- Татуировки в виде креста на руке
- Коптский крест — символ египетских христиан
- Что такое коптский крест
- Идея вечной жизни
- Мнение учёных
- Коптский крест (значение) глазами современных верующих
- Церковь современных коптов
- Часть христианской символики.
- Христианские татуировки из Иерусалима
- Традиция делать татуировки паломникам имеет глубокие исторические корни
- Татуировка свидетельствовала, что ее обладатель принадлежал к коптской церкви
- Раньше паломничество было делом всей жизни
- От дедушки остались вырезанные из оливкового дерева штампы
- Wassim Razzouk не считает себя участником современного тату-движения
- Библия и татуировки
Татуировки в виде креста на руке
У египетских коптов есть татуировка на правой руке в виде креста. Иногда ее дополняет татуировка в виде Девы Марии с Младенцем, которую делают на предплечье или на груди возле сердца. Они носят большие серебряные кресты на шее, коптские либо греко-православные.
На мой вопрос, зачем это нужно, я получала самые противоречивые ответы. Один копт сказал, что это правило, установленное правительством, поэтому всем детям еще в младенческом возрасте делают татуировки-кресты на запястье. Этот ответ не показался убедительным. Я, конечно, знаю, что Египет — страна мусульманская по преимуществу, но клеймить христиан, как верблюдов или лошадей, это чересчур.
Пошла искать других коптов — все же интересно услышать что-нибудь еще по этому поводу. Нашла рассказчика незамедлительно. Он пояснил, что в современном Египте копты испытывают гонения и притеснения разного рода, от экономических и политических вплоть до физических. Поэтому татуировка как знак неопровержимого свидетельства принадлежности к христианству избавляет от греха отступничества, от соблазна отречься от своей веры.
Это объяснение меня удовлетворило больше, но и вопросы возникли: а как же быть со свободой выбора добра или зла, со свободой веры? Потом я спрашивала многих египетских коптов о происхождении традиции делать татуировку «крест» и о значении этого несмываемого рисунка на их теле. Ответ в большинстве случаев не отличался от ранее полученных. Многие из них и сами не очень понимали, для чего у них этот знак. Однако чувство гордости за свою принадлежность к христианству не скрывал никто. Этот крест для многих из них — символ готовности к мученичеству. Он сближает современных коптов с ранехристианскими мучениками, многие из которых приняли страдания и смерть во имя христианской церкви в первые века ее существования.
Коптские кресты отличаются от русских. Наши православные кресты, церковные или нательные, — это распятие. Мы понимаем этот символ как победу над всяким злом и возможность воскрешения и бессмертия души. Коптский крест, я думаю, означает то же самое, но вид у него другой. Это пересечение двух линий, которые увенчаны тремя углами. Эти три угла символизируют Пресвятую Троицу. Четыре конца с тремя углами — все вместе числом двенадцать означают двенадцать апостолов. И снова все сходится в идее приверженства Христу.
Коптский крест — символ египетских христиан
Древние живописцы, рисовавшие египетских правителей и цариц, часто изображали их с коптским крестом в руках. Фараоны держали это символ вечной жизни за круглую ручку, точно так же, как апостол Пётр держал ключи от загробного мира.
Что такое коптский крест
Древнейшим аналогом традиционного христианского креста, согласно существующим источникам, считается Анх – коптский крест (символ, который до сих пор используют потомки древних коптов), украшенный петлёй. Анх украшает утварь и стены гробниц усопших фараонов – египтяне считали его ключом, открывающим мир мёртвых.
Этот древний иероглиф имел много названий. Его называли «ключом Нила», «ключом жизни», «узлом жизни», «бантом жизни».
Идея вечной жизни
Символизируя идею вечной жизни, коптский крест в религии Древнего Египта объединял два других значимых символа: «крест» — жизнь, и «круг» — вечность.
Кроме того, Анх, являвшийся также символом союза Исиды и Осириса, суши и неба, мужского и женского начал, почитался египтянами как священный иероглиф, обозначавший высший разум.
Коптский крест (фото вы можете видеть на странице) многие путают с символом Христа-Спасителя, хотя на самом деле крест на петле символизирует египетского бога Солнца – Ра. Согласно некоторым источникам, поклонение богу Ра древние египтяне выражали посредством сексуальных оргий, так как этот же иероглиф символизировал плодородие. Вероятно, поэтому второе название коптского креста — крест жизни.
