Мы никогда не забудем этот кошмар: 25 лет фильму «Мыс страха»
На 1990-е годы пришлась вторая волна популярности фильмов в жанре психологического триллера. Будто отдавая дань заслугам Хичкока, и, может быть, негласно состязаясь с великим режиссёром за звание признанного короля саспенса, за последнее десятилетие XX века появляются шедевры, которые по сей день остаются эталонными и непревзойдёнными в своём жанре. Стоит только вспомнить «Молчание ягнят» Джонатана Демме, «Мыс страха» Мартина Скорсезе или финчеровские «Игру», «Семь» и «Бойцовский клуб», чтобы согласиться с тем, что в конце прошлого века умами широкой публики завладели маньяки-интеллектуалы, вгоняющие в дрожь изощрёнными методами расправы со своими жертвами.
Н о если Дэйвид Финчер пугал нас своими героями как 20 лет назад, так и сегодня, то о Мартине Скорсезе этого не скажешь. Фильмы автора «Таксиста» всегда были сильными, задевающими за живое, глубокими, не лишёнными юмористической составляющей, но страшными не были никогда. Ему удаются драмы о «славных» парнях, связанных с миром криминальных разборок, герои которых сложны и симпатичны, невзирая на род занятий. Поэтому картина Скорсезе «Мыс страха» с Робертом Де Ниро, увидевшая свет в 1991 году, выбивалась из всей его творческой биографии вплоть до 2009 года, пока режиссёр не решил попытаться напугать зрителей вновь «Островом проклятых» – с Леонардо ДиКаприо в роли спятившего судебного пристава, совершившего расправу над своей семьёй.
Талантливому человеку удаётся всё: оба психологических триллера оказались коммерчески успешными и нашли свою нишу в истории кинематографа. Однако успех картин не стоит связывать только лишь с именем режиссёра. Обе работы удались благодаря убедительному перевоплощению актёров в опасных маньяков. И если ДиКаприо предстояло только психологически переродиться в Тедди Дэниелса, то Де Ниро ради роли пришлось претерпеть даже физические метаморфозы. Чтобы соответствовать образу бывшего заключённого Макса Кейди, актёр несколько месяцев провёл в спортивном зале, набирая необходимую мышечную массу. Также Де Ниро заплатил пять тысяч долларов дантисту, чтобы его зубы стали похожи на зубы человека, отмотавшего 14-летний тюремный срок.
Мартин Скорсезе до последнего не решался работать над ремейком «Мыса страха». Режиссёр колебался из-за неприятного ему образа семьи Боуденов в фильме-предшественнике. Боудены образца 1962 года слишком ненатуральны, приторны и до омерзения счастливы, пока их семейную идиллию не разрушает Кейди. Однако Де Ниро, желавший сыграть роль опасного маньяка, буквально упросил режиссёра взяться за съёмки. Тогда Скорсезе изменил первоначальный сценарий Джеймса Р. Уэбба, превратив и адвоката Сэма Боудена, и бывшего зэка Макса Кейди в равной степени виновных персонажей.
Адвокат Сэм Боуден (Ник Нолти) нечист на руку, изменяет жене (Джессика Лэнг) и мало времени уделяет дочери (Джульетт Льюис). 14 лет назад он защищал насильника Макса Кейди (Роберт Де Ниро), однако, пожалев потерпевшую, утаил от следствия факты, которые могли бы смягчить приговор. В тюрьме Кейди вынашивал изощрённый план мести адвокату и, выйдя на свободу, решил преподать урок не только ему, но и его семье.
Костяк сюжета стар как мир – обиженный стремится покарать обидчика. Именно то, что обидчик – блюститель закона, самостоятельно решивший сыграть в судьбе Кейди роль правосудия, становится основанием для нового взгляда на действительность. Изначально может показаться, что бывший заключённый – обычный психопат, который преследует своего адвоката, не сумевшего защитить его от тюрьмы. Кейди обвинили в изнасиловании и жестоком избиении несовершеннолетней девушки. Обвинение воспринимается нами как вполне справедливое, пока Сэм Боуден не признаётся своему коллеге в том, что утаил от следствия то, что избитая Кейди девушка занималась проституцией. Это могло бы стать смягчающим обстоятельством в суде и сократить тюремный срок.
В какой-то момент мы перестаём понимать, кто же является жертвой: Сэм, который совершил преступление против судебной системы пусть даже из благих побуждений или Макс, который четверть века провёл за решёткой и пытается заставить своего бывшего адвоката признать содеянное и покаяться.
От того, что нам больше симпатичен образ маньяка Макса Кейди, пробирает дрожь. Роберт Де Ниро наделил персонажа животным магнетизмом. Это чувство сродни тому, которое испытывает дрессировщик, входя в клетку с диким хищником. Опасность возбуждает, придаёт интерес, интригует и полностью овладевает рассудком. Именно поэтому зритель, подобно 15-летней Дэнни, поддаётся чарам Кейди и пытается найти пусть даже самые нелепые и неправдоподобные оправдания его действиям, продиктованным местью. Он травит собаку жены адвоката, будто тень маячит вокруг дома Боуденов, наводя на них ужас, и даже пытается войти в доверие к их дочери, обманным путём добиваясь встречи с ней с целью настроить её против родителей.
