- История татуировки
- География возникновения тату
- Социальное значение татуировок
- Закат и возрождение искусства татуировки
- Когда стали делать татуировки
- «Сделаешь, а потом пожалеешь»: краткое введение в историю татуировки
- Доисторические татуировки
- Цирковые легенды: Капитан Костентенус, Нора Хильдебрандт и Анна Гиббонс
- Татуированная Венера
- Электросила: первая тату-машинка
- В поисках славы: Человек-Зебра и самая татуированная женщина Великобритании (или так: Как из водителей армейского автобуса попасть в Книгу Гиннесса)
- Тату-зависимость: сам себе мастер
- Современная тату-культура: человек с произведением искусства на спине
- Личный дневник Деппа: как превратить «Вайнону» в «Вино»
История татуировки
Украшение тела – одно из древнейших проявлений творческих способностей человека. История происхождения татуировки начинается с эпохи палеолита. Тату возникла в период первобытного строя. Потом, в разные периоды развития цивилизации, она выступала в качестве знака отличия и защиты от злых духов. Различные изображения указывали на принадлежность человека к кругу избранных. Верили, что тату поможет сохранить жизнь и вернуться домой с войны или дальних странствий. Этимология названия включает такие обозначения, как «наколка», «stigma», «отпечаток», «знак».
Когда точно и откуда появились татуировки, неизвестно. Согласно косвенным письменным свидетельствам, такие украшения использовались 60 тысяч лет назад. Фактическим подтверждением являются орнаменты на коже мумий, которым около 6 тысяч лет.
География возникновения тату
История распространения татуировок в мире имеет широкую географию: Азия, Европа, Северная и Южная Америка, Австралия и Океания. В каждом из этих мест зарождение искусства нанесения рисунка на тело произошло автономно.
Интересно отметить некоторые различия:
- На темной коже выполняли рисунки методом шрамирования – скарификации. С помощью надрезов создавали рельеф-рисунок, который акцентировали краской, наносимой в раны.
- На белой коже изображали орнаменты, цветы, знаки, подкрашенные пигментами из растений.
Первые татуировки в истории индейских племен Полинезии выполнялись сажей, которую с помощью специального молоточка и острой палочки с акульими зубами вбивали под кожу. Также использовалась техника надрезов, когда в раны втиралась сажа. У каждого племени был свой стиль нанесения. Главным назначением рисунков была маскировка, отличие своих от чужих, указание на статус. Определенные рисунки выполнялись для защиты от духов. Нанесение было очень болезненным, нередко приводило к смерти.
Первые в истории славянские татуировки появились на территории современной России за 8 тысяч лет до нашей эры. Для создания рисунка применяли специальные штампы из глины. Так наносились орнаменты, которые были необходимы для участия в ритуалах. Во времена Средневековья татуировка указывала на принадлежность ремесленника к определенному цеху. В 19-20 веках эту традицию заимствовали моряки, горняки и литейщики.
Социальное значение татуировок
Рисунок на теле человека всегда служил не только украшением, но и знаком социального отличия: принадлежности к племени, роду. Татуировки наделяли особой силой, они считались магическими посланиями. В Полинезии рисунки наносили детям с 11 лет, чтобы, когда ребенок вступал во взрослую жизнь, он был в безопасности – под покровительством высших сил. Тела индейцев были покрыты татуировками, словно одеждой. Рассматривая рисунки, можно было получить информацию о происхождении человека, его достижениях и богатстве. Последние изображения наносили после смерти, для создания условий перемещения в загробный мир.
Закат и возрождение искусства татуировки
Появление и распространение христианства связано с закатом татуировки как атрибутики языческих обрядов. Различные украшения тела пресекались, согласно запрету, налагаемому Ветхим Заветом. Суровость церковных законов привела к забвению тату на многие столетия.
Искусство татуировки вернулось лишь в 18-19 веках, но уже утратило сакральное значение. Современная история возникновения татуировок началась, когда отставные моряки открыли первые тату-салоны в портовых городах. Среди английских моряков было принято наносить на тело изображение распятия в надежде, что оно защитит во время плаваний. На флоте широко применялись телесные наказания, и тату служила защитой от избиений.
Новый всплеск популярности связан с развитием молодежной культуры 50-60-х гг. В поиске новых средств самовыражения молодые люди стали украшать тела рисунками. С тех пор популярность татуировок постоянно растет. С 50-х годов 20 века регулярно проводятся конвенции по тату.
