Типы крымских татар: ногаи, таты и ялыбойлю
Арсен Бекиров
Со стороны крымскотатарский народ кажется монолитным, но общаясь с татарами, часто можно услышать: «У Заремы свекор „тридцатка“, а свекровь керченская ногайка» или «мой папа бахчисарайский тат, а мама ускут». Это названия субэтнических групп – этаких «народов внутри народа».
Считается, что крымскотатарский народ состоит из трех субэтнических групп: степняков (ногаев), горцев (татов) и южнобережных (ялыбойлю). Депортация ослабила, но не стерла различия: симпатия к «своим» проявляется и на бытовом уровне, и в бизнесе, и в политике.
«У славян это явление называется кумовством. Оно в той или иной мере свойственно всем народам», – говорит политолог Алиме Апселямова.
Одни – политики, другие – ученые
В руководстве крымскотатарского меджлиса ведущая роль у выходцев с Южнобережья. Глава меджлиса Мустафа Джемилев и его правая рука Рефат Чубаров считают родным селом Ай-Серез (Междуречье, около Судака). Из тех же мест и муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Впрочем, Джемилев отрицает, что подбирал соратников по месту рождения.
«Я узнал, что у Рефата корни из Ай-Сереза только после того, как он стал моим первым замом», – говорит крымскотатарский лидер. Хотя его оппоненты утверждают, что Джемилев и Чубаров – дальние родственники.
Степняков‑ногаев выделяет тяга к образованию и наукам. Например, ректор Крымского инженерно-педагогического университета Февзи Якубов родился в Черноморском районе. Ногаями являются также многие руководители КИПУ – большая часть деканов и проректоров. Якубов утверждает, что фактор землячества для него не имеет значения, но при этом признает – отношения между субэтническими типами влияют на атмосферу в коллективе.
«Бывает, что человек некомпетентен, а потом ходит и рассказывает, что таты или отузы не дали ему работать», – рассказывает ректор.
Ногаи – выходцы из степи
Ногайский тип крымских татар сформировался в степных районах полуострова. В ногаях смешалась кровь половцев, кыпчаков и частично ногайцев – народа, который сейчас живет на Северном Кавказе. Во внешности большинства степняков есть элементы монголоидности: их отличает небольшой рост и узкие глаза. По языковым и фольклорным особенностям степные крымские татары делятся на три группы: выходцы из северо-западного Крыма (нынешние Сакский, Черноморский и Раздольненский районы), жители центральной степи и восточные ногаи – преимущественно выходцы из Ленинского района. Последние считают себя «настоящими» степняками, в отличие, например, от евпаторийских ногаев, среди которых немало светлокожих с каштановыми или темно-русыми волосами.
Особенности: среди крымских татар распространено убеждение, что мужчины-ногаи отличаются рассудительностью и спокойным нравом. Женщины, наоборот, более темпераментны и частенько управляют своими мужьями.
Таты – дети гор
Таты до депортации жили в горных и предгорных районах Крыма. Крымские татары называют эту территорию «орта йолакъ» – средняя полоса. В них смешаны гены чуть ли не всех племен и народов, населявших Крым с древних времен: тавров, скифов, сарматов, аланов, готов, греков, черкесов, хазар и других. Внешне таты похожи на жителей Восточной Европы, в том числе, украинцев. Историки до сих пор спорят о происхождении слова «таты» – по одной из версий, так во времена крымского ханства называли перешедших в мусульманскую веру христиан.
Особенности: бахчисарайские таты считаются интеллигентными, балаклавские – упрямыми и вспыльчивыми.
Ялыбойлю – южные парни
Так называют уроженцев Южного берега Крыма, но на самом деле настоящие ялыбойлю жили на участке от Фороса до Алушты. У обитателей судакского региона – ускутов – есть свои особенности.
Южнобережные татары – это потомки греков, готов, турок, черкесов и генуэзцев. Внешне ялыбойлю похожи на греков и итальянцев, но встречаются голубоглазые и светлокожие блондины.
Особенности: считается, что южнобережных отличает предприимчивость и деловая хватка.
Этнографические типы есть у многих народов. Например, среди украинцев выделяют бойков, полищуков, литвинов, лемков
Семьи не препятствуют смешанным бракам. Правда, если случаются семейные ссоры, муж и жена могут упрекнуть друг друга в «ялыбойских понтах» или «ногайской стервозности»
«Различия – это вовсе не показатель разобщенности народа. Наоборот, наличие четко выраженных этнических групп указывает, что крымские татары являются развивающимся этносом», – считает культуролог Ветана Вейсова
Как они говорят
Диалекты ногаев и ялыбоев различаются примерно так же, как русский и украинский язык. В основу литературного крымскотатарского языка лег язык татов – он объединяет признаки «северного» и «южного» говора.
