Тату начала 20 века

Татуировка XX века

Европейская татуировка уходит корнями в античность. В Древней Греции и Риме существовало множество ритуальных татуировок, там же впервые татуировка была использована в качестве наказания преступников.

Важной датой в истории тату является 1891 год, когда была изобретена электрическая машинка для татуировок, американцем О’Рейли . Однако, на протяжении первой половины ХХ-го века, искусство тату практически не развивалось. Стилистическое разнообразие оставляло желать лучшего, сюжеты были бедны и примитивны. Перелом произошёл в 60-е годы с развитием контркультурных молодёжных движений, которые вернули татуировке её заслуженное положение, как одного из видов изобразительного искусства. С этого периода, на основе древних восточных и европейских стилей начинают формироваться стили современные.

Мода на татуировку не обошла и Россию, хотя в этом плане у нее свой особый путь: с одной стороны, стойкие ассоциации с маргинально-криминальными кругами, с другой — долгие годы полного отсутствия информации и общения с зарубежными мастерами.

Известно, что последний русский император Николай II сделал себе тату в Японии.Также из императорской фамилии татуировку сделал себе великий князь Михаил Александрович.

Ренессанс татуировки не заставил себя долго ждать — татуировка возродилась в тюрьмах и лагерях.

В советский период татуировка подверглась гонению в основном из — за сформировавшейся в 1910 — 1930 гг. мощной асоциальной прослойки (т.н.»воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. Известно об узаконенном запрете татуировки, грозившем тюремным заключением в период 1937 — 39 гг. В последующих уголовных кодексах запрет на татуировку отсутствует.

Вот небезынтересный список расценок на татуировку в России, бытовавший в 1970 — 1980 — е годы: «перстень» — 3 руб., рисунок размером со спичечный коробок на плече, бедре, груди — 5 — 7 руб., более сложные двухцветные, с текстом — 15 — 25 руб., высокохудожественная татуировка на груди или спине — до 60 руб.

Читайте также:  Тату амурский тигр эскизы

Nora Hildebrandt — была первой профессиональной тату моделью Америки. Её отец занимался татуировкой, и Нора с любезностью предоставляла отцу своё тело, как холст для художника.

Золотой век татуировки

Гиб «Таттс» Томас был учителем Моряка Джерри. Это тот самый случай, про которые говорят: «Ученик превзошел учителя», — ведь яркая слава Нормана Коллинса просто оставила наставника в тени. Наверное, по этой причине, о его судьбе известно немного. Родился он в начале 20-го века в таинственном Новом Орлеане, а в 14 лет сбежал из отчего дома, чтобы найти свой путь в жизни. Скитаясь по Европе, он «подцепил» свое увлечение на всю жизнь — искусство художественной татуировкой.

В общем, путь он все же нашел, так что в родную Америку вернулся уже татуировщиком и открыл свою студию в Чикаго. В 60-е годы там ввели закон, запрещающий татуировки людям моложе 21 года, а позднее пытались и вовсе запретить это искусство. Это вынудило многих мастеров покинуть город, в виду того, что молодые морячки перестали быть источником дохода, но Таттс остался и не прогадал, ведь он работал там до самой смерти, дата которой доподлинно неизвестна.

Тату начала 20 века

скрижаль

подшивка

Предметы на продажу

Германские памятные платки Первой мировой войны

Памятные платки в царской России

Ключ к определению янтаря.

Катюша. Бокал и блюдце Ленинградского фарфорового завода к 50-летию Великой Победы.

Золотые часы МОСКВА. О чём молчат клейма.

Татуировка в армиях и среде аристократов Европы 19-20 века

ТАТУИРОВКА [ фр. tatouer /англ. tattoo / полинез. ] — нанесение на человеческое тело рисунка при помощи наколов на коже с введением в них краски—обычай, распространённый у некоторых народов Океании, Азии, Африки и заимствованный у них моряками и малокультурными слоями населения разных стран. (Словарь иностранных слов, Москва 1954 г.)