Мнение учёных
Некоторые исследователи-египтологи утверждают, что горизонтальные линии коптского символа, образующие петлю, египтяне отождествляли с восходящим светилом, а вертикальные — с лучами. Эти же линии, по мнению другой группы египтологов, являются символическим отражением мужского фаллоса (по вертикали) и женского лона (петля символизировала женскую плодовитость). Вместе эти два элемента становились символом реинкарнации, то есть непрерывной жизни.
Коптский крест (значение) глазами современных верующих
Большинство христианских общин считает коптский крест неприемлемым и несовместимым с христианской моралью и верой. А копты, напротив, причисляют себя к египетским христианам. Сложно представить коптский храм, в котором нет ликов великомученика Георгия Победоносца и мученика Мины. Это самые почитаемые коптами святые.
Церковь современных коптов
Коптская Церковь как один из древнейших восточных храмов занимает второе место по количеству последователей, уступая только Эфиопской. В настоящее время на территории Египта проживает около 10 миллионов коптов (общая численность населения Египта — около 60 миллионов человек). Известно также о существовании рассеянной по миру коптской диаспоры, исчисляющейся примерно 1 миллионом человек.
Древнюю традицию наносить на запястья рук татуировку в виде креста современные копты объясняют тем, что их далёкие предшественники — египтяне и эфиопы — ценили веру дороже земной жизни. Татуировка делала невозможной даже саму мысль об отречении от своей принадлежности к христианской вере во время гонений.
Непримиримость, с которой современные славянские христиане относятся к символам Древнего Египта, исследователи объясняют неумением объяснить значение находок, обнаруженных во время археологических раскопок, проводимых на территории Украины, Сибири и Алтая. В частности, среди многочисленных предметов были обнаружены статуэтки Осириса в короне Атеф, бронзовые кошки, амулет «священный глаз уджат» и фигурки Беса.
Часть христианской символики.
Изображение египетского Осириса, например, удивительно напоминает лик Христа, а поразительное сходство Девы Марии с богиней Исидой по сей день не даёт покоя египетским христианам-коптам.
Христианские татуировки из Иерусалима
В середине первого века нашей эры произошло завоевание Египта арабскими армиями. Это нашествие не совсем правильно называть «завоеванием», ибо оккупанты не встретили никакого сопротивления со стороны египтян.
Однако неприязнь к новым порядкам, которые принесли с собой захватчики, начала проявляться позже. Словом копты арабы называли представителей местного населения Египта, которые к тому моменту были в подавляющем большинстве христиане. Коптское христианство – это одна из самых древних ветвей христианства, в основном, это религиозное ответвление принадлежит к православной церкви.
В самом сердце старого Иерусалима, христианин палестинского происхождения по имени Wassim Razzouk, в своей собственной тату-студии делает татуировки всем желающим. На вывеске его тату-студии написано Since 1300 – это значит, что он является потомственным татуировщиком, поддерживающим традицию христианской татуировки, история которой насчитывает уже более семи веков.
Традиция делать татуировки паломникам имеет глубокие исторические корни
«Мои предки – египетские копты. Многие века коптские христиане поддерживают традицию делать себе татуировки. Считается, что первые христианские татуировки появились в XII веке от рождества христова, когда в Египте начало распространяться мусульманство. А в то время Египет был преимущественно христианским. Арабские завоеватели насильно пытались обращать христиан в свою религию. Для этого они придумали очень интересную вещь – облагать дополнительным налогом тех, кто не хотел обращаться в мусульманство» – рассказывает Wassim.
Татуировка свидетельствовала, что ее обладатель принадлежал к коптской церкви
«Одной из форм сопротивления этому было то, что христиане-копты делали себе татуировки на внутренней стороне запястья – изображение креста. Со временем такой жест непримиримости трансформировался в традицию. Весьма долгое время принадлежность к коптской церкви можно было доказать единственным способом – предъявив татуировку креста на внутренней стороне запястья правой руки».
Раньше паломничество было делом всей жизни
«Мой прапрадедушка приехал в Иерусалим в начале XVIII века и его ремеслом были татуировки на коже паломников, которые прибывали в Иерусалим со всего света. Сегодня всё намного проще – вы покупаете в интернете билет на самолёт и на следующий день уже в Иерусалиме! Но сотню лет назад всё было иначе. К паломничеству готовились долгие годы – это становилось главным событием всей жизни! И татуировка была доказательством того, что ее обладатель был в святых местах, а также гордым символом того, что её носит христианин».
