Как татуировки стали частью массовой культуры: Все статьи FURFUR о новых стилях и героях
Буквально за последние несколько лет все мы резко поменяли наше отношение к татуировке — и как к культуре, и просто как к рисункам на теле у наших друзей и знакомых. Татуировкой перестали кичиться, её перестали бояться, запрещать или делать в качестве протеста. Теперь это практически норма, глубоко проникшая в нашу повседневную жизнь и массовую культуру.
Всё это время FURFUR пристально следил за развитием татуировки как части популярной культуры, а теперь решил собрать основные материалы в этой статье.
В этом материале FURFUR рассказывает о нескольких традиционных методах нанесения татуировки, которые и по сей день продолжают использоваться в некоторых мастерских.
Вместе с ростом интереса к татуировке в принципе спросом стала пользоваться и совсем классическая японская татуировка, значительно отличающаяся от всех других стилей. В этом материале мы подробно разбираемся в её канонах.
Один за другим в Москву приехали сразу два знаменитых мастера, работающих в стиле, напоминающем старые гравюры, — Лиам Спаркс и Папанатос. У обоих мы в своё время благополучно взяли интервью, а сейчас подумали, что неплохо было бы разобраться в их стиле подробнее.
FURFUR продолжает разбираться с современным положением дел в мире татуировок. В этом материале в качестве альтернативы набившему оскомину олдскулу мы подробно расскажем о другой технике, в которой упор сделан на точки, — дотворке.
Если все стили, которые мы обсуждали ранее, опираются на ту или иную традицию — то есть имеют классические сюжеты, цвета и технику, то в этом материале разговор пойдёт о стиле, который противопоставляет себя традиции, — ар-брюте.
На фоне всенародной любви к олдскулу и ньюскулу в татуировках всё чаще стали появляться мотивы, которые можно было бы назвать русскими, советскими и российскими — другими словами, перенесённый на российскую почву олдскул стал понемногу превращаться в «русский народный олдскул». Мы решили разобраться в этом феномене и расспросили о нём экспертов.
Даже непрофессиональными татуировками сегодня удивить кого-то не так просто: каждый честный татуировщик тренируется сначала на себе, поэтому у него на ногах можно найти кривоватые панковские наколки и тюремные портаки. Есть близкий этому явлению и даже устоявшийся DIY-жанр — домашние татуировки, вполне определённый стиль со своими стилевыми критериями, а не любая непрофессиональная татуировка, лишённая хоть какой-то эстетики.
FURFUR продолжает знакомить своих читателей с основными стилями современной татуировки. На этот раз речь пойдёт о блэкворке — традиции массивных чёрных татуировок.
О Fuzi UV-TPK мы вспоминали, когда составляли гид по домашней татуировке. В июне студия Faux Pas привозила Фузи в Москву, в честь чего мы и решили поговорить с ним.
На майских праздниках в московской студии Love Life Tattoo работал Броуди Полински. FURFUR поговорил с ним о жизни, о том, как сегодня меняется татуировка и каково работать в лучшей студии мира — AKA Berlin.
Одним из гостей последней тату-конвенции в Москве оказался Колин Дейл — главный идеолог и мастер альтернативных методов нанесения татуировки, а также герой сразу трёх наших статей — о дотворке, татуировках на лице и альтернативных методах нанесения татуировки.
Тема этого материала — главные герои московской школы тату, продолжающие и сегодня свою практику. С каждым из них мы поговорили, а они выбрали для нас лучшие собственные работы.
Мы уже рассказывали, как татуировка стала искусством, разговаривали по этому поводу с главным человеком в Sang Bleu Максимом Буши, но назвать тему закрытой было бы неправильно. Далеко не все татуировщики производят искусство в своей работе — с одной стороны, с другой стороны — художники, которые берут в свои руки машинки и делают татуировки частью своего перформанса, часто производят дерьмовые татуировки. Для тех, кому нужно будет подискутировать по этому вопросу, мы подскажем беспроигрышный аргумент: Скотт Кэмпбелл.
В московскую студию Love Life Tattoo приезжал киевский тату-мастер и художник Слава Кононов, основатель одной из самых известных студий в Киеве — Kingdom Tattoo. Мы решили воспользоваться этим фактом и разузнать у него, как обстоят дела с художественной татуировкой на Украине, почему старые рисунки уже не актуальны и каково разъезжать в метро с татуировкой на лице.
