Чем таты отличаются от азербайджанцев и горских евреев?
Многие люди, далёкие от темы, не знают, что Азербайджан — это многонациональное государство. Здесь проживают довольно много народов — в том числе, коренных. Среди них — так называемые таты . Почему «так называемые»? Потому что это имя не является самоназванием. Его издавна употребляли тюрки по отношению к местным осёдлым народам, которые не являются тюрками. Закрепилось название именно за татами — ираноязычным народом Закавказья.
Среди русских таты были известны как кавказские персы . Ибо их язык наиболее близок таких языкам, как фарси, дари и таджикский (юго-западная группа иранских языков). Именно это их главное отличие от азербайджанцев. Помимо Азербайджана, таты проживают также в Грузии и российском Дагестане.
Ещё один момент по поводу наименования этого народа. В некоторых районах Азербайджана таты зовут себя: парси , лохиджи , даглы . Первое понятно откуда пошло — это вариант слова « персы ». Второе связано с населённым пунктом, где таты проживают — Лахидж. Третье — переводится как «горцы».
Немножко истории. Вообще, первые персы ( иранцы ) появились в Закавказье ещё 6-4 веках до нашей эры. То есть задолго до появления тут тюрков — прямых предков азербайджанцев . Это было во времена правления династии Ахеменидов. Впрочем, на постоянное место жительства персы здесь не оставались.
А вот уже в период с 3 по 7 века нашей эры во время династии Сасанидов завоевание этого региона было более серьёзным — со строительством городов, поселений и военных гарнизонов. Именно в этот период, считают учёные, сюда пришли предки нынешних татов.
После этого регион подвергся завоеванию арабов и последующей исламизации населения. И только в 11 веке нашей эры сюда пришли огузы — тюркское племя, которое возглавляла династия Сельджукидов. Тюрки смешались с местными персами, а также с ранее проживавшими здесь лезгиноязычными народами и стали тем народом, который ныне мы именуем азербайджанцами.
Именно по этой причине азербайджанцы и таты мало чем отличаются друг от друга с антропологической точки зрения. И те, и другие являются европеоидами каспийского подтипа. Наряду с завказскими курдами , а также кумыками и цахурами .
Что касается религии, то таты, как и азербайджанцы, являются мусульманами — есть среди них и шииты, и сунниты. А в древности были зороастрийцами, как и другие иранские народы. По способам хозяйствования и менталитету таты уже мало чем отличаются от титульного этноса Азербайджана. Тем более, что власть совершенно не препятствует ассимиляции. С каждым годом, таты всё больше говорят на ТОЛЬКО азербайджанском языке, родной язык оставляя как дополнительный или вообще не учат.
Есть также один момент, связанный с татами и горскими евреями . Их нельзя путать! В конце 19 века была выдвинута гипотеза, что таты — это иранское племя, принявшее иудаизм. Причём, гипотеза была выдвинута на основе схожести языков, потому что горско-еврейский язык является по сути диалектом татского языка.
Из-за этого в последующие годы и в советское время по отношению ко всей горско-еврейской культуре и идентичности стали употреблять эпитет «татская». Соответственно, между татами и горскими евреями провели как бы знак равенства, что является большой ошибкой. В настоящее время уже определено, что это совершенно разные народы, но заблуждения среди людей до сих пор имеются.
Тут я бы ещё добавил, что горские евреи даже антропологически отличаются от татов. Таты — европеоиды капийского подтипа, как я писал выше. А горские евреи ( джуури ) — настоящие арменоиды, либо арменоиды с примесью каспийцев. Согласитесь, это важный момент.
К тому же горские евреи — это именно евреи, их предки пришли в Закавказье с Ближнего Востока через Иран. Вот почему по дороге они и приобрели иранский язык, в котором есть немного лексики из иврита. А уже в Закавказье евреи соседствовали с предками татов — и их языки (уже будучи близкими) сблизились ещё сильнее.
Таты: самый путаный народ Закавказья
Об этом народе почти никто за пределами Закавказья даже не слышал, да и даже в самом Азербайджане не все догадываются, что с давних пор в этих краях живут таты. Самое интересное, что таты не являются родственниками ни одному из этих населяющих эту страну народов.