ТАТУИРОВКА (фр. tatouer). Нанесение на кожу различных рисунков и надписей путем внесения в нее нерастворимых красящих веществ. Т. может носить характер дани старым профессиональным традициям, например, у моряков, однако, значительно чаще свидетельствует об уголовном прошлом субъекта. Характер рисунков и надписей иногда может подсказать, где они производились, так как существует специфический стиль Т., присущий некоторым пенитенциарным учреждениям. Наличие Т. является также основанием для предположения о психопатических чертах характера ее носителя. (Толковый словарь психиатрических терминов)

Примерно в 1850 году немецкий юрист Л.Каспер и французский врач Ж.Хутин провели исследование среди обитателей домов для ветеранов и инвалидов войны в Берлине и Париже. Результаты этих исследований говорили о том, что около двадцати процентов из них носили татуировки. Специалисты обратили внимание и на сюжеты татуировок бывших военнослужащих. Самыми популярными были рисунки военного содержания: даты, связанные с разными периодами прошедших войн, марки видов оружия, скрещенные мечи либо дула орудий, фигуры солдат, сердца с инициалами и т.п.

По данным французского исследователя Э.Бершона, в середине XIX века во французской, английской и итальянской армиях существовал официальный запрет на использование татуировки. Инициаторами запрета стали врачи: они пришли к выводу, что татуировка — один из путей распространения заразных болезней, втом числе и венерических. В 1862 году Эрнест Берхон подготовил доклад о татуировании, основанный на результатах тщательной работы. В нем он предлагал рассматривать этот обычай, как незаконное нанесение увечий. М. Берхон упоминал много случаев, имевших место во Франции, когда сифилис переносился при нанесении татуировок, а также приводил данные о нескольких случаях острого воспаления, закончившихся ампутацией в результате гангрены и даже смертью некоторых людей. В английской армии принудительная татуировка как один из видов карательных санкций продержалась до 1869 года. Этот вид наказания в английской армии прижился, несмотря даже на то, что в 1720 году был введен запрет клеймить дезертиров и военных преступников. Клеймо наносили так: перед построившимся полком под аккомпанемент барабанной дроби ставился обнаженный до пояса провинившийся солдат. По команде он поднимал левую руку, а старший барабанщик накалывал левую часть грудной клетки при помощи специального приспособления, состоявшего из ряда гвоздей. Эти гвозди образовывали букву «D» (Deserter — дезертир) или «ВС» (Bad Character — скверный характер). После этой операции младший барабанщик подавал старшему емкость с порохом, который втирался в рану.

В первой половине XIX века европеец не приписывал татуировке какой-либо иной функции, кроме функции идентификации. Значение татуировки как украшения на человеческом теле не находило места в сознании европейского общества.

Король Эдуард VII с наследниками: слева на право — сын будущий король Георг V и внуки будущий король Эдвард VIII и король Георг VI (Wikipedia)
Принц Уэльский — будущий король Эдуард VII сделал татуировку в 1881 году, введя моду на тату среди европейской аристократии.

Перелом в отношении к татуировке наступил на континенте сначала в Англии при участии принца Уэльского, ставшего позже королем Эдуардом VII (1841— 1910 г.г.). Во время неофициального посещения Японии в 1881 году он зашел в студию Хори Чио, выдающегося мастера японских татуировок, который выполнил на теле принца рисунок дракона. Татуировка стала модной в так называемых высших кругах. Принцы, лорды, дамы и снобы-нувориши ринулись со своими заказами к объявившимся как из-под земли мастерам татуировки на изготовление так называемых художественных татуировок. Среди клиентов художников-татуировщиков были Дженни Джером, леди Рэндолф Черчилль, будущая мать премьера Уинстона Черчилля, которая носила на запястье вытатуированный узкий браслет. Не остался в стороне и король Георг V (1865—1936 г.г.), сын и преемник Эдуарда VII. За представителями высших сфер британской аристократии последовали аристократы из других европейских стран, которые также поддались этой моде:
австрийские эрцгерцоги Рудольф и Франц Фердинанд, Николай II и великие русские князья Алексей и Константин, князь Франц фон Тек — отец Марии, жены английского короля Георга V, королева Ольга и Король Иоанн I в Греции и князь Вальдемар в Дании, все представители правившей в Дании сонденбургско-глюксбургской династии, Оскар II Бернадотт — король Швеции, Хаакон VII Олденбургский — король Норвегии, Кедив Аббас — один из последних правителей Египта, княжна Анна Бурбон-Парма, бывшего румынского короля Михая из династии Гогенцоллеров, а также Альфонс XIII — Уэттин один из герцогов династии, которая правила в Испании еще в начале XX века, татуировкой были украшены регент и диктатор Венгрии Миклош Хорти и его жена Анна.

