Рисуночные методики тат тест розенцвейга

55Проективные методики интерпретации (тат, сат, тест сонди, тест Розенцвейга).

тест Розенцвейга.Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.

А. Ситуация препятствия «я» (эгоблокинговые). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуаций этого типа.

Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к ответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8.

Протоколируется общее время теста. Когда испытание заканчивается, приступают к опросу. Субъекта просят прочесть один за другим его ответы, и экспериментатор подчеркивает особенности, например, интонации голоса, которые позволяют интерпретировать ответы согласно системе оценок. Если ответ короток или относится к очень редким, экспериментатор должен в процессе опроса уяснить его смысл.

Случается, что субъект плохо понимает ситуацию, хотя в этом случае само напоминание может быть значимым, опрос позволяет получить новый ответ, после того как субъекту объяснен смысл ситуации

Детский вариант методики предназначен для детей 4–13 лет. Взрослая версия теста применяется с 15 лет, в интервале же 12–15 лет возможно использование как детской, так и взрослой версии теста, поскольку они сопоставимы по характеру содержащихся в каждой из них ситуаций. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого

Читайте также:  Трайбл тату для девушки

Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.

Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен . быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

ТАТпредставляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации (более подробное описание и инструкции будут приведены ниже).

В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как правило, не оправдывает затраченных усилий. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

САТ Детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) разработан Леопольдом и Соней Беллак и относится к классу интерпретативных методик, где проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности. С помощью данной методики можно выявить:

ведущие потребности и мотивы

особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре)

особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами

содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка

особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов

агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации

динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.

Тест предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Время проведения теста — 30-40 мин.

Исследование проводится индивидуально, позиционируя не как тест, а как игру. После установления контакта с ребенком, ему предъявляют картинки. Можно сказать: » Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках , которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас.» В подходящий момент ребенка можно спросить о том, что было в рассказе до показанного момента и что случится после. Возможно, придется ободрить ребенка, что-то подсказать ему; прерывать его не запрещается. Конечно же, подсказки не должны носить внушающий характер. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу.

После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т.п., и даже почему именно так окончен рассказ. Если ребенок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться сделать это позднее, но не откладывая надолго после предъявления теста.

Лучше держать все картинки за пределами взгляда ребенка, т.к. маленькие дети имеют тенденцию играть со всеми картинками сразу, выбирать их случайно для рассказывания историй.

Картинки были пронумерованы и упорядочены в определенной последовательности по определенным соображениям, поэтому следует показывать их в определенном порядке. Если ребенок беспокойный, можно уменьшить тест до тех нескольких картинок, которые освещают специфические проблемы. Так, ребенку, который определенно имеет проблему конкуренции с братом или сестрой, можно дать картинки 1 и 4 и т д.

Тест Сонди проективный личностный тест, разработан швейцарским врачом, психоаналитиком и психологом Леопольдом Сонди в 1947 году.

Тест Сонди базируется на положении, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены сочетаниями 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет с помощью теста Сонди ту или иную патологию или проблему обследуемой личности.

Стимульный материал состоит из 48 стандартных карточек с портретами людей с психическими рас­стройствами (гомосексуализм, садизм, эпилепсия, истерия, кататоническая форма шизофрении, параноидная шизофрения, депрессия, мания). Карточки-портреты разделены на шесть серий по восемь штук (по одному портрету от каждой категории больных). Об­следуемому предлагается во всех сериях портретов выбрать по два наиболее и наименее понравившихся.

Основное психодиагностическое обследование влечений со­стоит из двух частей. Первая его часть заключается в выборе две­надцати симпатичных и двенадцати несимпатичных портретов, она диагностирует те импульсивные влечения и эго-функции, которые благодаря своей эпизодической актуальности выходят на передний план личности. Эта часть эксперимента называется «первым заходом», а профиль «первого захода» называется «про­филем переднего плана» (ППП). Таким образом, для диагности­ки первого захода используются 24 портрета из 48 предложенных.

Вторая часть обследования состоит из выбора тех 24 портре­тов, которые остались невыбранными в первом заходе. По ре­зультатам второй части составляется вывод об импульсах вле­чений той части личности, которая осталась на заднем плане (т. н. профиль заднего плана (ПЗП)).

