе. Видимо, массовость этого явления на Западе побудила старообрядческую митрополию в Румынии в 2018 году обсудить эту тему и принять особое соборное решение. Напомним его:

«Считать татуирование тела грехом, не возбраняющим к крещению. Призвать чад Церкви и особенно молодое поколение воздержаться от этого порока» (п. 4 «О возможности принятия в лоно Христовой Церкви людей, имеющих списанное тело (татуировки)»).

Это, кстати, единственное официальное мнение Церкви по этому поводу. Насколько мне известно, ни одна из поместных церквей свою позицию по этому вопросу не высказывала. Мотивировочной части решения Белокриницкой митрополии мы не знаем, поэтому постараемся самостоятельно разобраться, что послужило основанием для такого вывода.

Есть ли в Библии сведения о татуировках?

Если обратиться к Священному Писанию, мы увидим, что татуировки прямо запрещены в Библии. В книге Левит сказано:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]» (Лев. 19:28).

Очевидно, что данный запрет направлен на то, чтобы отделить богоизбранный народ от язычников. Нельзя сказать, что эта ветхозаветная норма утратила свое значение в Новом Завете. Нередко и нынешние «письмена» носят языческий смысл. Это либо особые тексты с функцией оберега или талисмана, якобы приносящего удачу, либо изображения черепов, змей, пауков и т.п. Для христиан эти символы слишком ясны и не требуют расшифровки. Но главное в том, что язычники не имеют истинного представления об отношениях человека с Богом, о месте человека в мире и сопутствующих вопросах. Соответственно, надо понимать, что запрет на тату исходит из правильного отношения к человеческому телу и потому не только не теряет силы, но получает больший смысл после воплощения и вознесения Христова. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Остановимся на этом подробнее.

Зачем люди делают «наколки»?

Прежде всего, попробуем понять, что вообще заставляет людей делать татуировки. Кто-то, очевидно, делает тату осознанно, кто-то просто из подражания сверстникам или «звездам», из позерства. В постмодернистском обществе утрачено понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому распространенность подобных явлений неудивительна. Нет твердой нравственной опоры, в сознании нет ее критерия, нет никакой цели и смысла, нет рефлексии. Тело воспринимается лишь как внешняя оболочка, с которой можно делать все что угодно. Оно моя собственность, значит, что хочу, то и делаю с ним. Наверное, ход рассуждений таков: «Это модно, это считается стильным, это сделал тот или иной популярный персонаж. Почему бы и мне не сделать?» У молодых людей не хватает зрелости понять, что если наколки нанесены ради моды, то это просто неразумно: сегодня мода одна, завтра другая, а татуировка осталась. При этом тело дряхлеет, и к старости все рисунки на теле будут также безобразно смотреться, как намалеванный труп.

Другая категория — это те, кто сознательно делает тату. Причин для этого может быть множество. Это и желание закрепить таким образом свою принадлежность к определенной группе, музыкальному направлению, и самоутверждение, признание в каких-то кругах, где это принято, и стремление закрепить какой-то этап в жизни и т.п. В нашей стране наколки всегда ассоциировались с тюремной субкультурой, вызывали неприятие обществом. Наличие таких наколок характеризует человека без лишних слов. В качестве примера можно привести строчку из песни Бориса Гребенщикова «Губернатор», в которой даётся негативная оценка черни у власти, вырвавшейся из грязи в князи:

«Под рубашкой от Brioni,
Наколки на груди,
А убитых журналистов
Без тебя хоть пруд пруди».

Не будем останавливаться на тюремной субкультуре. Отметим только, что у заключенных наколки имеют особый смысл и язык, понимаемый однозначно в их мире. Использование наколок в уголовной среде в крайней степени регламентировано, неточности здесь могут привести к серьезным конфликтам.

Декоративные тату не несут в себе этой смысловой нагрузки. Тем не менее наличие подобных «аксессуаров» влияет на сознание их носителей, создает психологический настрой, определяют модель поведения. Люди с тату, с которыми довелось общаться, признавались, что после нанесения надписей и рисунков «внутренне происходит что-то, что-то меняется». Иначе не может быть. Вспомним философский принцип диалектического единства формы и содержания: нет ни одной материальной системы, у которой не было бы содержания и формы.

Татуировка и внутренний духовной мир

Форма содержательна, а содержание оформлено. Не только татуировки, но даже одежда может определять поведение. Так, например, в России и многих других странах мира обязательно облачение судьи в мантию. Это передает ощущение торжественности и достоинства происходящего, его испытывают как сами судьи, так и присутствующие лица. То же можно сказать и о священниках в облачении, и о полицейских и т.п.

Рассуждая далее о форме и содержании в этом контексте, становится понятно, что нанесение тату на тело — это всякий раз переход от внутренней работы над собой к внешнему украшательству, своеобразно понимаемому. Нередко это служит признаком внутренней слабости: у человека нет других средств, чтобы поднять свою значимость. Бог дал человеку возможность творчества. Это потребность, но в данном случае она принимает искаженные формы. Если приглядеться, то у всех татуированных людей в глазах наблюдается невыразимая тоска по небесному и вечному, неуверенность в себе, душевная пустота. Это очень тонко уловил Михаил Круг в одной из своих песен, вложив в уста заключенного такие слова:

«Кольщик, наколи мне купола,
Рядом — чудотворный крест с иконами,
Чтоб играли там колокола
С переливами и перезвонами».

В связи с этим вспоминаются и наши оскверненные в советское время храмы, с рисунками и надписями, тоже выражающими некую форму молитвы. Убогую, греховную, но все же неосознанно направленную на связь с Вечным.