Дайджест
Типы Крымских Татар: Ногаи, Таты И Ялыбоилю
Два крымских татарина могут различаться не меньше, чем русский и украинец. Даже депортация не стерла отличия.
Со стороны крымскотатарский народ кажется монолитным, но общаясь с татарами, часто можно услышать: «У Заремы свекор «тридцатка», а свекровь керченская ногайка» или «мой папа бахчисарайский тат, а мама ускут». Это названия субэтнических групп — этаких «народов внутри народа». Считается, что крымскотатарский народ состоит из трех субэтнических групп: степняков (ногаев), горцев (татов) и южнобережных (ялыбойлю). Депортация ослабила, но не стерла различия: симпатия к «своим» проявляется и на бытовом уровне, и в бизнесе, и в политике. «У славян это явление называется кумовством. Оно в той или иной мере свойственно всем народам», — говорит политолог Алиме Апселямова.
Источник Газета «Республика»
Рейтинг: 1 Голосов: 19 | Оцените информацию:
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или Зарегистрироваться Кто вы тат ногай или ялыбойлюTimur Ay-Todorlı Seitmemetov (сегодня в 14:43) « 2. Как вы считаете, насколько присутствует — «тюркский элемент» — у крымских татар? Можно ли их считать чистыми тюрками? 3. Мне интересно мнение каждого. 1. «Крымские татары» — это этнос, а не антропологический тип — по-моему так. « 2. Хорошо бы пояснить, что же именно означает это (по-вашему) — «тюркский элемент» ? И кого конкретно Вы называете так — «чистыми тюрками» ? 3. И в каком же именно плане, или аспекте рассмотрения это (см. п.1 выше — имеется в виду цитата и мой собственный ответ, по данному поводу) . в этногенезе крымцев поучаствовали более 30 народов и народностей. И тюрков из них было меньшинство, но мы говорим на языке тюркской ветви. лично для меня чистые тюрки, это тюрские народы, проживающие в Сибири (якуты, тувинцы и т.д.) Этноним «крымские татары» применялся и применяется к неоднородному в этническом отношении слою. Крымские татары, самоназвание — «къырым татарлар» или «къырымлы» («крымцы»). Это народ, который сформировался на Крымском полуострове. По вероисповеданию они — мусульмане-сунниты. В формировании этого этноса сыграли свою роль тюркские и нетюркские народы. Из тюркских — это тюрко-булгары, хазары, огузы, печенеги, кыпчаки и турки; из нетюркских — потомки тавроскифов, греки, аланы, готы, отчасти генуэзцы. По диалектным различиям языка, особенностям антропологического типа, материальной и духовной культуры крымских татар можно подразделить на три общепризнанных группы: Крымские татары Южного берега Крыма . Язык их относится к огузо-сельджуксой группе (Ялта, Судак, Балаклава). Антропологический тип европеоидный, отсутствие признаков монголоидности. Это во многом объясняет противоречивость выводов ученых, изучавших различные аспекты этногенеза крымских татар. С одной стороны, предпринятые в 20-30-е гг. попытки выделить специфическую средневековую крымскотатарскую культуру в ходе археологических исследований не дали положительных результатов. С другой, стремление во что бы то ни стало обосновать тезис об автохтонности крымских татар заставляет некоторых авторов утверждать об их прямом происхождении от древнейших обитателей полуострова — тавров. Очевидно, что данные вопросы требуют серьезного рассмотрения, свободного от политической конъюнктуры. Вместе с тем, не подлежит сомнению, что крымские татары считают себя единым этносом и их самосознание базируется на ощущении этого единства. В золотоордынское время (первая пол. XIII — первая пол. XV в.) на полуострове сосуществовали три основные политические образования. Наиболее крупным из них был Крымский улус Золотой Орды, занимавший всю степную часть полуострова, предгорья и Юго-Западную Таврику. В степях и предгорьях основную массу населения составляли тюркские предки крымских татар — западные и восточные кыпчаки и другие тюркские племена, которые все называли себя «кыпчаками». Жителей же горно-лесной части улуса, принявших общее имя «готаланы» и ставших нетюркскими предками крымских татар, степняки улуса именовали «татами». За пределами полуострова и кыпчаки степной территории улуса, и «таты» его горно-лесной части называли себя одинаково — «къырымлы» («крымец). Другим крупным феодальным владением на полуострове было княжество Феодоро. Его населяли потомки аланов, готов и тюркобулгар дохазарского и хазарского времени, византийцы. Третьим значительным политическим образованием на территории Крыма являлась Генуэзская колония, занимавшая, главным образом, Южное побережье. Основное население здесь также составляли потомки аланов и готов, а также византийцы. Значительная часть населения двух последних политических структур в процессе торгово-экономических связей с жителями степей и предгорий, постепенно мусульманизируется и включается в формирование крымскотатарского этноса. Новое в блогахСообщество «От правды — к ИСТИНЕ»Крымцы, они же татары.Крымские татары (крымцы), как этнос, сформировались в Крыму и являются потомками различных народов, переселявшихся в Крым на протяжении многих столетий. Основные этнические группы, населявшие в разные времена полуостров — это тавры, киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, греки, готы, гунны, римляне, протоболгары, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары, итальянцы, черкесы, малоазийские турки.
