Диагноз по тату. О чём расскажут врачу рисунки на вашем теле?
» src=»https://static.life.ru/posts/2016/08/893194/6907203d28385f243bd1b080401cf0db.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>
Психологи и психиатры научились считывать информацию о человеке по его татуировкам, даже самым причудливым. Нательная «живопись» расскажет специалисту о страхах человека, чертах его характера, душевном состоянии, заболеваниях и пристрастии к алкоголю и наркотикам.
Страхи
― Татуировка ― классическое замещение чего-то, чего человеку не хватает, ― говорит семейный психолог Наталья Панфилова . ― Очень часто мужчины слишком мягкие и неуверенные в себе делают агрессивные татуировки: нож, воин, тигр. Девушки, которым кажется, что им не хватает привлекательности для противоположного пола, украшают себя цветочками, котиками, лепесточками.
При этом нередко эффект бывает противоположный.
― У меня была клиентка ― симпатичная, но не уверенная в себе. Она сделала себе татуировку букета на руке, много розочек, ― рассказала Наталья Панфилова. ― Но татуировка ей совсем не шла. У них с мужем начались скандалы, потому что в его картине мира это было что-то невероятное.
Фото: © flickr.com/Milena Leoni
Страхи душевнобольных также выражаются в их татуировках.
Учёные из Иерусалимского центра доказательной медицины в своей научной работе (журнал «Вестник психиатрии и психологии Чувашии», 2010 год) исследовали 1576 татуировок, которые накололи себе 412 больных с психическими расстройствами.
Как сказано в исследовании, некоторые больные просили тату-мастеров наколоть им мистические татуировки ― они выполняли роль талисмана-оберега от «злого глаза».
«Так, изображение «маски джокера» на наружной поверхности локтевого сгиба трактовалось больным как нанесение защитного знака», ― пишут учёные.
Стремление причинить себе боль
Фото: © flickr.com/Darren Johnson / iDJ Photography
― Иногда я замечаю, что клиенты делают тату на части тела, где это очень болезненно, ― говорит Наталья Панфилова. ― Например, на стопе. Скорее всего, они хотят специально причинить себе боль. То есть сама татуировка не имеет никакого смысла, имеет смысл действие ― её нанесение.
К похожему выводу пришли учёные из Новосибирского государственного медицинского университета (своё исследование они опубликовали в журнале «Медицина и образование в Сибири» в 2013 году). Среди 60 человек с татуировками, которые приняли участие в исследовании, у 78% учёные диагностировали пограничное личностное расстройство.
Как говорится в работе, это расстройство есть у 2―3% людей . Для них характерны импульсивность, низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, нестабильные связи с реальностью, высокая тревожность и сильный уровень десоциализации.
«Представляет интерес факт, что лица с пограничным личностным расстройством в 90% случаев не испытывают удовлетворённости от конечного результата ― нанесённого рисунка, ― говорится в исследовании. ― Их привлекает сам процесс, связанный с необходимостью терпеть болевые ощущения в процессе нанесения рисунка («смогу ли я это выдержать?»)».
Необходимость терпеть боль ― социально приемлемый способ «самоповреждающего поведения» (другие способы, неприемлемые, ― спровоцировать аварию или совершить суицид).
При этом «из всех предложенных мастером тату-салона вариантов татуировок люди с пограничным личностным расстройством предпочитают надписи или рисунки, связанные с тематикой смерти (черепа, мертвецы, могильные кресты и пр.)».
У 13 человек, у которых не оказалось пограничного личностного расстройства, татуировки были гораздо оптимистичнее ― в основном это были изображения животных или орнаменты.
Исследователи называют разные причины саморазрушающего поведения. Например, в психоанализе, основоположником которого является Зигмунд Фрейд, считается, что изначально агрессия была направлена на другого человека, например на родителя в детстве. Но от родителя зависело благополучие ребёнка, и тот «решил» перенаправить агрессию на самого себя.
Жажда внимания
Фото: © flickr.com/Darren Johnson / iDJ Photography
― Яркие, броские, крупные татуировки могут быть у личностей истероидного типа, ― говорит психиатр, заведующий отделением оказания интенсивной психиатрической помощи Артём Гилёв.
Главная черта такого типа ― эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе.
― Например, у человека яркий цветок на всю спину или тигр на лице, ― говорит Артём Гилёв. ― Также такая татуировка может говорить о том, что у человека биполярное расстройство. Он сделал её в период обострения, а потом вышел из этого состояния и сам от себя в шоке.