Время проведения – 15-20 мин.

Тест предназначен для работы с детьми старше 10 лет и взрослыми. Так как структура влечений, лежащая в основе перцепции материала методики Сонди универсальна, тест Сонди может использоваться для людей любой национальности и социально-региональной принадлежности.

Предмет диагностики: Диагностика содержания и структуры человеческих побуждений, оценка эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности различных заболеваний, профессиональных, сексуальных и криминальных предпочтений.

Методика может использоваться:

в клинической практике, психологическом консультировании и психотерапии — для уточнения содержания проблем и возможностей клиентов, выявления уровня стресса и эмоциональных расстройств, оценки эффективности психологической и фармакологической коррекции, судебно-психологической экспертизы,

в управлении персоналом и профессиональном консультировании — для профориентации и профотбора, оценки профессионального потенциала сотрудников, прогнозирования их поведения в экстремальных ситуациях и эффективности решения различных задач, выбора способов мотивирования.

Тема 2. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга

Цель: Создать условия для изучения Теста рисуночной ассоциации

Основные понятия: фрустрация, стресс, агрессия, толерантные реакции, экстрапунитивные, интрапунитивные и импунитивные реакции.

Установка к занятиям [55, 21, 30].

Тест рисуночной ассоциации был разработан С. Розенцвейгом в 1944 г. Им также был предложен детский вариант (1948). У нас тест получил распространение под названием «методика изучения фрустрационных реакций» после адаптации, выполненной Н.В. Тарабриной.

1.1. Определение основных понятий.

Наиболее широко используются следующие два определения фрустрации: первое — как невозможности (или ситуации невозможности) удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия, второе — как психического состояния, возникающего вследствие противодействия факторов, блокирующих удовлетворение потребности.

И в том и в другом определении фрустрация относится к ситуативным явлениям. Но иногда, правда, редко, фрустрация понимается как более или менее устойчивая характеристика, свойство личности, неспособность личности приспосабливаться к ситуации стресса. Такого понимания придерживался и сам Розенцвейг, противопоставляя фрустрации толерантность, как способность справиться с фрустрирующей ситуацией без утраты психобиологической адаптации.

Эмоциональные и поведенческие реакции при фрустрации могут быть разделены на три больших класса. Для этого мы воспользуемся классификацией, предложенной Н.Д. Левитовым:

1) Толерантные реакции, с помощью которых индивид производит адекватную оценку ситуации и достаточно успешно ищет выход из нее.

2) Стенические реакции, с помощью которых отрицательная эмоциональная энергия направляется вовне (кроме агрессии сюда могут быть отнесены некоторые ригидные эмоциональные реакции по тормозному, либо сверхвозбудимому типу).

3) Астенические реакции, к типичным проявлениям которых могут быть отнесены возврат к более примитивным формам поведения (регрессия) и понижение уровня деятельности. Депрессию можно считать классическим примером астенических реакций.

В отличие от эмоциональных реакций, связанных с фрустрацией непосредственно, поведенческие реакции будут зависеть от целого ряда внешних условий. Данное положение важно для более точного определения предмета исследования методики. С помощью методики непосредственно можно оценить лишь эмоциональные ответы, а реальное поведение во фрустрации оценивается лишь прогностически, т.е. результаты имеют лишь предсказательную силу.

1.2. Характеристика методики.

Методика Розенцвейга использует этот механизм — она создает условия для появления проекции, стимулирует ее и интерпретирует каждый ответ испытуемого как проективный. Стимульный материал методики представляет собой 24 карточки с изображенными на них ситуациями, вызывающими состояние фрустрации у одного из изображенных персонажей. Испытуемый проецирует на него собственные чувства, пробужденные восприятием ситуации, и приписывает этому персонажу определенною фразу, которую тот, как ему кажется, произносит. Изображенные на карточках персонажи не имеют определенных черт, что облегчает идентификацию с ними испытуемого, а следовательно, и проекцию.

В методике Розенцвейга наиболее удачно по сравнению с другими проективными тестами формализована и стандартизирована процедура обработки и интерпретации результатов. В этом ее основное преимущество. Обработка результатов производится легче, чем в других проективных методиках, легко разбивается на этапы. Для обработки используются стандартные оценочные категории, рассогласований по применению которых практически не возникает. Это, а также быстрота и легкость выполнения и возможность группового обследования, позволяет использовать методику в прикладных исследованиях.

