ТАТУИРОВКИ ПРЕСТУПНОГО МИРА
Распознание татуировок дает возможность сотруднику милиции правильно оценить обстановку и спланировать в зависимости от этого свои действия. Обратимся к более подробному рассмотрению данного понятия.
1.Татуировка в некоторой степени позволяет:
— определить круг интересов;
— его отношение к жизни и окружающим;
— близкие связи, эстетические вкусы;
— место и время отбывания наказания;
— число судимостей и состав преступления, за которые осужден;
— положение, занимаемое в преступной среде.
1) Татуировка (в преступной среде их называют «картинки», «наколки», «прошивки», «резалки») дает возможность в сочетании с другими признаками обнаружить ранее судимое лицо.
2) Татуировки имеют от 75% до 95% осужденных, в зависимости от числа судимостей, по другим данным от 60% до 70%, при этом лидерами являются несовершеннолетние.
3) 82,6% обследованных нанесли татуировку в несовершеннолетнем возрасте, в том числе в 10-12 лет — 9,0%, в 12-14 лет — 13,6%, в 14-15 лет — 20,3%, 15-16 лет — 16,6% и в 16-17 лет — 23,1%.
Раннее производство татуировок очевидно. Резкое увеличение числа татуированных наблюдается в возрасте 14-17 лет, то есть в том возрасте, когда личность ищет пути самоутверждения во внешнем мире, когда она охотно прибегает к компенсаторным приспособлениям для повышения своей ценности в глазах окружающих.
4) Почти каждый второй носитель имеет от одной до трех татуировок, 35% — четыре-шесть, 15% — семь-десять, 2%-пятнадцать, около 1% — двадцать пять разнообразных татуировок.
5) Наличие татуировок чаще всего свидетельствуют о намерении человека самоутвердиться, желании завоевать авторитет в криминальной среде.
6) Наибольшую ценность для распознания представляют татуировки на открытых частях тела: кистях рук, предплечье, лице, шее.
7) Рисунки и изображения наносятся на кисть руки (60%), грудь (20%), плечи (30%) и бедра (20%). Встречаются татуировки на шее, ушах и голени (до 10%).
8) Наибольшее число татуированных среди лиц, осужденных за хулиганство (25% — несовершеннолетних 50% — взрослых), за кражи (30% и 6%) и за грабежи (20% и 10%). Много татуированных среди лиц, совершивших опасные преступления против личности — убийства и изнасилования (8% среди несовершеннолетних и 20% среди взрослых).
Татуировка — это искусственное нарушение целостности кожных покровов с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в кожу красящих веществ с целью получения стойких, не исчезающих рисунков или изображений.
Слово «татуировка», как полагают одни исследователи, происходит от полинезийского слова «тату», что означает «рисунок» или от слова «тики» — имени бога полинезийцев, установившего по преданию татуировку. Другие исследователи утверждают, что слово «татуировка» производно от корня «тау», соответствующего ямайскому «тату», обозначающего в переводе «рана», «раненый», либо от древнекитайского «тао» (дао). Данное понятие связано с восприятием человеком окружающего мира, т.е. изображение на теле (татуировка) символизирует, подчёркивает отношение человека к окружающему.
Некоторые ученые придерживаются мнения, что термин «татуировка» привез капитан Кук после путешествия на острова Таити. Местные жители наносили рисунки на тело, как символ принадлежности к племени либо в знак наступления половой зрелости, при особых заслугах, из суеверия и по другим причинам.
Из литературы известно, что татуировка часто встречалась у лиц католического вероисповедания и введена была ксендзами из религиозных и политических соображений. Например, на тело наносился крест, что должно было препятствовать переходу в магометанство.
Первые сведения о татуировке среди европейцев относятся к началу ХVIII века, когда на ярмарках стали появляться татуированные люди, которые за деньги демонстрировали свое тело. В литературе упоминается имя албанца Александриноса, нажившего на демонстрации своих татуированных частей тела целое состояние.
Появилась татуировка и в преступном мире. Первоначально рисунки преступников носили подражательный характер, были просты и наивны. Позднее к татуировке стали относиться серьезнее: имеющие татуировку начали претендовать на лидерство, так как они носили на теле почетный символ сильного, выносливого человека.