Максим Буши — татуировщик, художник и дизайнер, основатель журнала Sang Bleu и компании Swiss Typefaces, ответственной за логотипы Rick Owens, Balenciaga и некоторых других домов моды. Максим успел отучиться в школе изящных искусств, заняться преподаванием, поработать в глянце и, например, принять участие в коллаборации с Alexander McQueen. Его значение для современной татуировки трудно недооценить: он учился и работал у лучших — у Филиппа Лью и Дюка Райли.
В конце прошлого ноября в сети появилось документальное видео о Дункане Икс, одном из самых знаменитых татуировщиков в мире. Этот короткий фильм примечателен сразу двумя вещами: во-первых, это одна из лучших работ о татуировке и татуировщиках в целом, с простроенным нарративом, с историей, стоящей за каждой татуировкой, с рассказом о собственной философии; с другой стороны, это чуть ли не единственное публичное интервью самого Дункана — а он славится тем, что не любит рассказывать о себе слишком много. Мы решили, что неплохо отдать дань мастеру и посвятить ему отдельную статью.
Для нового интервью в рубрике «Герои» мы отправились в мастерскую к известному в Москве производителю тату-машинок Владиславу Барихину (Vlad Blad). Его студия находится в здании Хохловской мануфактуры на Китай-городе, где он живёт в одной из комнат, в другой работает его же тату-салон, а в третьей как раз и происходит процесс производства и сборки тату-машинок, которые Влад осуществляет самостоятельно.
В начале декабря в студию Love Life Tattoo с короткими гастролями приезжал украинский татуировщик Никита Брославский. Мы поговорили с ним о его работах и стиле, а также о традициях и эволюции татуировки сегодня.
С момента открытия Love Life Tattoo это место стало одной из наиболее заметных точек на тату-карте Москвы, а не так давно парни передислоцировались с Цветного бульвара в район «Красных ворот». Мы встретились с Николаем, который рассказал нам о первых тату-опытах, самых абсурдных заказах и своих татуировках.
Лиам Спаркс — один из самых интересных татуировщиков в мире, художник, дизайнер и барабанщик. Лайам был одним из первых, кто начал работать в эстетике гравюрного стиля — чёрно-белых рисунков из простых и грубоватых линий — и, пожалуй, вместе с Дунканом Икс сделал этот стиль таким, какой он есть сегодня. Мы решили поговорить с татуировщиком о его правилах жизни и о том, что происходит с татуировкой сегодня.
амая знаменитая и влиятельная банда Южной Африки носит название «Цифры». Группировка образовалась в тюрьме Кейптауна и сегодня держит под своим контролем практически все тюрьмы Южной Африки. В какой-то момент «Цифры» стали настоящим культом — члены банды носят её имя с гордостью, выражая своё почтение в разнообразных ритуалах и делясь друг с другом мифологией.
Обычно, если поднимается тема татуировок, речь, скорее всего, идёт об олдскульной её части. Может показаться, что скелеты-пираты и есть верх эволюции этого искусства. Напротив, есть и другие, чуть более неожиданные варианты. В этот раз коснёмся, пожалуй, наиболее рискованного — советских тюремных наколок.
За последние несколько лет интерес к советским тюремным наколкам, которые за рубежом называют Russian Criminal Tattoo, заметно подрос. Им посвящают книги, фильмы, устраивают выставки и, конечно, наносят на тело. Мы решили углубиться в этот вопрос и узнали, как такие татуировки стали популярными за границей и почему в России носить их могло бы быть опасно.
На волне интереса к российским тюремным татуировкам мы решили написать о рисунках, которые набивались в тюрьмах и лагерях стран бывшего Советского Союза и Восточного блока. Начнём с Польши — здесь среди материалов, о которых следует рассказать обязательно, архив польской тюремной татуировки, составленный документальным фотографом Мауриси Гомулицки. На протяжении последних семи лет он собирает изображения польских наколок: с 2007 года ему удалось сфотографировать порядка 200 человек.
Тату народов мира
История татуировки насчитывает тысячелетия и охватывает все регионы и культуры нашей планеты. Точная датировка создания первых татуировок неизвестна, так как человеческая кожа со временем подвержена разрушению, однако, самые старые из найденных при раскопках тату инструментов относятся к эпохе верхнего палеолита (примерно от 10 до 40 тысяч лет назад).