Некоторые зрители ошибочно ставят «Мыс страха» в ряд с фильмами ужасов. Ощущение тревоги создаётся не типичными для хорроров приёмами запугивания. Мы не слышим резких скрипок, внезапно кричащих в верхних регистрах, не видим маньяка, выскакивающего из темноты с оружием в руках. Мартин Скорсезе пугает холодной логикой Кейди, крупными планами мимики маньяка, детализируемой камерой оператора Фредди Фрэнсиса, не покидающим предчувствием ещё большей беды, уготованной для семьи адвоката. Огромный эмоциональный эффект достигается с помощью демонстрации вставок из чёрно-белых фильмов ужасов, которые постоянно смотрит в своей комнате Дэнни Боуден.
«Мыс страха» – это классический триллер. Но если вы переживаете из-за того, что не получите достаточной дозы адреналина во время просмотра, то отбросьте все сомнения. Сюжетная линия нагнетает волнение в геометрической прогрессии, а взгляд Кейди, уходящего под воду в финале, вряд ли когда-нибудь перестанет щекотать вам нервы.
САМЫЕ ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ ТАТУИРОВКИ В МИРОВОМ КИНО
Тело героя Райана Гослинга (Ryan Gosling) в фильме «Место под соснами» (2012) было покрыто множеством татуировок. После выхода кинокартины актер сознался, что был против такого количества татушек, однако Дэрек Сиенфрэнс (Derek Cianfrance), режиссер этой криминальной драмы, обязал Райана появиться на экране именно в таком виде.
В киноленте Марка Лестера (Mark Lester) «Разборка в Маленьком Токио» (1991) тело главы якудзы, роль которого досталась актеру Кари-Хироюки Тагава (Cary-Hiroyuki Tagawa), полностью покрыто традиционной японской татуировкой, что говорит о его принадлежности к клану и верности ему.
В фильме Кристофера Нолана (Christopher Nolan) «Помни» (2000) татуировки имели жизненно важное значение для главного героя: с их помощью мужчина, страдающий редкой формой амнезии, получал сообщения от своей памяти.
Только таким образом он справлялся с крайне необычной болезнью.
В фильме «Неудержимые» (2010) Барни Россу, герою Сильвестра Сталлоне (Sylvester Stallone), набивают на спине ворона, сидящего на огромном черепе. В реальной жизни у Слая на спине набит более нежный рисунок, хотя череп там все равно присутствует.
В фильме «Мыс страха» (1991) актер Роберт Де Ниро (Robert De Niro) сыграл мужчину, живущего лишь чувством мести.
Спину его героя украшала татуировка в виде чаш весов.
Майкл Скофилд, главный герой телесериала «Побег» (2005-2009), роль которого досталась актеру Уэнтуорту Миллеру (Wentworth Miller), вытатуировал на своем теле план тюрьмы, из которой он решил устроить побег своему старшему брату, невиновному, но приговоренному к смертной казни.
В шведской экранизации детективного романа «Девушка с татуировкой дракона» (2009) актриса Нуми Рапас (Noomi Rapace) сыграла Лисбет Саландер, ту самую девушку с татуировкой.
В 2011 году вышла одноименная голливудская экранизация режиссера Дэвида Финчера (David Fincher). Главная роль досталась актрисе Руни Мара (Rooney Mara).
В «Пятом элементе» (1997) Люка Бессона (Luc Besson) на запястье Лилу, героини Милы Йовович (Milla Jovovich), присутствует выдуманное режиссером изображение четырех стихий. Эти же символы нанесены на камни-элементы, поиском которых и занимаются персонажи фильма.
Тело цыгана — колоритного героя Брэда Питта (Brad Pitt) в кинокартине «Большой куш» (2000) — было сплошь покрыто татуировками.
На плече каждого волка-оборотня из вампирской саги «Сумерки» (с 2008 года), в частности Джейкоба в исполнении Тейлора Лотнера (Taylor Lautner), расположено племенное тату, представляющее собой круг с двумя волками в центре. Нельзя не отметить, что идея о татуировке пришла в голову Крису Вайцу (Chris Weitz), режиссера проета, только в процессе съемок.
Во время съемок фильма «Альфа Дог» (2007) режиссеры не особо придавали значение подбору татуировок. Например, иероглифы на левой руке Джастина Тимберлейка (Justin Timberlake) обозначали «катание на коньках».
В комедии «Девять ярдов» (2000) персонаж Брюса Уиллиса (Bruce Willis) по имени Джимми «Тюльпан» Тадески наделен изящной наколкой в виде тюльпана.
Крест на спине Шона Пенна (Sean Penn) в кинокартине «Таинственная река» (2003) не только был символом веры, но и опроверг способность героя к мести.
