Коллекция татуировок доктора фукуси масаити

Japan Mirror

Несерьёзные новости о Японии от специалистов

Поиск по этому блогу

Коллекция татуировок доктора Фукуси Масаити

Доктор Фукуси Масаити (1878-1956) – врач-патологоанатом, почетный профессор Японского медицинского унивеситета в Токио, основал единственную в мире коллекцию татуировок, снятых с трупов. Он и его сын Фукуси Кацунари известны в Японии как «Ирэдзуми хакасэ» (刺青博士, букв. «Доктор Татуировок»). Очарованный искусством японской татуировки, доктор снимал татуированную кожу с пожертвованных ему тел и сохранял её, растягивая и помещая под стекло.

. Он предлагал заплатить за людей, которые не имели денег, чтобы завершить начатую татуировку, при условии, что они позволяли ему снять кожу после их смерти и сохранить татуировки, о чём мы расскажем ниже.

В музее представлены 105 экспонатов, многие из которых представляют собой кожный покров целиком.

Некоторые из экспонатов натянуты под стеклом, а другие надеты на манекены, чтобы сохранить их форму. Иногда фрагменты снимались отдельно и соединены потом.

Доктор Фукуси заинтересовался татуировками, когда исследования родинок на коже человека, начатые в 1907 году, свели его со многими людьми, носившими татуировки, когда он обнаружил, что исследовать движение пигмента родинок гораздо проще, изучая движение пигмента из татуированной кожи. Татуировки помогали ему и в исследовании сифилиса, что вызвало дополнительный интерес к искусству татуировки.

В 1920 году доктор Фукуси стал работать в благотворительной Мемориальной больнице Мицуи, а поскольку татуировка была распространена среди низовых слоёв населения, то там он столкнулся со многими татуированными людьми. После недолгой стажировки в Германии он вернулся в Японию и поступил работать в Японский медицинский университет, где продолжил свои исследования пигментации кожи и роста родинок, а также татуированной кожи и способов её консервации.

Ему удалось найти способ сохранения кожи, содержащей татуировку, и он стал коллекционировать образцы для исследований, помещая их в стеклянные рамы. Доктор интересовался и судьбами татуированных людей, иногда помогая материально тем несчастным, для которых наступили трудные времена. Многие соглашались на оплату завершения татуировок в обмен на право собственности на кожу после смерти, чтобы не жить с позором, имея незавершенные татуировки.

Благодаря этой работе Фукуси уважали многие из главных художников татуировки Токио, и приглашали в качестве эксперта на конкурсы татуировок в Японии и за рубежом.

В 1927 и 1928 гг. Фукуси возил коллекцию за рубеж и использовал во время лекций о пигментации кожи, а также для распространения знаний о японском искусстве татуировки. К сожалению, во время поездки в Америку один из чемоданов с татуированной кожей был украден в Чикаго и так никогда не был найден, хотя за него была предложена награда. В течение своей жизни доктор Фукуси создал коллекцию, включающую более 3000 фотографий его работ, каталог с записями обо всех владельцах его татуированной кожи. Большая часть этого наследия погибла в 1945 году во время бомбардировок Токио. К счастью, сами кожи хранились в другом месте сохранились до нашего времени.

В 1940-е годы о нём начали писать СМИ, даже такие крупные, как журнал «Лайф», опубликовавший 11 марта 1946 года статью о работе доктора. После смерти доктора коллекция перешла к его сыну Кацунари, который разделял увлечения отца и сам изучал онкологические болезни. Это вполне объяснимо — ведь в детстве он ходил со своим отцом во многие японские студии татуировки.

Коллекция, хранящаяся сейчас на медицинском факультете Университета Токио и состоящая из 105 экспонатов, по-прежнему существует, но она не открыта для публики, хотя иногда исследователям, в основном врачам, разрешают поработать с ними.

Захватывающая дичь: коллекция татуированной человеческой кожи Фукуси Масаити

Фукуси Масаиnи (1878–1956) был японским врачом, патологоанатомом и заслуженным профессором Медицинской школы Ниппон в Токио. Однако он намного более известен как создатель единственной в мире коллекции татуировок, снятых с людей вместе с кожей.

Фукуси Масаити учился в Токийском Императорском Университете Медицины. В 1914, после стажировки в Германии, он начал преподавать в Медицинском колледже Университета Канадзавы. Позже Масаити стал председателем «Японского общества патологоанатомов». Первоначально его сферой интересов был сифилис: Фукуси исследовал, как это заболевание провоцирует аорит и заболевания щитовидной железы. Собственно говоря, и татуировками он заинтересовался во время исследований в этой сфере: однажды Масаити заметил, что нанесение чернил на очаги поражения сифилисом уничтожило патоген.