К методическим недостаткам следует отнести слабый контроль за процессом проекции. Другое ограничение связано с ситуациями, моделируемыми на стимульных карточках. Стимульные ситуации имеют некоторый диапазон пригодности.

1.3. Основные диагностические задачи.

Основные диагностические задачи методики в виде перечня, в последовательности, которая приближенно отражает порядок обработки и интерпретации тестовых данных.

1. Оценка выраженности различных видов эмоционального реагирования, на основе которой строится индивидуальный профиль реакций и делается вывод о наличии эмоцинально-когнитивных стереотипов реагирования на фрустрацию.

2. Оценка степени социальной адаптированности личности.

3. Анализ отношений личности к себе и социальному окружению.

4. Выявление наиболее вероятных внутренних и внешних конфликтов личности и анализ основных средств их разрешения и компенсации.

5. Оценка фрустрационной толерантности.

6. Прогностика поведения личности в экстремальных условиях социального взаимодействия.

Описание основных сфер практического применения методики:

1. Изучение личности больного неврозом или пациента, имеющего невротическую симптоматику. Применение теста помогает выделить основные источники проблем и конфликтов личности и изучить способы их компенсации и разрешения.

2. Психотерапия. С помощью методики может быть определено направление коррекционных воздействий. Некоторая информация о личностных особенностях, полученная с помощью методики, позволит прогнозировать контакт с пациентом и выбрать адекватные способы воздействия.

3. Социально-психологический эксперимент. Методика используется для определения социальной и групповой адаптированности личности и анализа особенностей социальной перцепции.

4. Диагностика деловых и профессиональных качеств личности. Методика позволяет прогнозировать поведение личности во фрустрирующих ситуациях, связанных с изучаемой профессиональной деятельностью. По выраженности отдельных реакций в профиле может быть составлена и более детальная характеристика деловых качеств испытуемого.

2.1. Инструкция испытуемому.

Инструкция №1 Основной вариант для взрослых

(для тестирования с фиксацией ответов на карточках).

«Перед Вами набор карточек с рисунками. На каждой карточке изображена ситуация, в которой одно из действующих лиц говорит определенные слова другому. Вам необходимо определить, что в данный момент отвечает тот персонаж, над которым изображен пустой квадрат.

Запишите его ответ в пустой квадрат. Записывайте первое, что приходит Вам в голову.

Если Вам кажется, что персонаж молчит, представьте, что он думает в ответ на обращенные к нему слова. Не старайтесь отделаться шуткой, представьте ситуацию серьезнее».

2.2. Порядок тестирования.

Перед тестированием экспериментатор в общих чертах рассказывает о целях тестирования. После этого раздаются наборы карточек с рисунками и, если необходимо, бланки или листки для ответов. Экспериментатор зачитывает инструкцию и демонстрирует, как надо отвечать. Он просит взглянуть на первую карточку с рисунком, читает вслух слова действующего лица, изображенного слева, и после короткой паузы просит испытуемого составить в уме самый первый ответ, который представляется ему возможным для лица, изображенного справа. Когда испытуемый сообщит, что ответ готов, его просят записать этот ответ. После этого испытуемый должен перейти к самостоятельной работе с другими карточками. Отвечать необходимо в порядке нумерации карточек.

Тестирование может проводиться: в индивидуальном (1) или групповом (2) варианте, с детьми (3) или со взрослыми (4), с использованием одноразовых (5) карточек или многоразовых (6).

2.3. Первичная обработка ответов.

В распоряжении экспериментатора после тестирования остаются «ответы-реакции» испытуемого на картинки теста. Этих «ответов-реакций», зафиксированных в любой форме — на карточке или на бланке ответов, — столько же, сколько карточек — 24.

При первичной обработке экспериментатор должен определить тип и направление эмоционального ответа испытуемого, выраженного «ответом-реакцией». Для того чтобы сделать это, часто достаточно иметь письменный ответ испытуемого. Но иногда полезно учитывать и невербальные компоненты (мимику, тон, жесты и др.). В этих случаях, необходимо попросить испытуемого прокомментировать свой «ответ-реакцию».

Для облегчения определения типа и направления реагирования приводится краткая таблица со значениями возможных «ответов-реакций» и примерами.