Как сообщал Лайф, биполярным расстройством страдает 2―4% населения планеты. В жизни больного периоды мании (ощущение собственного величия, поток идей, быстрая речь, сниженная потребность во сне) сменяют периоды депрессии.
Психопатическое стремление к порядку
Фото: © flickr.com/Darren Johnson / iDJ Photography
Как рассказал Артём Гилёв, психопаты эпилептоидного типа (одна из главных черт ― болезненная любовь к порядку во всём) склонны делать татуировки, где видно мельчайшие детали.
― Например, один пациент наколол себе картину из окна, ― рассказал психиатр. ― Выколол все деревья, на каждом ― листочки. Окошко в доме напротив, в окошке человек, кошка.
Очень продуманные татуировки также у шизофреников.
» Так, один из наблюдаемых нами больных перед тем, как сделать себе татуировку в виде дракона, пересмотрел в Интернете и в литературе несколько десятков тысяч (!) изображений этого сказочного персонажа, пока не подыскал рисунок, максимально приближенный к его представлению», ― говорится в исследовании учёных из Иерусалимского центра доказательной медицины.
Сюжеты, подсказанные голосами
Фото: © flickr.com/Darren Johnson / iDJ Photography
По словам Артёма Гилёва, люди с психическими заболеваниями часто делают непонятные окружающим татуировки. Иногда их смысл не может объяснить и сам обладатель.
Бывает, что больной просит тату-мастера наколоть сюжет, который подсказывают ему «голоса».
― У меня был пациент, ему голоса приказали наколоть: «Я боюсь букву А».
Иногда изображения на татуировках вполне адекватные, и, только когда больной объясняет, что они означают, становится понятно, что он болен.
У одного из пациентов, пишут учёные из Иерусалимского центра доказательной медицины, на голени был «гигантский египетский знак ― анх (T-образный крест, соединённый с овалом на верхней перекладине)». Больной объяснил, что его татуировка означает: «никогда больше не дам себя оперировать».
Ему делали болезненные внутривенные вливания, а потом наложили прозрачную повязку, которая фиксировала иглу и напоминала знак анх.
«Выйдя в краткосрочный отпуск, больной сразу же отправился в тату-салон и сделал себе указанную татуировку, утверждая, что, увидев её, «врачи поймут и не будут его больше мучить», ― сказано в исследовании. ― На вопрос, почему он сделал татуировку на ноге, больной заявил, что «всё равно врачи его раздевают».
«Другой больной, диагностированный как параноидный шизофреник, украсил своё тело хаотически вытатуированным алфавитом, чтобы показать, что он «хорошо учился в школе», ― продолжают учёные.
Бывает, что в татуировках больных вообще нет логики.
Например, больной с шизотипическим расстройством личности нанёс себе на ягодицу (интимная зона) с целью украшения примитивно-знаковую татуировку, изображающую графический силуэт газонокосильщика», ― говорится в исследовании.
Учёные считают, что «добровольно нанесённые татуировки в ряду других невербальных признаков могут играть существенную роль в диагностике психических и поведенческих расстройств, особенно в случаях, когда обследуемый преднамеренно стремится ввести врача в заблуждение».
Татуировки наркоманов и алкоголиков
Фото: © flickr.com/Kat Selvocki
Те же учёные исследовали 609 татуировок, которые нанесли себе пациенты с зависимостью от наркотиков и алкоголя (исследование опубликовано в журнале «Наркология» в 2010 году).
У этих татуировок много типичных сюжетов. Они «являются своего рода опознавательным знаком для посвящённых, позволяющим вступать в контакты для приобретения наркотиков».
«К категории общих символов употребления наркотических веществ могут относиться изображения черепа, пронзённого кинжалом или шприцем, а также любые медицинские атрибуты (таблетки, капсулы, ампулы, шприцы и иглы)», ― пишут учёные.
Те, кто употребляет опиаты, часто накалывают изображения цветка или коробочки мака.
«Среди них нередки следующие сюжеты: цветок мака, обвитый змеёй, мак, стебель которого представлен инъекционной иглой, цветок мака, обвитый колючей проволокой, головка мака с вытекающей каплей сока («слезой»), ― сказано в исследовании. ― Сюда же относятся изображения гнома или старушки, которые держат в руках цветы или головки мака. Изображение пожилого человека можно трактовать как изображение лица, которое выращивает опийный мак на продажу».