Его исследования кожи привели к знакомству со многими людьми, у которых были татуировки. В итоге в 1926 году он заинтересовался искусством японской татуировки, ирэдзуми. Проводя вскрытия, Масаити снимал кожу и изучал методы ее сохранения. В последующие годы он собрал коллекцию, где было около 2000 фрагментов татуированной кожи и 3000 фотографий. К сожалению, значительная часть архива была утеряна во время Второй мировой.

Сегодня коллекция Масаити хранится в Музее медицинских патологий Токийского университета. Сохранилось всего 105 фрагментов человеческой кожи. Некоторые из них являются полноразмерными — словно костюмы для всего тела. Сам Фукуси, к слову, татуирован не был.

Музей татуировок в Токио: История одной коллекции

Доктор Фукуси Масаити (1878-1956) – врач-патологоанатом, почётный профессор Японского медицинского университета в Токио, основал единственную в мире коллекцию татуировок, снятых с трупов. Он и его сын Фукуси Кацунари известны в Японии как “Ирэдзуми хакасэ”, что в переводе с японского означает – “Доктор Татуировок”. Очарованный искусством японской татуировки, доктор снимал татуированную кожу с пожертвованных ему тел и сохранял её, растягивая и помещая под стекло.

В музее представлено более 100 экспонатов, многие из которых представляют собой кожный покров целиком.

Да, это не шутка, а истинная правда! Также заверим вас, что это уж точно не репродукция, не копия, а самый настоящий оригинал работы мастера на живой материи, – на человеческой коже.

В 1920 году доктор Фукуси стал работать в благотворительной Мемориальной больнице Мицуи, а поскольку татуировка была распространена среди низовых слоёв населения, то там он столкнулся со многими татуированными людьми. После недолгой стажировки в Германии он вернулся в Японию и поступил работать в Японский медицинский университет, где продолжил свои исследования татуированной кожи и способов её консервации.

Ему удалось найти способ сохранения кожи, содержащей татуировку, и он стал коллекционировать образцы для исследований, помещая их в стеклянные рамы.

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?

Человек ещё при жизни, продаёт свою татуировку музею и заключает договор, что после его смерти музей имеет право «забрать» татуировку с фрагментом кожи и выставить её на всеобщее обозрение. В большинстве случаев, подобные договора заключаются с бродягами и нищими, которым очень нужны деньги и у которых есть татуировки именно японских тату-мастеров. Доктору была не безразлична судьба таких людей и он всегда помогал им материально в обмен на право собственности на кожу с татуировкой.

Благодаря этой работе Фукуси уважали многие из главных художников татуировки Токио, и приглашали в качестве эксперта на конкурсы татуировок в Японии и за рубежом.

В 1927 и 1928 годах. Фукуси возил коллекцию за рубеж и использовал во время лекций о пигментации кожи, а также для распространения знаний о японском искусстве татуировки.

В течение своей жизни доктор Фукуси создал коллекцию, включающую более 3000 фотографий его работ, каталог с записями обо всех его владельцах татуированной кожи. К сожалению, большая часть его наследия ушла в 1945 году во время бомбардировок Токио. Но, благо, сами фрагменты кожи хранились в другом месте и, что называется, дожили до наших дней.

После смерти доктора коллекция перешла к его сыну Кацунари, который разделял увлечения отца.

Коллекция, хранящаяся сейчас на медицинском факультете Университета Токио и состоящая из 105 экспонатов, по-прежнему существует, но она не открыта для публики, хотя иногда исследователям, в основном врачам, разрешают поработать с ними.

Человек-экспонат: как искусство продает реальных людей

Кто такой «Тим»?

Представьте, что ваше тело когда-нибудь станет экспонатом в музее и будет увековечено в истории. Уже при жизни вы бы понимали, что оно не совсем принадлежит вам — согласились бы пойти на такое? Человек по имени Тим Штайнер, бывший менеджер тату-салона из Цюриха, согласился. Предложение он получил от одного из самых известных и провокационных современных художников, Вима Дельвуа, сделавшего тату «инструментом» своего искусства. Один из его известных проектов — «Арт-ферма» — был реализован в 2004 в Китае. На ферме выращивались свиньи, которым Дельвуа наносил татуировки. Уже при жизни свиней продавали, а их владельцы могли наблюдать за жизнью своих «питомцев» по веб-камере. После смерти животных таксидермированные туши становились экспонатами.

