Можно ли делать перманентный макияж ислам

Татуаж, иначе называемый перманентным макияжем, приобретает все большую распространенность. Что это такое и как ислам смотрит на это явление?

Первая ассоциация, которая может возникнуть, это — татуировка. Это не случайно. Под перманентным макияжем понимается внедрение краски в слои кожи, однако при этом пигмент вводится в поверхностные слои. Глубина введения краски 0,3-1 мм, эффект сохраняется до четырех лет.

Следовательно, можно сделать несколько выводов. Во-первых, для татуажа необходимо применение особого оборудования и красящих веществ. Во-вторых, перманентный макияж хоть и меньше, но травмирует кожу, и, более того, о дозволенности татуажа не может быть и речи.

Исследователи отмечают, что применение татуажа ведёт к появлению различных болезней.

Самым главным врагом перманентного макияжа является герпес. Этот вирус присутствует в организме практически у каждого человека, но не у всех он проявился в обычных условиях. Именно эта процедура может спровоцировать его появление. Татуаж губ может вызвать и другие отрицательные последствия, и связано это с возникновением после процедуры в области рта вполне видимых отёков. В последующем женщину ожидает длительный процесс заживания губ. В области татуажа будут создаваться и продолжительный период заживать не привлекательные корочки.

Татуаж глаз способен причинить заметный вред зрению и коже век. Во-первых, процедура очень болезненна. Во-вторых, во время татуажа можно повредить нервные окончания, что скажется на чувствительности кожи и мимике.

Читайте также:  Сколько держатся губы после татуажа

Сделав такой перманентный макияж, вы рискуете навсегда потерять свои собственные брови, спровоцировав их выпадение. При этом новые брови могут так и не вырасти.

Несмотря на имеющиеся способы стерилизации, существует тенденция распространения различных инфекционных заболеваний, таких как гепатит С и ВИЧ, не говоря уже о возможности заражения бактериальными инфекциями, такими как «обычный» стафилококк, обитающий на поверхности кожи человека.

Другая большая проблема от татуажа – это аллергия, которая не проходит никогда. Для временной татуировки часто используется чёрная хна. В ней содержится парафенилендиамин – вещество, которое может вызвать не только сильнейшую аллергию, но и рубцы на коже.

Проявления аллергии могут быть различные – жжение, зуд, покраснение, волдыри и простудные симптомы.

Несмотря на все перечисленные последствия татуажа, женщины, словно заколдованные, идут на эти процедуры в погоне за иллюзорной красотой. Но платой за такую «красоту» могут быть не только проблемы со здоровьем. Это только предупреждение…

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сообщается: «Проклял Аллах метящих (наносящих татуировки) и просящих об этом, выщипывающих волосы и просящих об этом, подпиливающих между зубами для красоты – изменяющих творение Аллаха» (Сахих аль-Бухари, № 4604; Муслим, № 2125).

Имам ан-Навави сказал: «Вашима (проклятая Всевышним) – это женщина, которая наносит татуировки, а именно прокалывает кожу с помощью иглы, спицы или чего-то подобного на тыльных сторонах ладоней, запястьях, губах или на иных органах тела до момента появления крови, затем подкрашивает эти места сурьмой или известью, из-за чего кожа приобретает зеленоватый оттенок. Наносится эта краска для различных узоров…» («Шарх Навави аля аль-Муслим», № 14/106).

О том, какое отношение имеет татуаж к татуировке, уже было сказано в начале статьи. Эксперты говорят: «Перед тем, как решиться на татуаж, подумайте о том, что ваша внешность уже никогда не будет такой, как до процедуры. Выбор в любом случае остается за вами!»

Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «Поклоняются многобожники идолам, подобным Ал-лат, Аль-узза и Манат. Поклоняются они тем самым непокорному шайтану, которого проклял Аллах, отдалив его от Своей милости. Шайтан сказал: «Я непременно сделаю для себя долю из Твоих рабов, призвав их к поклонению мне. И собью их с пути. Внушу в их сердца мечты о долгой жизни, что не будет отчёта и воскрешения. И повелю им обрезать уши скота. И повелю им изменять творения Аллаха» (сура «Ан-Ниса», 117–119).