Один из воров признался тюремному врачу, профессору Чезаре Лонброзо: «Татуировка для нас, что фрак с орденами, чем больше мы татуированы, тем большим значением пользуемся среди товарищей. Наоборот, нетатуированный не пользуется никаким влиянием; его не считают за порядочного мошенника, и он не пользуется уважением шайки».
Для преступника татуировка — своеобразный тайный язык, необходимый ему для общения с себе подобными как на свободе, так и в местах ее лишения.
Выработка символики преступного мира диктовалась необходимостью.
Общий психологический и эмоциональный настрой осужденных объединяет их в группы по определенным признакам – длительное пребывание в местах лишения свободы, недовольство режимом, количество судимостей, однородность совершенных преступлений, возраст, землячество и т.п.
У осужденных одной группы формируется ощущение связи и взаимной близости, что усиливает влияние группы на личность, рождает готовность ее членов принять общие социальные (точнее асоциальные) установки и ориентации. Одним из элементов отношений осужденных в таких группах является самоутверждение.
Внешне оно может демонстрироваться татуировкой, понятной другим осужденным и оказывающей на них определенное психологическое воздействие.
Рисунок татуировки, его смысловое значение вырабатывалось не сразу. К началу 20 века (более ранние научные данные отсутствуют) татуировка судимых стала своеобразным иероглифическим письмом с условными правилами и формами.
К этому времени определились знаки, символы. Татуированный символ, рисунок – это материальный, чувственно воспринимаемый знак, условно отсылающий к обозначаемому предмету, явлению, которые должны восприниматься непосредственно теми, для кого они предназначены.
Татуировка служит для передачи мысли индивида, его социальных установок и ценностных ориентаций.
За каждую свою татуировку ее владелец несет ответственность перед своими «друзьями» за право носить ее. Если осужденный татуирует себе рисунок или символ, не соответствующий его преступлению или характеру, то его наказывают за это, а татуировку сводят самым безжалостным образом, например, сдирают наждачной бумагой, выжигают и пр.
Значительная часть татуировок наносится до совершения преступления, т.е. на свободе. Причины нанесения татуировок — это следствие контактов с ранее судимыми и могут отражать асоциальные установки личности.
Так, из общего числа лиц, татуируемых до осуждения за совершения преступлений – более 80% были знакомы или находились в дружеских отношениях с ранее судимыми, причем каждый второй именно у них узнал о символике наносимых рисунков и надписей.
Анализ татуировок показывает, что осужденные время от времени видоизменяют трафареты (рисунки, по которым в дальнейшем производятся татуировки). Поэтому однозначную расшифровку рисунка дать, как правило, трудно. Однако исследовательская работа позволила выявить общие признаки.
Техника татуировки. Существует несколько способов нанесения татуировки. Самым простым можно назвать способ, где связанные вместе на палочке или спичке 2-3 иглы обмакиваются в тушь и затем ими прокалывают кожу по заранее нанесенному рисунку – трафарету. (В условиях следственного изолятора иглы заменяются проволокой от швабры, крепежными скобками от тетрадей, которые затачиваются о стену. Тушь заменяют сажей, смешанной с сахаром и пеплом, разведенными в моче). Иногда используют цветные пасты от шариковых авторучек, растолченный порох, который втирают в проколы.
Спрос на татуировку породил более совершенную технику, более сложные инструменты в виде штампов. «Специалист» по татуировке наносит рисунок на доску, а затем по контуру рисунка в нее вбиваются иглы или иные колющие предметы. Штамп накладывается на выбранный участок тела, резким вдавливанием прокалывается кожа и таким образом наносится рисунок. После этого втирается красящее вещество. Таким штампом может пользоваться большое количество людей.
Осужденными для нанесения татуировки могут использоваться механические бритвы. Таким приспособлением татуировка делается значительно быстрее, более четко, появляется возможность делать полутона.
Аутотатуирование (самотатуирование) наблюдается редко. Обычно делать татуировку предоставляют другим лицам, которые это умеют и которым за это платят.