Благодаря неустанному внимаю СМИ к теме трендов в татуировке, это искусство уже очень давно и стабильно находится в моде.
Самая старая из известных науке татуировок была обнаружена на теле «Ледяного Человека» Эци — легендарной мумии, найденной археологами в Тирольских Альпах, на границе между Италией и Австрией. Возраст Эци составляет примерно 5300 лет, по разным предположениям, он погиб либо в результате нападения, либо — ритуального жертвоприношения. Самые громкие слухи разразились из-за найденных на его теле татуировок, которые сохранились благодаря быстрому обледенению тела после смерти. Всего ученые насчитали 57 татуировок, состоявших преимущественно из точек и линий и расположенных в области поясницы и суставов. Считается, что его татуировки были нанесены в медицинских целях (аналогично иглоукалыванию), а не для украшения.
Декоративные татуировки неоднократно обнаруживались на мумифицированных телах, относящихся к последним тысячелетиям, особенно на египетских мумиях.
Размышляя о происхождении современной татуировки и о том, что оказало на нее наибольшее влияние нам придется вернуться на сотни лет назад. Представленный очерк о татуировке разных племен и народов представляет собой всего лишь краткий обзор — путешествие по «семи морям» в поисках тату искусства коренных народов.
ПОЛИНЕЗИЙСКИЕ ОСТРОВА.
Интерес к татуировке в наше время разгорелся благодаря Джеймсу Куку и команде его знаменитого корабля «Индевор» (Усилие), которые задокументировали свои встречи с татуированными полинезийцами. Капитану Куку также причисляют введение в английский язык слова «TATTOO», которое произошло от таитянского термина «TATAU».
Наиболее часто используемые в полинезийской татуировке символы демонстрируют воинскую и половую принадлежность, а также социальный статус носителя.
К примеру, на полинезийском острове Самоа (не путать с тайским островом Самуи) тату мастер, или, как говорят местные — «tufuga», занимает очень высокое положение в обществе, так как оказывает местному населению услуги по нанесению татуировок «Пе-а» (Pe’a), символизирующих переход мальчиков из отрочества в зрелый возраст. Такие татуировки наносятся от области живота до нижней части бедер. Натягивая кожу, мастер ритмично постукивает по ней своим инструментом — широким гребнем, периодически опуская его в чашу с красителем, приготовленным на основе сажи. Юным самоанским женщинам наносится другой тип татуировки — орнаменты «Малу» (Malu), имеющие охранительное значение.
Мужчины островов Тонга также носили татуировки сродни самоанским Пе-а, чтобы защитить себя в битвах. А На Гавайях, для ограждения воинов от возможного вреда, тела украшали татуировками, изображающими зубы акулы и наконечники копий.
Татуировки в виде воинских знаков полинезийской культуры до сих пор имеют огромную популярность. Когда капитан Кук впервые увидел новозеландских Маори, то держался от них на безопасном расстоянии, так как они исполняли свой традиционный воинственный танец Хака, который запугивает своими энергичными резкими движениями и громкими криками. Устрашающий эффект танца многократно усиливается вытатуированными на лице воинов орнаментами, которые с древних времен служат для народа Маори неким аналогом удостоверения личности, демонстрируя происхождение и статус. Помимо всего прочего, татуировки «Та Моко» (Ta Moko) наносились и для привлечения женщин.
Как и у Маори, татуировки на лице были повсеместно распространены на Островах Кука, особенно среди воинов, которые в качестве особого ритуала наносили их перед сражениями.
Помимо воинского значения, татуировки в культуре полинезийских народов были жизненно необходимы, чтобы найти партнера для создания семьи. На Фиджи искусство тату было уделом женщин — они рассказывали всю историю её жизни, например, сколько детей родила женщина и т.д. Но главное, для чего жительницы Фиджи наносили на свое тело татуировки — это повышение своей привлекательности. В области бедер, ягодиц и половых органов процесс татуирования очень болезненный, но это было неотъемлемым условием, чтобы очаровать своего будущего мужа.
И по сей день в прибрежных районах Папуа Новой Гвинеи татуировки остаются женским искусством, и наносятся только женщинами. Они означают переход девочки во взрослую жизнь, а в некоторых регионах являются обязательной предпосылкой к свадьбе.