Так что выбор, и вправду, за вами, женщины: потеря здоровья и гнев Аллаха или естественность, скромность, довольство тем, чем наделил вас Всевышний (в данном случае – внешностью) – и довольство Творца!

Можно ли делать перманентный макияж ислам

Сегодня татуаж достиг пика своей популярности не только в среде определённых субкультур. Его распространённость в наши дни отрицать не приходится, ведь уже очень многие «продвинутые» девушки и даже некоторые парни сделали это.

Мусульманкам же приходится задумываться о том, разрешается ли эта новая мода Исламом и как это сможет отразиться на её духовных и нравственных качествах.
Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо понять сущность татуажа и его процедуру.

«Перманентный макияж бывает нескольких видов. Существует перманентный макияж бровей. Популярен перманентный макияж глаз и перманентный макияж губ. Все они появились из искусства татуировки благодаря косметологу из США. Он придумал электрическую машинку для накалывания рисунка на кожу. Направление татуажа стало необычайно популярным. Через сто лет косметологи решили использовать аппарат для коррекции лица. Новый вид татуажа назвали микропигментирование, позже – перманентный макияж» (x-tattoo.ru).

Из вышепрочитанного следует, что татуаж берёт свои истоки от искусства татуировок. А татуировки в Исламе запрещены согласно достоверному хадису Пророка (мир ему и благословение).

Процедура татуажа, или «вашму»

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сообщается: «Проклял Аллах метящих (вашимат) и просящих об этом (муставшимат), выщипывающих волосы и просящих об этом, подпиливающих между зубами для красоты – изменяющих творение Аллаха» (Сахих аль-Бухари, № 4604; Муслим, № 2125).

Давайте разберёмся, кто подразумевается под словом «метящие» (вашимат).
Если откроем книгу имама Навави «Шархуль Муслим», что является комментариями хадисов Муслима, то найдём следующее толкование: «Вашима (проклятая Всевышним в досточтимом хадисе) – это женщина, наносящая татуировки, а именно прокалывающая кожу с помощью иглы, спицы или чего-то подобного на тыльных сторонах ладоней, запястьях, губах или на иных органах тела женщины до момента появления крови, затем подкрашивает эти места сурьмой или известью, из-за чего кожа приобретает зеленоватый оттенок. Наносится эта краска для различных узоров…» («Шарх Навави аля аль-Муслим», № 14/106).

Подобное же объяснение мы можем найти и в «Тафсируль Куртуби»: «Вашму… это прокалывание кожи на тыльной стороне руки или запястья женщины, затем подкрашивание этих мест сурьмой или известью, из-за чего кожа приобретает зеленоватый цвет. » («Тафсируль Куртуби», № 5/392).

Такое объяснение дают учёные Ислама слову «вашму», который, согласно хадису Пророка (мир ему и благословение) , попадает под проклятие Всевышнего!

А теперь давайте прочтём о процедуре татуажа и сравним, похожа ли она на «вашму»,запрещённый Исламом, или это совсем разные вещи.

«Процедура татуажа выполняется при помощи специального прибора, оснащённого сменными безопасными гигиеническими модулями со встроенными иглами. Иглы для татуажа имеют особую заточку и лазерную полировку, что позволяет идеально и максимально точно вводить пигмент под кожу. Процедура весьма болезненна, поэтому использование анестетика обязательно. Для этого чаще всего используются специальные кремы и гели, некоторые приводят к лёгкому охлаждающему эффекту (к примеру, «Сустаин», «Эльма», «Анестоп» и др.). Даётся около 5–10 минут на его впитывание и начало действия. Затем мастер приступает к непосредственному нанесению перманентного макияжа. Подкожно тонкой иголкой на глубину около 0,8 мм (главное – не превышать максимум в 1,5 мм) вводится окрашивающий состав. В качестве красителя могут использоваться, в принципе, как минеральные, так и натуральные (растительные) вещества» (JenDoctor.ru).