Из имеющихся археологических материалов с полной уверенностью можно утверждать, что изначальные жители этих мест — тавры были автохтонным населением, реликтом мегалитической эпохи, оставившем характерные памятники (менгиры, кромлехи, дольмены) по всему Средиземноморью. По характеру захоронений, а отчасти и керамики, тавры были близки к населению Западного Кавказа (адыги), где отмечается наибольшая концентрация мегалитических памятников в пределах бывшего Советского Союза. Близость двух регионов обусловила значительные этнические контакты между Крымом и Кавказов и в последующие исторические эпохи. С полной увереностью можно сказать, что определяющим этническим (культурно-лингвистическим) компонентом в формировании крымских татар был тюркский: кипчако-половецкий в Степном Крыму и огузский (малоазийские тюрки) — на Южном берегу Крыма. Но это утверждение больше относится к области культуры и языка, подверженных значительным измениям в историческом плане, но не показывающем генетические связи народа.
По современным генетическим исследованиям на основе наследования по Y-хромосоме большинство крымских татар относится к гаплогруппе R1a1 (индо-арийская гаплогруппа, сформировавшаяся в Восточной Европе и участвовашая в заселенииИндии) — 32%. Для сравнения среди других народов: худжандские таджики (64 %), киргизы (63 %), ишкашими (68 %), лужичане Германии (63 %), поляки (ок. 56 %), русские (52 %), белорусы (52 %), украинцы (ок. 48 %), казанские татары 34 %, болгары — 14.7%. В Европе имеет довольно незначительное распространение: Исландия — 23 %, Швеция — 18-22 %. В то же время, поразительным фактом является абсолютный максимум у брахманов индийских штатов Западная Бенгалия и Уттар-Прадеш — 72 % и 67 %. В Иране данная гаплогруппа представлена лишь 25 %. Также значительную долю среди крымских татар имеют носители гаплогрупп J1 (ближневосточная группа, характерная для еврейского населения) и G (западнокавказская) — 18%. В настоящее время гаплогруппа G с наибольшей частотой встречается среди осетин (до 75 %), терских казаков (53%) и шапсугов (около 80 %). До 17 века Черкессия (Западный Кавказ) также была частью Крымского ханства, между двумя регионами происходили значительные миграции населения (в крымской топонимике довольно часто встречается топоним «черкес», «черкес-кермен»). J2 (ближневосточная группа) имеет среди крымских татар тоже значительный процент — 14. Следствием монгольского завоевания Крыма является распространение среди татар, прежде всего, степных (ногаев), гаплогруппы C, характерной для Центральной Азии, — 9%. Гаплогруппы E и I — по 5% каждая. Основной ареал распространения имеют на Балканском полуострове и юге Италии. Гаплогруппа E (хамитская), кроме Балканского полуострова, представлена в Северной Африке (Египет, Марокко) и Эфиопии, где как считается она и возникла. Среди крымских татар полностью отсутствует гаплогруппа N, представленная в основном среди финно-угорских народов (среди русских — 16%). В целом, если говорить о генофонде крымцев, то у них отмечается один из мировых максимумов по по количеству гаплогрупп — 26 гаплотипов по Y-хромосоме. Для сравнения — среди украинцев восемь (проект Генография). Ещё в 1926 году Г.А. Бонч-Осмоловский произвёл основательные антропометрические исследования населения Крыма, которые дали возможность Н. Теребинской-Шенгер выделить в рамках крымко-татарского народа три основных антропологических типа, имевших в то время конкретную географичекую привязку на полуострове: 1. Степные татары. 2. Горно-предгорные татары. 3. Южнобережные татары. Ногайский компонент в этногенезе крымских татар Степные татары (ногаи) в расовом отношении европеоиды с элементами монголоидности (около 10 %). Они имеют меньший рост, меньшую высоту черепа, меньший размер длины глазной щели и больший угол косого разреза, чем у других типов.