Татуировка в Англии XIX века по сравнению с континентом просто процветала. Объясняется это в значительной степени традицией татуирования в Британском военно-морском флоте, заложенной еще во времена капитана Кука. Из дальних странствий моряки возвращались домой, покрытые экзотическими татуировками. Практически в каждом Британском порту работали профессиональные мастера, готовые разукрасить кожу желающего. Их бизнес особенно поднялся, когда сам Принц Уэльский сделал себе на руке татуировку. Позже король Эдвард VII сделал еще несколько татуировок.

Наиболее значительным мастером татуирования в Англии был Том Рэйли. Он был профессиональным военным. Наделенный природным даром к рисованию, Рэйли развил его применительно к татуированию в годы Южно-Африканской войны и Суданской кампании. После увольнения из армии Рэйли еще более развилсвои способности в качестве мастера татуировки в Лондоне. Его американский кузен Самюэль О’Рэйли занимался татуировкой в Нью-Йорке. Именно ему принадлежит патент на электрическую машинку для татуирования, зарегистрированный в 1890 году. Самюэль вступил в долю с Томом и тот первым в Британии использовал электрическую машинку в своей работе и достиг высот мастерства. Том не ограничил свою деятельность островом, он часто посещал материк, демонстрируя свой класс аристократии.

Родители Тома Рэйли были ирландцами. Со временем вместе с семьей он оказался в Равалпинди (город, расположенный на территории сегодняшнего Пакистана), где его отец служил офицером в британской колониальной армии. Во время англо-бурской войны 1899— 1902 годов сержант Рэйли во время перерывов в военных действиях частей британской армии татуировал офицеров и их подчиненных, нанося им на кожу полковые символы и памятные знаки военной кампании. К выполнению татуировок, которые в случае смерти того или иного солдата облегчали его идентификацию. Рэйли поощрил главнокомандующий британской армии во время англо-бурской войны лорд Ф.С. Робертс. Кстати, Лорд Робертс приказывал своим офицерам сделать себе какую-нибудь татуировку перед отправлением в Южную Африку во время Бурской войны.

После прохождения военной службы Рэйли вернулся в Англию перебрался в Лондон и состоял на службе в Королевском аквариуме, а свою студию татуировки разместил на Стрэнд-стрит. Рэйли много путешествовал, поскольку его клиентами были как эксцентричные европейские аристократы, представители американских финансовых кругов, так и богатые индийские махараджи.

Другим знаменитым татуировщиком был Джордж Барчет. Когда он начал свою деятельность в 1900 году, Рэйли и Мак Дональд были на вершине славы. В детские годы Барчет увлеченно слушал рассказы бывших моряков о морских путешествиях, демонстрировавших благодарному слушателю свои татуировки. Нательная «живопись» настолько поразила воображение подростка, что он в уже в 11 лет начал практиковаться в татуировании на своем школьном приятеле, используя сажу и обыкновенную штопальную иглу. За что и был отчислен из школы. В 13 лет подросток завербовался в Королевский военно-морской флот, где подружился со старым моряком, занимавшимся татуировкой, и тот обучил мальчика своему ремеслу. После 12 лет практики в Королевском военно-морском флоте, накопив достаточный опыт, 28-летний Барчет открывает в Лондоне свою студию. Барчета можно считать основоположником японского стиля в европейской татуировке. Он принимал представителей высшего света, в том числе принца Генриха, брата немецкого кайзера Вильгельма II, Фридриха IX — короля Дании и мать Уинстона Черчилля, которые и нарекли его «королем татуировщиков».