Люди, которые употребляют гашиш, нередко делают наколки с изображением полумесяца в сочетании с тремя звёздочками («фирменный знак» фабричного пакистанского гашиша). Также могут быть многофигурные композиции на восточные темы (мужчина, который курит кальян, в окружении танцовщиц, джин, вылетающий из кувшина).
Фото: © flickr.com/Augusto dos Santos
Изображение пауков и паутины на пальцах рук означает ловкость и изворотливость, умение выкрутиться из трудных ситуаций.
Иногда накалывают цифры. Например, 5 ― это экстази, 8 ― героин, 12 ― марихуана (берётся первая буква в названии наркотика и ставится её порядковый номер в английском алфавите).
«Отражением желаемого состояния при наркотической интоксикации являются сюжеты, связанные с изображениями шприца с крыльями бабочки (лёгкость, эйфория), джина, покидающего кувшин («душа, вырвавшаяся на свободу»), пробитый шприцем или кинжалом череп свидетельствует об остроте и тотальности переживаний, возникших на фоне приёма наркотиков», ― говорится в исследовании.
Нередко татуировки колют на локтевых сгибах: так можно скрыть следы инъекций.
У алкоголиков свои типичные сюжеты. Часто они накалывают изображение из трёх составных элементов. Центральный ― один из типичных алкогольных атрибутов (бутылка, рюмка, стакан), два краевых ― карты, женские фигуры и лица. Под рисунком, как правило, располагается надпись: «Вот что нас губит!»
Как отражение своеобразного алкогольного юмора бывают надписи: «Почему нет водки на Луне?», «За здоровье жмурика!», «За дам!», «За вас!»
«Знания о глубинном психосоциальном смысле татуировок могут помочь врачам в клинической практике», ― заключают учёные.
Ранее Лайф рассказывал, какими татуировками украшают себя олимпийские спортсмены. Они часто покрывают свои тела символами, которые означают стремление к победе.
Татуировки. Что не желательно колоть не сидевшим.
Ко мне постоянно приходят письма с просьбой оценить «опасность» той или иной татуировки, которую человек собрался наносить, с точки зрения необходимости ее возможного обоснования перед знающими людьми. Эта статья и будет посвящена этому вопросу.В сети немало ресурсов тиражируют одни и те же источники с описанием самых распространенных татуировок блатного и арестантского мира. Но на сегодня все это скорее имеет исторический интерес. Время, когда татуировки в среде блатных и арестантов были живым языком, сейчас практически прошло. Как и во всем в эпоху поп-культуры, преобладает профанация и примитивизм. Но, пускай и в примитивном виде, кое-какая традиция сохраняется и не зная ее, вполне можно «попасть в маргарин».
Хотя сейчас действует понятие «за наколку (партачку) спросу нет», всё же следует быть осторожным с некоторыми символами, а особенно с теми, которые трактуются весьма однозначно. Во-первых, легко быть отнесенным к «фраерам приблатненным», т.е. к «лохам, косящим под правильных пацанов», во-вторых, попасть под пресс работников милиции.
К таким изображениям относится, например, символ, состоящий из пяти точек — который вы можете увидеть теперь также в адресной строке при наборе нашего сайта — это самая распространенная в арестантских кругах татуировка, обозначающая то, что человек провел часть жизни в заключении.
Толкуют ее по-разному — самое распространенное «один в четырех стенах» («четыре вышки и зека», «один среди друзей»). Наносят обычно на кисть, между большим и указательным пальцем, или в виде перстня, хотя бывают и другие варианты. Нанести ее имеет право каждый, кто хотя бы несколько дней провел в СИЗО (КПЗ, ИВС не в счет) — будь то блатной или петух.
К таким же категорическим, т.е. однозначно толкуемым, относятся т.н. «воровские звезды» — восьмиконечная звезда, наносимая обычно под ключицы или (и) на колени. Внутри ее могут быть еще какие-то дополнительные изображения — свастика, оскал, молнии, крест, имеющие свои значения, но основное ее трактование — однозначное и бесповоротное отношение к блатному миру, причем к его элите. Ее наносят разного рода авторитеты, злостные «отрицаловы», воры в законе.
Такие звезды на коленях означают также — «не встану (ни перед кем) на колени». Нарисовавший такую звезду у себя должен поведением подтвердить право на ее ношение. Если вы попадете с такой картинкой к представителям «красных», то почти наверняка будете испытаны на крепость. Впрочем, «черные» поступят так же.