В настоящее время вне мест заключения под стражу татуировку можно сделать и у профессионалов в салонах красоты с использованием специальных красителей и средств нанесения, однако это довольно дорого.
2.По виду изображения и смысловому значению татуировки делят на следующие группы:
1) Даты, цифры, отдельные сочетания букв, слова.
Примечание: Данные надписи могут означать год рождения, год вынесения приговора и другие важные даты жизни, фамилию, имя носителя татуировки или любимой женщины.
2) Тексты (аббревиатуры, иноязычные слова и выражения).
1) Кроме рисованных изображений часто татуируются буквы в виде аббревиатур, имеющих свое символическое значение.
БОГ – «был осужден государством», «будь осторожен, грабитель», «буду опять грабить»; БОСС – «был осужден советским судом»; ВОЛК – «вору отдышка, легавым крышка»; ЖУК – «желаю удачных краж»; ЗЕК – «здесь есть конвой»; ЗЛО – «за все легавым отомщу», «завет любимого отца»; КОТ – «коренной обитатель тюрьмы»; ЛЕБЕДИ – «любить ее буду, если даже изменит»; ЛОРД – «легавым отомстят родные дети», «люблю один родимый дом»; НЕБО – «не грусти, если будешь одна»; НКВД — Нет Крепче Воровской Дружбы; СЛОН – «с малых лет одни несчастья», «смерть легавым от ножа»; МИР – «меня исправит расстрел»; ТУЗ – «тюрьма учит закону», «тюрьма уже знакома»; УТРО – «ушел тропой родного отца»; ЮГ – «юный грабитель» и т.д.
2) Наносятся татуировки в виде аббревиатур часто на кистях рук, других частях тела, некоторые на ногах.
3)Известны татуировки в виде изречений.
Например: «Не забуду мать родную!», «Не забуду родимый дом».
4) Иногда татуируются изречения на иностранных языках.
3) Рисунки с открытым смыслом (характер украшения).
4) Условные знаки — символы, рисунки со скрытым смыслом.
Примечание: По содержанию татуировки можно также классифицировать, как орнаментальные, профессиональные, художественные, порнографические, религиозные, исторические, событийные, символические, аббревиатуры и шутливые.
3.Перстневые татуировки:
Примечание: Большую ценность представляют перстневые татуировки, отражающие преступную направленность их носителя либо вид совершенного им преступления.
ЗК тату: каталог татуировок и их значение (76 шт)
Во многих криминальных мужских татуировках фигурируют женщины. При этом рисунок совсем не обязательно символизирует любовь или лирические чувства.
Каталог криминальной татуировки
Для уголовной живописи характерно отсутствие смысловой привязки к рисунку или тексту. Полуобнаженная женщина с цветком может символизировать жестокость, благозвучное «БОГ» означает «был осужден государством», а наколка кота указывает на «коренного обитателя тюрьмы».
Здесь приведен классический каталог татуировок, которые чаще всего встречались среди профессиональных уголовников.
Значение татуировок
1. Полуобнаженная женщина в гусарском одеянии, сидящая на пушке с горящим факелом в руке. «В мире прекрасны два явления — любовь и смерть». Символизирует верность женщине и скрытую угрозу мести за измену. Наносится на грудь или спину.
2. Обнаженная женщина, привязанная к пылающему столбу. «Смерть за измену». Означает, что носитель наколки был осужден за убийство женщины. Поленья могут означать срок наказания. Место татуировки — грудь, бедро.
3. Палач, казнящий обнаженных женщин. Татуировка иногда дополняется аббревиатурой «БОГ» (см.). Символизирует ненависть к законам и админорганам.
4. Женщина и дьявол. «Любовь и ненависть (добро и зло) всегда рядом». Означает, что владелец татуировки попал в места лишения свободы из-за женщины. Наносится на грудь или бедро.
5. Женщина на крыльях. Татуировка небольшого размера, наносится на запястье. Символизирует удачу, фарт, случайное везение. Чаще всего встречается у воров.