Как мы видим из прочитанного, процедуры вашму и татуажа проходят одинаково. Отсюда понимаем, что запрещённый в хадисе вашму относится к татуажу.

Почему запрет настолько строгий?

В чём причина того, что Пророк (мир ему и благословение) проклял вашму – татуаж? Среди учёных есть разные мнения, более достоверным является то, что причина запрета заключается в изменении творения Аллаха («Тафсируль Куртуби»,
№ 5/393).

Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «Поклоняются многобожники идолам, подобным Ал-лат, Аль-узза и Манат. Поклоняются они тем самым непокорному шайтану, которого проклял Аллах, отдалив его от Своей милости. И сказал шайтан: «Я непременно сделаю для себя долю из Твоих рабов, призвав их к поклонению мне. И собью их с пути. Внушу в их сердца мечты о долгой жизни, что не будет отчёта и воскрешения. И повелю им обрезать уши скота. И повелю им изменять творения Аллаха» (в «Тафсируль Куртуби» (№ 5/392) говорится: «Некоторые учёные говорят о том, что под словом «изменять творения Аллаха» имеется в виду «вашму» – татуаж). И тот, кто берёт для себя шайтана покровителем, понесёт явный урон, так как местом возврата для него будет вечный Ад» («Тафсируль Джалалайни», сура «Ан-Ниса», № 117–119).

Подобное объяснение «изменению творений Аллаха» можно найти и в «Тафсиру Табари», в суре «Аль-Исра», аяте 119.

А если татуаж уже нанесён?

Если же по разным обстоятельствам татуаж всё-таки нанесён, то, во-первых, необходимо искренне раскаяться в содеянном и больше не возвращаться к подобному. В книге «Ианату Талибин» написано: «Обязуется удалить вашму (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае удалять тату необязательно. В «Буджайрими» сказано: «Если вашму нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с вашму, не считается действительным»» («Ианату Талибин», № 4/55).

Подобное говорится и в следующих книгах: «Асналь маталиби», № 1/172; «Аль-Икънау ли Ширбини», № 1/151; «Хашияту Буджайрими аляль Хатиби», № 4/441; «Хашиятуль Джамали аляль Мангьаджи Ли Шайхиль Ислам Закарийя», № 2/426; «Мугъниль Мухтадж», № 1/191; «Нигьаятуль Мухтадж», № 2/22.

В «Тафсируль Хазин» сообщается, что иблис обратился к Аллаху: «О Господь, ты отправил пророков и ниспослал к ним книги, а что же будет моей книгой?»Всевышний ответил: «Вашм» (татуировка, татуаж) («Тафсируль Хазин», сура «Аль-Исра», аяты 65–69).

Когда можно делать татуаж?

Имам Ахмад (1123) и Насаи (5104) передают: «Пророк (мир ему и благословение) проклял делающую вашму (татуировку или татуаж) и ту, которая просит этого, кроме как для лечения».

Исходя из этого хадиса, разрешается прибегать к татуажу с целью устранить такие дефекты, которые создают человеку физические препятствия или же вызывают у него гнетущий психологический дискомфорт, неловкость при общении с окружающими, если нет иных способов. В этом случае он может прибегнуть к исправлению своих внешних дефектов. И это разрешение обусловлено отсутствием вреда коже от татуажа.
Однако это разрешение в Исламе действует с одной оговоркой: процедура татуажа должна быть относительно безопасной и её должен порекомендовать достойный доверия и надёжный специалист (или специалисты) в этой области, который подтвердит, что татуаж сможет убрать имеющийся дефект.

За чьей модой следовать?