Возможно, эта сильная эмоциональная привязанность тату искусства к культуре и привела к запрету этой практики на территории Полинезии с началом колонизации и миссионерской деятельности. К примеру, на Маркизских островах великолепные орнаментальные мотивы «тики» были практически полностью искоренены французскими властями, которые в 1884 году наложили полный запрет на татуировку. К сожалению, большинство видов традиционной тату полностью исчезли в XIX веке, в связи с просветительской работой путешествующих по полинезийским островам миссионеров, распространявших запрет на татуировку как на противостоящий Ветхому Завету языческий пережиток.
Возрождение полинезийской татуировки началось в 1980-е годы, и сейчас родовые символы украшают не только тела молодых островитян, но и людей по всему миру, включая потомков тех, кто когда-то пытался их запретить.
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ.
Татуировки Борнео своими смелыми дизайнами и стилизованными мотивами оказали огромное влияние на тату-движение Неотрайбл.
Кайян — одно из первых племен Борнео, искусство которых взяли за основу для современных тату флэшей этого стиля. Свои уникальные узоры они вырезают на деревянных дощечках, которые служат для переноса рисунка на кожу. Как и у полинезийцев, для нанесения используется небольшой деревянный молоточек, который прокалывающими движениями загоняет пигмент под кожу. Помимо красоты, татуировки на телах мужчин и женщин служат и другим целям. Существуют тотемы, отвращающие от своего носителя болезни, знаки родовых отличий, отметки о произошедших в жизни событиях, пережитых путешествиях, военных походах.
Племя Ибан, знаменитое на весь мир своими «охотниками за головами», является самым татуированным во всем регионе Борнео. Татуировка всегда была главным знаком охотника, однако, их использовали не только они. Замысловатые женские орнаменты, особенно на кистях рук, показывают мастерство женщины в различных племенных промыслах. «Ибан» (Iban) включал в себя множество различных мотивов других племен, а позже — и других культур, поэтому можно увидеть изображения девушек в стиле пин-ап и драконов в соседстве с традиционными «розами Борнео» и скорпионами.
Восточный сосед Борнео — Филиппины, также имеет свою длинную историю тату культуры, как и промысла «охотников за головами». Аналогично племенам Борнео, ремесло постепенно вымирает, но его пытается возродить группа мужчин и женщин филиппинского происхождения, которые называют себя племя «Tatak Ng Apat Na Alon». Они изучают традиционную филиппинскую татуировку и наносят на свое тело знаки предков.
На контрасте с этими странами, в Тайланде тату искусство продолжает процветать. Многие тайцы верят, что татуировки, нанесенные буддистскими ламами, даруют своему носителю силу и защиту от плохих событий в жизни. Образы включают в себя мистических существ, животных и буддистские мантры. Метод ручного нанесения татуировки отличается от методов филиппинцев или жителей Борнео. Заостренная бамбуковая или металлическая палочка расщепляется на два конца, между которыми получается нечто вроде резервуара для чернил. Двигая палочкой вверх-вниз монах прокалывает кожу, нанося серии точек. Но, как мы уже говорили в другой статье, за пределами храмов техника нанесения татуировки имеет значительные отличия.
В Бирме (Республика Союза Мьянма), татуировка также несет в себе магическое предназначение. Тело, голова и даже лицо обильно покрывается татуировками, причем каждая часть тела предназначена для определенных талисманов. Например, бирманские солдаты наносят татуировки на бедра, чтобы сделать себя непобедимыми во время битвы. Змееловы Пакокку регулярно татуируются буддистскими символами для защиты от кобр и гадюк. Наиболее распространенные элементы в традиционной бирманской татуировке — это животные, птицы и мифические существа.
Татуировки народов Лаоса несут в себе как магическое значение, так и признаки сексуальной привлекательности. С давних времен мужчины носили своеобразные «тату-шорты», похожие на самоанские татуировки «Пе-а», но более явно и красочно акцентирующие их половые признаки и мужественность, а также племенную принадлежность носителя.
ИНДИЯ.
Центральным мотивом индийских татуировок всегда являлась красота, особенно если говорить о женских тату. Начиная примерно с XV-го столетия местные народности начали украшать себя символами племенной принадлежности, статуса и другими идентифицирующими элементами. Однако татуировки, означающие готовность к вступлению в брак, продолжают оставаться оплотом племенной культуры. К примеру, во многих регионах Индии девушкам даже нельзя помыслить о том, чтобы НЕ иметь на себе татуировок. Во многих племенах матери татуируют дочерей в начале полового созревания, используя для этого железную иглу и угольную сажу. Эта практика постепенно исчезает среди молодого поколения, хотя и медленно, поэтому татуированных женщин все еще можно увидеть на различных рынках и фестивалях, особенно в восточных штатах Индии. В настоящее время популярность татуировки также возросла и среди индийских мужчин.