Wassim говорит, что в наши дни практика паломнических татуировок набрала небывалую популярность – «Иногда ко мне выстраиваются очереди по 50 человек! Люди готовы ждать часами, чтобы увезти на себе символ Иерусалима. А встречаются даже такие, кто приезжает в Иерусалим каждый год, и каждый раз они делают себе новую татуировку».
От дедушки остались вырезанные из оливкового дерева штампы
Далеко не все паломники приветствуют практику татуировок, однако они никак не хотят отставать от более смелых собратьев по вере. Для подобных случаев в арсенале татуировщика есть вырезанные из оливкового дерева штампы с изображением христианских мотивов. Они достались ему от дедушки, который был не только татуировщиком, но и плотником, а также мастером резьбы по дереву.
Wassim Razzouk не считает себя участником современного тату-движения
Wassim Razzouk весьма известная фигура в мире израильской татуировки. Он принимает участие во множестве выставок, сотрудничает с ведущими музеями, однако он не считает себя участником современного тату-движения: «Это не мой мир» – коротко объясняет он. «Я не являюсь татуировщиком в современном понимании этого слова. Мои клиенты – это паломники, монахи, священники, пожилые люди».
«Меня очень удивляет, когда кто-то начинает говорить, что та или иная религия запрещает нанесение татуировок. Независимо от того, что говорят эти люди, спрос на паломнические татуировки в святой земле Иерусалима растёт из года в год!» В данном контексте стоит вспомнить слова, которые произнес Папа Римский Франциск, касавшиеся непосредственно практики современной татуировки.
Библия и татуировки
Люди часто задаются вопросом: что заповедал нам Бог в связи с татуировками? В Библии не очень много прямых упоминаний о татуировках. Это потому, что люди, наносившие на свои тела подобные вековечные надписи и изображения, не принадлежали к народу, получившему закон Моисеев. Это были люди языческих верований.
Фото: Ф.Леруа |
Итак, в книге Левит мы находим слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Приведенная цитата более чем очевидна. Бог говорит «нет» подобному обычаю. Но почему осуждается такое деяние? Чтобы понять эту заповедь, надо вникнуть в культуру того времени.
Большинство культур той эпохи были варварскими по своей природе, народ же Израиля образовал новую нацию. Закон, данный Богом Моисею, был фундаментом, на котором держалась эта нация. Народ Израиля был призван жить в совершенно иной системе ценностей, отличной от культуры насилия, разбоя и смерти, свойственной другим, соседним народам. Татуируя свои тела, иудеи ничем бы не отличались от язычников, совершавших ритуальные убийства, «священное» насилие, массовую резню и обожествлявших страсти, разрушительные для души человеческой. Это, возможно, является одной из причин, по которым Бог дает заповедь против татуировок.
В нашей культуре татуировки уже не несут того смысла, что во времена Моисея. В эре благодати тело является храмом Духа Святого, в нем пребывает Христос в силу Евхаристии. Если мы посмотрим на мотивы, по которым люди наносят себе татуировки, то увидим, что по большей части им хочется просто отличиться от других. Но нонконформизм, следование модным трендам, желание шокировать – всё это чуждо закону любви Христа, Распятого и Воскресшего из мертвых.
Некоторые полагают, что татуировки сделают их красивее. Это говорит об их желании улучшить то, что сделано было Богом (ср.: Пс. 138: 14) [1] . Или указывает на комплекс неполноценности и на то, что они не удовлетворены своим телом, а также свидетельствует о потребности в новой идентичности, поиске своего иного, более интересного «я», что характерно для переживающей кризис личности; не имея достоинств, которые можно было бы продемонстрировать, они пытаются таким образом поразить других (и в первоначальном значении этого слова тоже). Между тем новизна татуировки может вызвать удивление не более чем на секунду, чтобы потом утонуть в потоке банальностей, уже не раз виденных.
Юная коптская девочка с татуировкой в виде креста на запястье. Фото: Б. Арманж / Associated Press |
В мусульманском мире христиане накалывают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански. Однако это говорит также и об их желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами, для которых христианство – постоянная мишень. В этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству, стремление к исповедничеству до самой смерти и несокрушимую любовь к Распятому.
Таким образом, когда татуировки не свидетельствуют о вере, они являются неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, чувства юмора, жизнерадостности, открытости, веры, творческой уникальности. Они служат только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков в тех местах, где его не было и не будет никогда.