Как защитить тату авторским правом

А как авторское право на татуировку работает “на теле”?

Что из себя представляет татуировка, вне зависимости от того, временная она, или постоянная? Люди зачастую наносят татуировки на свое тело больше для эстетических целей, хотя “чужая душа потемки”, и точно наверняка гадать не имеет смысла. Но дело в том, что – как бы это странно не звучало – “носители” татуировок уж точно не думают об авторских правах на рисунки, нанесенные на кожи.

Татуировки – дело личное. Мастер, который наносит эти татуировки, в большинстве случаев, тоже вряд ли думает об авторских правах. Но что, если какую-либо татуировку будет носить известная личность? Какую-нибудь оригинальную? Ведь поклонники тоже могут захотеть носить такую же татуировку. А если монополией на такую татуировку будет обладать только один субъект? Это ведь разбогатеть можно: запретить другим бить такую же тату или только по лицензии. Для кого-то, особо не искушенного, это может звучать как бред. Но это только “цветочки”.

В США суд рассматривает дело относительно авторских прав на татуировки. И не важно, что “носители” этих татуировок абсолютно убеждены, что ношение ими татуировки и использование своей личности в коммерческих целях никоим образом не нарушает авторские права на татуировки. Предприимчивые бизнесмены собрали пул мастеров татуажа, оформили права на рисунки и подали в суд на производителей компьютерной игры – татуировки показываются, рисунки являются результатом интеллектуальной деятельности, значит нужно получать для этого лицензию.

Читайте также:  Эскизы тату футбольная тематика

Сказать что продюсеры игры и сами “носители” татуировки были “несколько удивлены”, это значит не сказать ничего. Более того, суд не отклонил иск и рассматривает его. Ответчики не смогли отклонить иск. Даже не смотря на то, что пригласили звезду баскетбола Джеймса ЛеБрона, татуировки которого и стали “яблоком раздора”. Если истцы выиграют дело, производителям игр придется очищать права на татуировки, которые носят участники игры или действия. Это может показаться абсурдом. Хотя бы для Джеймса ЛеБрона.

James LeBron

В суде он заявил, что татуировки это часть его личности, самоидентификации или самореализации, или самовыражения, если хотите. Проще говоря, татуировка – часть его самого. Не просто так он набил себе определенные тату, это ведь не “переводилка” какая-нибудь на две недели. Он появляется с этими татуировками на публике, фотографируется с ними, ведь публика, как минимум, в какой-то степени, ассоциирует татуировки именно с ним. Поэтому, по его логике, он имеет полное право выдавать разрешение – не лицензионное соглашение на интеллектуальную собственность – а на использование его личности определенным способом. Это если вкратце.

Что на это ответил истец? Все очень “просто”. Нанесение татуировки на кожу затрагивает два аспекта – 1) вопрос авторских прав, и 2) личных прав. Именно эти два вида прав и определяют способы дальнейшего коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности (рисунок нанесенной татуировки) на образе известной личности. Забегая немного вперед, и упрощая изложение позиции истца, рисунок татуировки является охраняемым законом объектом интеллектуальной собственности, а человек – носителем копии этого объекта, пускай и с неотъемлемыми личными правами на коммерческое использование своего образа.

Если учесть, что Джеймс ЛеБрон “засветил” свои тату не только в видеоиграх, а еще и в различных шоу, то вопрос с авторским правом на тату, которые он носит, может стать очень актуальным. В суде он заявил: “Я полагаю, что мои татуировки являются частью моего тела и моего образа, у меня есть полное право на то, чтобы люди или компании могли демонстрировать мои татуировки, показывая как я выгляжу.”

“Я всегда полагал, что имею полное право разрешать (то есть выдавать лицензии) использовать свой образ (то есть включая татуировки) другим людям для различных товаров, телевизионных выступлений, и других видов креативных произведений, как, например, видео игры.” “За 15 лет, что я профессионально играю в баскетбол, это первый случай, когда кто-то считает, что я не имею право лицензировать свой образ без получения разрешения мастера тату, который и набил мне мои татуировки. Ни один из мастеров тату никогда не говорил мне, что я должен получать их разрешение на показ моих тату, даже тогда, когда всем было ясно, что я баскетбольный игрок, широко известный публике.”

Ответчики в свою очередь упирали на то, что использование татуировок в игре было de minimis и являлось добросовестным использованием. Более того, они поставили под сомнение саму оригинальность татуировок. Адвокат ответчиков полагает, что это “дело о защите личной свободы и свободы выражения”, но никак не авторского права. К примеру, Джеймс ЛеБрон вообще позаимствовал одну из своих татуировок (изображение льва) с колоды карт, которую он увидел в одном из отелей, где он когда-то останавливался. Он пришел к мастеру и указал, что и как ему набивать – тонкий намек на трудовые отношения.