АЙНЫ.
Айны — коренное население северной Японии, на протяжении многих веков подвергались жестокому угнетению Японских властей и запрету на свои традиционные татуировки, но сегодня татуированные Айны еще существуют. Женские татуировки наносились только женщинами, и считались необходимым условием для замужества, а также перехода в загробную жизнь. Татуировками украшались руки и плечи, но наиболее примечательными были обширные тату в области бровей и губ, которые зрительно увеличивали их в несколько раз. Словно синие усы, со всех сторон окружающие линию губ, по поверьям, эти татуировки не давали злым духам проникнуть в человека через рот, а также защищали от болезней и бед.
КИТАЙ.
В современном Китае наступила настоящая Эпоха Возрождения татуировки. В Пекине проходят крупные тату-конвенции, которые привлекают к себе внимание тысяч мастеров и поклонников этого вида искусства со всего света. Но все же на татуировке в этой стране до сих пор лежит печать криминальности. В значительной степени это обусловлено историей: еще в императорский период на лица убийц и насильников наносились «карательные» татуировки, демонстрирующие их нечистое прошлое. После прихода к власти коммунистов, татуировки в Китае в принципе были запрещены, в том числе и такого характера.
Исторически, некоторые китайские национальные меньшинства практиковали искусство татуировки, но к настоящему времени эти традиции поддерживают только народы Друнг и Даи, проживающие в провинции Юньнань. Лица этих людей, верящих, что наличие татуировки является своеобразным проводником в загробную жизнь, украшает особый узор — так называемая «бабочка».
ТАЙВАНЬ.
История татуировки на Тайване берет свое начало еще в VII веке нашей эры, но к сожалению, уже к XVII веку татуировка практически исчезла с территории этого острова. Тем не менее, тату обычаи некоторых коренных племен сохранились и к XX столетию. Для племен Атаял и Рукаи татуировка являлась частью их традиции «охоты за головами». Украшался подбородок того охотника, которому удавалось добыть в походе голову своего врага. Если в его «коллекции» оказывалось более 5-ти голов, воин имел право на ношение татуировок на руках и груди. Татуировщиками племени Атаял были женщины, которые обучались этому искусству у собственных матерей, либо отдавались на обучение к другому мастеру. И мужчинам, и женщинам, наносились татуировки, обозначающие прохождение обрядов инициации, успехи в бою, а также — чтобы помочь телу обрести вечную жизнь после смерти.
ЕВРОПА.
Античные Греки и Римляне использовали татуировку только в качестве опознавательного знака для солдат, рабов или заключенных. Они считали это варварским признаком, уступая прерогативу соседним Фракийцам, тела которых были интенсивно татуированы. Гладиаторы наносили татуировки на ладони и бедра, в то время как в римской армии татуировку использовали только для клеймения дезертиров.
Другие же европейские народы охотно татуировались, доведя ремесло до ранга искусства. Кельты — группа племен, населявших западную Европу в период «Железного Века», после расширения Римской Империи остались лишь на территории современной Шотландии, Уэльса и Ирландии. Их знаменитые элегантные татуировки в виде «кельтских узлов», остаются популярными и за пределами Британии.
Пикты — другой народ, живший на территории современной Шотландии. Их окружает большая историческая тайна, но в одном ученые склонны согласиться друг с другом — Пикты носили на своих телах устрашающие синие татуировки, придающие воинам свирепость в бою. Считается, что татуировки наносились с помощью железных инструментов, синий пигмент для них получали из растения Isatis Tinctoria (вайда красильная), в чернила добавляли сок растений, обладающих галлюциногенными свойствами.
АФРИКА.
В северной Африке все еще можно увидеть женщин с замысловатыми узорами на лице и руках, хотя большинство из них уже пожилые. Татуировки делались для того, чтобы подчеркнуть женскую красоту и привлекательность, но также и для отвращения злых духов. Мотивы ведут свои корни из доисламской культуры, но в дальнейшем исламские орнаменты оказали свое влияние на более поздние варианты.