К таким же — не рекомендуемым к самовольному нанесению — относятся церкви, которые в арестантском мире тоже символизируют прохождение через тюремные коридоры. Количество куполов обычно соответствует количеству лет отсидки. При неоднократных ходках к первоначально нарисованной церкви «достраиваются» пристройки с новыми куполами (если есть место), либо рисуются новые.
Сюда же следует отнести и «перстни» — татуировки на фалангах пальцев. Их количество и фасон очень разнообразны, образуя целую систему тайных знаков. По перстням можно было определить масть (блатные, мужики, петухи), воровскую профессию, нрав, биографию.
Еще «эполеты» — обычно это знаки доблести, что-то вроде орденов и медалей. Колют их при прохождении всяческих лишений, в первую очередь по идейным соображениям — т.н. «крытки» (тюремное содержание — самый строгий режим используемый в качестве наказания), БУРа (старое арестантское название от Барак Усиленного Режима, теперешнее ПКТ — помещение крытого типа), ШИЗО (Штрафной Изолятор), участия в бунтах.
К нерекомендуемым я бы еще отнес различные аббревиатуры типа БОСС — «был осужден советским судом; был осужден Советским Союзом», КОТ — «коренной обитатель тюрьмы», БАРС — «бей актив, режь сук», ЛОРД — «легавым отомстят родные дети», ЗЛО — «за все легавым отомщу» и т.п. За такие надписи надо отвечать, хотя каждый волен трактовать свою аббревиатуру как ему угодно и создать свою.
Любят очень у нас также татуировки в виде крылатых фраз, особенно ценятся почему-то латынь и немецкий. Будьте внимательны — тексты очень часто просто тупо копируются людьми, которые и русские буквы с трудом узнают и посему их часто не переписывают, а перерисовывают. В результате приходилось видеть наколотым такое, что ни один полиглот не расшифрует — по 2-3 ошибки в каждом слове. Более того — правильно написанных фраз почти и не приходилось видеть. Да и в сети, когда решил посмотреть что пишут на эту тему, увидел такое, что диву даешься.
К символам воровского мира еще можно отнести черного кота — отличительный знак вора (точнее крадуна — живущего воровством, не путать с вором — авторитетом), часто квартирного вора. Трактуется также и как аббревиатура КОТ.
Паук — карманник (но — паутина, в т.ч. с пауком, обычно является символом наркоманов).
«Оскал» — пасть волка, тигра или иной большой кошки с оскаленными зубами — хоть и очень часто встречается у арестантов и обозначает обычно «оскал на власть», или «человек человеку волк», трактоваться может вольно и, соответственно колоться тоже.
Еще по ходу трактовки самых распространенных символов от Льва Мильяненкова:
череп, корона — символы стремящихся к власти;
корона на спине — униженность;
тигр или другой хищник — ярость, непримиримость;
змея (ранее высшая степень в иерархии тюремного мира);
кинжал, нож, меч, топор — месть, угроза, твердость, жестокость;
ключ — сохранение тайны;
палач — чти закон воров;
факел — дружба, братство;
Изображения чертей — обычно и наносится «чертям», т.е. опустившимся, не следящим за собой мужикам. Острожно следует относиться и к петухам :). Драконы, хоть и согласно распространенному анекдоту, являются теми же петухами, только с гребнем на всю спину, все же можно колоть без опаски.
Еще — карточные масти, обычно встречающиеся чаще всего в составе перстней. Как правило, черные масти относят к «черным», т.е. блатным, красные соответственно к красным — ментам, сукам. Хотя здесь нет однозначности — например, бубновый перстень означает профессионального шпилевого (игрока, кидалу). Черви практически всегда — изнасилование малолетней, или принадлежность к петухам.
Следует помнить, что значение татуировок в арестантском мире может быть весьма неожиданным и даже противоположным общепринятым символам. Так, например, символ пацифистов «голубиная лапка» обозначает наоборот агрессию и колется злостными нарушителями режима.
В заключении немного морали — как говаривал один из киногероев, главная часть любого оружия — голова его владельца. Наколоть можно все, что угодно и где угодно — только не забудьте задать себе в начале вопрос «А зачем?».
Кстати в Ветхом Завете имеется прямой запрет на нанесение любых рисунков на кожу. А тут я недавно слышал в какой-то передаче, что татуировку изобрели островитяне типа с Таити, и в Европу были завезены они мореплавателями всего пару сотен лет назад. Если б 4 тысячи лет назад семиты не разрисовывали себя, то и не надо было бы запрещать им этого в письменном виде. А так видать и тогда рисовались.
Подписывайтесь и ставьте лайки, это сильно помогает развиваться каналу.