Мне довелось как-то пообщаться с человеком, имеющим свой салон тату в Москве. Он сказал, что нередко выступает в роли психолога, когда к нему приходят люди, не нашедшие себя, не знающие, что им надо, даже не определившиеся, какой рисунок себе нанести. Некоторых он даже отговаривал. Например, подростков, желающих нанести наколки на лицо, назло всем. «Вам не нравится, каков я, посмотрим, каково будет видеть меня таким!»

Очевидно, что в такой ситуации недостаточно просто объявить тату грехом, нужно обоснование. Надо подать руку помощи, а для этого важно дать нечто большее взамен.

Прежде всего, укажем, что человек — творение Божие. Бог сотворил все «весьма хорошо» (Быт. 1:31). Следовательно, внесение изменений в тело, в том числе наколки, — бунт против Бога. В житии святого Петра Галатийского есть такой эпизод. К нему за исцелением приходит женщина, украшенная румянами и белилами.

Что сказала бы ты, — сказал ей старец, — если бы увидела живописца, который портит создание великого художника: станет белить лик, начертанный по его вдохновению, лить краски, чернить брови и ресницы?

Женщина упала на колени и со слезами стала просить прощения.

Помни, дочь моя, — продолжал он, — что если для художника оскорбительны такие поправки, то тем более для Премудрого Творца, так чудно украсившего человека, «умалившего его малым чем от ангелов» (Пс. 8:6), для Великого Художника, Который дал тебе твою красоту.

Объективным критерием нравственности для христианина служит Священное Писание — откровение Божие человеку. Если обратиться к нему, то мы обнаружим, что в нем осуждаются не только татуировки, но даже нескромная одежда и чрезмерное употребление косметики. Бог устами пророка Исаии угрожает следующими наказаниями за эти грехи:

«И будет: вместо благовония — смрад, и вместо пояса — веревкой опояшешься, и вместо золотого украшения на голове будешь иметь плешь за дела свои, вместо багряной одежды вретище наденешь. И прекраснейший сын твой, которого ты любишь, падет от меча…» (Ис. 3:23-24).

Так было еще в ветхозаветные времена. А христиан за такие грехи ожидает еще большее осуждение. «Если же и тогда, прежде благодати и такого любомудрия, это было осуждаемо, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — то какое оправдание могут иметь нынешние жены, которые призваны на небо и к подвигам большим, которые обязываются соревноваться ангелам».

Церковь считает тело человека святыней и храмом Святого Духа. Апостол Павел говорит:

«Не знаете ли, что телa ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 19-20).

Подчеркнем здесь два принципиальных момента. Первое. Мы не свои, мы — Божии, наше тело в полном смысле нам не принадлежит, мы не можем делать с ним все, что хотим. Второе, мы можем и должны прославлять Бога не только в душах, но и в телах тоже. Мы знаем, что Бог прославляет тела Своих избранных угодников нетлением мощей и чудесами, проистекающими от них. И эти явления служат неким предначертанием, образом и символом божественной и небесной славы святых, которая откроется после всеобщего воскресения. Отсюда следует, что христианин должен заботиться о своем теле и относиться к нему с благоговением. «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29).

Далее, тело человека освящается в Церкви в Таинствах крещения, миропомазания, причащения, соборования. Христианин в крещении «облекается во Христа» (Гал. 3:27) и во всем должен стремиться следовать «стопам Его» (1 Пет. 2:21). И подобно тому, как мы не можем нанести неподобающие надписи на священных сосудах, так недопустимо это делать на наших телах. Это освящение плоти человеческой основано на великом таинстве Божественного воплощения, смерти, воскресения и вознесения Христова. Господь принял плоть, сделал Своей собственной и обожил ее, по слову Евангелия: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). С воспринятой плотью Христос вознесся на небеса «и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). И поскольку Господь наш Исус Христос соделался совершенным человеком по душе и по телу, подобным нам по всему, кроме греха, то и нам, которые веруем в Него, подает Он от Своего Божества и делает нас сродными Себе по естеству и существу Божества Своего. И нам ли, христианам, имеющим такие дары и обетования, чающим воскресения мертвых, осквернять свою плоть надписями и изображениями?

Что делать с татуировками, если они уже есть?

Что же делать, если татуировки нанесены? Для людей, вступающих в Церковь через крещение, это не является препятствием. Упомянутый выше собор Белокриницкой митрополии подчеркнул это в своем решении. Видимо, на практике были случаи, когда священники не знали, как поступить, и требовали свести наколки. Но это очень дорого и не всегда возможно, хотя желательно. Если же человек после крещения осквернил свое тело татуировками, он должен раскаяться в содеянном и нести определенную епитимью. Полагаем, что правильно поступают те духовники, которые обязывают татуированных в качестве покаяния всегда носить одежду, скрывающую надписи и рисунки. Работавшие в этой индустрии должны оставить ее как греховную.

Остаётся ещё вопрос, пока ещё гипотетический: может ли стать священником носитель наколок? Выскажем свое частное мнение, требующее соборного рассмотрения. Думаем, здесь может идти речь о препятствии к рукоположению физического характера, связанном с телесными недостатками ставленника. Подобно тому, как не поставляются в клир скопцы (согласно 1 правилу I Вселенского Собора «Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити»), так и татуированные. Особенно если эти наколки нельзя скрыть. Как может литургисать человек с тату на руках? Да и кто подойдёт к нему под благословение?

Таково наше рассуждение по затронутой теме. А закончить хотелось бы призывом уклоняться от описанного зла словами великого апостола Павла:

«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Оцените статью