Когда начали бить тату

История татуировки

Украшение тела – одно из древнейших проявлений творческих способностей человека. История происхождения татуировки начинается с эпохи палеолита. Тату возникла в период первобытного строя. Потом, в разные периоды развития цивилизации, она выступала в качестве знака отличия и защиты от злых духов. Различные изображения указывали на принадлежность человека к кругу избранных. Верили, что тату поможет сохранить жизнь и вернуться домой с войны или дальних странствий. Этимология названия включает такие обозначения, как «наколка», «stigma», «отпечаток», «знак».

Когда точно и откуда появились татуировки, неизвестно. Согласно косвенным письменным свидетельствам, такие украшения использовались 60 тысяч лет назад. Фактическим подтверждением являются орнаменты на коже мумий, которым около 6 тысяч лет.

География возникновения тату

История распространения татуировок в мире имеет широкую географию: Азия, Европа, Северная и Южная Америка, Австралия и Океания. В каждом из этих мест зарождение искусства нанесения рисунка на тело произошло автономно.

Интересно отметить некоторые различия:

  • На темной коже выполняли рисунки методом шрамирования – скарификации. С помощью надрезов создавали рельеф-рисунок, который акцентировали краской, наносимой в раны.
  • На белой коже изображали орнаменты, цветы, знаки, подкрашенные пигментами из растений.

Первые татуировки в истории индейских племен Полинезии выполнялись сажей, которую с помощью специального молоточка и острой палочки с акульими зубами вбивали под кожу. Также использовалась техника надрезов, когда в раны втиралась сажа. У каждого племени был свой стиль нанесения. Главным назначением рисунков была маскировка, отличие своих от чужих, указание на статус. Определенные рисунки выполнялись для защиты от духов. Нанесение было очень болезненным, нередко приводило к смерти.

Читайте также:  Тату скандинавская тематика предплечье

Первые в истории славянские татуировки появились на территории современной России за 8 тысяч лет до нашей эры. Для создания рисунка применяли специальные штампы из глины. Так наносились орнаменты, которые были необходимы для участия в ритуалах. Во времена Средневековья татуировка указывала на принадлежность ремесленника к определенному цеху. В 19-20 веках эту традицию заимствовали моряки, горняки и литейщики.

Социальное значение татуировок

Рисунок на теле человека всегда служил не только украшением, но и знаком социального отличия: принадлежности к племени, роду. Татуировки наделяли особой силой, они считались магическими посланиями. В Полинезии рисунки наносили детям с 11 лет, чтобы, когда ребенок вступал во взрослую жизнь, он был в безопасности – под покровительством высших сил. Тела индейцев были покрыты татуировками, словно одеждой. Рассматривая рисунки, можно было получить информацию о происхождении человека, его достижениях и богатстве. Последние изображения наносили после смерти, для создания условий перемещения в загробный мир.

Закат и возрождение искусства татуировки

Появление и распространение христианства связано с закатом татуировки как атрибутики языческих обрядов. Различные украшения тела пресекались, согласно запрету, налагаемому Ветхим Заветом. Суровость церковных законов привела к забвению тату на многие столетия.

Искусство татуировки вернулось лишь в 18-19 веках, но уже утратило сакральное значение. Современная история возникновения татуировок началась, когда отставные моряки открыли первые тату-салоны в портовых городах. Среди английских моряков было принято наносить на тело изображение распятия в надежде, что оно защитит во время плаваний. На флоте широко применялись телесные наказания, и тату служила защитой от избиений.

Новый всплеск популярности связан с развитием молодежной культуры 50-60-х гг. В поиске новых средств самовыражения молодые люди стали украшать тела рисунками. С тех пор популярность татуировок постоянно растет. С 50-х годов 20 века регулярно проводятся конвенции по тату.

Татуировки, откуда они пошли? История тату.

Татуирóвка (татý, также — нако́лка) — процесс нанесения перманентного (стойкого, постоянного) рисунка на тело, выполняемого методом местного травмирования кожного покрова с внесением в дерму красящего пигмента; сами узоры на теле, сделанные таким способом.