Некоторые в оправдание совершению татуажа говорят: «Ведь сегодня модно так ходить. Я же не для кого-то, я для себя». Сестра, ты ведь знаешь, что каждая эпоха диктует определённые представления о красоте, и, соответственно, вводит свою моду. К примеру, во времена да Винчи женщины объявили войну бровям и нещадно с ними боролись. В России в это же время дамы жевали белладонну, чтобы добиться «томных» расширенных зрачков. Вспомните корсеты, свинцовые белила, слои подъюбников… Все эти спортивные костюмы, кожаные куртки, золотые цепи, малиновые пиджаки… Согласитесь, сёстры, что мода 1990-х сегодня нам кажется смешной и вызывает улыбку. Спустя 20 лет трудно представить, как это можно было считать красивым. Так и через двадцать лет будет трудно представить, как это можно было считать красивым и модным перманентный макияж. Поэтому, сёстры, не обманывайтесь причудливой модой: сегодня она есть, завтра нет, – и если сегодня Вы последуете за ней, то завтра её не будет, а Вы, ослушавшись запрета Всевышнего, останетесь под гневом Всевышнего Аллаха у разбитого корыта и начнёте в недоумении вопрошать: как это я, зомбированная глянцевыми журналами, ходила с этим татуажем на улицу?

Красота требует жертв

Кто-то может в оправдание татуажа сказать: «Красота требует жертв».
Сестра, ты понимаешь, чем жертвуешь? Неужели ради татуажа можно пожертвовать довольством Всевышнего и заслужить Его проклятия?

Недавно на одном рекламном щите изобразили всю в татуаже, напудренную актрису или певицу, точно не помню. На заднем фоне был изображён пылающий огонь и надпись:«Войди в огонь, в котором я горю». Я не женщина, но если бы ею был, мне бы не захотелось ради татуажа зайти в её огонь. А вам?

Мусульманки глаза. Татуаж для мусульманки: дозволен или нет?

Популярные материалы

Today’s:

Мусульманки глаза. Татуаж для мусульманки: дозволен или нет?

Перманентный макияж или, как иначе его называют, татуаж, сегодня на пике моды. Что на улицах, что с экранов телевизоров на нас смотрят красиво подчеркнутые глаза, выразительные брови, яркие губы. Сегодня эта процедура распространена довольно-таки. И девушки, соблюдающие нормы шариата, порой теряются в сомнениях: разрешен татуаж или напротив?

Отметим, что перманентный макияж бывает нескольких видов. Как известно, можно выделить, подчеркнуть, а то и нарисовать по-новому губы, брови и глазки.

В хадисах пророка Мухаммада (с. г. в. ) можно встретить следующее его высказывание: «Проклял Аллах Метящих (Вашимат) и Просящих об Этом (Муставшимат), Выщипывающих Волосы и Просящих об Этом, Подпиливающих Между Зубами для Красоты — Изменяющих Творение Аллаха» (передали сахих аль — Бухари и Муслим.

Разберем значение слова метящие.

Имам навави в своем богословском труде «Шархуль Муслим» поясняет следующее: «вашима (проклятая аллахом в досточтимом хадисе) — это женщина, которая наносит татуировки, то есть прокалывает свою кожу с помощью спицы, иглы или же чего-то подобного на тыльных сторонах ладоней, запястьях, губах либо на иных органах тела до момента появления крови, затем подкрашивает эти места известью или сурьмой, в следствие чего кожа приобретает зеленоватый оттенок …».

Что общего у татуажа и вашму?

Татуаж делается особым приспособлением, в котором есть сменные безопасные гигиенические модули, куда встроены иглы. Иглы для татуажа затачиваются по-особенному и имеют лазерную полировку. Процедура довольно-таки болезненна, поэтому используется анестезия. После того, как впитался анестетик, через несколько минут тонкой иглой подкожно вводят особый состав, который потом и окрашивает брови, губы или глаза в тот или иной цвет.

Из всего следует, что процедуры вашму и татуажа одинаковые. Отсюда и понимаем, что запрет на вашму относится и к татуажу. Islamreview. ru.

Глаза мусульманки. Можно ли мусульманкам пользоваться косметикой?

