Татуировки скифов Алтая
Одна из самых знаменитых археологических находок XX века — замороженное в вечной мерзлоте погребение, найденное на плоскогорье Укок в Горном Алтае. «Возраст Алтайской принцессы» составляет 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере горного Алтая до нашего времени сохранилась вся органика в погребениях VI—III вв. до н. э. Археологическая культура железного века была открыта в 1865 году В. В. Радловым при раскопках Берельского и Катандинского курганов в горном Алтае, и в 1929 году экспедицией академика С. И. Руденко в урочище Пазырык, где были раскопаны усыпальницы пазырыкской племенной знати.
Благодаря находкам археологов мы можем увидеть, как выглядели люди Алтая 2,5 тысячи лет назад. После пазырыкских находок мумий стало совершенно ясно, что татуировки характерны буквально для всего древнего мира. Традиция нанесения татуировок живущая в культуре многих народов, свидетельствует о сохранении древних языческих обычаев до наших дней.
Татуировки делали самыми примитивным способом, с помощью иголок наносили рисунок https://srt.tattoomarket.ru/, затем в кожу втирали чёрную сажу или красный сурик.
Татуировка — признак благородного сословия
У скифских племён татуировка наносилась на тело, чтобы устрашить врагов, и служила «пропуском» на тот свет. Татуировка давала понять, кто перед вами – человек благородных кровей или раб. До сих пор в некоторых районах северной Индии распространена древняя поговорка о том, что когда тело умершего сжигают, от него остается лишь татуировка – украшение души.
Татуировка — это своего рода герб, гражданство и паспорт. В древности большое значение придавали браслетам на предплечье, в Индии он называется баджубанд и это до сих пор одно из обязательных украшений для невесты. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами.
Геродот из Галикарнаса в своей «Истории» писал, что благородных скифов от всех остальных отличали особые татуировки. Мужчины также делали татуировки после доблестных сражений и воинских подвигов. Те же, у кого совсем не было рисунков на теле, не имели никакого почёта. Во многих культурах, где существует культ воинской и охотничьей доблести, животные часто выступают в роли духов-покровителей и отличительными знаками воителя, бесстрашного охотника или принадлежности к определенному роду.
Римский ученый Помпоний Мела в своей «Описательной биографии» указывал, что племена скифов-агафирсов разрисовывали свои тела, но рисунки были у всех одинаковые. А живший во II веке н. э. греческий врач Секст Эмпирик упоминал, что скифы и сарматы даже младенцам наносили татуировки, как оберег. Узорами украшены и кисти рук, и ноги ниже колена, шеи, тату нанесены даже на ягодицы мужчин, но на лицах тату отсутствуют.
Карта бассейна реки Тарим и пустыни Такла-Макан
В древности татуировки были проще.
О том какие именно рисунки наносились на кожу скифы, саки и сарматы, археологи могут судить по сохранившимся в горном Алтае мумиям.
К скифам относят европеоидные мумии, найденные на территории современного Китая: в пустыне Такла-Макан, в долине реки Тарим и в могильниках Синьцзяна. Археологи считают, что это могли быть представители Афанасьевской кочевой южносибирской культуры, жившие примерно 3800—2000 лет назад. Эти мумии украшены простыми татуировками в виде геометрических фигур и растительных орнаментов. Удивительно, но рисунки имеют красный цвет, что вполне соответствует записям Геродота, который говорил, что скифы красят тела суриком.
Облик Лоуланьской красавицы из Такла-Макан
В 2007 году генетик из Фуданьского университета (КНР) Ли Цзинь (Li Jin) после анализа ДНК показал, что генетические маркеры указывают на происхождение таримских мумий из Восточной Азии. У всех проанализированных мужчин Y-хромосомы оказались характерны для жителей Восточной Европы, Центральной Азии и Сибири — гаплогруппа R1a1a, которая очень редко встречается в Китае.
Митохондриальные ДНК у женщин также указывают на восточно-евразийское и западно-евроазиатское происхождение (гаплогруппы С, H и K). Группа доктора Чжоу пришла к выводу, что смешанное население заселяло Таримский бассейн уже в раннем бронзовом веке в период 2000–1400 лет до н. э. Это указывает на то. что восточные (сибирские) и западные племена, заселившие Таримский бассейн, демонстрируют смешение индоевропейских племён с населением Сибири где-то в районе Алтая, откуда те уже могли прийти в Такла-Макан.
На лицах мумий из могильника Субаши (Синьцзян) выведены линии и спирали на щеках и на лбу. У одной из женщин, например, жёлтые спирали спускаются от верхних век глаз через переносицу на крылья носа, а на щеках изображены красные треугольники с желтыми спиралями внутри.
Таинственные линии на лицах.
Любопытно, что рисунки татуировок встречаются на статуэтках скифов и на ювелирных украшениях. К примеру, три параллельные горизонтальные линии на щеке имеются у изображения божества, найденного на стоянке «Толстая могила» под Днепропетровском. Точно такая же татуировка-метка есть на фигурке всадника скифа из Сибирской золотой коллекции Петра Великого, и на лице мужчины на перстне из Иссыкского кургана в Казахстане.