Первая мировая война создала особенно благоприятные условия для возникновения настоящей эпидемии татуировки в армиях, сражающихся на различных фронтах. Солдаты воюющих армий большую часть времени проводили в окопах, а во время перерывов между боями, которые иногда были продолжительными, занимались украшательством товарищей по оружию. В таких условиях подавляющее большинство людей, которые в условиях мирной жизни, может быть, никогда не согласились бы на подобные процедуры, охотно предоставляли свою кожу в распоряжение самодеятельных татуировщиков. Но делалось это чаще всего не скуки ради. Причины для подобных процедур на фронте лежат на поверхности. Главной из них могло быть опасение, что повреждение тела снарядом или миной сделает невозможным идентификацию останков.

Искусство татуировки в период войны 1914—18 годов было в такой популярности, что на мотивы известных песен пелись песни о людях с татуировками. Популярной стала песня «Глаза идола», в которой говорилось о девушке, любившей рассматривать татуировки, нанесенные на все части тела ее любимого.

Сразу после первой мировой войны торговцы, рабочие, рыбаки, шахтеры и некоторые другие в Англии любили наносить себе татуировки в виде эмблем их ремесла. Потребность в памятных, любовных, морских, военных рисунках и надписях постоянно росла. Новые типы рисунков начали медленно появляться под влиянием почтовых открыток, марок и портретов киногероев.

Хотя мужчины и женщины из высших слоев общества продолжали, правда, в меньших количествах, наносить татуировки после первой мировой войны, снижение цен на татуировку обеспечили ей популярность среди низших классов и разрушили ее привлекательное для более богатых людей. Чем больше простых людей наносили себе татуировки в этой грубой манере, тем меньше становилось эксклюзивных татуировок, которые делала себе элита. Офицеры и представители среднего класса с этих времен перестали наносить татуировки и считали недостойным быть украшенным таким образом.

Татуировщики обычно находили постоянное место в портах и больших городах, но существовали и кочующие татуировщики. Они добирались до жителей деревень и глухих районов, кочевали от ярмарки к ярмарке или выставляли свои большие, нарисованные от руки, рекламные щиты в салонах маленьких городов или на прибрежных курортах.

После окончания первой мировой войны, в период Веймарской республики (1919—1933 г.г.), наиболее заметным немецким художником-татуировщиком стал врач Кристиан Варлих из Гамбурга. Он специализировался на воссоздании на человеческом теле сцен из жизни природы, пейзажей и т.д. Его искусство оценил датский король Фридрих VIII, его сыновья Аксель и Виго, которых Варлих украсил растительными мотивами. Кроме этого мастера в Германии того времени работали и другие, менее известные татуировщики, среди которых можно упомянуть Карла Родемиха, Вилли Блумберга и Карла Финке.

В Германии большинство татуировок делалось путешествующими татуировщиками, многие из которых относились к этому ремеслу, как к временному занятию. К 1935 году все известные татуировщики, за исключением одного в Гамбурге, а другого в Элтоне, закрыли свои салоны.

В период между войнами произвел огромный фурор сначала в Англии, а позже и во многих других странах Грэйт Оми — бывший майор британской армии. Кстати, имя он взял в честь знаменитого Омаи, привезенного экспедицией Кука из района Южных морей. Барчет покрыл все его тело татуировкой в форме черных полос, напоминающих «зебру». В 1934 году он присоединился к цирковой труппе, с которой объехал многие страны, выступая в представлении «Верьте в это или не верьте ». Последний раз его видели в 1954 году на Всемирном конгрессе человеческих особенностей в Лондоне.

С приходом в 1933 году в Германии к власти Гитлера публичные показы татуированных людей были категорически запрещены. В более позднем циркуляре сообщалось, что полиция получила специальную инструкцию, чтобы в самых решительных формах выступать против подобных выходок в выставочной практике. Данное распоряжение следует выполнять безукоснительно. Такого же рода представления, которые возбуждают впечатлительность народа либо противоречат стремлениям национал-социалистического государства, также запрещались. В циркуляре приводился точный список того, что следует считать недопустимым. Это специальные показы вызывающих отвращение уродов и прирожденных калек. Если умственное либо физическое состояние здоровья того требуют, следовало размещать указанных особ в лечебных заведениях или приютах. К этой категории лиц были отнесены также обладатели татуировки. Некоторые из них выехали в другие страны, где подобные зрелища по-прежнему допускались.