6. Обнаженная женщина с горящим факелом в руке, тюремная решетка, змея, крест, человеческий череп, топор, деньги. «Ничто не вечно в этом мире». «На все воля Божья». Татуировка лагерного авторитета. Может сопровождаться текстом о бренности мирского существования. Наносится только на грудь.
7. Фрагмент колючей проволоки. Обобщенный символ, указывающий на то, что владелец татуировки прошел исправительно-трудовое учреждение. Наносится на запястье.
8. Палач с топором, полуобнаженная женщина, плаха. Татуировка встречается у лиц, осужденных за убийство родственника (или родственников). Вторичное значение — «Смерть изменнице». Наносится на грудь.
9. Средневековый шлем. Символ борьбы, братства, решимости. Вначале наносился лишь на запястье, теперь встречается на плече и бедре. Указывает на вора или грабителя.
10. Штык. Старейший символ воровского мира. Символизировал угрозу, предостережение, силу. Наносился на запястье, предплечье, иногда на бедро. Татуировка встречалась среди рецидивистов. Сегодня наблюдается крайне редко.
11. Обнаженная женщина, распятая на кресте с надписью «Аминь». «Я сполна отомстил за измену». Абстрагированный символ мести (не обязательно женщине). Наколка наблюдается среди воровских лидеров и наносится на грудь или бедро.
12. Тюремная решетка, роза и кинжал. Хозяин наколки отбывал срок за хулиганство в воспитательно-трудовой колонии. Наносят на предплечье или плечо. Если кинжал и роза без решетки — «Кровь за измену».
13. Голова девушки. «Совершеннолетие встретил в ВТК». Место татуировки — плечо, реже — грудь.
14. Обнаженная женщина на крылатом колесе. «Колесо фортуны». Символизирует веру в удачу. Наносят на грудь.
15. Череп, пробитый кинжалом, роза, змея, обвивающая кинжал. Воровской символ. «Наша жизнь — борьба». Корона над змеей указывает на татуировку воровского авторитета — вора в законе, положенца, смотрящего. Встречается на плече, реже — на груди.
16. Крест с цепью. Выкалывается в верхней части груди и указывает на веру в свой рок. Если крест изображен в виде трефовой масти, то хозяин наколки — вор.
17. Обнаженная женщина, обвитая змеей, с яблоком в руке. Библейский сюжет о змее-искусителе. «На преступление толкнула женщина». «Женщина-искуситель». Наносится на грудь, плечо. Татуировка иногда встречается среди пассивных гомосексуалистов (обычно на спине).
18. Рука с тюльпаном, обвитая колючей проводкой. «В ВТК встретил 16 лет». Место татуировки — плечо.
19. Руки в кандалах, держащие розу. «18 лет встретил в ВТК» (кандалы символизируют «полноценного уголовника»). Наносят на плечо.
Две последние татуировки распространены также среди женщин.
20. Русалка на якоре. Встречается у моряков и у лиц, отбывавших наказание за изнасилование или развратные действия. Реже наблюдается у пассивных гомосексуалистов. Татуировка наносится на грудь или спину.
21. Вилы. Один из старейших преступных символов России. Сначала он служил отличительным знаком крупных малин и воровских авторитетов. Его оставляли на тюремных стенах, используя как средство связи. Позже стал наноситься на плечо, бедро или предплечье. Символизирует угрозу, силу. Сейчас встречается редко.
22. Восьмиконечная звезда. Татуировка лагерных авторитетов — воров в законе, отрицал, паханов. Наносится под ключицу.
23. Полуобнаженная женщина, сидящая на магическом шаре. Над головой — полумесяц. Символизирует веру в потусторонние силы. Наносится на грудь или спину. Встречается у мусульман и евреев.
24. Медведь, держащий средневековый топор с изображением трефовой масти. Указывает на медвежатника — взломщика. Может также означать, что осужденный отбывал наказание на «лесоповале» — в ИТУ, специализирующихся на заготовках леса. «Закон — тайга, черпак — норма, медведь — прокурор».
25. Скрещенные стрела и ключ. Символ квартирного вора — домушника. Наносится на предплечье или бедро.
