Рабочая программа Татарский язык и литература. 5класс. Р.Р.Шамсутдинова и др. К.: 2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Сведения о программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа
Программы для образовательных организаций общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) Авторы:Р.К.Сагдиева, Р.М.Гарапшина, Г.И.Хайруллина 5-9 классы. Казань. « Магариф-Вакыт» 2017г.
Сведения об УМК
Татар теле. Татарский язык 5 класс Р.Р.Шамсутдинова, ГК.Хадиева, Г.В.Хадиева.Учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной),Казань:»Магариф –Вакыт»-2017
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;
интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
8. Смысловое чтение.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем
11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
13.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
1. владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
2. опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
— анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Основное содержание учебного предмета
Основное содержание учебного предмета
1.Повторение пройденного в 4 классе (4часа)
2.Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.(28 часа)
Общее понятие о фонетике и орфоэпии.
Органы речи. Образование звуков
Гласные и согласные звуки
Гласные звуки. Их произношение. Закон сингармонизма.
Гласные звуки. Их произношение. Закон сингармонизма.
Согласные звуки, их произношение. Изменение в речи согласных звуков.
Согласные звуки, их произношение. Изменение в речи согласных звуков.
Согласные [къ ],[к ], [гъ ].[г ],
Согласные [h] и [x].
Согласные [w] и [в ]
Контрольный диктант « Старательная Галия »
Работа над ошибками. Согласные [н ] и [ ң ]
Буквы гласных звуков. Графика и орфография
Буквы гласных звуков. Алфавит.
Р/рПодготовка к написанию изложения “Берегите глаза.”
Р/рНаписание изложения”Берегите глаза.”
Работа над ошибками.Буквы гласных звуков.
Буквы согласных звуков. Буква в
Фонетический анализ слова.
Контрольный диктант “Караидель”
Работа над ошибками. Правописание слов.
Наша проектная работа. Составление орфографического словаря.
3. Лексикология (16 часов)
Понятие о лексике и лексикологии
Общеупотребляемые слова.Многозначные и однозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Синоним. Антоним. Омоним.
Р/р Подготовка к написанию сочинения “Помогаем зимующим птицам”
Р/р Написание сочинения“Помогаем зимующим птицам”
Работа над ошибками. Словарный состав татарского языка по порисхождению.
Словарный состав татарского языка по применению.
Словарный состав татарского языка по применению.
Обобщение и систематизация знаний по теме : “Лексикология”
Обобщение и систематизация знаний по теме : “Лексикология”
Рассказ о слове.
4. Состав слова и словообразование.(22 часов)
Корень и окончание.
Корень и окончание.
Контрольный диктант “Весна”
Работа над ошибками. Соединительные окончания.
Р /р Написание сочинения «Весенннее половодие»
Работа над ошибками. Модальные окончания
Корень и словообразование.
Переход одной части речи в другой.
Изменение значения слова.
Контрольный диктант «Лето»
Работа над ошибками. Словари и их применение.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Лексикология»
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа,
график контрольных работ
Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Количество часов в четверти
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
особенности структуры простых и сложных предложений;
интонацию различных коммуникативных типов предложений;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем селе, о своей стране и республике изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем),
передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного.
понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов и выделять для себя значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные.
читать аутентичные с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого государственного языка в этом мире;
приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, ознакомления представителей других стран, республик с культурой своего народа;
осознания себя гражданином своей страны, республики и мира.
Название раздела, тема урока
Количество часов по разделу
Повторение пройденного в 4 классе
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Общее понятие о фонетике и орфоэпии.
Органы речи. Образование звуков
Гласные и согласные звуки
Гласные звуки. Их произношение. Закон сингармонизма.
Гласные звуки. Их произношение. Закон сингармонизма.
Согласные звуки, их произношение. Изменение в речи согласных звуков.
Согласные звуки, их произношение. Изменение в речи согласных звуков.
Согласные [къ ],[к ], [гъ ].[г ],
Согласные [ h ] и [ x ].
Согласные [ w ] и [в ]
Контрольный диктант « Старательная Галия »
Работа над ошибками. Согласные [ н ] и [ ң ]
Согласный ( h әмзә) [ , ]
Буквы гласных звуков. Графика и орфография
Буквы гласных звуков. Алфавит.
Р/р Подготовка к написанию изложения “Берегите глаза.”
Р/р Написание изложения”Берегите глаза.”
Работа над ошибками.Буквы гласных звуков.
Буквы согласных звуков. Буква в
Фонетический анализ слова.
Контрольный диктант “Караидель”
Работа над ошибками. Правописание слов.
Наша проектная работа.Составление орфографического словаря.
Понятие о лексике и лексикологии
Общеупотребляемые слова.Многозначные и однозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Синоним. Антоним. Омоним.
Р/р Подготовка к написанию сочинения “ Помогаем зимующим птицам ”
Р/р Написание сочинения“ Помогаем зимующим птицам ”
Работа над ошибками. Словарный состав татарского языка по порисхождению.
Словарный состав татарского языка по применению.
Словарный состав татарского языка по применению.
Обобщение и систематизация знаний по теме : “Лексикология”
Обобщение и систематизация знаний по теме : “Лексикология”
Рассказ о слове.
Состав слова и словообразование.
Корень и окончание.
Корень и окончание.