К использованию декоративной косметики в Исламе особое отношение. Эта религия, пожалуй, как ни одна другая одобряет желание женщины выглядеть красивой и привлекательной. Ухаживать за собой, подчеркивать красоту свою мусульманка не только может, но и обязана. Вопрос только в том, для кого предназначена эта красота, и какие средства все же не следует использовать для этого. Могут ли мусульманки пользоваться косметикой и делать макияж?

Красота мусульманки – только для мужа

По сути, мусульманке доступны все возможности современной косметологии. Она может красить глаза и губы, наносить на лицо тональный крем и румяна, может пользоваться духами. Делает она это с той же целью, что и остальные женщины во всем мире – чтобы придать своей красоте еще больше выразительности. Но если обычная женщина наносит макияж перед выходом в общество, то мусульманка, наоборот, красится дома, для мужа — единственного мужчины, для которого она хочет стать самой привлекательной и желанной. Макияж мусульманки может быть ярким, если это нравится мужу. В таком виде она может появиться перед домашними и определенным кругом людей. Но перед тем, как выйти на улицу, если у нее открыто лицо, женщина обязана смыть с лица вызывающий, яркий макияж. Чересчур выразительный парфюм будут расцениваться как желание привлечь постороннего мужчину и приравниваться прелюбодейству, так что душитесь, но делайте это в меру.

Менять что-то в своей внешности по собственному желанию – значит быть недовольным тем, что дал тебе Аллах. Поэтому ислам не одобряет вмешательства в женскую внешность. Например, строго запрещается выщипывать брови и менять их форму, удалять волосы между бровями, делать татуаж, обтачивать зубы для красоты. Об этом есть достоверные хадисы. Кроме того, запрещается ярко красить ногти. Покрывать ногти лаком не разрешается и по другой причине. Во время омовения поверхность ногтей остается под лаком, и такое омовение не может считаться действительным.мы написали отдельную статью, если вам интересно — обязательно прочтите.

Существует два разных мнения по поводу запрета на выщипывание бровей. В хадисах, где об этом упоминается, данная процедура обозначена словом «намс», что и означает «выщипывание, удаление волос на бровях». В то же время некоторые ученые полагают, что под это понятие не попадают другие действия, например, подрезание или прореживание слишком длинных, густых бровей. В этом случае их природная форма не меняется, а бровям придается более аккуратный, опрятный вид. Скорее всего, в хадисе говорится о предостережении женщинам, чтобы они не делали себе очень тонкие, кокетливо изогнутые брови, тем самым не уподоблялись женщинам легкого поведения доисламских времен.

«Нур» на лице – лучшее украшение

Ничто так не украшает лицо девушки, как искренность, приветливая улыбка, глаза, излучающие любовь к окружающему миру. Но если мусульманка все же хочет скрыть небольшие недостатки на лице, для этого у нее есть возможности. Разрешается красить глаза, используя для этого сурьму и хну. Это природные вещества, не только не вредные, но и полезные для здоровья. Можно окрашивать волосы, если есть седина, но не приветствуется окрашивание в черный цвет. Кроме того, мусульманка может неограниченно пользоваться лечебной косметикой и средствами по уходу за лицом и телом. Главное, чтобы в их составе не оказалось веществ, запрещенных Шариатом. Вместо обычных духов, имеющих в своем составе алкоголь, мусульманка пользуется эфирными маслами и другими ароматическими средствами на основе натуральных трав и масел.

Какой косметикой пользоваться?

Не все, что предлагает мировая индустрия красоты, пригодно для применения в макияже мусульманки. Спиртосодержащая косметика, а также препараты, в составе которых есть вещества животного происхождения, не должны быть в ее косметичке. Каким бы мизерным не было количество этих веществ, они все же попадают через кожу в организм. Поэтому мусульманки стараются выбирать специальную, которая не содержит спирта, животных жиров, различных кислот и консервантов, и не тестируется на животных.