Когда стали делать татуировки
Татуирование — процесс нанесения на тело рисунков путём введения под кожу красящих веществ. Слово «tattoo» является производным от таитянского «tatau» и маркезанского «ta-tu», что означает «рана», «знак».
Татуировки появились случайно. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются причудливые несмываемые рисунки, люди начали наносить повреждения намеренно.
Искусство украшать себя тату можно считать одним из древнейших. История татуировки насчитывает не менее 6000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо видны. Древние египтяне почитали искусство тату и, благодаря торговым связям, научили украшать собственные тела жителей Персии, Греции и Крита.
По мнению исследователей, татуировки появились ещё в эпоху первобытного общества. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, служила маскировкой во время охоты, а также наделялась магической силой. Первоначально рисунок наносился на тело красками. Однако изображения были недолговечными, поэтому возникла необходимость в более стойких узорах.
Упоминания о нательных знаках древних народов (галлов, фракийцев, греков, германцев) встречаются в произведениях Геродота, Гиппократа, Ксенофонта и других античных авторов. У некоторых народов делали порезы на коже только людям благородного происхождения. У других богатые люди разрисовывали спину и переднюю часть тела. Татуировка использовалась даже для тайной переписки. Для этого обривали голову раба и наносили на кожу письмо. Когда волосы отрастали, невольник отправлялся в назначенное место.
Немало сведений имеется об обычаях нанесения татуировки и шрамов народами Ближнего Востока и Восточной Европы. У знатных алтайских скифов было принято наносить на тело изображения животных — хищных птиц, оленей, баранов, рыб и т.д., а также сцены из легенд и мифов.
В Европе о татуировке узнали благодаря мореплавателю Джеймсу Куку. В 1769 году он привез с собой из странствий полинезийца, сплошь покрытого татуировкой. По другой версии искусство тату в Европу пришло из Австралии, именно с острова Самоа, став почетным, элитным в среде европейской знати. На островах Самоа татуировка до наших дней является признаком серьезного положения в обществе и наносится на тело теми же методами, что и много веков назад. С распространением христианства отношение к татуировке стало меняться — её запрещали, считая греховной. Ссылались на Библию. В эпоху Великих географических открытий тату в Европе стало свидетельством примитивности человека.
Однако тату применяли на протяжении многих веков, его использовали для клеймения рабов и преступников. Так, например, в Европе шулерам ставили знак в виде шестигранника, браконьерам — в виде рогов, осуждённым на галеры — надпись «GAL», пожизненно осужденным на исправительные работы — «TFP». В России клеймили рабов, сосланным в Сибирь наносили буквы «КТ».
Представители высшего света делали нательные рисунки в виде символов власти и фамильных гербов. Простой народ обходился незатейливыми любовными картинками. Самой большой популярностью татуировки пользовались среди мореплавателей: чаще всего они наносили на тела имена и изображения любимых девушек, распятия, которые считались оберегом от несчастий.
В других странах мира, в частности в Америке, Индии, Полинезии и Японии, татуирование было широко распространено. Жители этих государств щедро украшали своё тело татуировками, при этом у богатых или занимающих высокое социальное положение людей нательные рисунки были самыми роскошными. Наибольший рассвет культура тату получила в Японии. Татуировки носили самураи и гейши (им запрещалось показывать обнажённое тело, поэтому они делали татуировки, имитирующие одежду, не нанося орнамента только на лицо, ладони и ступни). Японские мастера впервые предложили трехмерные изображения. Вместо орнаментов и плоских фигур они стали изображать объемных и цветных мифических животных.
В Северную Америку искусство татуировки, скорее всего, «приплыло» через Берингов пролив вместе с чукчами. Чукчи дружили с Североамериканскими индейцами, и они передали искусство татуажа в Центральную и Южную Америку.
Большое значение имели цвет, месторасположение, а также сам рисунок. Например, у маори сложные татуировки делались только знатным соплеменникам благородного происхождения. Татуировки этого народа отличались не только красотой, но и сложностью. Орнаменты складывались в сложные сюжеты, однако при этом располагались на теле строго симметрично. Некоторые американские племена наносили соответствующие изображения во время войны с соседними племенами. Жители полинезийских островов выполняли нательные рисунки в виде животных, являвшихся тотемом рода. Нанесение татуировки — ритуал, нарушение которого лишает этот процесс его магического значения, поэтому он совершался втайне специально посвященными людьми. Знаете ли вы, что татуировка является еще и вашим проводником в мир иной, прожектором, освещающим дорогу в другой мир? Однако со временем первоначальный смысл многих изображений утратился. Всё чаще стали делать декоративные наколки. С помощью татуировки человек стремится выделиться из своего окружения, выразить свое внутреннее «я».