Примерно то же самое художник предложил Тиму Штайнеру. Дельвуа нанес на всю его спину рисунок, состоящий из популярных тату-образов — молящаяся девушка и исходящие от нее лучи птицы; летучие мыши; мексиканский череп калавера; карпы, на которых сидят дети; голубые и красные розы и другие детали. Дельву назвал работу «Тим» и продал в 2008 году за 150 000 евро немецкому коллекционеру Рику Рейнкингу. В результате сделки собиратель приобрел право использовать кожу Штайнера после его смерти: она перейдет в коллекцию Рейнкинга как полноценное произведение искусства. Кроме того, при жизни Штайнер обязан несколько раз в год выставляться в музеях как живой экспонат. Первая такая выставка прошла в Цюрихе 2006 году, когда его татуировка была еще в процессе создания. С тех пор Штайнер побывал более чем на десяти выставках — на «Арт-ферме», в Музее Лувра и на других площадках. Задача Штайнера — просто сидеть спиной к зрителям на протяжении нескольких часов.

Истоки: Япония

Подобная практика создания людей-экспонатов — не изобретение Дельвуа. В различных вариациях такие «произведения» из человеческого тела создавались и раньше. Прежде всего, вспоминается традиция японской татуировки ирэдзуми, которая зачастую покрывала все тело человека сложным рисунком на мифологические и религиозные темы. Сам по себе рисунок был произведением искусства. Эти татуировки в разные периоды японской истории указывали на социальный статус человека или его профессию, наносились в наказание, маркировали принадлежность своего носителя к определенной группировке якудза и статус внутри нее.

Можно вспомнить еще одну историю из Японии — про врача-патологоанатома Фукуси Масаити (1878-1956), заслуженного профессора Медицинской школы Ниппон в Токио, который собрал единственную в мире обширную коллекцию татуированной кожи человека. Увлечение искусством татуировки родилось у него из научных интересов. Он специализировался на дерматологии и изучал родинки, представляющие собой скопление пигмента в коже. Профессор сравнивал процессы движения естественного пигмента в родинке и распространения искусственного пигмента при татуировании кожи. Разумеется, Япония с ее богатой практикой создания татуировок была лучшим местом для ведения такой научной работы. Кроме того, он усовершенствовал консервирующие растворы, которые позволяли сохранять кожу человека и цвет татуировок.

Собирать свою коллекцию Масаити начал около 1926 года. Люди завещали свои тела профессору, после их смерти он снимал с них татуированную кожу, консервировал и помещал под стекло или на манекен. Некоторым он при их жизни помогал завершить татуировку, оплачивая работу по ее созданию — при условии, что после смерти он получит право изучать их кожу. После смерти Масаити его дело продолжил сын Фукуси Кацунари. Бóльшая часть уникальной коллекции погибла во время бомбардировок Токио в ходе Второй мировой войны, но около 100 экспонатов сохранились, потому что были вовремя помещены в бомбоубежище. Сейчас они находятся в собрании медицинского факультета Токийского университета, однако недоступны для широкой публики.

Концептуальное искусство

В 1960-х итальянский художник-концептуалист Пьеро Мандзони создал работу «Живые скульптуры». Он расписывался на телах людей, создавая из них произведения искусства. Тогда же он создал работу, которая состояла из одного пьедестала — любой человек мог взойти на него, чтобы на время стать «живым» артефактом.

Минималистичное татуирование человеческого тела использовал в своих провокационных работах-акциях испанский художник Сантьяго Сьерра, изучающий жизнь социальных низов. В 1998 году в Мехико он провел первую акцию, название которой говорило само за себя — «Линия длиной 30 см, вытатуированная на человеке за вознаграждение». Далее художник начал углубляться в тему социальных условий, которые вынуждают людей соглашаться на подобные предложения. В 1999 году в Гаване он нанес уже 250-сантиметровую линию на кожу шестерых безработных мужчин, каждому из которых заплатил по $30, а в 2000-м в Саламанке — линию в 160 см на тела четырех проституток, согласившихся на это за плату, эквивалентную стоимости одной порции героина.

Все перечисленные случаи использования татуировки как «инструмента» искусства или же искусства самого по себе соединяются в работе Дельвуа воедино. Как и у доктора Масаити, у Дельвуа татуировка представляет собой произведение, кропотливо созданное мастером, но суть заключается не в этом. Важна не ценность изображения, а идея: когда живой человек становится носителем «искусства», его частью — и продается на арт-рынке как объект.

Читайте также:  Чем осветлить свежее тату
Оцените статью