Обе характеристики указывают на несомненное присутствие монголоидного расового комплекса, характерного для средневекового населения южнорусских степей — монголо-татар и смешавшихся с ними кипчаков (половцы древнерусских источников). Диалект степняков принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков. На значительный кипчакский компонент в Крыму указывают многие источники: арабский географ ал-Идриси (12 век), монах-францисканец Вильгельм Рубрук (13 век). Турецкий путешественник 17 века Эвлия Челеби так охарактеризовал население Степного Крыма: «Татары говорят на 12 языках, а язык одних понимают через переводчика. Есть там прежде всего язык чагатайский (староузбекский), а затем язык кумыкский, язык монгольский или ногольский, язык туркменский, ногайский, кайтацкий, моракский, хешдекский, дагестанский, аджамский, хинди, узбекский и болгарский. Люди все эти татары. Этот народ татарский не знает наговоров, клеветы, недоверия, ненависти, высокомерия или зависти, он не склонен кого-либо предавать бесчестию, настраивать одних против других. Слыша, что должен прийти сплетник или клеветник, люди эти убегают от него. Вреждебность свою и ненависть показывают только тогда, когда идут с войной на другие народы или когда на них нападают и грабят. Питаются они всегда мясом. Едят они мясо всякого зверя, а в его шкуру одеваются, то есть делают из него шубу. смешав кровь с пшеном, пьют кровь всякого зверя, как похлебку. Есть также несколько тысяч татар, которые в жизни своей никогда не пили воды. Пьют они вместо этого разновидность молока кобыльего (кумыс). Кроме этого народа ногаев, живут на полуострове Крымском люди, привыкшие сторониться других, сведущие в ремесле и науках. Люди эти называются бадыраками.» Формирование татов как этнической основы современных крымских татар Горно-предгорные татары относятся к среднеевропейскому расовому типу и внешне похожи на представителей народов Центральной и Восточной Европы. Довольно часто встречаются переходные и светлопигментированные типы. По росту, высоте черепа, длине и разрезу глазной щели они ближе к степным группам, а по другим размерам анатомического строения лица — к южнобережным татарам.
Диалект горных татар также относится к группе кипчакских языков, но с уже большим количеством огузских заимствований и заметным числом арабских и греческих слов. Густав Радде так описывал горных татар: «. они высокого роста и хорошо сложены, цвeт лица у них более светлый, приближающийся к цвету кавказского племени, глаза большие и темные, волосы и борода густые и черные.» Необходимо отметить, что среди населения горного Крыма (район Бахчисарая) нередок и светлопигментированный тип (светлые волосы, голубые глаза). Некоторые исследователи считают их потомками готов (германских племён эпохи Великого переселения народов): в частности антрополог Г.И. Петров, проводивший исследования в деревне Черкес-Кермен в 1920-х годах. По исследованиям Г.И. Петрова, у жителей деревни сохранились некоторые черты, как он считал, физического облика крымских готов — высокий рост, светлая окраска волос, глаз и кожи.
Исключительно интересным фактом является преемственность населения горного Крыма на протяжении многих столетий, отмеченная советским антропологом В.П. Алексеевым (1980, 1989) в ходе изучения мусульманских могильников датированных 18-19 вв. «Лицевой скелет умеренно широкий и средней высоты; нос при средней ширине грушевидного отверстия относительно узкий; черепная коробка короткая и низкая, при этом очень широкая, что приводит к резко выраженной брахикрании. Таким образом, наблюдается комплекс признаков, который в различных модификациях распространён в восточных районах расселения представителей европеодной расы, а с эпохи бронзы, раннего железа и раннего средневековья зафиксирован у населения, оставившего могильники в Средней Азии и Поволжье. Этот комплекс признаков фигурирует во многих описаниях типов европеоидов: северный вариант понто-загросской расы, туранская раса, раса Среднеазиатского междуречья.» Судя по этнической и политической карте Восточной Европы, которая известна из описаний авторов 1-2 вв. н.э., на рубеже и в начале нашей эры в Северном Причерноморье обитали алано-скифы.