Процесс относится к декоративным модификациям тела. Как правило, татуировка и её вид определяются самим заказчиком, либо условиями быта и социума. В древности места нанесения татуировок имели важнейшее значение, определяли классовую разность населения.

Татуировка носит характерные отличительные черты, подразделяясь на виды, стили и способы изготовления.

Татуировать — термин, заимствованный через фр. «tatouer», из полинезийских языков, на таитянском слово «Tatau» — «татау» имеет идентичное значение — рисунок на человеческой коже. В английский язык это слово ввёл выдающийся английский путешественник Джеймс Кук. Он употребил его в отчёте о путешествии вокруг света, опубликованном в 1773 году. До этого татуировка в Европе была способом украшения и идентификации человеческого тела и не выделялась отдельным названием. Используемые до Кука понятия определяли татуировку в общей массе техник непосредственного украшения и обозначения человеческого тела. Иногда являлись заимствованными из жаргона и сленга различных общественных групп.

Целенаправленное нанесение себе узоров из тонких продолговатых шрамов с вкраплением в свежую рану различных измельчённых инородных химических элементов (красителей) и без, по всей вероятности, является и первобытной формой искусства, сопровождающего человеческую цивилизацию с доисторических времён, что подтверждается раскопками и результатами углеродного анализа останков древних людей.

Татуировка являлась не только украшением, но и знаком племени, рода, социальной принадлежности. Древние также полагали, что магическая сила татуировки защитит их от злых духов. Распространена была среди народов со светлой кожей (у темнокожих — рубцевание), особенно в Полинезии. Старейший набор для татуировок, найденный на острове Тонгатапу в 1963 году, датируется VII веком до н.э.

С уверенностью можно утверждать, что данная практика является самобытной и не была позаимствована у других биологических видов методом имитативного поведения, — по крайней мере свидетельств о сознательном членовредительстве и нанесении себе шрамов как способ «украшения» тела у животных и иных представителей фауны не обнаружено.

Перечень наиболее любопытных обозначений татуировки, которые в прошлом применялись на территории Западной Европы: «signum» и «stigma» — эти слова известны из литературы Древнего Рима; слово «stygmat» встречается в Библии, например, в Вульгате или в изданной Лютером в 1534 году и обозначает — язва, то есть рана, «grafism» — у Дж. Казановы. «hieroglif» — так писал в «Свадьба Фигаро» Бомарше. Слова «знак», «отпечаток» встречаются в романе «Отверженные» В. Гюго. Кроме этих терминов вплоть до конца XVIII века на территории Западной Европы достаточно широко употреблялось названия: «вырезанный рисунок» и французский термин «piquage», автором которого был маркиз Л. де Монкальм (1712—1759), лично знакомый с обычаями тогдашних индейцев Канады. Вообще на европейском континенте татуированных чаще всего обозначали словом «раскрашенный» либо «отмеченный пунктиром». Голландцы называли процесс татуирования «prikschildern» или «stechmalen», что в переводе означает «рисование накалыванием». Англичане употребляли слова «punctures» и «punctation», испанцы — «pintados».

После Кука термин «татуировка» был принят не сразу, в качестве главенствующего, по отношению к одному и тому же способу украшения тела, у различных народов земного шара. Поначалу слово «татуировка» связывалось с процедурой, выполняемой на Таити.

Постепенно термин «татуировка» распространялся в большинстве европейских государств, приспосабливаясь к различным языкам и, заполняя нишу в лексике точным обозначением предмета, о котором идёт речь. Само же понятие «татуировка», которое охватывало уже все разновидности данного явления во всем мире, впервые попало в «Словарь медицины», подготовленный бельгийцем Пьером Нистеном в 1856 году.

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

«А иногда люди умирали от боли». Эволюция татуировок и партаков: от индейцев и до портретов бывших

Сегодня человек с надписью «Вася» на костяшках пальцев выглядит как минимум странно, но когда-то эти партаки были показателем субкультурной принадлежности. KYKY решил исследовать историю татуировок – и выстроил хронологию её развития. Как говорится, от древних времён до изображений президентов.