С татами вообще было много путаницы: их причисляли и к армяно-татам, и к горским евреям, и к иранским тати, или же наоборот. Но на самом деле их история началась еще в доисламские времена, в эпоху Ахеменидов – примерно 2,5 тысячи лет назад.
Именно тогда на Кавказ стали переселяться персы. Процесс шел неторопливо и завершился только примерно через тысячу лет – уже при Сасанидах, когда помимо собственно персов, на Кавказе появились и персидские города и укрепления.
Как раз после заката эпохи Сасанидов сюда проник ислам и большая часть населения, живущего на территории Азербайджана, где добром, где принуждением приняла ислам. Исламизировались и жившие там иранцы-персы.
Примерно в XI веке сюда пришли тюрки-огузы, которые тогда были еще исключительно скотоводами. Именно они и назвали оседлых земледельцев-иранцев татами. Термин прижился, хотя сами иранцы-таты его по отношению к себе стали использовать только недавно. Раньше же они предпочитали называть себя по названию местности, в которой обитали.
Со временем тюрки и сами осели и тоже приняли ислам, однако продолжили называть ираноязычных соседей татами.
Кстати, свой язык таты сохранили до нынешнего дня, и он называется татским. Правда, есть серьезные опасения, что в скором времени он исчезнет, поскольку он мало распространен даже среди самих татов, не имеет никакого статуса и не преподается в учебных заведениях.
Письменности у этого народа нет, и сейчас таты пишут, используя нынешнюю азербайджанскую латиницу. Интересно то, что есть два говора татского языка, которые различаются по религиозному признаку – шиитский говор и суннитский. Это делает татский язык по-своему уникальным.
Однако вернемся к путанице. До тех пор пока на Закавказье не установилась советская власть, до татов почти никому вообще не было дела. Однако при Советах этнографы стали активно исследовать этот регион, и добрались до татов.
Собственно путаница началась еще до революции, и это было связано с притеснениями местных евреев. Последние, желая смягчить свое положение стали называть себя татами. Отсюда возникло заблуждение, что горские евреи и таты – вообще один иранский народ, только одни были исламизированы, а другие – иудаизированы.
В итоге в советское время эти два народа вообще перестали различать. Татским постоянно называли
В итоге в советское время эти два народа вообще перестали различать. Татским постоянно называли то, что на самом деле было еврейским.
Однако впоследствии ученые снова рассмотрели эти два народа, и отметили, что ни в языковом, ни в антропологическом, ни в культурном плане у татов и горских евреев нет ничего общего.
Однако, помимо горских евреев, татов отождествляли еще с татами-армянами. Однако последние вообще не считали себя татами. Ученые считали, что это иранцы, принявшие христианство, и все бы ничего, но эти самые вероятные христианизированные иранцы считали себя просто армянами, среди которых, к слову и без того всегда присутствовал иранский компонент, который никто татами не считал.
Что же до живущих в Иране тати, то у них с татами общее только название. Правда, даже в самом Иране это до сих пор не было осознано. Такая вот путаная история.
Относительно культуры татов, то она почти неотличима от азербайджанской. Во всяком случае, некоторую разницу заметят разве что жители данного региона, и с течением времени она становится все меньшей.
В религиозном плане почти все таты исповедуют ислам, хотя сквозь него просвечивают реликты исконно иранской религии – зороастризма. Есть и незначительное количество татов, до сих пор исповедующих зороастризм в чистом виде.
Однако, несмотря на всю путаницу, несмотря на то, что некоторые таты исповедуют зороастризм, скорее всего в ближайшем будущем все это уйдет в прошлое, поскольку татская молодежь, похоже, совершенно не дорожит своей национальной идентичностью, предпочитая быть азербайджанцами или даже европейцами, традиции которых все активнее заимствуются.
Что ж, ничто не вечно под луной и рано или поздно любой народ должен умереть. Кавказские иранцы прожили целых 2,5 тысячелетия – не так уж и мало.
Таты — персы Дагестана и Азербайджана
Таты — кавказские персы Дагестана и Азербайджана.