На искусственную затылочную деформацию указывает и Г.Ф. Дебец (1949), изучавший средневековые некрополи: Эски-Кермен, Мангуп-Кале и Херсонеса. Сармато-аланский расовый комплекс археологи связывают с салтано-маяцкой культурой широко распространнёной в степях Восточной Европы вплоть до IХ века. Любопытно, что при изучении двух памятников 8-10 веков — Верхнесалтановского (аланского) и Нейталовского (протоболгарского), расположенных на противоположных берегах Печенежского водохранилища (Харьковская область Украины), вместе с характерными (деформированными) черепами алан в Верхнесалтановском памятнике нередко встречаются вещи характерные для протоболгар, а в протоболгарском Нейталовском, где преимущественно брахикранные и мезокранные черепа, вещи характерные для алан. Подобное смешение двух культурных комплексов было характерно и для хазарского Саркела. Начиная с 4 века в Причерноморские и Приазовские степи проникают тюркские племена (гунны, протоболгары, хазары) постепенно ассимилировавшие аланское население, которое переходило на тюркский язык. Тюркские племена (протоболгары, хазары) в свою очередь воспринимали более развитую местную аланскую культуру. Именно с хазарского периода начинается языковая ассимиляция населения Северного Причерноморья, и в частности Крыма. Но несмотря на переход на тюркский язык, сармато-аланский культурный комплекс сохранялся среди населения Крыма вплоть до начала 20 столетия (в том числе и в одежде: любопытные параллели видны при сравнении скифского костюма с крымскотатарским).
Нашествие гуннов, вообще, увлекло алан своим потоком в Европу, где аланы входили в племенной союз гуннов и участвовали в завоеваниях. В своём движение на запад аланы прошли Италию, Францию, Пиренейский полуостров и оказались в Северной Африке. Особенно прочно аланы закрепились в Паннонии (Венгрия), где венгерские короли даровали им земли (Ясшаг) и аланы длительное время сохраняли своё этническое самоназвание под этнонимом асы. Последующие волны тюрков-кочевников (печенеги, половцы) оттеснили аланское население из степей Северного Причерноморья в горы Кавказа и Крыма. Но ещё в 13 веке Вильгельм Рубрук на пути из Судака к Перекопу в степи встречал алан. Другой источник 13 века — христианский миссионер Феодор, указывал, что в Юго-Западном Крыму близ Херсонеса расселены аланы, охранявшие подступы к городу. Эту территорию он назвал Малой Алание, в противовес кавказской — Большой Алании. Из описания Аммиана Марцелиана (4 в.н.э.) следует, что у алан также, как и готов, был светлопигментированный тип: «. почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом очей. « Говоря о доминировании готского или аланского компонентов в светлопигментированных популяциях татов горного Крыма, следует отметить, что уже к 15 веку, благодаря культурному сближению в рамках греческой православной церкви, оба народа смешались, получив наименование готаланы. Венецианский купец Иосиф Барбаро (15 век) писал: «. За Каффой, по изгибу берега, находится Готия, за ней — Алания. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали своё имя с именем аланов. . ввиду смешения одного племени с другим они называют себя готаланами.» Как видно из этого описания данный антропологический и культурный комплекс должен был сохраниться и на Южном берегу Крыма. Ялыбойлю — особая культурная и антропологическая группа крымцев Южнобережные татары имеют больший, чем другие группы, рост, а также большую высоту черепа и длину глазной щели. В расовом отношении южнобережные татары принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе и внешне похожи на греков, итальянцев, турок. Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами «североевропейского» типа (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (ныне Кипарисное) и Никита относились именно к этому типу. О происхождении этого расового комплекса от готаланов уже выше сказано. Однако среди большинства южнобережных татар всё же преобладали южноевропейские расовые признаки в различных его вариациях. Густов Радде так охарактеризовал южнобережных татар: «Они высокого роста и крепкого телосложения; цвет лица у них смуглый, но не желтый, как у ногайцев; лицо продолговатое и приятное; нос прямой, нередко греческий или римский; волосы и глаза черные.» Интересный антропологический комплекс среди населения Южнобережья во время своих путешествий по Крыму обнаружил Паллас: «Жители Кикинеиза, Лимены и Семеиса — отличаются своей странной и необыкновенной наружностью. Очень длинное лицо, длинный и горбатый нос с удлиненной, приплюснутой у висков головой придают им смешной вид. Татары, обитающие здесь (в Алупке), имеют сходство с симеизскими и лименскими: то же удивительное строение головы и лица, светлые или каштановые волосы, что редко встречается у крымских татар, так же как у греков или турок.» Паллас высказал предположение, что это возможно потомки генуэзцев, хотя, как уже отмечалось, обычай деформации головы характерен как раз для исконного сармато-аланского населения Крыма. Южный Берег Крыма вплоть до Кючук-Карнайджийского договора (1778 г.) входил сначала — в состав генуэзских колоний, потом — Османской империи, и не подчинялся крымским ханам. Потомки генуэзцев также оказали влияние на формирование горно-прибрежной группы крымцев. Ещё Иоганн Тунманн (18 век) отмечал, что на расстоянии 1 мили от Бахчисарая, селение Сорташ, проживают потомки различных генуэзских родов — Дория Гримальди, Спинола и другие. Эти земли им были дарованы турецким султаном после завоевания Кафы. Турецкий путешественник 17 века Эвлия Челеби о населении Южного Берега Крыма оставил следующее описание: «Народ тамошний — это народы греков и лазов (прим.: лазы — субэтнос грузин-картвелов, проживающий на черноморском побережье в пределах современной Турции), говорящих между собой по гречески, но имеют другой язык и выражения. не язык иудейский или язык народов аланов. когда они между собой разговаривают, человек весьма удивляется (скорее всего, данный отрывок относится к готам).» Тот же автор отмечает, что ханская гвардия — «капыкулы», расселённая в районе Бахчисарая (горный Крым), состояла из кавказских народов: . однако они не татары, но потомки абхазов, черкесов и грузин.» Другим кавказским компонентом в населении Крыма были армяне. Причём, в Крым армянские переселенцы начали проникать ещё с 8 века. Наиболее массовый поток их устремился на Крымский полуостров в 13 веке, после разрушения монголами древней столицы Армении Ани. В основном они селились в городах и сёлах восточного Крыма: Каффа, Солхат (Старый Крым), Карасубазар (Белогорск). Армяне составляли большинство населения Каффы (46 тыс. из 70 тысячного населения), которая становится их культурно-религиозным центром за пределами исторической Армении. Начиная с 14 века в европейских хрониках за Восточным Крымом закрепилось даже название — Морская Армения. Монастырь Сурб-Хач (около Старого Крыма) становится религиозным центром для армян всей Восточной Европы. Любопытны писменные источники армян того периода (14 в.), характеризующие этнические и культурные процессы среди населения, населявшего в то время Крым. Судебные книги и переписка купцов написаны армянским письмом, но на тюркском (кипчакском) языке. Лингвисты выделяют особый армяно-кипчакский язык (тюркский в основе, но включавший в себя грецизмы, арменизмы и германизмы). Этим же языком армяне пользовались и в повседневной жизни, на родном же языке велось лишь богослужение. Ещё один значительный пласт в населении Южного берега составляли малоазийские тюрки (огузы): об этом сообщают Гийом Рубрук и арабский путешественник Ибн-Батута (13 в.), а в греческом синаксарии Судака (того же периода) упоминается множество христиан с тюркскими именами. Особенно много переселялось в Причерноморье ремесленников-огузов, в которых остро нуждались развивающиеся города Крыма. Христианский и шиитский пласт в истории крымцев Поразительное описание культуры прибрежного Крыма оставил Ибн-Батута, побывавший в Керчи: «Я увидел церковь, направился к ней, застал в ней монаха, и на одной из стен увидел изображение мужчины арабского в чалме, опоясанного мечом и с копьём в руке. Перед ним горела лампада. Я сказал монаху: «Что это за изображение?» Он ответил: «Это изображение пророка Али», — и я удивился ответу его» (Тизенгаузен, 1884, с.279). По мнению Сидоренко В.