Контрольный диктант “Весна”
Работа над ошибками. Соединительные окончания.
Р /р Написание сочинения « Весенннее половодие»
Работа над ошибками. Модальные окончания
Корень и словообразование.
Переход одной части речи в другой.
Изменение значения слова.
Контрольный диктант «Лето»
Работа над ошибками. Словари и их применение.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Лексикология»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Руководитель научно-методического совета_школы ________________/Курбанова Л.К./
Директор МБОУ СОШ № 8 г.Бирска ______________ /Ахмадиева А.Н./
Приказ №161-К от « 31» августа 2018 г.
по родной литературе (татарской) для 5 класса
на 2018-2019 учебный год
Составила учитель родного (татарского) языка и литературы
Абдуллина Ирина Аслямовна
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры предметов гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 8
Протокол № 1 от 24 августа 2018 года
Руководитель кафедры _____(Четверикова Н.А.)
Сведения о программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе программы по татарской литературе для 5-9 классов общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) под редакцией Хасановой Ф.Ф., и др., Казань, «Магариф – Вакыт»», 2017 г.
Сведения об УМК
Учебник «Татарская литература» 5 класс,1-2 часть, авторы Ф.Ф.Хасанова, Г.М.Сафиуллина, М.Я.Гарифуллина; Учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) , Казань, «Магариф – Вакыт»», 2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
8. Смысловое чтение.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
1. владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
2. опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
— анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должен знать, уметь:
-отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, картине, диафильму;
-ставить вопросы к предложениям, абзацам, смысловым кускам;
-подробно излагать содержание небольшого рассказа или отрывка повествовательного характера;
-пересказывать содержание прочитанного отрывка;
-составлять текст по аналогии;
-строить самостоятельно высказывания (5-7 фраз) по ситуации, теме, рисунку, диафильму, серии сюжетных картин, сдержанию прочитанных книг, на основе прошлого опыта;
-вести беседу, подавая реплики-стимулы и ответные развернутые реплики по предъявляемой теме, тексту или ситуации;
-выделять при устном высказывании из предложения важные по смыслу слова на которые нужно сделать логические ударения;
-правильно и полно воспринимать объяснения учителя;
-выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
-пересказывать текст с сокращением второстепенного материала;
-определять тему, основную мысль текса;
-делить текст на законченные части, озаглавливать их;
-составлять план текста;
-пересказывать прослушанный или прочитанный текст как в полной, так и в сжатой форме;
-пересказывать текст по плану;
-составлять текст из данных предложений и озаглавливать его;
-выделять главную мысль сообщения;
-строить сообщения по аналогии;
-составлять высказывания по ситуации, рисунку, теме;
-оценивать информацию, изложенную в тексте;
-описывать местность, обстановку помещения, явление природы;
-принимать участие вбеседе о прочитанных книгах, просмотренных теле- и кинофильмах, спектаклях, концертах, прослушанных радиопередач;
-составлять описание по картине, личным наблюдениям;
-составлять сочинение – повествование с элементами описания в стиле языка художественной литературы;
-составлять простой план к сочинению;
-подробно (устно и письменно) излагать повествовательный текст с описанием, рассуждением;
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— обнаруживать связь между героем художественного произведения и эпохой;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения.
Основное содержание учебного предмета
Основное содержание учебного предмета
Устное народное творчество (4 часа) Сказки, Татарские народные сказки «Белый скакун», Сказка “Падчерица ”, Сказка “Хитрая лиса”
Вдохнавляясь народным творчеством(2 часа) Г.Тукай. ”Лиса и виноград”, Г.Тукай. “ Лебедь, щука и рак”.
Богатство. Древняя литература.(1час) Кул Гали “Сказание о Юсуфе.”
Литература периода Казанского ханства.(1 час) Мухаммадьяр. “Рассказ”
Литература XIX века (2 часа) Каюм Насыйри жизнь и творчество, Творческая работа. Проект.;
Литература начала XX века, 20–30 годов XX века (3 часа) Г.Тукай «Водяная»; Г.Ибрагимов «Начало весны», М.Джалиль “ Ария Жик”;
Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет (7 часов) М.Джалиль “Красная ромашка”, “Песни мои ”, Ф.Карим “Дикие утки “,”За Родину”, Г.Кутуй “Тоска”, С.Хаким “Жеребенок”;Ф.Хусни “Кнут”, Наби Давли “Где находится счастье”, Фанис Яруллин “В голубом озере Луна купается”,
Писатели о Родине (5 часов) Наки Мсанбат “Моя страна”, Нажип Мадьяров “ К тебе приехал я, родная земля», Фоат Садриев“ О чем поет жаворонок ?” Резеда Валиева“ Ребенку природы” Мударрис Агълям “Красота всегда со мной”;
Переводы(1 час) Андрей Платонов “Дед Ягфар”;
Юмор в творчестве писателей (9часов) Творчества А.Гимадиева,Л.Лерон и Р.Миннуллина;
Шаукат Галиев. “Сверло”, Роберт Миннуллин. “Если бы меня было два.”,
Рафис Курбан. “Сам”, Алмаз Гимадиев. “ В гостях у Дианы”, Алмаз Гимадиев. “В гостях у Дианы”, Лябиб Лерон. “ Был бы я котом.”, Фанис Яруллин. “.Оставим песню”, Обобщение и систематизация знаний по теме: « Юмор поэтов»