Численность татов указать сложно из-за того, что это, пожалуй, самый путанный народ Кавказа. Дело в том, что татов часто путают с горскими евреями, которые в советский период стали записывались в таты. К тому же татов путают с иранским народом тати, проживающим на северо-западе Ирана. Путаницу усугубляет тот факт, что все три народа говорят на одном языке персидской группы. Однако татов от евреев можно отличить по религиозной принадлежности, так как таты исповедуют шиизм или суннизм, наложенный на более ранний пласт зороастризма, в то время как все евреи исповедуют исключительно иудаизм.
В 1970-1980-е годы были предприняты значительные усилия подвести научную базу под надуманный тезис «таты и горские евреи — это этноге- нетическое единство, искусственно разделенное по конфессиональному признаку». Все дело в том, что евреи, под влиянием антесемитских настроений в СССР, скрываясь под именем татов и увеличивая численность последних добились того, что у них был собственный печатный орган и государственная поддержка татских общин. Это было выгодно также и татам, поэтому они не имели ничего против.
Численность татов в Дагестане составляет около 12 тыс. человек, однако в это число входит, несомненно, и часть горских евреев, называющих себя татами. Численность татов в Азербайджане — от 10 до 25 тыс.
Этноним “тат” — термин тюркского происхождения, данный кочевниками-тюрками оседлому персоязычному населению. Тем не менее, в Азербайджане в настоящее время известны и другие локальные самоназвания отдельных групп татского населения — «парси́», «даглы́» и «лохиджи́». Термин «парси» вплоть до настоящего времени используется татами Апшерона (пос. Балаханы, Сураханы) как самоназвание.
Во избежании путаницы, отмечу, что этноним «парси» в качестве самоназвания используют и другие группы персоязычного населения в Афганистане, а также зороастрийцы Индии, так называемые парсы.
В Дагестане таты были расселены в предгорной зоне, западнее Дербента, в самом Дербенте. Они живут в них, смешавшись с местным азербайджанским населением, в подавляющем большинстве считают себя азербайджанцами. В своих семьях и в селениях Верхний Джалган и Верхний Митаги таты говорят на родном языке, а в остальных селениях — на азербайджанском. В местных школах дети из татских семей в качестве родного языка изучают азербайджанский.
История татов
Появление татов на Кавказе, в частности в Дагестане, связано с экспансией Сасанидов на Восточный Кавказ. С целью обезопасить северные границы от вторжения кочевников иранские властители разместили здесь укрепленные поселения, население которых — воины-колонисты — служило серьезным ограждением от неспокойных соседей. В 387 г. по договору с Византией Иран держал на Кавказе укрепленные поселения и крепости. Предки современных татов и горских евреев на Кавказе как раз и были этими колонистами.
После прихода в регион арабов (VII—VIII вв.) началась исламизация значительной части местного населения. С XI века сюда стали проникать племена огузов, возглавляемых династией Сельджуков; началось постепенное формирование азербайджанского языка. Видимо, в ту же эпоху за закавказским диалектом персидского языка закрепилось внешнее название «тат», «тати».
С периода раннего средневековья в области духовной и материальной культуры татов преобладают общедагестанские черты с весьма заметным влиянием традиционной культуры азербайджанцев.
Еще в советские времена от татов можно было слышать о том, что апшеронская нефть принадлежит, прежде всего, татам, чьей родиной является Апшерон.
Интересно отметить, что татский клан Апшерона сыграл роль в поддержке Г.Алиева и благодаря нему приобрел новые позиции не только в Азербайджане, но и в Москве.
С тех пор число татов увеличилось в силовых структурах, в сфере культуры и управлении. Политики говорят, что сейчас Азербайджаном управляет семья Алиевых, при опоре на нахичеванский и татский кланы .
Традиционное хозяйство и культура
Основным видом традиционного хозяйства татов являлось земледелие. Из злаков выращивалась главным образом пшеница, с XIX в. — кукуруза. Хорошо были развиты садоводство, виноградарство, бахчеводство, огородничество, большое место занимало, особенно в 40-70-е годы XIX в., мареноводство.
Кроме того, таты содержали крупный рогатый скот (быков, коров, буйволов) и овец, разводили птицу. Многие таты в осенне-зимний сезон нанимались работниками на нефтяные и соляные промыслы, подрабатывали в рыболовецких ватагах.