Подобная метка, возможно, именно татуировка, встречалась и у сарматов. На металлических бляшках уздечки, обнаруженной под Балаклеей (Харьковская область Украины), археологи увидели изображение мужского лица с линиями на щеке. Такая татуировка имела место и у согдийцев – иранского народа, населявшего междуречье Амударьи и Сырдарьи в Средней Азии: мужчины-согдийцы вычерчивали на каждой щеке по три полосы.
Птицы, звери и грифоны.
В скифских курганах Пазырыкской культуры ( VI—III в.в. до н. э.) в Горном Алтае были обнаружены в XX веке хорошо сохранившиеся мумифицированные останки людей, живших 2500 лет тому назад, учёные разглядели на их телах замечательные по своей художественной ценности татуировки с довольно сложными рисунками. Как пишет в работе «Татуировка и раскраска тела в скифской военной культуре» историк Алан Акимович Сланов, три мумии скифов из восьми имели на теле рисунки: мужчина 60 лет из Второго Пазырыкского кургана, мужчина из ледяного захоронения Верх-Кальджин.
Татуировки наносили и женщины этого кочевого скифского племени, известна знаменитая мумия «Принцессы Укока», из могильника Ак-Алаха V—III века до нашей эры. Принцесса Укока считается представительницей высшего слоя пазырыкского общества. Фантастические звери изображены на большей части татуировок, встречаются изображения архара — парнокопытное млекопетающее, рога оленя, хищника семейства кошачьих, лошади, кулана.
Плечо женщины с алтайского плато Укок украшал рисунок грифона с перекрученным телом, с копытами, клювом и оленьими рогами. Голова грифона, но в уменьшенном размере повторялась в качестве орнамента на рогах существа и на его спине. Ниже грифона была изображена сцена охоты: баран с запрокинутой головой, которого за ноги хватает пятнистый барс с закрученным хвостом. А ещё ниже находится мифический зверь с когтистыми лапами, полосатым хвостом, телом оленя и головой грифона. На запястье скифской принцессы была наколота голова оленя с ветвистыми рогами. Рисунок перекрученного животного повторялся на фаланге большого пальца. Для «скифского звериного стиля» характерны сцены битвы не на жизнь, а на смерть между хищником и добычей.
Чаще всего скифы, обитавшие в Горном Алтае, делали татуировки на груди, руках, предплечьях, голенях, пальцах и вдоль позвоночника. Практически все рисунки были зооморфными. Например, мужчина монголоидной расы из Второго Пазырыкского кургана был покрыт искусными рисунками, которые занимали большую часть его тела. На левой стороне его груди был изображен грифон, бегущий вверх и в сторону правого плеча. На правой ноге были вытатуированы рыба и цепочка горных баранов – архаров; правую руку обвивали крылатое чудовище, скорее всего, дракон, осел, некое мифическое существо с торчащими лапами и ещё один архар. Архар в прыжке был и на левой руке. На руке красовалось ещё одно животное, сочетавшее в себе черты барса, орла и оленя.
Специалисты предположили, что рисунки располагались на теле так, чтобы они как бы оживали при движении. Вдоль позвоночника мужчины тянулись «лечебные» отметки в виде точек.
У третьего скифа татуировки аналогичны: мифическое копытное животное расположено на его плече таким образом, словно бы оно перекинуто через плечо. Этнографы считают, что изображение этого существа на плече имело ритуальный смысл: волшебный монстр мог охранять ворота в иной мир и пропускать туда только тех людей, на которых видел свою печать.
Археолог и историк Наталья Викторовна Полосьмак в статье «Птицы в татуировке пазырыкцев» рассказывает о том, что на пальцах скифских мужчин встречались татуировки птиц, которые напоминали гусей, глухарей и тетеревов.
Древнеримский историк Аммиан Марцеллин в IV веке писал, что скифы красят лица краской, тело и волосы в синий цвет, причём яркость окраски зависит от богатства. А вот литератор Мавр Гонорат считал, что некоторые скифы красили волосы в чёрный цвет.
Татуированные мумии Алтая
На фото — мумия мужчины из пазырыкского могильника Верх-Кальджин-2 в Горном Алтае. Возраст мумии около двух с половиной тысяч лет. Мужчина был захоронен вместе с конем, также в погребальной камере находились кинжал и лук со стрелами. Ростом этот мужчина-воин был под 180 см. На плече мужчины видна татуировка с изображением мифологического оленя-грифона с копытами и птичьим клювом.
В VI–III веках до нашей эры на территории Центрального и Горного Алтая и в прилегающей части Восточного Казахстана жили племена кочевников-скотоводов, материальную культуру которых археологи стали именовать пазырыкской — по памятникам, расположенным в урочище Пазырык, что находится в долине реки Большой Улаган. Именно там в 1929 году экспедицией С. И. Руденко был раскопан первый пазырыкский курган.