26. Женщина с обнаженной грудью и прижатым к губам указательным пальцем. «Silentium!» — «Молчание!» Символизирует недоверие к женщине. «Пока в миру существуют женщины, тайн не будет». Наносится на грудь.
27. Звезда Давида, обвитая крылатой змеей. Владелец татуировки — еврей и принадлежит к крылатым — лагерным авторитетам.
28. Сабля без ножен. Татуировка символизирует агрессивность и тайную угрозу. Наносится на предплечье, запястье. Сабля в ножнах означает, что уголовник «завязал». Встречается очень редко.
29. Надпись Hoc est in votis. «He люби деньги — погубят, не люби женщин — обманут, а люби Бога (или свободу)».
30. Женщина, пистолет, деньги, бутылка, шприц, нож, карты. «Вот, что мы любим» или «Вот, что нас губит». Символизирует разгульную жизнь, расточительство.
31. Лев в окружении средневекового оружия — меча, топора, лука, стрел, булавы. Символизирует силу и власть. Лежащая перед львом книга означает мудрость. «Жесток, но справедлив». Татуировка авторитетов. Наносится почти всегда на грудь.
32. Летящий демон. Рисунок может дополняться надписью «Fatum» (рок). Наносится на грудь и означает жестокость. «Мой бог — злой Демон». «Грехи оплатит сатана». Встречается у быков, бойцов, отрицал.
33 и 34. Татуировки наркоманов. Джинн, вылетающий из кувшина. Наносится на грудь, плечо или переднюю часть бедра. Паук в паутине может выкалываться на голове под волосами. Паук без паутины означает карманника.
35. Три карты, пробитые стрелой. Нательный знак карточных шулеров.
36. Орел на вершине горы. Символ власти и свободы. Татуировка лагерных авторитетов.
37. Черт. Наколка относится к так называемым «оскалам» и символизирует ненависть к административным структурам. Наносят на грудь. Сопровождается текстами антигосударственного содержания.
38. Амур с луком, змей-искуситель, голуби, пробитое стрелой сердце. Художественная татуировка. «Искушен тобой навеки». Наносится на грудь или спину.
39. Дракон, летящий над замком. Татуировка встречается у расхитителей государственной или коллективной собственности, «цеховиков». Означает также полную конфискацию имущества. Наносится на грудь и спину.
40. «КОТ — коренной обитатель тюрьмы». Изображение кота наносят рецидивисты, сравнивающие себя с этим животным. В кошке сочетаются гордость и привязанность к дому (дом вора — тюрьма). Рисунок может сопровождаться текстами типа «И вот я дома».
41. Символ власти фараона. Сначала встречалась лишь у лагерных авторитетов. Затем татуировку стали накалывать воры, перепродающие краденые вещи. Сейчас встречается редко. Наносилась на руки.
42. Горящее распятие с женщиной. «На преступление толкнула женщина». «За измену отомщу». «Осужден за убийство женщины».
43. Бегущий олень. «Я родился свободным и умру свободным». Наносится на грудь и указывает на склонность к побегу.
44. Рыцари. «Сила и верность». Наносится на грудь.
45. Ковбой с голой девушкой на коне. Рисунок может сопровождаться аббревиатурой «ОМУТ» («От меня уйти трудно»). Означает склонность к риску и авантюрам. Татуировка наносится на грудь.
46. «Cowgirle» — девушка-ковбой. «Миром правит золото и дерзость». Распространена среди злостных нарушителей лагерного распорядка.
47. Женщина, роза, кинжал. «Месть за измену». Место татуировки — предплечье.
48. Женщина со шпагой, нанизывающая сердца. «Разбила сердце». «Сердцеедка». Татуировка посвящена даме сердца и наносится на грудь или бедро. Встречается также У женщин. Число сердец указывает на количество покоренных мужчин.
49. Женщина в подкове, обвитой колючей проволокой. «Тюрьмой обязан женщине».
50. Рука в кандалах, сжимающая нож. «Руку — вору, нож — прокурору». «Меня исправит расстрел». Символизирует жестокость, насилие. Наколка встречается у отрицал, паханов.
51. Крест, объятый пламенем, с надписью «Верь в Бога, а не в коммунизм». Политическая татуировка. Как правило, ее наносили политзаключенные (см. главу «Политические татуировки»).