Нацисты использовали татуировку для клеймения узников в концлагерях с целью идентефикации: на предплечье выкалывали букву и номер. Буква означала конвой, с которым они прибыли в лагерь, цифра — личный лагерный номер. Узникам еврейского происхождения дополнительно наносили знак в форме звезды.

Обязательной татуировке подлежали члены СС, у которых кроме букв «SS» выкалывалась группа крови. Эти татуировки выполнялись на плече, под мышкой либо на небе и давали преимущество пользоваться врачебной помощью в прифронтовых госпиталях, а при несчастных случаях облегчали возможность быстро сделать переливание крови. После войны эти татуировки послужили для поиска гитлеровских преступников международными следственными органами.

В 1935 году рейхсврач СС д-р Гравиц и рейхсфюрер СС Гиммлер запланировали ввести обязательную татуировку группы крови для СС и Вермахта. Однако этот план после рассмотрения жалоб, поступавших из армии, был отклонён. Татуировку группы крови латинскими буквами A, B, 0, АB (без резус фактора, который ещё был мало изучен) размером около 7-10 мм на расстоянии 15-20 см выше локтя с внутренней стороны плеча наносили на левую руку обязательно членам СС-VT и СС «мёртвая голова». Большинство высших офицеров СС и иностранных легионеров такой татуировки не имели. И, наоборот, на фронте врач мог нанести татуировку группы крови в госпитале раненому, не имеющему к СС никакого отношения. Определённого шрифта не придерживались, начертание зависело от врача, наносившего тату; цвет преимущественно зелёный; буква ориентирована правильно, когда рука опущена вниз.

Известен факт, что в концлагерях смерти фашисты снимали со своих жертв татуированную кожу, из которой делали галантерейные изделия. Обвинение в этом предъявляли Ильзе Кох, «гиене из Бухенвальда». Якобы, по ее приказу для нее изготавливались абажуры из человеческой татуированной кожи.

После освобождения концлагеря Бухенвальд американские военные операторы засняли на киноплёнку и продемонстрировали обнаруженные образцы татуированной человеческой кожи, а также предметы из человеческой кожи.

После окончания войны в Париже существовала законспирировнная биржа татуированной человеческой кожи. Клиенты заведения приобретали ее в виде натянутых на рамы полотен.

Традиция показа кусков человеческой кожи с татуировкой восходит к концу XIX века. Она возникла не случайно и не для коммерческих целей. Причина возникновения колеекционирования проста: возможности фотографии того времени были не в состоянии подобающим образом запечатлеть подробности рисунков на человеческой коже в цвете. Поэтому экспонаты демонстрировались по необходимости в своем натуральном виде, в институтах анатомии и патологии.

В этом отношении широко известен был Институт дерматологии и патологии в Лейпциге, обладавший богатой коллекцией татуированной человеческой кожи. Вирхов в 1897 году представил участникам собрания Берлинского анатомического общества коллекцию татуированной кожи, принадлежащую институту «Шаритэ» в Берлине. Несколько позже Фритш подготовил и прочитал перед той же аудиторией реферат о различных методиках консервирования татуированных фрагментов человеческой кожи. А хранитель Королевского института анатомии с центром Кенигсберге сообщил в 1911 году о 200 экземплярах татуированных кож, находящихся в коллекции.

Самую обширную коллекцию татуированной человеческой кожи на середину прошлого века собрал профессор Фукуши, выдающийся знаток данной проблематики, татуировщик и преподаватель факультета патологии университета в Токио. Образцы татуированной кожи, начиная с небольших фрагментов и кончая большими лоскутами, полностью снятыми со спины либо груди и конечностей, собранные профессором Фукуши, находятся в выставочных залах анатомического музея Токийского университета.


http://www.tattoo-house.ru/335-morskie-tatuirovki.html Морские татуировки

http://www.simvolika.org/mars_044.htm Пограничные татуировки

источник: «ИСКУССТВО ТАТУИРОВКИ» В.Барановский, 2002, ЗАО «Славянский дом книги» Предприятие «Слово»

Оцените статью