А. («Тюркские народы Крыма» М.: «Наука», 2003) это свидетельствует о мусульманско-христианском двоеверии, что так же не лишено основания, но больше говорит о факте присутствия в Крыму значительного числа мусульман-шиитов (приверженцев имама Али), для которых характерен значительный религиозный синкретизм. Тот же Сидоренко отмечает, что массовая эмиграция огузов в Румелию и Северное Причерноморье была вызвана подавлением в Турции шиитского восстания Баба-Исхака (1239 г.), выступившего под лозунгами социальной справедливости и прихода власти махди (мессии из рода Али). Особенно значительна была миграция огузского рода тахтаджи. Любопытно то, что под этим этнонимом в современной Турции известны тюрки алавиты (нусайриты), для религии которых характерно обожествление как имама Али, так и Христа, и отмечающих все основные христианские праздники — Рождество и Пасху. (Прим. Нусайриты — это «радикальная шиитская секта», близкая али-иллахам и исмаилитам, распространённая в основном в Сирии и Ливане). Какие же факты ещё могут говорить о шиитском влиянии на религиозные представления крымцев? Подобных фактов в современной культуре крымских татар осталось немного, но они есть. Один из них — это празднование одого из главных шиитских праздников — Ашура, «День Поминовения Пророков и Посланников Аллаха» (у крымских татар — Ашир-Куню)! Этот день отмечается и среди ортодоксальных мусульман (суннитов), но не носит траурной окраски: «В этот день родился пророк Ибрахим, вознесся на небо пророк Иса (Иисус), спасся от преследования фараона пророк Муса. » У шиитов праздник носит траурную окраску — день поминовения внука пророка Мухаммеда, и сына Али, имама аль-Хусейна ибн Али (626 — 680 гг.). Эта особенность пресуща и крымским татарам (конечно же, без крайних проявлений траура, как в Иране или Ираке): после праздничной трапезы обязательно произносилась молитва: «За упокой души Асана, Усеина.» Почему же нет других культурно-исторических фактов о присутствии шиитов в Крыму? Как известно, одной из главных особенностей оппозиционного шиитского ислама была «такийя» — сокрытие своей веры от непосвящённых. Показательно, что значительная часть исмаилитов Синда (Индия) после утраты духовной и политической связи со своим имамов, спустя несколько поколений, обратилась в суннизм, в значительной мере утратив особенности своего вероисповедания. Тот же процесс мог произойти и в Крыму — после вхождения всей территории Крыма, включая бывшие османские владения, в состав Крымского ханства (суннитский ислам), а затем и Российской империи (непонимание специфики региона и исламских традиций со стороны царского правительства вызвала значительную эмиграцию с полуострова). Ещё один факт заставляет задуматься! В.А. Сидоренко отмечает: в фирмане последнего крымского хана Шагин-Гирея предусматриается налог на иноверческое население?! Откуда взялись в 1783 г. иноверцы (христиане?) в Крыму, если незадолго до того, в 1778 г. из Крыма было выселено всё христианское население (греки-румеи, греки-урумы и армяне)? В камеральном описании Крыма, составленным генерал-порутчиком Ингельстромом значится 1042 двора иноверцев, проживающих в горной части Крыма. В преданиях греков Приазовья (переселённых из Крыма) отмечается, что процесс был болезненным и многие были вынуждены принять ислам, чтобы не покидать родину. Схожие факты можно узнать и от современных представителей старого поколения крымских татар, говорящих о том, что их предками были греки. То есть часть греков сменила религию и, поэтому, никак не могла оказаться в числе иноверцев. Стоит оговориться, что под понятием грек в средневековом Крыму понималось население исповедующее греческое православие, среди которого, как уже отмечалось, были и потомки алан, и готов, и тюрков (кипчаки, огузы). Таким образом, вопрос остаётся открытым — кого в фирмане подразумевали под иноверческим населением? Возможно, это и есть оставшиеся на полуострове мусульмане-шииты. Общеизвестено, что ортодоксальное суннитское духовенство отрицательно относится к шиитам, а ряд направлений (нусайриты, исмаилиты, ахл-и-хакк) откровенно подвергались преследованиям даже в Иране (со стороны шиитов-имамитов). Скорее всего, к 20 столетию шиитское население Крыма ассимилировалось (приняло суннитский ислам) или отчасти покинуло полуостров с одним из многочисленных потоков мигрантов, оставив незначительный культурный след на полуострове. Интересен тот факт, что помимо тахтаджей, в современной Турции, шиизм исповедуют также и потомки балканских тюрков, в число которых могли попасть и выходцы из Крыма (эмиграция татар из Крыма была направлена не только на территорию современной Турецкой республики, но и в Румынию и Болгарию). Удивительным явлением на полуострове, о котором упоминают многие исследователи (М.А. Араджиони, В.