- Двуликий Янус — значение и происхождение. Кем был бог Янус?
- Кем был древнеримский бог Янус и при чем здесь январь
- Чем знаменит храм Януса
- Кто такой Янус и почему он Двуликий?
- Татуировки по мотивам древнеегипетского пантеона: идеи и значение
- Истоки верований древних египтян
- Бог солнца Ра
- Богиня Баст
- Бог Осирис
- Богиня Исида
- Бог-сокол Гор
- Бог Анубис
- Бог смерти Сет
- Символы и элементы культуры Древнего Египта
- ДВУЛИКИЙ ЯНУС
Двуликий Янус — значение и происхождение. Кем был бог Янус?
Двуликий Янус — так с осуждением говорят о неискреннем человеке. Он играет то одну, то другую роль. Синонимы: двуличный человек, лицемер.
Янус — древнеримский бог времени, покровитель любых начинаний, бог дверей и ворот. Его изображали с двумя лицами: одно смотрит в прошлое, другое — в будущее.
Голова Януса из музея Ватикана. Фото: Wikimedia / Loudon dodd https://img.anews.com/media/gallery/122898080/704775976.jpg
Кем был древнеримский бог Янус и при чем здесь январь
Янус — бог любых начинаний, бог входов и выходов. Поэтому его называют «отпирающим» и «запирающим». Он покровитель первого дня каждого месяца, начала года. Обращаясь к богам, имя Януса римляне произносили первым.
Именно его именем назван первый месяц года — январь (януарий). 1 января люди несли в храм Януса сладости и деньги, чтобы год был удачным, дарили друг другу сладкое и желали удач. Ссоры и шум в этот праздничный день были запрещены.
Depositphotos https://img.anews.com/media/gallery/122898080/156659086.jpg
Янус изображался с 365 пальцами по числу дней в году и с двумя смотрящими в разные стороны лицами — отсюда его традиционный эпитет «двойной». Два лица — символ его двойственности: двери ведут и внутрь, и наружу; Янусу ведомо и прошлое, и будущее. В руках Янус держит атрибуты сторожа: ключ и посох.
Монета с изображением Януса. Depositphotos https://img.anews.com/media/gallery/122898080/722921675.jpg
Янус — очень древнее божество. По-видимому, изначально он считался богом-творцом, богом неба и солнечного света: открывал небесные врата для солнца утром и запирал их на ночь.
По преданию, это Янус научил людей земледелию и ремеслам, а также кораблестроительству. Поэтому его также считали покровителем путешественников.
В дальнейшем Янус уступил место верховного божества Юпитеру, а сам стал владыкой всех начал.
В императорскую эпоху Януса считали первым легендарным царем области Лаций.
Чем знаменит храм Януса
Храм Януса в Риме представлял собой арку, с двух сторон которой располагались дубовые двери.
Когда Рим объявлял кому-то войну, эти двойные ворота отпирали. Армия, отправляясь в поход, проходила сквозь арку перед ликами Януса. Всю войну святилище стояло открытым. Лишь когда заключали мир, вернувшиеся солдаты вновь проходили перед изваянием бога, а двери запирались на ключ.
Храм Януса. Depositphotos https://img.anews.com/media/gallery/122898080/226318265.jpg
Рим, однако, воевал почти постоянно. За всю историю Древнего Рима святилище Януса закрывали лишь пять раз. По преданию, храм построил второй из римских царей, Нума Помпилий.
Нума правил 43 года, и все 43 года ворота храма Януса были закрыты: Рим жил мирно. Зато после Нумы в течение нескольких столетий храм не закрывался ни на один день: войны шли непрерывно. Во второй раз он был закрыт ненадолго лишь через 500 лет после Нумы — по окончании первой Пунической войны; в третий раз — через 700 лет после Нумы, уже при императоре Августе.
М.Л. Гаспаров. «Капитолийская волчица»
Кто такой Янус и почему он Двуликий?