Каждую «ответ-реакцию» испытуемого кодируют буквами E’, I’, M’, E, I, M, e, i, m.. После чего, или одновременно, заполняется индивидуальный «Бланк фиксации результатов».

3.1. Построение профилей.

Получив первичные оценки и произведя с ними некоторые математические операции, можно построить первичный и вторичный профили фрустрационных реакций.

Для этого необходимо подсчитать количество эмоциональных ответов одного и того же направления и типа (обозначенных одной и той же буквой). Результаты подсчетов заносятся в свободные клетки таблицы (см. ниже). На каждый «ответ-реакцию» — 1 балл. Если «ответ-реакция» состоит из нескольких обозначений, то этот балл делится на количество обозначений (например, если один ответ «Еm», то на каждый тип приходится по 0,5 балла).

Е’____ Е __ Е _____ е ____
I’___ I ____ I _____ i _____
М’___ M ___ m_____

Эта таблица и является первичным профилем. Вторичный профиль получается в результате суммирования по столбцам и строкам:

E’_____ E______ E ________ e______ E=_______
I’_____ I______ I _______ i______ I=_______
M’____ M______ m______ M=_______
OD=____ ED=____ NP=_____

Этот профиль (после перевода в проценты) может быть сравнен с нормативным по таблицам. Он отражает более глубокие факторы поведения, чем первичный.

Средние (в %) по направленности и типу реакций для взрослых лиц 20-30 лет:

E I M OD ED NP
36,2 35,1 28,3 28,9 36,6 34,1

3.2. Коэффициент групповой адаптации.

Бланк фиксации результатов служит также основой для вычисления коэффициента групповой адаптации (КГА). КГА оценивает степень совпадения «ответов-реакций» испытуемого со статистически выведенными социальными и групповыми таблицами стандартных ответов. При сравнении используются «ответы-реакции» не на все ситуации, а только на те, ответы на которые имеются в таблице.

ТАБЛИЦА СТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ (Для взрослых лиц по данным Н.В. Тарабриной).

номер Рисунка типы реакций номер рисунка типы реакций
OD ED NP OD ED NP
M’ E E
I
E’
EI
I
E E’ E
E I
E M’
E M M’

При сравнении ответов испытуемого с эталоном отмечается количество совпадений и несовпадений. Совпадение считается как 1 балл, несовпадение — 0. Если ответ испытуемого состоит из двух реакции, то совпадение одной из них с эталоном считается как 0,5 балла.

Все баллы суммируются. Затем, исходя из количества эталонных реакций, помещенных в таблицу (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина КГА испытуемого.

Так, для таблиц, предложенных Н.В. Тарабриной, КГА будет исчисляться:

КГА = Кол-во совпадений *100%
14

Этот коэффициент после перевода в проценты сравнивается с приведенными нормативными коэффициентами. Чем меньше коэффициент, тем меньше адаптированность.

Средние по КГА, полученные на разных выборках Н.В. Тарабриной (1984).

основные группы Средние (в %)
мужчины летчики 9,02 64,3
мужчины студенты-физики 8,99 64,2
мужчины инженеры-конструкторы 9,91 63,6
женщины инженеры-конструкторы 8,7 62,1
больные неврозами 6,85 48,9

Существует возможность определять степень адаптированности испытуемого в конкретной группе. Для этого необходимо составить групповую таблицу стандартных ответов и вычислить КГА на основе этой таблицы.

Образцы – это реакции испытуемого, упорядоченные по частоте их встречаемости. На основании индивидуального первичного и вторичного профиля составляются 3 основных образца и 1 дополнительный.

1. Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответов независимо от их типа. Экстрапунитивные, интрапунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, если Е=13.5, I=7, М=5, образец записывается:

2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили OD=10, ED=6, NP=8. Образец записывается:

3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов независимо от типа и направления ответа. Записывается, например:

Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов E и I в ситуациях «препятствия» и ситуациях «обвинения». При составлении четвертого образца используется несколько показателей.

Показатель E+I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но так как только 8 или 1/3 текстовых ситуаций позволяет подсчет E и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Этот показатель свидетельствует о склонности к болезненному самоутверждению, проявляемой в ситуациях обвинения. Невротический характер таких реакций обнаруживается в защитных механизмах по типу вытеснения и отрицания и склонности занимать крайне пассивную оборонительную позицию в отстаивании своего «Я».