Заметное распространение среди татов получили ковроткачество, рукельские ковры считаются одними из лучших в Южном Дагестане.
Самое главное достояние татской культуры — национальная поэзия. Наглядным примером выступают рубаи — четверостишия, которые стали популярны на всем Ближнем и Среднем Востоке. Рубаи являются лирическими стихами, в которых фигурируют философские размышления о мироздании. Другим популярным направлением в поэзии стали баиты, представляющие собой двустишия. Из баитов состоят рубаи и газели.
У татов несильно развито музыкальное искусство, однако они являются прекрасными рассказчиками. Сказки рассказывают про людей, животных и волшебство. Каждая сказка преследует цель порадовать остроумностью и стать поучительной для читателя.
Особенности характера и традиции
Условия социальной и политической жизни веками вырабатывали у татского населения внутриэтническую сплоченность и некоторую отчужденность по отношению к иноэтническому окружению. Скупость в средствах мимики и жестов, в средствах речевого общения, эмоциональная сдержанность в какой-то степени выделяет тата и в наши дни. Во время разговора с татом нужно быть готовым к длительным театральным паузам.
Согласно сложившимся нормам, группа беседующих татов как бы совершенно не замечает проходящей мимо женщины, девушки. Тем не менее, при ее приближении шутки и смех на время прекращаются, а разговор прерывается. Возобновлялось прежнее общение после некоторого отдаления проходящей. Впрочем, правила благовоспитанности требовали от девушки или молодой женщины обходить по возможности стороной подобные собрания.
В основе традиционной этики поведения татов лежит стремление продемонстрировать уважительно-доброжелательное отношение к собеседнику, встречному, не теряя при этом своего достоинства. Уважительное отношение к старшему вообще, в частности к старшему родственнику, лежало во главе угла норм общественного поведения.
Как и некоторые другие группы населения Дагестана (горские евреи, кубачинцы, губденцы, балхарцы), таты представляли собой относительно закрытую субэтническую общность: внеэтнические браки у них были крайне редким явлением.
Закрытость татов прослеживается также и в семейном укладе. Как невеста и жених, так и молодые супруги неукоснительно придерживались обычаев избегания и семейных запретов: невеста избегала встреч с родственниками и родственницами жениха (мужа), не называла мужа и его родственников по именам, не подходила к мужу с вопросом или по делу в присутствии посторонних и т.д. Обычаев избегания и запретов придерживался также и жених.
У татов соблюдался обычай одаривания новорожденной предметами женской одежды для взрослого человека с подтекстом: “пусть живет долго”.
В духовной культуре народа много общедагестанских черт, наблюдается здесь также и азербайджанское влияние. Последнее наиболее отчетливо отразилось в фольклоре. У татов-мусульман были примерно те же рудименты домонотеистических представлений, что и у остального большинства дагестанцев (черти, джины, девы, оборотни, духи гор, рек, полей, лесов и т.д.).
Как и другие мусульмане Дагестана, таты-мусульмане торжественно отмечали и отмечают сейчас такие религиозные праздники, как день поминовения родных и день окончания поста: люди одеваются в праздничные одежды, посещают родных, близких и односельчан с подарками и поздравлениями, устраивают коллективные моления и трапезы и пр.
В начале третьей декады марта празднуется старинный зороастрийский праздник нового года: накрываются праздничные столы, разжигаются костры, исполняются песни и танцы, повсюду царят шутки, смех и розыгрыши. До начала первых десятилетий XX в. в татской среде бытовал обычай сжигания на новогодних кострах небольшого антропоморфного соломенного чучела, что очень похоже на русскую масленицу или индийский праздник холи.
Одежда татов
В традиционной одежде татов отразилось заметное влияние азербайджанской культуры. Мужчины носили рубахи и узкие штаны из домотканого сукна, с XIX в. рубахи шились уже преимущественно из сравнительно дешевых фабричных тканей. Верхней плечевой одеждой служил архалук, нередко черкеска с газырями. Овчинных шуб таты не носили. Голова покрывалась овчинной папахой, на ноги надевались сапоги с высокими или укороченными голенищами.