Египетские христиане — Копты, делают татуировки в виде Креста на своих запястьях, чтобы в случае смерти обеспечить себе погребение по христианским обычаям, так как проживают они в основном на территории мусульманских стран. Однако, коптские женщины наносят на свое тело татуировки и в декоративных целях.
Фула/Фулани — единственная этническая группа в современной Африке, которые искусно татуируются ради красоты и обозначения племенной принадлежности. Женщины племени, изначально проживавшего в западной Африке практикуют татуировку губ. С наступлением половой зрелости черным пигментом окрашивают нижнюю, а после замужества — верхнюю губу девушки.
ИНУИТЫ (ЭСКИМОСЫ).
Искусство традиционных татуировок эскимосов, представляющие собой технику «прошивания» кожи, к сожалению, исчезают. Возможно, они уже погребены где-то в Арктике, вместе с последним из мастеров, умершим в 2002 году. Древнее искусство использовалось для украшения женских тел, татуировка рассказывала историю семейного рода. Пожилые инуитские женщины, которые зачастую были опытными швеями, работавшими со шкурами животных, создавали родовые узоры на лицах и телах соплеменников путем прошивания кожи промасленными нитями. Наиболее известный вид женской инуитской татуировки — это полосы на подбородке, которые должны были привлекать мужчин, но одновременно служили характерным признаком, отличающим женщин, защищая их во время враждебных набегов.
АМЕРИКА.
Коренное население Северной и Южной Америки использовало татуировки в качестве знаков доблести и мужества, родовой памяти, символов уважения к жизни и смерти. Но после колонизации и активной миссионерской деятельности эта практика фактически исчезла. В последние годы главной задачей мирового тату сообщества является их изучение и реконструкция. Самый знаменитый пример — татуировки индейцев Хайда (Haida) с островов Королевы Шарлотты, расположенных у северо-западного побережья Канады. Их мощные тотемные татуировки рассказывают целые истории на коже — о клане, о путешествиях, как физических, так и духовных. Большинство дизайнов изображают животных, птиц и рыб, а для их нанесения используются черный и ярко красный пигменты. Сегодня эти татуировки можно увидеть по всему миру на телах людей, отдающих дань уважения этому вымирающему искусству.
Другие североамериканские народы также владели сложным ремеслом татуировки. Народы племен Кри, а также Кучины подобно эскимосам носили на своих подбородках характерные полосы. Мужчины Равнинных Кри имели право сделать татуировку только после того, как убьют в бою врага, либо по предсказанию во сне. Воины племени Ирокезов наносили особые тату на свои бедра, как отметку об убитых ими врагах. Тот же обычай был распространен среди народов Чероки и Кри — они носили на плечах, груди и животе символы, обозначающие собственные победы. Женщины же украшали свои лица татуировкой ради красоты.
В Южной Америке тату практика просуществовала дольше, чем в Северной, но только у племен, живших глубоко в джунглях Амазонки. Среди других народов искусство татуировки было полностью искоренено во время так называемой Христианской Кампании, призванной уничтожить всё языческое.
Самые древние упоминания о татуировке в южноамериканском регионе восходят к Майянской цивилизации, во времена расцвета которой воины охотно украшали свои тела и лица, демонстрируя окружающим воинскую доблесть и мужество. Орнаменты включали в себя изображения животных, птиц, рыб, а также мистических существ. Процесс нанесения на кожу был очень болезненным, и те мужчины, которые не смогли его вытерпеть, подвергались публичному высмеиванию.
Воины племени Мундуруку в центральной части Бразилии также наносили татуировки в память о битвах, в которых они принимали участие, в первую очередь — для защиты от духов убитых ими врагов. Их метод нанесения тату очень схож с полинезийским — прокалывание кожи с помощью заостренного гребня.
Каннибалы Тупинамба (Тупи) использовали татуировку для защиты от злых духов. Ну а юные девушки Тупи — в качестве обряда, означающего наступление полового созревания.
Женщины племен Гран Чако изначально татуировались для защиты от злых духов, но в последствии — просто для украшения и подчеркивания своего статуса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В этом обзоре о тату культурах разных племен, которые повлияли на современное становление тату искусства, прослеживаются некоторые общие причины, побуждавшие людей наносить на свои тела татуировки:
— дань уважения ко всему духовному и божественному,
— знак памяти об умерших людях,
— документация исторических событий,
— связь с родословной, стремление выразить красоту.Эти темы и сегодня распространены среди любителей татуировки, хотя, если признаться, превалирует всё же последний.