«Сделаешь, а потом пожалеешь»: краткое введение в историю татуировки
«Вот детей заведешь, а они потом будут спрашивать: “Мама, почему у тебя нога грязная?”» — есть еще десяток похожих предостережений, которые выслушивает человек, сделавший татуировку. Хоть старшее поколение и считает рисунки на теле модой последних лет, но на самом деле традиция нанесения узоров на кожу существовала еще в древности. В Пушкинском музее 3 марта открылась выставка «Тату», посвященная истории татуировки, ее трансформациям и значению в современной культуре. Экспозиция доступна онлайн, рекомендуем пригласить к просмотру родителей — возможно, они поменяют свое мнение и перестанут повторять: «Только тело себе испортишь». Публикуем экскурс в историю перманентных узоров.
Доисторические татуировки
История татуировки тянется с глубокой древности, еще в доисторические времена люди стали наносить узоры на свое тело. В 1991 году немецкие туристы случайно обнаружили высохшее тело человека в Эцтальских Альпах, как потом выяснилось — старейшую мумию, найденную в Европе. Тело Этци (такое имя получила находка) покрывали татуировки из точек, линий и крестов. Эти рисунки были сделаны не с помощью иголок, а способом, похожим на шрамирование: кожу рассекали, а в образовавшиеся небольшие надрезы засыпали порошок из древесного угля.
География ранних узоров на теле достаточно обширна: тату были распространены среди жителей Маркизских островов, у маори — коренного населения Новой Зеландии, а также у племен пиктов, скоттов и бритов, живших на территории Западной Европы во времена Древнего Рима.
В традиционных сообществах татуировка была естественной частью культуры. Рисунки выполняли функцию опознавательных знаков, с их помощью можно было понять, кто перед вами: высоко почитаемый человек или раб, чьи отметины на коже сигнализировали о его низком положении.
Цирковые легенды: Капитан Костентенус, Нора Хильдебрандт и Анна Гиббонс
Широкий интерес к татуировке появился только в XVII веке, когда первооткрыватели, возвращаясь из путешествий, стали привозить с собой татуированных дикарей. Они предполагали, что на родине публика захочет поглазеть на экзотическое зрелище.
Уже в XIX веке люди начали специально превращать свое тело в коллекцию татуировок, ведь с такой экстравагантной внешностью можно было колесить с бродячими цирками, участвовать в уличных представлениях и зарабатывать деньги. На сайдшоу — зрелищах, устраивавшихся на карнавалах, балаганах и ярмарках, — каждый желающий мог посмотреть за сущие гроши на диковинных людей: здесь были карлики, гиганты, сиамские близнецы, люди с деформациями тела, с избыточным весом или, наоборот, очень худые и, конечно, мужчины и женщины, чье тело полностью покрывали татуировки.
Чтобы привлечь побольше зрителей, циркачи придумывали себе легенды. В то время были популярными истории, в которых красочно описывались опасности мира дикарей: например, о традициях туземцев татуировать пленных. Подобные рассказы щекотали нервы впечатлительной публики и подогревали ее интерес.
Одной из самых распространенных легенд конца XIX века была история капитана Георга Костентенуса, которого обнаружил Финеас Тейлор Барнум — основатель одного из первых музеев диковинных людей, считающийся родоначальником шоу-бизнеса и индустрии развлечений.
На своих шоу Барнум представлял Костентенуса как самого татуированного человека в мире, называя его «чудом из чудес среди смертных». Все тело Капитана, включая голову, лицо и пальцы ног, было покрыто разноцветными татуировками с изображением мифических животных.
Ходили слухи, что Костентенус родился в Албании и сделал себе татуировки самостоятельно, но он рассказывал совершенно другую историю. По словам капитана, еще ребенком он оказался в плену у китайских татар в Бирме, которые три месяца насильно делали ему татуировки, подвергая страшным мукам. Считалось, что обряд принудительного нанесения изображений на тела пленных носил особый характер, как знак того, что человек больше не принадлежит себе.