Пазырыкцы, принадлежавшие к скифо-сибирской племенной общности, пользовались скифским оружием (чекан, кинжал-акинак, лук и стрелы) и конской упряжью, создавали изделия из кости, кожи, текстиля и металлов в знаменитом скифо-сибирском зверином стиле — с изображениями животных в «свернувшейся» позе или с подогнутыми ногами. Исходя из материалов раскопок считается, что помимо скотоводства пазырыкцы охотились и ловили рыбу, ткали разноцветные ковры, выделывали кожи и мех, ковали инструменты и оружие из бронзы и железа. Предполагается, что в холодное время года они жили в бревенчатых домах, а летом — в берестяных юртах или в войлочных жилищах.
Из бревен строили и погребальные срубы для курганов. Эти могильники — единственный источник информации об исчезнувшей культуре. Их содержимое сохранилось до наших дней благодаря образованию под насыпями мерзлоты, которая получилась из-за сочетания природных и антропогенных факторов. Вырытую пазырыкцами яму быстро заполняли почвенные воды, которые затем замерзали, превращая курган в ледяную линзу.
Курганы имели каменную насыпь высотой 2–4 м, перекрывающую могильную яму с установленным в нее срубом или каменным ящиком. У сруба были плотные стенки, которые увешивали коврами, и деревянный пол, застеленный войлоком. Внутрь ставили саркофаг, с мумифицированным телом — перед захоронением умершим удаляли внутренние органы и заполняли брюшную полость смесью трав, конского волоса, глины, песка и зерен, а также из черепа извлекали мозг. В одном из пяти пазырыкских курганов была найдена большая деревянная повозка, а между стенками сруба были захоронены принесенные в жертву кони.
Пятый Пазырыкский курган и его могильная яма (в разрезе): 1 — подушка для сидения, 2 — саркофаг-колода, 3 — мумифицированные тела женщины и мужчины, 4 — жерди от телеги, 5 — лестница, 6 — войлочный ковер, 7 — древки от повозки, 8 — колесо повозки, 9 — дышло повозки, 10 — трупы лошадей. Рисунок из книги С. И. Руденко, 1953. Культура населения Горного Алтая в скифское время
Алтайские «замерзшие» мумии интересны не только обрядом захоронения, но и наличием татуировок. Пока неизвестно, кто именно из членов общины носил татуировки, так как по найденным татуированным мужским и женским мумиям трудно определить их социальный статус. Сюжеты пазырыкских татуировок были зооморфными, в основном наносились изображения копытных или хищных животных в скифо-сибирском зверином стиле. Помимо обычных животных пазырыкцы изображали и мифологических существ (как олень-грифон на плече мужчины с главной картинки).
Реконструкции татуировок мужчины с главной картинки (справа) и женщины из пазырыкских курганов. Рисунок из статьи П. П. Азбелев, 2016. Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний
Встречались и изображения рыб, а чаще — птиц: обычно это петухи, глухари или тетерева, которых пазырыкцы могли наблюдать в природе (например, татуировка с петухом на большом пальце правой руки у мужчины из Второго пазырыкского кургана).
Татуировки на кистях левой и правой рук мужчины из Второго пазырыкского кургана. Рисунок из статьи Л. Л. Баркова, С. В. Панкова, 2006. Татуировки на алтайских мумиях
Самые крупные рисунки — тигры и барсы — наносили на плечи. Татуировки с плеч, как правило, переходили на руки — на наиболее удобное и заметное место для выполнения рисунка. Изображения копытных животных чаще наносили на ноги в области голени. Иногда встречаются также татуировки на груди и спине — в основном это узорные композиции или морды животных.
Татуировки либо полностью заполняли цветом, либо украшали узорами, причем женские татуировки отличались более мелкой и детальной проработкой. Вероятно, для выполнения татуировок пазырыкцы использовали иглы или шипы растений.
Не все татуировки хорошо сохранились, многие со временем слились с кожей, и распознать их можно только методом фотографирования в инфракрасных лучах, который хорошо работает при наличии в исследуемом образце угля или сажи, которые поглощают инфракрасные лучи. С помощью рентгеноспектрального микроанализа удалось зафиксировать на поверхности кожи тела женщины из кургана № 1 могильника Ак-Алаха-3 высокое содержание калия, что служит в том числе маркером наличия сажи или золы.
Татуировки были распространены и у других коренных сибирских народов, что отражено в этнографических данных. Народы Сибири и Дальнего Востока (ханты, манси и якуты) еще в совсем недавнем прошлом пользовались сажей и углём, для этого смешивали их с жиром, мочой и растительным соком. Ханты верили, что татуировка в виде птицы переводит боль из внутренних органов на изображенное существо, а манси олицетворяли птицу с защитником души спящего человека. У этих народов татуировка была женским мастерством: техника исполнения и символьные коды передавались от матери к дочери. Традиция создания татуировок достаточно консервативна: наносили не просто орнамент или рисунок, это была целая знаковая система, которую можно прочитать. Интересно, что вдоль позвоночника на спине мужчины из Второго пазырыкского кургана были наколоты точки, которые, возможно, предназначались для облегчения боли в спине.
Поскольку пазырыкская культура не оставила нам письменных памятников, невозможно достоверно растолковать значение этих татуировок — наносились ли они для обозначения социального статуса или показывали заслуги в боях, являлись оберегами или в них отображались космогонические представления древних.