Спроси 43% процентов женщин в России, кто самый двуличный мужчина в мире — ответят «мой бывший муж». И ошибутся, ибо в их случае речь идет только о 21-м веке, а мы тут будем говорить самом двуличном за почти за 3 тысячелетия, то есть явно лидере в данном занятии — двуличности.
Имя его — Янус. И он бог, языческий, древнеримский, очень древний. Римляне верили в него еще до того, как стали поклоняться Юпитеру, и в те времена именно двуликий Янус был верховным богом.
Древность этого бога — одна из причин того, что у него такой странный облик. Чем древнее боги — тем страшнее, это уже ближе к новой эре римляне стали подгонять облик своих богов под идеальную классическую красоту древнегреческих соседских богов-олимпийцев.
Так что бог Янус, говоря современным языком — мутант. Одно лицо у него на положенном месте, как у всех человекоподобных. А второе лицо у него выросло на затылке. Или, можно считать, что у него две головы, сросшиеся затылком, как у очень странного сиамского близнеца.
Но поскольку Янус был богом, данная физическая аномалия ему совершенно не мешала, а стала, наоборот, его главным атрибутом, иначе говоря — фишкой. Два его лица приобрели глубокое символическое и мистическое значение. Одно лицо его смотрело в прошлое, а другое — в будущее, таким образом, Янус имел знание о том что было и о том, что будет. (Именно поэтому Стругацкие в своем романе «Понедельник начинается в субботу» дают своему загадочному персонажу, который будто бы предвидит будущее, имя Янус Полуэктович Невструев).
Кроме того, Янус был богом всего, что начинается — дел, года и так далее. Именно в честь него назван месяц январь, так что хтоничного древнеримского бога Януса мы, фактически, поминаем чуть ли не каждый день нашей нашей наполненной ультрасовременными гаджетами жизни.
Вдобавок, возможно, популярность еврейского имени Иоанн (позже превратившегося в варианты Иван, Жан, Ян) на территории древнеримской империи, была связана с тем, что в местом варианте произношения оно было похоже на родного бога Януса. Так что, Иваны, подумаете, может, вот он — ваш языческий покровитель?
А теперь поговорим о пользе Януса для общества. Если вам нужен амулет, который бы помог в свершениях, новых делах, чем-то, что вы планируете — поступайте, как древние римляне. С установкой мраморной статуи на счастье, конечно, могут выйти некоторые проблемы, но ведь можно и другим путем пойти.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал , у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.
А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.
Татуировки по мотивам древнеегипетского пантеона: идеи и значение
История человечества насчитывает много верований, которые появлялись, набирали силу, а затем исчезали. Однако некоторые из них хоть и утратили статус религий, но сохранили культурное и историческое значение. К их числу относится и религия древних египтян.
Колоритные божества, таинственные пирамиды, причудливые иероглифы, сакральные символы – все это является популярным сюжетом для татуировок. Если вы планируете набить тату в египетском стиле, читайте статью до конца: мы расскажем все, что вам нужно знать о богах и богинях Египта, а также значении символики этой древней цивилизации.
Истоки верований древних египтян
Жизнь народов в дельте Нила зависела от сил природы: разливающаяся река давала плодородный слой почвы, солнце могло как согревать своими лучами, так и обжигать зноем посевы, дикие звери регулярно нападали на скот, а порой и на людей. Постепенно стихии с их мощью персонифицировались, то есть приобретали черты разумных существ. Так появились первые боги в древнеегипетском пантеоне.
Параллельно развивалось и учение о душе, которая, по мнению древних египтян, состояла из 9 частей. Чтобы обеспечить части души комфортный переход в загробный мир и счастливую жизнь после смерти, египтяне создали комплекс особых погребальных ритуалов. Самый известный из них – мумификация, то есть консервация тела с помощью бальзамирующих веществ и слоев ткани.
Всего в пантеоне народов Древнего Египта насчитывается около 700 божеств, но многие из них имели только локальное значение. Ключевых персонажей мифологии было около 20, о самых значимых из которых мы расскажем далее.