ТАБЛИЦА ПЕРВИЧНОЙ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ.

В профессиональной психодиагностике методику Розенцвейга целесообразно применять в тех случаях, когда успешность профессиональной деятельности зависит от особенностей коммуникационных взаимодействий с окружающими, особенно если при этом часто возникает необходимость разрешения конфликтных ситуаций.

Для диагностики пригодности к профессиям такого рода чаще всего используется КГА. Высокий КГА будет характерен для лиц социально гибких, умеющих приспосабливать свои реакции к существующим социальным стандартам. Но этот показатель ни в коем случае не является универсальным, он не охватывает таких важных коммуникативных характеристик, как проницательность и искушенность в общении, умение организовать социальное взаимодействие и даже коммуникабельность.

Более дифференцированная характеристика деловых качеств может быть получена при анализе профиля реакций. Согласно многочисленным данным, наиболее благоприятным для успешности деятельности, связанной с организацией социальных и производственных отношений в коллективе, является выраженность реакций типа NР, т.е. рациональный, продуктивный стиль реагирования, разрешающий ситуацию. По некоторым данным, благоприятными являются и реакции экстрапунитивной направленности. Эти реакции свидетельствуют о социальной искушенности, а их повышенная выраженность положительно связана с высоким общим и невербальным интеллектом.

Интересные данные о связи преобладания в профиле различных реакций с деловыми качествами получены в исследованиях Н.Г. Хитровой:

E’ — если проявляется у специалистов высокого статуса, свидетельствует о высокой самокритичности и требовательности к себе и своим действиям, для рядовых инженеров выраженность таких реакций — показатель безынициативности, неэнергичности, низкой коммуникабельности, неспособности к самостоятельному решению задач.

I’ — показатель выраженности таких качеств как оперативность, критичность ума, умение увидеть новые стороны проблемы.

М’ — характерно для безынициативных руководителей, обладающих массой организаторских недостатков, например, неумением увлечь людей, создать трудовую атмосферу и т.п. Но этот же показатель может быть и следствием высокого профессионализма работника, предрасположенного к индивидуальной творческой деятельности, индивидуализм и независимость в работе которого обеспечивается соответствующими личностными качествами.

Е — свойственно людям самоуверенным, реалистически настроенным, обладающим высокой чувствительностью по отношению к окружающим, с деловой стороны их характеризует способность внедрять новое, болеть за производство, рационально подходить к решению задачи.

Е — связано с неумением руководителя работать с персоналом, неумением правильно поощрять и наказывать, неуважением к людям, что, в свою очередь, вызывает антипатию окружающих. Болезненное самомнение порождает стремление к полной независимости в приня­тии решений, нежелание считаться с мнением других

I — характеризует человека доверчивого, уступчивого, заботящегося о других и склонного «уступать им дорогу», застенчивого, конформного, склонного брать вину на себя, с деловой стороны он характеризуется ответственностью и самокритичностью, но с несколько сниженным творческим и рациональным потенциалом в решении задач.

I — свойственно специалистам с доминирующей узкопроизводственной направленностью, умеющим ориентироваться в работе, обладающим достаточно высокими коммуникативными качествами, но с недостаточно развитыми административно-организаторскими умениями.

М — характеризует толерантное поведение в критических ситуациях, это поведение обеспечивается такими качествами, как независимость в суждениях и поведении, богатое воображение и творческий подход к решению задач, хороший словарный запас и высокий уровень культуры специалиста.

е — свойственно для деятельных специалистов, склонных к социальным контактам, активных, имеющих предрасположенность к эмоциональному лидерству, с деловой стороны их характеризует оперативность, инициативность, авторитетность в коллективе.

i — является показателем высокой эмоциональной стабильности, развитого чувства долга, высокой ответственности специалиста, к деловым недостаткам следует отнести невысокие организаторские умения и отсутствие индивидуального подхода к людям.

m — может рассматриваться как продуктивная тактика, свойственная людям с развитыми административно-организаторскими умениями, особенно умением правильно распределять работу, а также справедливо поощрять и наказывать, этим людям присуще наиболее гармоничное сочетание личностных черт: упорство, ответственность, обязательность, с одной стороны, и конформность, внимание к мнениям и интересам других людей — с другой.