Весь мир сегодня стремится к потреблению натуральных продуктов, возвращаются естественные, природные материалы, текстуры и цвета. И если мусульманка не желает прятать лицо за густым слоем макияжа — дело не только в запретах ее религии. Это означает, что мусульманка с достоинством и гордостью принимает подаренную природой особую, ни с чем не сравнимую женскую красоту.

Глаза мусульманок. Глаз Фатимы — превосходный мусульманский оберег от бед

Глаз Фатимы особенно популярен в Турции. Но когда собираетесь привезти красивый яркий сувенир из этой солнечной страны, знайте, это не только украшение, но и сильный оберег.

Глаз Фатимы — история

Глаз Фатимы имеет ряд названий — голубой глаз, Назар, Назар бонджук, матопетра («глаз-камень» в переводе с греческого). Популярнее всего в Турции, причем многие считают, что появился оберег в виде глаза еще в домусульманские времена. В музеях, особенно в Одесской области и Крыму, есть подобные вещи, что датируются 500 годом до нашей эры.Он встречается в Азербайджане, Сирии, Армении, Египте, Греции и на Кипре. Распространенность в жарких странах, коими интересуются туристы, сделала Глаз Фатимы не только оберегом, но и известным на весь мир сувениром.

Легенда приписывает изобретение этого артефакта дочери пророка Мухаммеда Фатиме. Когда ее жених отправлялся в дальнюю дорогу, она подарила ему изображение глаза, чтобы вернулся к ней целым и невредимым.

Но это не единственная версия о происхождении амулета. Еще один вариант развития событий — беспокоивший всех жителей Востока Крестовый поход. Сражения с крестоносцами принесли на восточные земли смерть и разрушение. Большинство из них имели светлые глаза, и считалось, что талисман с изображением такого глаза отведет беду, что несет человек с таким цветом глаз. Турецкая сказка о Фатиме гласит о том, что голубые глаза были у нее.

Отдельные историки считают, что родина глаза Фатимы — Египет. В египетских пирамидах исследователи находили вещи с его изображением, и они старше, чем турецкие артефакты. Археологи встречали подобное на острове Санторини при раскопках на территориях, что занимались славянами. К последним амулет попал вместе с торговцами из Греции.

В русскоговорящих странах амулет называют просто «синим глазом», или «глазом от сглаза». Он прижился и в России, и сейчас встречаются экземпляры с изображением христианских святых. Они стали одним из покупаемых сувениров на заграничных курортах. Но, когда покупаете таковые, узнавайте, какое значение несут в себе.

Значение оберега и особенности

Изображение голубого глаза — . Считается, что при сильном негативном воздействии оберег раскалывается на части или покрывается трещинами. Это означает, что он взял на себя то, что направлялось на владельца. Пользоваться после таким оберегом нельзя. Благодарят и бросают в реку или закапывают. И заводят новый. Такое значение имеет и потеря талисмана – он оказался неспособным отразить удар по-другому.

Особенность Назара в том, что работает только, когда находится на виду. Носить под одеждой, как поступают с большинством амулетов, не получится. Он служит и защитой и предупреждением злому человеку и как отвлекающий фактор для потенциального противника. Это не должно вас беспокоить, внешний вид глаза Фатимы позволяет считать его и оберегом, и стильным украшением.

Он подходит всем. Никаких побочных эффектов или противопоказаний он не имеет. Амулет дарят друг другу супруги, чтобы защитить любимого человека и сохранить чувства. Когда подарили с искренней любовью, работает глаз Фатимы лучше, чем купленный для себя самого.

Еще одна черта глаза Фатимы — пропорциональность размера и силы, что в нем заключается. Чем больше размер, тем сильнее воздействие.

Считается, что Назар бонджук и защищает от негатива, и привлекает желанные события. Когда хотите, попросите амулет об этом вслух или мысленно. Используется и для обретения богатства, чтобы найти любовь, но исполняет глаз Фатимы только светлые желания, что никому не вредят.