Теперь возвратимся к позиции истца. Два вида прав – личные и авторские. Личными правами их субъект может распоряжаться как угодно: разрешать использовать свой образ в коммерческих целях, или запрещать. Тем не менее, часть этого образа – изображение татуировки – является результатом интеллектуальной деятельности и объектом авторских прав, который соответствует всем требованиям закона для получения защиты. Свой образ субъект может использовать как угодно, а вот нарушать авторские права противоречит закону. Значит одного согласия субъекта на использование его образа недостаточно. Ведь без татуировки и образ уже не тот.

Eric Bledsoe

Причем, авторское право на татуировку принадлежит тому, кто ее придумал. Это не обязательно должен быть мастер. Мастер может придумывать свои татуировки, или только набивать тату, придуманные кем-то еще, но контроль над конечным результатом (то есть копией результата интеллектуальной деятельности) и права на него сохраняет его автор. Таким образом, когда, например, Джеймс ЛеБрон выдал разрешение на использование своего образа (включая его татуировки), он не мог разрешить использовать коммерческим образом некоторые свои татуировки, так как не являлся собственником прав на них. Универсальное правило – нельзя передать то, чего нет.

Как защитить авторские права: 9 способов

Справочная / Авторские права

Как защитить авторские права: 9 способов

Привычный контент — тексты, фото, видео, дизайн и программы — это произведения. Создателям произведений принадлежат авторские права: указывать своё имя, получать деньги за публикацию и некоторые другие по ст. 1255 ГК РФ.

Чтобы считаться автором, не нужно оформлять специальные документы — ст. 1259 ГК РФ. Доказательства понадобятся, только если контент кто-то украл или возник спор об авторстве.

Доказывать, что автор именно вы, можно любыми способами — так пояснил Верховный суд в п. 110 Постановления № 10 от 23.04.2019. Но лучше заранее зафиксировать авторство и дату создания.

Мы собрали известные способы фиксации авторства на контент и программы. Посмотрите, что получилось.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба — онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО. Сервис подготовит отчётность, посчитает налоги и освободит время для полезных дел.

1. Ставить имя и дату на каждом экземпляре произведения

Человек, имя которого указано на произведении, считается автором, пока это не опровергнуто другими доказательствами — ст. 1257 ГК РФ. Такой способ фиксации авторства слаб, но в спорах он иногда работает сам по себе.

Фотограф сделал репортажную съёмку с корпоративного футбола охранного агентства. Съёмку ему заказал предприниматель, у которого был договор с охранным агентством. В итоге вышло так, что агентство разместило фото на своём сайте, но денег фотограф ни от кого не получил. Пришлось обращаться в суд для компенсации за использование фото без договора.

Суд взыскал с агентства компенсацию, потому что на каждом фото значилось имя фотографа как автора — дело № 33-9072/201.

К имени и дате можно добавить знак копирайта © и текст с разрешением или запретом перепечатки — ст. 1271 ГК РФ. Копирайт ставят на фото, макете, под текстом, в конце видео, в подвале сайта.

Имя и знак копирайта нельзя удалять. Если кто-то замазал в фотошопе символ © или поставил чужое имя под текстом, можно идти в суд за компенсацией по ст. 1300 ГК РФ.

2. Депонировать произведение

Депонирование работает так. Автор передаёт копию произведения специальной организации. Взамен получает сертификат с датой передачи и указанием себя автором. В случае спора предъявляет свидетельство, а депозитарий показывает копию произведения. Способ подходит для текстов, фото, рисунков, логотипов, видеороликов, программного кода и сайтов целиком.

Депонированием занимаются Российское авторское общество и Копирус. Это аккредитованные государством организации. Есть ещё частные депозитарии, некоторые предлагают депонировать контент онлайн.

Депонирование — платная услуга. Цена регистрации одного произведения от 250 до 3 500 рублей — зависит от депозитария. Поэтому у депонирования есть смысл, если считаете, что контент ценный и его точно украдут.

Владелец и автор контента интернет-магазина одежды депонировала сайт. Когда дизайн и промоматериалы скопировали, смогла отсудить компенсацию. Помогло свидетельство — дело № 44г-46/2019.

3. Заверить у нотариуса дату и подпись на экземпляре текста

У нотариусов есть услуга — заверение подлинности подписи на документе. Автор приносит распечатку текста, ставит подпись и дату, нотариус заверяет. Таким заверенным экземпляром можно доказать, что скопированный текст автор создал раньше нарушителя. Стоимость услуги в среднем 1500 рублей.