Следует учитывать, что методика Розенцвейга не дает представления об интеллектуальном потенциале человека и о многих его характерологических и личностных свойствах, которые могут в некоторой мере скомпенсировать недостатки развития его эмоциональной сферы и создать условия для эффективной профессиональной деятельности.

Довольно надежным показателем невротизации служит КГА. Он реагирует на нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими, которое является либо предвестником, либо следствием развития невротических или иных патопсихологических процессов. Величина его в этом случае уменьшается.

Полученные при тестировании данные можно использовать для дифференцирования некоторых психических расстройств.

Преобладание экстрапунитивных реакций свидетельствует о повышенных требованиях предъявляемых к окружающим, и, скорее всего, неадекватно завышенной самооценке.

Повышенное ЕD характерно для лиц с чрезмерной фиксацией на защите своего «Я», взаимодействие с окружающими у них будет сильно осложнено наличием защитных и компенсационных процессов.

Преобладание реакций типа ОD может быть следствием слабости опыта общения у данной личности.

Практическое занятие № 3. Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга (4 часа)[55].

Тема 3 Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Цель: Создать условия для изучения методики ТАТ.

Понятия: потребность; «тема»; явные и латентные потребности; первичные и вторичные потребности.

Установка к занятиям [52, 3].

Теория личности Г. Меррея создавалась в процессе многолетних исследований по апробации ТАТ и была призвана служить его теоретическим обоснованием. Ее ключевое положение составляет принцип «диадического взаимодействия», согласно которому изучение личности возможно лишь в системе отношений организм—среда. Поскольку личность не существует вне социального окружения, Меррей полагает, что объектом психологического анализа должна стать некоторая единица их взаимодействия — система потребность — давление или «тема».

Потребность понимается как динамическое образование, которое организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение. Благодаря потребности деятельность приобретает целенаправленный характер, в результате чего, либо достигается удовлетворение потребности, либо предотвращается неприятное столкновение со средой. Давление отличается от потребности лишь по своей векторной направленности: потребность представляет собой динамическую силу, исходящую от организма, в то время как давление — силу, действующую на организм.

Термином «потребность» Меррей обозначает некоторую гипотетическую переменную, которая в зависимости от обстоятельств проявляет себя то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности приобретают стабильность и становятся качествами характера.

В вопросе генеза черт Меррей придерживается в основном психоаналитических взглядов. Меррею принадлежит одна из наиболее популярных на Западе классификаций потребностей. Последние делятся прежде всего на первичные и вторичные. Первичные или висцерогенные относятся к естественным нуждам человека как живого организма. Это потребности в кислороде, пище, воде, избегании боли, сексуальном удовлетворении. Вторичные потребности характеризуют человека как социальное существо и вытекают из факта общения людей. Важнейшими из них являются потребности в любви, сотрудничестве, автономии, агрессии, творчестве и т. д.

Меррей различает также потребности явные и латентные. Явные свободно проявляются вовне, находя удовлетворение в физических актах (еда, подзатыльник, ласка), речи (восклицания, постановка вопроса, похвала, осуждение), в сложных формах поведения (служение какому-то делу, приверженность идеям) и т. д.. Их диагностика не требует никакой специальной техники, кроме наблюдения. Латентные потребности, напротив, никогда не проявляются в адаптивных поведенческих актах, а лишь в фантазии, сновидениях и играх. В восприятии латентная потребность обнаруживает себя «апперцептивно» или, что то же самое, аутистически — в искажении воспринимаемого материала, в тенденции воспринимать все «так, как хочется». Содержание латентных потребностей составляют бессознательные асоциальные влечения агрессии и секса. Изучение их возможно лишь в ходе психоаналитической терапии или экспериментально, путем создания неопределенных стимульных условий. Под воздействием неопределенной стимуляции активизируются образы фантазии, ассоциативно связанные с латентными потребностями, и, следовательно, сами продукты фантазии могут рассматриваться как их непосредственное выражение.

Согласно Меррею, диагностически значимые рассказы ТАТ являются проекцией главным образом внутреннего слоя личности. Иначе говоря, чем менее потребность находит удовлетворение в реальной жизни, тем большее место она займет в фантазиях.

Оцените статью