Главный герой фильма «Хитман» (2007), снятого по мотивам одноименной серии игр, получил свое имя — «Агент 47» — по последним цифрам вытатуированного на его затылке штрих-кода (640509040147). Роль Хитмана исполнил актер Тимоти Олифант (Timothy Olyphant).
Актер Роберт ЛаСардо («Смертельная гонка», «Преступные связи», «Леон», «Водный мир») в любом фильме с его участием запомнится своими тату.
В фильме «Отчаянный» (1995) актер Дэнни Трехо (Danny Trejo) продемонстрировал свои настоящие татуировки. Примечательно то, что все они были сделаны в местах заключения.
В фильме «Американская история Икс» (1998), кинодраме о нацистах, Эдвард Нортон (Edward Norton), номинированный за исполнение главной роли на «Оскар», носит на груди огромную свастику.
Также можно заметить, что некоторые члены группировки скинхедов, действующих в кинокартине, носят татуировки с аббревиатурой «D.O.C.», сложенной первыми буквами названия банды — «Disciples of Christ» (рус. «Апостолы Христа»).
Татуировки на мускулистом теле Тома Харди (Tom Hardy) в фильме «Боец» (2010) символизировали тёмное прошлое героя.
В фильме «Константин: Повелитель тьмы» (2005) Киану Ривз (Keanu Reeves), сыгравший экзорциста и медиума Джона Константина, использует заклинание, объединив татуировки на руках. Они образуют алхимический символ «Сфера совершенности», также встречающийся в оккультных текстах, как «Красный король» — знак, дарящий защиту своему владельцу.
Эффектный персонаж Рэя Парка (Ray Park) из фильма «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (1999) запомнился многим.
Мэттью Фокс (Matthew Fox), которому досталась роль Джека Шепарда в телесериале «Остаться в живых» (2004-2010), сделал татуировку задолго до начала съемок. Сначала режиссеры хотели прятать ее с помощью грима, но потом решили вписать ее в сюжет. По сюжету татуировка означает «Он ходит среди нас, но он не один из нас». На самом же деле, это — строка из поэмы Мао Цзэдуна «Чанша» (1925).
Актеру Вигго Мортерсену (Viggo Mortensen) татуировки в фильме «Порок на экспорт» (2007), для создания образа русского вора в законе.
Тату на руках Анджелины Джоли (Angelina Jolie) в картине Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» (2008) указывали на сильный характер героини.
Впрочем, и на спину героини Джоли зрителю тоже было на что взглянуть.
Актер Джонни Депп (Johnny Depp) оставил себе татуировку капитана Джека Воробья из серии фильмов «Пираты Карибского моря» (с 2003 года) и носит ее по сей день.
Вряд ли кто из парней обрадуется, обнаружив у себя на спине после бурной вечеринки татуировку с надписью «Сладенький» или «Чувак». А ведь именно это произошло в фильме «Где моя тачка, чувак?» (2000), главные роли а котором исполнили Эштон Кутчер (Ashton Kutcher) и Шон Уильям Скотт (Seann William Scott).
Одна из самых действительно запоминающихся татуировок в кино. Джозеф Гордон-Левитт (Joseph Gordon-Levitt) в фильме «Хешер» (2010)
Запоминающееся тату на теле Джорджа Клуни (George Clooney) в картине «От заката до рассвета» (1996).
Персонаж Джареда Харриса (Jared Harris) в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008) просто обожал свои нательные рисунки.
Главные герои фильма «Святые из Бундока» (2000) — два брата, которых сыграли актеры Шон Патрик Фланери (Sean Patrick Flanery) и Норман Ридус (Norman Reedus). На руках братьев вытатуированы слова на латыни — «Veritas» («Правда») и «Aequitas» («Правосудие»). Это — их жизненные принципы — единственные законы, которым они подчиняются.
Дуэйн «Скала» Джонсон (Dwayne Johnson)в фильме «Царь Скорпионов», 2002.
Грех было не вспомнить грозный рисунок в стиле Майка Тайсона на безобидной физиономии Стю, в исполнении актера Эда Хелмса (Edward Helms), как результат феерического «Мальчишника в Вегасе-2» (2011). Совершенно не желаемая, но от этого не менее впечатляющая роспись на лице запомнилась зрителям надолго.
Самой устрашающей, скорее всего, можно считать огромную татуировку маньяка Долархайда в исполнении Райфа Файнса (Ralph Fiennes), носившую одноименное название с фильмом «Красный дракон» (2002), основным антагонистом которого он и являлся.
Микки Рурк (Mickey Rourke) и в жизни усеян татуировками. Но в блокбастере «Железный человек-2» (2010) на теле его героя Иване Ванко буквально нет свободного места.
Без запоминающихся татуировок не обошлось и в советском кино. Пальму первенства здесь удерживает конечно же Доцент (Евгений Леонов) в бессмертных «Джентельменах удачи» (1971).
Особенно впечатляет изображение скелета на плече уважаемого авторитета.
Да и Никола Питерский (актер Роман Филиппов) тоже не остался без зрительской любви.
И конечно же всем запомнился герой Станислава Чекана в комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968) и его татуировка на пальцах «МИША».