Бог солнца Ра
Ра – это бог-творец и глава пантеона, борец с воинством мрака. Изображался египетский бог солнца в виде человеческой фигуры с головой кобчика или сокола – именно так рисуют Ра и на эскизах тату. Бог солнца также известен как Амон Ра. Амон – божество света у жителей города Фивы. Как это часто бывает, два культа слились в один, и Древний Египет получил божество с двойным именем. В тату-эскизах изображению бога Ра часто придается значение победы света над тьмой, но это не обязательно: вы можете набить себе татуировку, просто потому что вам понравился этот персонаж.
Богиня Баст
Баст (Бастет)– богиня домашнего очага, женской привлекательности, любви и благоденствия. Древние египтяне рисовали ее в виде девушки с головой кошки. Интересный факт: до одомашнивания кошки Баст имела голову львицы. Талисман богини – музыкальный инструмент систр. В честь культа Баст проводились фестивали, на которых египтяне плыли на лодках под музыку, веселились и танцевали. В тату-искусстве египетская богиня Бастет изображается в виде женщины с кошачьей головой или просто в виде грациозной и величественной кошки. Некоторые из обладателей тату с Бастет придают ему значение талисмана, другие просто выражают в египетской татуировке свою любовь к кошкам как к самым загадочным и диким из домашних животных.
Бог Осирис
Владыка загробного мира, судья мертвых. Изображался в виде мумии с зеленой кожей и в белых одеяниях. Атрибуты Осириса – скипетр (хекет) и цеп (нехеху) – символика монаршей власти. Голова Осириса увенчана короной из тростника, из того же материала сделана и его ладья для путешествий.
Богиня Исида
Одно из главных женских божеств, супруга бога Осириса и мать Гора. Символ материнской и супружеской любви, сострадания и милосердия. Исида изображалась с короной в виде трона – знака государственной власти, она считалась одной из небесных покровительниц фараона.
Также Исиду могли рисовать в виде женщины с птичьими крыльями, поскольку в одной из легенд рассказывается о ее превращении в птицу. Символами египетской богини являются трон и амулет тиет, также называемый узлом Исиды, – в эскизах тату они часто изображаются рядом с ней.
Бог-сокол Гор
Бог Гор является одним из самых популярных персонажей тату в египетском стиле. Сын Исиды и Осириса, изображался в виде юноши с головой сокола и в царском головном уборе. Его имя переводится как «высокий, недостижимый». В одной из легенд он отдает свой глаз, чтобы спасти отца, бога Осириса, поэтому в тату глаз Гора, или уаджет, является одним из узнаваемых символов Египта.
Бог Анубис
Анубис, изображаемый в виде мужчины с головой шакала, – божество-проводник в загробный мир, покровитель погребальных ритуалов. Многие обладатели тату с Анубисом считают его египетским богом смерти, но это неправильно, и даже поверхностное изучение мифологии Египта подтвердит это. Хотя тематика смерти накладывает свой отпечаток на образ этого героя.
Бог смерти Сет
Именно Сет, антагонист в мифах об Осирисе и Горе, является египетским богом разрушения и смерти, что стоит учитывать, набивая тату с ним. Изображался с головой осла-трубкозуба и с посохом уас в руке. Также одним из символов Сета является анкх – ключ жизни, также известный как коптский крест.
Символы и элементы культуры Древнего Египта
Кроме божеств Древний Египет оставил нам в наследство немало символов, которые также часто присутствуют в татуировках. Некоторые из них:
- пирамиды – усыпальницы фараонов, одни из древнейших сооружений в истории человечества, хранящие немало тайн;
- сфинкс – мифическое существо с лицом знатного человека и телом могучего льва;
- анкх – египетский крест;
- мумии – забальзамированные тела, обвитые погребальными пеленами;
- ушебти – священные статуэтки, которые помещались в могилу умершего;
- скарабей – жук, который почитался египтянами как священное существо;
- саркофаги – богато украшенные ящики, повторяющие контуры тела, которые использовались в качестве гробов для богатых и знатных людей;
- иероглифы – элементы письменности, рисуночное письмо;
- папирусы – особым образом выделанное одноименное растение, которое использовалось в качестве бумаги;
- портреты знаковых фигур древнеегипетской истории – фараона Тутанхамона, царицы Нефертити.