О дивный древний мир

Сейчас принято считать, что первые татуировки возникли 60 тысяч лет назад. Люди верили, что мир принадлежит богам, и таким образом пытались показать свою связь с ними. Европа, Азия, Австралия, Океания, Северная и Южная Америка – места, где зарождались нательные живописи. Скорее всего, независимо друг от друга.

3250 год до н.э. – «крест» на теле «ледяного человека Отци» в Тирольских Альпах – самая древняя татуировка, которую обнаружили только в 1991 году.

4000 – 2000 до н.э. – археологи доказали первые татуировки. На территории Египта были найдены древние статуэтки с разрисованными телами этого периода. Тогда партаки делали подручными средствами: острозаточенными костями, зубами животных или колючками растений. На теле делали надрезы, куда втиралась сажа. У каждого племени способ нанесения был свой: на темной коже использовали метод шрамирования – скарификации, а на белой коже рисовали орнаменты, цветы, знаки. В переводе с полинезийского «тату» означает «знак».

Все эти орнаменты указывали на принадлежность и социальный статус носителя. Например, в Новой Зеландии боевой раскрас демонстрировал силу, могущество и храбрость воина. Правда, процедура нанесения была так болезненна, что нередко приводила к смерти.

В период неолита на современной территории Беларуси и России татуировки делали в виде географических знаков. Глину вбивали в свежие раны, а потом она засыхала, оставляя орнамент.

2 тысячелетие до н. э. – ориентировочное начало «моды» на татуировки в Древнем Китае. Там чернила на лицо наносили только преступникам, чтобы люди могли понять, с кем имеют дело. Уже потом это стало отличительной особенностью племен.

Есть вероятность, что именно в Китае зародились знаменитые японские татуировки, датируемые I веком н.э. Гейши покрывали себя узорами, которые имитировали одежду и делали тело более сексуальным. Нетронутыми оставались только ступни, ладони и лицо. Кстати, в Японии по татуировке можно было узнать, замужем девушка или нет. Даже считалось, чем больше узоров на теле, тем сильнее носительница. А если на теле не было тату, это могло значить, что женщина либо не рожала, либо ребенка убили.

Тогда обучение профессии татуировщика не так уж кардинально отличалось от этого процесса сейчас: чтобы набивать тату, нужно было пять лет отучиться, знать историю своей родины, уметь смешивать чернила и рисовать. В Полинезии татуировки делали детям – считалось что именно тату будут оберегать их от темных сил. А вот тела индейцев были покрыты нательными живописями, словно одеждой. Рассматривая рисунки, можно было получить информацию о происхождении человека, его достижениях и богатстве. Существовала традиция, наносить нательные живописи после смерти, дабы суметь потом объяснить биографию человека.

Нарушение чувств верующих

В I веке н.э. в Писании, в книге Левит (19.28) и также в Ветхом Завете сказано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена», а в 787 году папа Адриан I наложил категорический запрет на языческий обычай татуировки. Ослушание наказов Католической церкви в те времена ни к чему хорошему не приводило, и традиция тату в Европе сошла на нет почти на тысячелетие.

В VII веке от татуировок отказываются мусульмане, где табу действует по сей день. У арабов самым надежным талисманом считались заповеди Корана, выгравированные на спине.

920-921 годы – первое упоминание о тату «на Руси» в «Записках путешественника на Волге» арабского писателя Ибн Фаллана: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл… И от края ногтей кого-либо из них до его шеи — это всё зелёное: деревья, изображения и тому подобное».

В XIX веке татуировками себя помечали столяры, кузнецы, жестянщики. Они забивали себе руки символами своей профессии – примерно как в наше время это все еще делают моряки. А в Китае лоб преступников, воров и военнопленных помечали буквой, что затрудняло их побег и облегчало опознание. Клеймирование злоумышленников словом «вор» также использовали и на Руси, а еще партак в виде креста делали католикам, дабы те уже не могли перейти к другой религии. Так что не стоит думать, будто «выгравированная» на лбах немцев свастика в фильме «Бесславные ублюдки» – это художественное преувеличение.

В XV веке традицию тату наконец перехватили моряки, которые в отставке стали открывать первые тату-салоны в портовых городах. Однако викторианская мораль считала это слишком кровавым занятием, и вплоть до XIX века они были запрещены.