Но не каждый нотариус согласится визировать подпись под текстом для лендинга или статьёй в блог. Отказ объясняют тем, что обычный текст на бумаге — это не документ. А в Законе о нотариате прямо сказано, что свидетельствуется подпись именно под документом. Поэтому подходящего нотариуса придётся искать.

4. Письмо себе

Автор ставит подпись с датой на экземпляре произведения и отправляет почтой самому себе. Полученный конверт не вскрывается. В случае спора почтовый штемпель подтверждает, что произведение создано до даты отправления.

Это почти бесплатно — деньги нужны только на почтовое отправление.

Почтовый способ подходит для произведений, которые можно вынести на бумагу или записать на диск. Но оппонент в суде может говорить, что конверт вскрывали или почтовый штемпель подделали. Тогда понадобится экспертиза или дополнительные доказательства.

5. Публикация в соцсетях и блогах

Фото, тексты и видео выкладывают под своим аккаунтом в соцсетях, блогах или на специальных сайтах типа Проза.ру или GitHub. Для надёжности лучше добавить подпись и символ ©.

Сервер Проза.ру заключает с автором договор-оферту на бесплатное предоставление места для публикации текста или изображения и выдаёт свидетельство с номером.

Личные данные из профиля и дату публикации суды принимают в подтверждение авторства контента наряду с другими доказательствами. Правда, получится, что произведение обнародовано. Поэтому способ не подходит, если автор не хочет показывать свою работу.

У фотографа стащили фото местного железнодорожного вокзала для иллюстрации текста об услугах компании на сайте. Доказать авторство в суде в споре за компенсацию помогла публикация фото в профиле Вконтакте — дело № 33-2098/2018.

В другом деле фотограф подтвердил авторство украденных агентством недвижимости фото пляжа публикацией в фотоблоге со знаком Copyright © — дело № 2-2531/2016.

6. Залить произведение на облачное хранилище

Когда пользователь регистрируется в облачных хранилищах наподобие Яндекс.Диска, он указывает имя, телефон или электронную почту. При загрузке файла в хранилище фиксируется дата. Имя пользователя и дата подтверждают авторство.

Для суда понадобится принести протокол осмотра нотариусом страницы сервиса. Такая услуга нотариуса стоит примерно 7 000 рублей за страницу. В случае выигрыша суд обяжет ответчика возместить эти деньги.

Телеканал показал видеоролик без разрешения и указания автора. Автор доказала, что спорное видео принадлежало ей раньше показа в эфире с помощью единственного доказательства — протокола осмотра сайта Яндекс.Диск — дело № 33-28581/2017.

7. Хранить исходники

Способ подходит для фото, видео, дизайн-макетов. Главное здесь — сохранить необработанный объект, желательно с датой и подписью автора.

Например, для фотографий сохраняют исходники в формате RAW с указанием в метаданных времени съемки, модели камеры и имени фотографа. Для дизайна — рисунки от руки или, например, в формате PSD.

Текстильная фабрика вырезала из детской книги изображения котов и разместила их на ткани. Автор книги и иллюстраций не давала на это согласие и пошла в суд за компенсацией. Суд принял в доказательство авторства рисунки котов — дело № 33-21698/2019.

8. Договоры на создание произведения

Текст, макет или программу на заказ автор создаёт на основании договора. Такой договор вместе с актами и техзаданиями можно предъявить суду — там имена и даты.

Сценарист спорил в суде с кинокомпанией об указании себя соавтором в титрах к сериалу. Авторство помог доказать договор авторского заказа на создание литературного сценария к сериалу и акт выполненных работ — дело № 11-35888/2013.

9. Зарегистрировать программу в Роспатенте

Программы и базы данных авторы по желанию регистрируют в Роспатенте по ст. 1262 ГК РФ.

Для этого подают заявку и депонируемые материалы с рефератом. Орган вносит программу в Реестр и выдаёт свидетельство о государственной регистрации. Считается, что сведения в Реестре достоверны, пока не появятся доказательства, что код написали не вы.

Услуга регистрации для граждан стоит 3000 рублей.

Чтобы потом продать права на такую программу понадобится перерегистрация в Роспатенте на нового правообладателя.

Разработчики создали программу для электронного учёта транспортных средств и оформили регистрацию.

Демоверсию показали ГИБДД. После теста ГИБДД отказались покупать лицензию, но разместили аналогичную программу на своём сайте. Добиваться удаления программы и выплаты компенсации пришлось в суде.

Авторство кода разработчики подтвердили с помощью данных из Реестра. Для доказывания плагиата сделали экспертизу — дело № 11-36905/2013.

Оцените статью