Подходит такой тем, чья энергетика ослабленная – пожилым, больным, беременным и маленьким детям. Слабое защитное поле человека из этих категорий не способно самостоятельно справляться с негативной энергией, что направляется на него. Это касается и тех, у кого есть завистники, — красивых женщин, людей с материальным и семейным благополучием, удачливым дельцам.

Как носить Назар

В жарких мусульманских странах он встречается практически повсеместно — в домах, больницах, на фюзеляже самолетов турецких авиакомпаний. Как сувенир возможно купить и украшения и брелоки, и предметы интерьера, посуду и одежду.

Носят в виде кулона кулона, браслета или кольца. Броши с Назаром считаются хорошим вариантом, поскольку объединяют два защитных символа с одинаковым значением — Назар и булавку. Брелки защищают владельца, дом, машину или то, что отпирается ключами из связки с ним.

Голубой глаз вешают в доме, чтобы оградить от зла, на детские коляски, детям защита от негатива необходима в первую очередь. Вариант для маленького ребенка — лента с изображением Назара. Как талисман для автомобиля – защищает от аварий и других неприятностей. В Египте и Турции матопетра украшает офисы и магазины.

Глаз Фатимы — стильное украшение, что считается универсальным оберегом, он работает у иудеев и мусульман, и у любого, вне зависимости от вероисповедания.

Видео Глаза Мусульманки

Мусульманки глаза. «Тайный шейх сказал мне: «У тебя мусульманские глаза, ты станешь мусульманином»

Бывший православный священник, принявший ислам, Али Вячеслав Полосин о «русских мусульманах», митрополите Феофане и двуглавом орле

«Женщин среди «русских мусульман» значительно больше, чем мужчин, но последние ищут в исламе истину», — считает самый известный «русский мусульманин», замдиректора фонда поддержки исламской культуры Али Вячеслав Полосин. В интервью «БИЗНЕС Online», данном накануне Курбан-байрама, Полосин рассказал, как он, православный священник, стал исламским богословом, кто из русских принимает ислам, почему в нашей стране нет настоящих консерваторов и какое будущее уготовано мусульманской умме в РФ.

Али Вячеслав Полосин: «Быть может, в среде не очень грамотных мусульман кому-то и представляется, что суть Курбан-байрама в том, чтобы просто зарезать барана» Фото: скриншот

«С ПЕРЕХОДОМ К ДЕМОКРАТИИ РЕЛИГИЯ СНОВА ВЫШЛА НА УЛИЦЫ»

— Али Вячеслав Сергеевич, мы разговариваем с вами в канун Курбан-байрама. Как вы полагаете, изменилось ли отношение к этому празднику в России, перестали ли на него смотреть косо представители других религий и мировоззрений?

— Отношение к Курбан-байраму в немусульманских регионах РФ стало более терпимым. Но, я думаю, это произошло не потому, что люди, не знакомые с исламом, как-то вникали в суть этого праздника. Скорее произошло привыкание.

Мы помним, что исторически ситуация развивалась так, что при советской власти практически все внешние проявления религиозности были запрещены, кроме самых минимальных и ограниченных локальными территориями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди в массе своей отвыкли от публичных проявлений веры. Но с переходом к демократии религия снова вышла на улицы.

Обычно люди про себя рассуждают так: своя религия (то есть близкая им по этническому корню) — это приятно, даже если ты сам не участвуешь в обрядах, а вот внешние проявления чужой религии вызывают раздражение. Оказывается, рядом с тобой живет множество иноверцев, действия которых непонятны и зачастую неприятны. Но сейчас это чувство начинает нивелироваться. Плюс сама религия, оставаясь публичной, входит в отведенные ей берега. Скажем, в Москве перестали стихийно резать баранов на Курбан-байрам, а начали делать это в строго отведенных местах, как это и положено во всех мусульманских странах. Если, к примеру, в Саудовской Аравии или Арабских Эмиратах мусульманин прямо на уличном тротуаре возьмется совершать жертвоприношение, его наверняка заберут в полицию и очень сильно оштрафуют.