В 1600 году – татуировки стали неотъемлемой частью японской культуры якудзы – местной мафии. Любого члена банды можно было узнать: около 70% тела покрывали пигментом. Нанесение такого количества чернил занимало более 100 часов, что показывало терпимость, стойкость и выносливость воина. Несмотря на это, якудзе запрещено было показывать тело на публике. Эта традиция дожила до наших дней – в традиционную японскую баню с татуировками нельзя.

В 1762 году капитан Джеймс Кук совершил что-то вроде революции в в мире нательной живописи. Он привез из Таити «Великого Омаи» – полностью татуированного таитянина, а вместе с ним и саму культуру. С тех пор ни одна ярмарка или бродячий цирк не проходил без лавок, в которых делали тату. После Кука термин «татуировка» стал общепринятым у разных народов и быстро распространился по всему миру. А к концу века в России татуировка даже становится символом аристократии и столичный кутил – мода продержалась до революции.

В 1876 году Эдисон создал пневматическую трафаретную ручку, которой стали делать тату. Обрадовался ли Том, неизвестно – ведь он придумал ее для совсем другого – для копирования документов.

В 1891 году начинается популяризация боди-арта в США. Самуэль О’Рейли изобретает электрическую тату-машину, что приводит к возникновению целых тату-салонов. Именно в это время сам ритуал превращается в прибыльный бизнес.

В России татуировку может себе позволить только богатый человек. Император Николай II может, так что набивает себе дракона на предплечье, когда путешествует по Японии.

XX век – это время династии англичанина Джорджа «Профессора» Барнетта, который с 11 лет начал набивать татуировки своим одноклассникам, за что спустя два года был отчислен из школы. Следующие 12 лет он посвятил путешествию по миру и мастер-классам известных мастеров Японии, Африки, Азии. После таких гастролей он быстро набрал популярность, получив прозвище «Король татуировки». Его клиентами были Король Испании Альфонсо XIII, Король Дании Фредерик IX, Король Англии Георг V, «Великий Оми». Но любимой клиенткой была его супруга: «Моя дорогая жена, Эдит, лучшая модель», — говорил Джордж, который не переставал «бить» вплоть до самой смерти в возрасте 81 года. Выглядел он при этом как добрый доктор в белом халате.

1905 год – первый тату-салон в России. Однако с приходом советской власти нательная живопись сворачивается и становится отличительной особенностью заключённых. По телу преступника можно было узнать статью, по которой сидит, национальность, вероисповедание и сексуальную ориентацию. Считается, что кресты и прочую церковную атрибутику заключенные начали набивать из-за запрета на ношение крестов. После Октябрьской революции на территории стран соцлагеря боди-арт официально заклеймлен «буржуазным пережитком царского режима».

Секс, наркотики, тату

Во время Первой мировой войны в Британии буквой D метили дезертиров. А во время ВОВ фашисты помечали узников с целью идентификации пленных. Татуированию подвергались и члены преступной организации «SS», на левом предплечье которых набивалась группа крови. Советские солдаты старались создать как можно больше изображений на частях тела – никто не хотел пропадать без вести.

В 1950 году состоялась первая тату-конвенция в Бристоле (Великобритания). С тех пор татуировка избавилась от мрачной репутации. Следующее десятилетие молодежь забивалась с пылом человека, который пытается надышаться перед смертью. Благодаря выходу в массы тату даже возвели в ранг искусства. Подобное самовыражение теперь означало личную свободу, к тому же возобновляло интерес к древней истории татуировки. В кинематографе стали появляться секс-символы с незамысловатыми боди-артами.

1960-е годы – время славы Высоцкого и фильма «Сережа». Все это возвращает татуировки интеллигенции. Где-то в параллельной вселенной (то есть в Америке) физик Теодор Майман впервые пытается удалить татуировки с помощью лазера.

1971 год – на обложку культового журнала Rolling Stones впервые попадает татуированный человек. Это мастер и основатель музея тату Лайл Таттл, у него делают свои тату Дженис Джоплин и Шер.