История Капитана, пережившего миллионы уколов с кровопусканием, произвела на его современников большое впечатление. Георг стал настоящей звездой с немыслимыми для того времени гонорарами, доходящими иногда до 1 000 долларов в неделю.
Успех Костентенуса вдохновил организаторов ярмарочных увеселений в США. Бродячие цирки и их городские аналоги, музеи диковинок, начали показывать татуированных мужчин и женщин, и все как один рассказывали невероятные истории о появлении своих рисунков.
В таком же музее в 1882 году в Нью-Йорке начала свою карьеру одна из самых известных татуированных женщин Нора Хильдебрандт — она первой из всех представительниц прекрасного пола стала публично демонстрировать свои рисунки. Ее легенда была не менее поразительной: на Диком Западе Нора и ее отец попали в плен к вождю индейцев по имени Сидящий Бык, и тот под угрозой смерти заставил отца сделать на теле дочери 365 татуировок.
Как водится, история привлекла немало внимания, но впоследствии выяснилось, что рассказ от начала и до конца был выдумкой, а изображения на теле Норы сделал ее сожитель, странствующий тату-мастер Мартин Хильдебрандт.
Не все цирковые легенды заманивали зрителей ужасами о пытках. Например, об Анне Гиббонс говорили, что девочка, родившаяся в 1893 году в небогатой фермерской семье, в 14 лет потеряла отца. Чтобы заработать себе на пропитание, она покрыла свое тело узорами и присоединилась к бродячему цирку.
На самом деле все было не совсем так: отец Анны действительно умер, и вскоре после его кончины девушка ушла из дома, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Через какое-то время она познакомилась с татуировщиком Чарльзом Гиббонсом и вышла за него замуж. Только спустя несколько лет после свадьбы Анна попросила своего супруга покрыть ее тело татуировками: так она решила рекламировать работы мужа, показывая рисунки публике.
Татуированная Венера
Однако не все цирковые артисты придумывали себе сценические легенды, а некоторые были даже категорически против.
Бетти Бродбент влюбилась в искусство татуировки в 14 лет, увидев мужчину, показывавшего свои изображения уличным зевакам. К 18 годам на ее теле можно было насчитать уже более 350 (а впоследствии 565) рисунков различной тематики: от изображений исторических личностей до рисунков по мотивам библейских сюжетов.
Большую часть жизни Бетти провела на гастролях цирковых сайдшоу, выступая под эффектным псевдонимом татуированная Венера. Она отказывалась придумывать себе легенду и настаивала на том, что рисунки на теле без всяких историй привлекают к себе внимание — как говорится, «во-первых, это красиво». Бетти никогда не оголялась больше, чем было приемлемо в то время, — ее обычным сценическим костюмом был закрытый купальник — и не принимала участие в вульгарных шоу.
Не желая вызывать интерес публики россказнями и чрезмерно откровенными выступлениями, Бетти искала новые способы удивить зрителей. Так она стала участницей набиравших тогда популярность представлений с лошадьми и некоторое время работала наездницей в шоу по названием «Дикий Запад».
Электросила: первая тату-машинка
Со временем нужда в цирковых легендах совсем отпала. Тату-сенсацией конца XIX века стали супруги Франк и Эмма Де Бург, прославившиеся на весь мир как одни из первых людей, рисунки которых были нанесены электрической тату-машинкой.
В 1891 году американец Самуэль О’Райли изобрел первую в мире тату-машинку, взяв за основу электрическое перо Томаса Эдисона, применявшееся для копирования документов. О’Райли усовершенствовал изобретение Эдисона: оснастил механизм контейнером для краски и начал использовать пучок сменных игл вместо одной. Новое устройство работало с большой по тем меркам, скоростью делая несколько проколов в секунду.
Первыми опробовать аппарат решили супруги Франк и Эмма Де Бург: так на спине Эммы появилось изображение Тайной вечери, а на теле Франка — огромное распятие с надписью «Гора Голгофа».
В поисках славы: Человек-Зебра и самая татуированная женщина Великобритании (или так: Как из водителей армейского автобуса попасть в Книгу Гиннесса)
Со временем татуировка стала не просто способом заработка, но и средством достижения всемирной славы.
Гораций Ридлер, ставший знаменитым под псевдонимом Великий Оми, решил заявить о себе с помощью рисунков на теле. Свое превращение он начал после Первой мировой войны.
Финансовое состояние Горация было плачевным, поэтому первые татуировки не отличались мастерством исполнения. Но даже благодаря таким рисункам он поправил свои дела, выступая в мюзик-холлах и на ярмарках.