— В 2010 году ряд столичных деятелей культуры обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с петицией, требующей ввести празднование Курбан-байрама в цивилизованные рамки. Авторы петиции были в чем-то правы?

— Они были правы в том, что религиозные ритуалы не следует навязывать тем, кто их не разделяет. Религиозные убеждения и их внутренние проявления должны быть ограничены рамками своей конфессиональной общины. Там, где специально собираются мусульмане, можно накануне Курбан-байрама выбрать место, где за забором будет производиться забой скота по религиозным правилам. Ведь на любой мясобойне ежедневно забивают животных, но никаких петиций по этому поводу деятели культуры не пишут. А религиозные правила предписывают мусульманам делать это безболезненно, чтобы свести к минимуму страдания животного, чтобы не травмировать заранее его психику. Поэтому, если все делается деликатно, с учетом мнения окружающих, то никаких конфликтов не должно быть.

— Можно ли провести какие-то параллели между Курбан-байрамом и Пасхой — как христианской, так и иудейской? Вам как бывшему православному священнику эти праздники не кажутся близкими по своему происхождению? Или же мусульмане вкладывают в «праздник жертвы» совершенно иной смысл?

— Предыистория этого праздника была впервые описана в Торе, а затем в Коране. Это перекресток трех монотеистических, или, как их еще называют, авраамических, религий. Иудеи в толковании этого праздника опираются на Тору, христиане — на Ветхий и Новый Заветы, а мусульмане — на Коран. Но для всех них описанное в священных книгах событие является знаковым, метаисторическим и имеющим глубинный смысл.

В чем этот смысл? Во многом он заключается как в вере в милость Бога, так и в запрете на человеческие жертвоприношения, что в том языческом окружении было особенно актуально. Язычники верили в то, что пролитие человеческой крови позволяет им умилостивить богов и принести своему народу большую пользу. Что же касается легенды о пророке Ибрахиме, то она рассказывает нам о другом. Вначале Господь миров, Аллах решил испытать послушание и решимость праведного Ибрахима и повелел ему убить своего сына. При этом в Господень замысел изначально входило, что смерти сына не будет и что на примере Ибрахима людям будет показано, что человеческую кровь во имя Бога проливать недопустимо. Этот запрет вошел в метафизику и догматику трех авраамических религий, поэтому в современном диалоге между исламом, христианством и иудаизмом надо почаще вспоминать об этом общем монотеистическом празднике и на него опираться.

«Там, где специально собираются мусульмане, можно накануне Курбан-байрама выбрать место, где за забором будет производиться забой скота по религиозным правилам» Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

— А вам когда впервые довелось наблюдать Курбан-байрам или участвовать в нем? Когда вы служили настоятелем одного из православных храмов Душанбе в 1980-е годы?

— Я, честно говоря, всегда интересовался не столько обрядовой стороной, сколько учением ислама. Что до Курбан-байрама… Совсем не обязательно самому резать барана. Можно заплатить за это, а можно и купить мясо жертвенного животного с благотворительной целью. По заведенному ритуалу треть мяса должна раздаваться нищим и неимущим, треть — друзьям и соседям, и только последнюю треть следует оставлять себе. Быть может, в среде не очень грамотных мусульман кому-то и представляется, что суть Курбан-байрама в том, чтобы просто зарезать барана. Но вспомним, что этот праздник зарождался еще в родоплеменном и феодальном обществе, когда люди жили натуральным хозяйством. Чтобы накормить кого-то, невозможно было просто сходить в магазин — его еще не было. Следовало зарезать курицу или утку, если гость один. Если же гостей много — под нож шел баран или корова. Отличие праздника Курбан-байрама от этих будничных ситуаций заключалось в том, что в этот день жертва освящалась, накормить ей надлежало не только своих друзей, но и всех нуждающихся, тех, кто не имеет своего пропитания. То есть способствовать тому, чтобы между людьми устанавливались дружеские братские связи.

Оцените статью