А. Сидоренко), является мусульманско-христианское двоеверие среди населения Горного Крыма. В рамках одной семьи были как христиане, так и мусульмане. В книге судейских решений Мангупского кадылыка (17 век) зафиксировано: «Мусульманка Фатьма из с. Богатырь, дочь Гавриила, просила, чтобы из её дома христиане вынесли крест, оставшийся после отца, и этот крест был перенесён в дом христианки Вении, дочери Мухаммеда. » (М.А. Араджиони, «Крымские греки»). Суфийские ордена, имевшие распространение на территории Крымского ханства (мевлеви, джельветия, накшбенди и др.), имели также неортодоксальные взляды на ислам. На вопрос Эвлия Челеби об отце пророка Мухаммеда дервиши Акмесджида (сов. Симферополь) ответили: «. мать Иисуса, пророка казаков, воюющих с нами, была Мать Мария, и наши казаки любят Его доброго отца.» И не случайно, что многие традиции крымцев также во многом пропитаны христианской культурой: 6 мая отмечался празник Хадырлёз (праздник святого Хадыра и Ильяса), совпадавший с празднованием у христиан дня Св. Георгия и Ильи; день зимнего солнцестояния — Йыл Геджеси, или Календа (у южнобережных татар) повторяет во многих чертах христианское Рождество; многие праздники отмечались совместно с соседями христианами и традиционно заканчивались коллективным танцем — «хоран» (общим, как для крымских татар, так и для современных приазовских греков). Примечательным явлением является и то, что многие крымские ханы давали деньги на поддержания христианских монастырей (Успенский монастырь) и на постойку церквей, что говорит о существенной веротерпимости (как принято сегодня говорить — толерантности) среди населения Крыма. Заслуживает внимания другое: по приказу атамана Ивана Сирко (1653 г.) были убиты 3 тысячи русских невольников, которых он освободил из плена. Пленники не пожелали возвращаться на родину (уходить из Крыма). Тогда атаман, исходя из своим религиозным убеждения, казнил все три тысячи человек, — чтобы «спасти их от Страшного Суда». Многие «невольники» в Крыму принимали мусульманство и их отдельные поселения фиксировались даже в начале 20 века . Современная ситуация в Крыму Завершая этнографичекое описание крымских татар, необходимо добавить, что, исходя из доступных нам статистических данных о современном крымскотатарском населении полуострова, большинство ныне живущих в Крыму репатриантов-крымцев являются потомками именно горных и южнобережных татар, и лишь 13% прибывших на полуостров являются выходцами из Степного Крыма: Евпатория, Джанкой, Белогорский и Сакский районы (В.В. Степанов, «Тюркские народы Крыма»; М.: «Наука», 2003). В ходе эммиграции крымских татар 18-19 вв. значительная часть степного Крыма была практически лишена коренного населения. Чтобы вернуть эти земли в экономический оборот Российской империи, царским правительством было принято решение о переселение на «освободившиеся» земли безземельных горных татар, а также крестьян из России и Украины. Таким образом, часть населения степного Крыма является также потомками горных и прибрежных татар. Интересные исследования были проведены в 1997-1998 гг. среди крымскотатарского и ногайского населения современной Турции Хенриком Янковским (Польша). Несмотря на то, что в настоящее время принято объединять ногайское и крымскотатарское население Крыма в один народ, в Турции в ходе исследований были отмечены некоторые отличия в самосознании двух групп (несмотря на многовековые связи двух народов). Как правило, в Турции они расселены отдельными поселениями (провинции: Анкара, Конья, Эскишехир, Адана). Некоторые ногайцы заявляют, что они не имеют ничего общего с Крымом, а являются выходцами «из Москвы», «с Кавказа», «с Волги» или «с Кубани». В свою очередь среди крымцев принято несколько высокомерное отношение к ногайцам, которых они называют — «ат эти ашагъан арам ногъай», т.е. «грешниками — ногайцами, которые едят конину». Как одна, так и другая, группа постепенно утрачивают родной язык, на котором разговаривает в основном старое поколение. Кроме татарских и ногайских сёл, в Турции есть ещё и поселения крымских цыган, также говорящих на крымскотатарском языке. Парадоксально, но крымские татары, проживающие в Турции, считают, что именно у цыган татарский язык сохранился особенно хорошо. Все перечисленные факты говорят о том, что попытки внести вражду между крымцами и другими народами Крыма, а также радикализировать ислам среди кымских татар, исторически и культурно не состоятельны. Детальное изучение истории Крыма (многие факты взаимоотношения Крыма с Россией и Турцией, просто, не афишировались) тоже дают повод к размышлениям. |