В 1927 году Ридлер начал посещать знаменитого лондонского татуировщика Джорджа Бурчетта, который превратил Горация в Великого Оми, покрыв его тело множеством татуировок в виде полосок, напоминающих рисунок на шкуре зебры.
На татуировках артист не остановился: он проколол уши и нос и изменил форму зубов. В результате всех бодимодификаций Ридлер стал одним из самых высокооплачиваемых цирковых артистов.
Еще один человек, ставший известным благодаря своему «телу-холсту» — это британка Расти Скьюз, самая татуированная женщина страны, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса.
Джанет Филд — так изначально звали Расти — жена английского татуировщика Билла Скьюза, родилась в 1943 году, свое прозвище она получила за цвет волос (англ. rusty — «ржавый»).
До того как стать знаменитой, женщина работала водителем при женском армейском корпусе и тратила больше половины своего жалования на татуировки.
После увольнения из армии Расти начала карьеру тату-мастера. К тому моменту на ее теле было уже более 60 татуировок. В студии своего будущего мужа Билла Скьюза Расти работала и параллельно изучала искусство татуировки.
Этот супружеский тату-тандем также известен тем, что именно они стали авторами большей части рисунков на теле Джорджа Боуна — самого татуированного мужчины Великобритании по версии Книги Гиннесса.
Тату-зависимость: сам себе мастер
Если предыдущие герои наносили татуировки с целью прославиться, заработать денег или просто из любви к искусству, то история знает и такие случаи, когда сами узоры на теле становились главной целью человека, и даже больше — настоящей зависимостью.
Так случилось с Карлом Эргелем. Мужчина родился в 1908 году в Германии. В молодости Карл увидел трех рабочих с татуировками на лицах и с тех пор стал одержим рисунками на теле.
Большинство изображений Эргелю нанес гамбургский тату-мастер Кристиан Варлих, одно время даже сделавший клиента «лицом» своих рекламных открыток.
За 20 лет Варлих покрыл все тело Карла татуировками, но однажды отказал ему: мужчина пожелал набить изображения на кистях рук. Для татумана это был не единственный отказ: Герберт Хоффман, один из самых известных мастеров мира, не взялся сделать татуировку на лице Карла, потому что считал, что это обезобразит его. В обоих случаях Эргель не отчаялся и сам нанес себе татуировки.
Современная тату-культура: человек с произведением искусства на спине
Татуировка давно перестала быть элементом увеселительных зрелищ. Сейчас рисунок на теле человека — это часть современной визуальной культуры, способ коммуникации, а для кого-то и символ переходного момента в жизни.
Именно таким моментом стала татуировка для Тима Штайнера, бывшего менеджера тату-салона из Цюриха.
В 2006 году знаменитый своими провокационными работами мастер Вим Дельвуа искал человека, который пожелает стать живым холстом. Тиму предложили поучаствовать в проекте, и он не раздумывая согласился.
Спустя два года на его спине появилась татуировка: молящаяся Дева Мария с четками в руках, увенчанная черепом в мексиканском стиле. Дельвуа потратил 40 часов на выполнение этой работы.
Позднее Штайнер подписал контракт с немецким галеристом, по условиям которого после смерти Тима фрагмент его кожи с татуировкой будет продан любому желающему.
Сегодня он живой экспонат: не менее трех раз Тим обязан выставлять свою спину в музеях. Сам Штайнер говорит, что на его коже — произведение искусства, а он просто парень, который временно его носит.
Личный дневник Деппа: как превратить «Вайнону» в «Вино»
Джонни Депп — пожалуй, одна из самых татуированных звезд. Актер утверждает, что для него нанесение рисунков — это как вести личный дневник. На его теле изображены главные моменты жизни: например, на правой руке Деппа вытатуирован индейский вождь — символ того, что в нем течет кровь коренных жителей Америки. Также у актера есть татуировка в честь бывшей возлюбленной Вайноны Райдер — «Вайнона навсегда», однако после расставания Депп изменил надпись на «Вино навсегда». Имена детей и матери тоже запечатлены на звездном теле. Это лишь небольшая часть изображений, смысл остальных татуировок Депп предпочитает держать в тайне.
Узнать подробнее об истории татуировки и ознакомиться с экспозицией выставки Пушкинского музея можно в соцсетях по хештегу #НаединесПушкинским.