ДВУЛИКИЙ ЯНУС
Если читать слово РИМ наоборот, получим МИР. В истории есть период, когда между этими словами можно было поставить знак равенства. Тысячу лет просуществовал Древний Рим: с V века до н. э. по V век н. э., и почти все это время город-государство оставался властителем мира. Конечно, римское господство не распространялось на весь земной шар, но сотни народов и племен — побережье Средиземного моря — платили дань за право и возможность жить своей жизнью. Военная добыча, которая доставалась Риму, включала в себя ювелирные изделия, картины, скульптуры, рукописи, декоративные украшения. В Вечный город свозили не только вещи, но и живые трофеи: лучших ремесленников, ученых, художников, писателей, актеров. Поэтому культура Древнего Рима, его религия, наука и искусство слагались в значительной степени из более развитых и древних культур с участием представителей вновь порабощенных народов.
Древние римляне поклонялись многим богам. Большинство из этих богов имеют предков в других культурах. Откуда пришел занявший свое особое место в пантеоне бог Янус?
Согласно легенде, Янус был царем области Лация — родины латинского языка, он научил свой народ строить корабли, пахать землю и выращивать овощи. Видимо, за эти заслуги Сатурн наградил его даром знать прошлое и предвидеть будущее: отсюда и два лица — спереди и сзади.
Затем Януса провозгласили покровителем всех начал. Его именем назвали первый месяц года — январь. Был он и богом дверей, — ведь с них начинается дом. Поскольку главным занятием римлян оставалась война, Янус не мог не иметь к ней отношения. Ему построили храм-арку, ворота которого распахивались, когда римское войско отправлялось в поход. В мирное время двери храма запирали. Как обстояли дела на самом деле, точно неизвестно, но историки подсчитали, что за сотни лет существования Римской империи храм мог стоять закрытым более года лишь три раза. В те времена, чтобы сохранить власть, приходилось непрерывно вести военные операции.
Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах. Но при раскопках этрусских городов, процветавших на севере Италии задолго до того, как Рим стал городом, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды неизвестного назначения, выполненные в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше или молодой женщине, а другое — смеющемуся старику, предположительно богу вина Дионисию.
Объединение в скульптуре нескольких образов, переходящих один в другой, получило в наше время специальное название: «полиэкония». В переводе с греческого «поли» — много, «эйкон» — изображение. Похожий прием археологи обнаружили и в других культурах, вплоть до каменного века. Например, у обитателей побережья Северного Ледовитого океана до сих пор сохранилась традиция вырезать на рукоятках ножей парные изображения головы моржа и собаки, кита и тюленя, медведя и моржа. Порой достаточно небольшого поворота костяного изделия, чтобы в фигурке женщины увидеть образ моржихи с детенышем.
Подобные боги (с несколькими лицами) существовали и в русской истории. Так, в древнеславянской, дохристианской культуре Световид изображался с четырьмя лицами, точнее, с четырьмя головами, обращенными в разные стороны. У богини Триглавы — их соответственно три. В Древней Руси заимствованное от греков христианство вытеснило старые верования и старых богов. Наиболее активно борьбу с ними вели в тех городах, где размещались языческие храмы и статуи, — там их и уничтожали в первую очередь. По преданиям, «идолов» обычно топили в реках и озерах. В лесной России к тому же памятники религии и предметы быта уничтожал безжалостный огонь. (Каменистой Греции повезло больше: многие языческие храмы и статуи дожили до наших дней, пусть и не в первозданном виде.)
Сведения о дохристианской жизни России историкам приходится выискивать по крупицам в рукописях на греческом и латинском языках. В частности, о Световиде они узнали из 16-томного труда датского летописца Саксона Грамматика (грамматик значит учитель словесности). Рассказ о славянских богах попал в его книгу только потому, что датчане воевали со славянскими племенами и победили их, уничтожив главный храм Световида. Саксон Грамматик — очевидец этого события.