52. «Вот что от нас осталось». Владелец татуировки мною лет провел в тюрьмах и лагерях (число колючек на проволоке может указывать на исправительно-трудовой стаж). Вторичное значение татуировки — «За все легавым отомщу». Встречается на груди и спине.
53. Зэк, плачущий за решеткой. «Будь проклят тот о г века и до века, кто тюрьмой решил исправить человека». Наносится на грудь или спину. Как и предыдущая наколка, указывает на лагерного старожила.
54. «Ну, мент, погоди!» Карикатура на сотрудника милиции. Часто волка изображают в форменной фуражке, кителе и с портупеей. Наносится на бедро и поясницу.
55. Пляшущие скелеты. Символизирует риск, бесстрашие, презрение к смерти. Впервые татуировка появилась в Мексике и была «импортирована» в Советский Союз в 60-х годах. Место наколки — плечо или грудь.
56. Нептун. Сила и власть. «Жалость к человеку унижает вора». Рисунок встречается и у моряков.
57. Индеец. «Лишен гражданских прав». Подобные татуировки наносили политзаключенные и диссиденты.
58. Парусник. «Вечный бродяга» или «Вечный странник». Указывает на гастролера. Белые паруса означают вора, черные — гопника. Иногда число мачт указывает на количество судимостей. Наносится на грудь и бедро.
59. Дерущиеся быки. «Кто сильнее, тот и прав». Символизирует агрессию, борьбу за власть. Наносят лагерные авторитеты. Рисунок может сопровождаться текстом. Место татуировки — грудь.
60. Голова тигра. «Жестокость и ярость». Носителями татуировки выступают быки и бойцы (лица, чинящие физическую расправу по приказу вора в законе). Встречается на груди и плече.
61. Латинская буква «D», тигр, держащий в лапе череп, корона, пиковая масть. Символизирует насилие. Татуировка характерна для гопников.
62. Гладиатор. Наносится быками и бойцами. Чаще всего — на грудь. С меча может стекать кровь, что указывает на бойца со «стажем».
63. Пират с ножом в зубах. На ноже надпись «ИРА» («Иду резать активистов»). Татуировка встречается у отрицал. Лагерный актив — Служба внутреннего порядка («СВП»). Эту службу отрицалы называют «Сука вышла погулять» и «Суке вышла половина» (досрочное освобождение).
64. Руки в кандалах, сжимающие крест с распятием Иисуса Христа. Символизирует веру в блатное братство, преданность воровскому делу.
65. Монах с гусиным пером. Указывает на «писаря» — карманного вора, совершающего кражи с помощью остро-заточенных предметов — бритвы, монеты, кольца.
66. Орел с чемоданом в когтях. Означает гастролера. Если в лапах женщина — «Осужден за изнасилование». Наколка может свидетельствовать о склонности к побегу.
67. Женщина со змеей на шее. Подразумевает жестокость и насилие. Встречается у восточных народов.
68. Наполеон. Символ власти и авантюризма.
69. Жук. «Желаю удачной кражи». Татуировка воров-карманников. Она наносится между большим и указательным пальцами. Вместо жука может изображаться паук без паутины или блоха.
70. Рука с кинжалом, пронизывающая дьявола. Наколка антисемитов. «Бей жидов, спасай Россию!», «Убийство еврея не преступление, а очищение мира от посланников Сатаны». Подобные татуировки считались политическими и уничтожались.
71. Черт с мешком. «Было счастье, да черт унес». Владелец татуировки имеет большой воровской опыт.
72. Женщина с обнаженной грудью. На груди — амулет в виде буквы «М» и короны. «Месть за измену». Символизирует агрессивность, насилие, жестокость.
73. Плачущая муза. Татуировка символизирует скитание, непризнанный талант, разочарование. Встречается также у женщин.
74. Грифон. «Хранитель тайн». Распространен среди восточных народов.
75. Север — «Отбывал наказание на Севере».
76. Орел меж двух деревьев разных климатических поясов. Означает вора-гастролера и склонность к побегу. Череп в когтях символизирует насилие.