Еще через 10 лет – в 80-х – появляется дворовая татуировка. Тем, кто давно хотел что-то набить, но не принадлежал ни к военным, ни к заключенным, оставалось научиться «бить» самостоятельно, либо идти к соседу. Ничего удивительного, что дворовая татуировка процветает благодаря бунтующим подросткам.

В позднем СССР складываются субкультуры с выдержанным стилем — байкеры, панки и рокеры, футбольные болельщики. Нательная живопись – это отличительный знак каждой группировки, так что у всех появляются свои татуировщики, вырабатывается собственный стиль. Смысл эти татуировки носят почти такой же, как у индейцев.

Приходят 90-е. Нательные живописи не приобретают эстетики – да и людям не до красоты. Революция татуировки случается после распада СССР, появляются первые мастера с особенным почерком – кто-то занимается олдскулом, кто-то – минимализмом, кто-то специалист по куполам. Есть и такое.

Наконец происходит культурный обмен между странами пост-СССР и Западом. Весной 1995-го в московском клубе «Эрмитаж» проводится первая тату-конвенция, где мастера делятся опытом с коллегами из других стран. Полулегально в Беларуси, Украине, России открываются тату-салоны. При этом в одном из самых прогрессивных городов мире – Нью-Йорке – татуировки запрещены министерством здравоохранения до 1996 года.

А как же ты будешь выглядеть в старости?

В начале 2000-х количество студий татуировки все еще можно сосчитать по пальцам. В России появляется важная с точки зрения формирования культуры татуировки сеть салонов «Тату 3000» под руководством Дмитрия Речного. Но к нулевым тату уже выходят из андеграунда – вот-вот забиваться начнут буквально все.

В 2006 году в Книгу рекордов Гиннесса занесён Лаки Даймонд Рич как самый татуированный человек в мире. Его тело покрыто чернилами на 99%. Вслед за ним приходит Том Леопард – он покрыл свое тело окрасом шкуры леопарда, а в рот вставил клыки. Фрики входят в моду. В 2007 году происходит инъекция по нанесению тату на глазное яблоко. Москвича, который это сделал, зовут Илья Бомбер.

К 2010 году татуировкой уже принято почеркивать свою индивидуальность, с нее спадает ореол мифичности и таинственности. Появляются течения: трайбл, нью-скул, реализм, трэш-полька, дотворк, блэкворк, чикано и еще десятки других. Заметна мода на татуировки – с течением времени разные рисунки теряют и набирают тренды.

2012 год. Приходит хайп на акварельные эскизы. Тату-мастера тратят долгие часы на то, чтобы сделать свои работы похожими на картины, используя яркие цвета без черных контуров.

В 2013 году в Минске проходит первый общереспубликанский фестиваль Tattoo Fest. Теперь в Беларуси официально есть рынок тату.

В 2016 году умирает самая татуированная женщина в истории – американка Джулия Гнусе, которая покрыла 95% своего тела изображениями героев из телешоу и фильмов. Изначально она старалась скрыть свои шрамы, вызванные порфирией – болезнью, из-за которой кожа страдает под воздействием солнца. В этом же году чемпионка Беларуси по муай-тай Ася Махно делает татуировку с президентом Беларуси и открывает в стране тренд на «патриотичные» тату. Примерно в это же время становятся популярны вариации беларуской вышиванки и орнаментов, в Минске появляются люди с изображениями Калиновского и Короткевича.

2018 год. Акварельные тату уходят на задний план, на их место приходят чёрные рисунки геометрических форм и тотальный блэкворк. К 2019 году татуировка так распространена, что перестает выполнять функцию показателя статуса. Даже святящиеся в темноте тату уже в прошлом – теперь есть чернила, совместимые с приложениями дополненной реальности, которые работают с помощью смартфона.

Команда Университета Миннесоты создает технологию 3D-печати – «электронную татуировку», от которой легко избавиться, когда она надоест. Вопросы типа «а ты знаешь, что это на всю жизнь?» или «она же будет плохо выглядеть в старости!» плавно отпадают – в старости мы все будем выглядеть не так, как в 20 лет. И кажется, это уже все поняли.

Оцените статью