В народе память о многоликих божествах и людях с несколькими головами сохранилась лишь в сказках. В одной из них рассказывается о добром молодце, который пообещал жениться двум девицам сразу. Но, увидев в окошке третью, забыл о первых двух, заговорил о сватовстве и упросил девушку выйти на крыльцо. Она вышла . с тремя головами. В них-то парень и узнал двух предыдущих девиц. Не сходя с крыльца, необычная невеста потребовала от молодца выполнить обещание, сдержать слово, тем более, данное трижды. К счастью, эта сказка со счастливым концом. Оказалось, что двух первых девиц добрый молодец видел во сне и лишь третью повстречал наяву.
Многоликие фигурки сохранились в народном искусстве, в частности в глиняных расписных игрушках и бытовой керамике. Правда, из божественного ряда они перешли в комические персонажи. Среди них появились птицы, рыбы и звери. И называть их стали «оборотнями».
В Курской области народная мастерица Валентина Ковкина лепит из глины двуликих кукол, смотрящих в разные стороны, фигурки фантастических животных типа «тяни-толкай» и композиции с четырехликими героями, восседающими, например, на баране-свинье. Александр Якушкин из города Скопина Рязанской области известен как мастер необычных подсвечников-оборотней.
А что же древний бог Янус? С тех пор, как рухнула Римская империя, прошло две тысячи лет. Сменились религии, идеалы и оценки. Янус перестал быть богом добрых начал и предвидения будущего, он из «двуликого» превратился в «двуличного», стал воплощением неискренности и лживости. И в новом обличье известен сегодня гораздо большему числу людей, чем во времена Древнего Рима. Любопытно, что в последнее время двуликого Януса объявили богом союзов и договоров, чаще всего его именем стали «награждать» политиков.
Произошли изменения и в изображениях Януса на скульптурах и картинах. С воцарением идеи «двуличности» головы стали носителями самых разных символов: красоты и безобразия, молодости и старости, дружбы и вражды, веселья и печали. Вместо мужских лиц на картинах появились юные и красивые женские головки, в прическах которых художники скрытно, но безжалостно изображали то, что всегда приходит на смену молодости.
В творчестве русского скульптора Анны Голубкиной (1864-1927) тоже нашел отражение этот прием. Ее ваза «Туман» выглядит куском бело-серого камня, бесформенным, клочковатым, как настоящий туман, все обволакивающий и везде проникающий. Но присмотритесь внимательнее, и вы увидите, что сквозь «мертвый» материал проступают человеческие лица: два мужских и два женских. Они расположены на противоположных сторонах вазы. Существует единственная точка (напротив лица старика), откуда зритель может увидеть все и определить, сколько образов спрятано в «тумане». Если смотреть с другой точки — ваза превращается в «двуликую» женскую головку. В остальных случаях внимательный взгляд всегда разглядит «сквозь туман» черты трех разных лиц. Свою «четырехликую» вазу Голубкина вылепила сначала в глине и гипсе в 1899 году, а затем в мраморе — после поездки в Париж в 1904 году. В 1940 году, через 13 лет после смерти Голубкиной, большинство сохранившихся к тому времени произведений отлили в бронзе. Но ваза «Туман» от этого едва ли выиграла. На мой взгляд, лучше всего соответствует своему названию мраморный вариант. В бронзе прекрасно выглядит другое произведение Голубкиной, тоже посвященное стихии, — «Волна», обрамляющая один из входов в Московский художественный академический театр. Большинство прохожих не замечают в якобы абстрактной композиции человеческих фигур — настолько искусно спрятала их Голубкина.
Конечно, нельзя сказать, что истоки всех изображений такого рода уходят к языческому Янусу, но толчок к творческому воображению был дан давным-давно, и параллели Янусу можно найти в самых разных культурах. Значит, это задевает какие-то глубинные структуры человеческой натуры.