«Часы сменят власть»: что носил на запястье герой маргинального русского рока Егор Летов
10 сентября все фанаты русского рока отмечают день рождения самого беззаветного советско-российского панка, героя маргинальных субкультур, «лидера сибирского андеграунда», основателя и фронтмена группы «Гражданская оборона», самобытного поэта Егора Летова, которому исполнилось бы 55 лет. При жизни (он умер в 2008 году) Летов часто был объектом скандальной газетной и телехроники, позволял себе шумные эскапады и совершенно не смущался обсценной лексики в своих текстах.
В юности Егора (настоящее имя его было Игорь) выгнали за неуспеваемость из ПТУ, и он подрабатывал дворником, штукатуром и даже малевал советские агитплакаты. Музыкой начал заниматься в 1983 году, а собственную группу (которую называл не только полным названием, но и сокращенным, еще более мрачным «ГрОб») основал в 1984. Чтобы никак не зависеть от властей (и потому, что власти не слишком-то одобряли его деятельность и даже запирали Егора в психбольницу) первые свои альбомы Летов записывал на квартирниках: несовершенный звук определил их своеобразную стилистику.
После развала СССР Летов стал посвободнее во всех смыслах слова. Он выпускал один альбом за другим, использовал в них мат и совершенно макабрические образы. Круг его поклонников постоянно рос – от протестно настроенных панкующих подростков до вполне себе зрелых людей, исповедовавших анархистские идеи или просто оценивших по достоинству летовский грубый, но внятный слог. «ГрОб» выпустил около десятка альбомов, которые не раз переиздавались.
В наше время летовское наследие переосмысливают, хотя и не всегда можно понять, как именно его оценить постфактум и какую философскую оценку дать его одновременно и депрессивному, и по-своему жизнеутверждающему творчеству. В 2018 году во время народного голосования о присвоении имен выдающихся россиян аэропортам в разных городах страны появилась инициатива назвать именем Летова воздушную гавань в его родном городе Омске. Однако поддержки инициатива не получила.
Позже предприниматель Александр Анисимов устроил на участке в селе Поповка Омской области частный аэропорт малой авиации и присвоил ему имя лидера «Гражданской обороны». Однако по решению суда этот аэропорт закрыли. Имени Летова остался только жук-пилоуса Augyles letovi, открытый ярославским ученым Алексеем Сажневым. Основателю «Гражданской обороны», как истинному панку, это наверняка понравилось бы.
У Летова были особые отношения со временем; образ часов (как единицы измерения времени, так и прибора для этого измерения) появляется в его стихах не раз.
Я слышу только ход часов, я вижу только сны
Ветра, часы и телефоны сменят власть.
Твое утраченное время не придет,
Оно чужое — у тебя лишь только имя свое.
У самого Егора не было никаких дорогих часов – в этом он был истинным панком. Однако несколько моделей он все же носил. Так, одной из его моделей была «подушка» советской марки «Ракета» — часы в характерном корпусе со скругленными ушками, которые он носил на кожаном ремешке. Другие, очень похожие часы Летова в сети атрибутируют как «Командирские-Амфибия». В определенном смысле эти часы были символом: изначально они создавались для профессиональных военнослужащих, в частности офицеров спецназа. Выбор такой ультрасоветской модели для панка Егора Летова, всегда остававшегося в презрительной оппозиции к режиму и государству в целом, выглядел иронией и вызовом.
На других фотографиях исполнителя с квартирников можно рассмотреть чрезвычайно популярные в 1980-1990-е годы японские электронные часы Casio. Можно сказать, что эти часы тоже были своего рода символом переломного постсоветского времени и поколения Летова и его слушателей.
Наконец, самой «конвенциональной» моделью из тех, в которых Летов появлялся на публике, были тоже японские – трехстрелочник Orient 3 Stars на металлическом браслете. В силу того, что эта недорогая модель в разных модификациях выпускалась буквально гигантскими сериями, она тоже стала по-своему культовой, в том числе и в России.
Различные отсылки в творчестве Егора Летова. Часть 1.
Собрал самые заметные отсылки к различной литературе, крылатым выражениям и лозунгам в песнях Егора Летова. Это будет, наверное, первая статья из цикла, посвященного жизни и творчеству лидера «Гражданской Обороны».
Итак, Егор Летов — советский и российский поэт и музыкант. Это для тех, кто живет в каменной башне на крайнем севере. Лично для меня Летов — это олицетворение вечной борьбы. Всю жизнь он боролся. С властями, с собственной нежеланной славой, со всем и всегда.
Творчество Летова — тот случай, когда автор вкладывает в произведение всю свою душу. Это искренность и честность. А также это множество непонятных на первый взгляд выражений, которые при детальном рассмотрении оказываются цитатами и отсылками к различной литературе и жизни тех или иных личностей. Именно это явление мы и рассмотрим подробнее.
«Русское поле экспериментов».
Начнем, пожалуй, с одного из самых масштабных творений Егора. Пройдемся по цитатам.
Центральное «Вечность пахнет нефтью» — это прямая отсылка к труду Бертрана Рассела, который в свою очередь ссылался на психолога и философа Вильяма Джеймса в «Истории Западной Философии». Вильям Джеймс описывал человека в своем произведении «Многообразие религиозного опыта». Этот человек, находясь под действием веселящего газа, утверждал, что знает «тайну Вселенной», но в обычном состоянии не мог вспомнить ее. Когда он попробовал записать ее, была записана фраза «Во всей вселенной пахнет нефтью» (в альтернативном переводе — «Повсюду пахнет нефтью»).
«Покончив с собою, уничтожить весь мир». Это своеобразные слова, появление которых объясняют совершенно по-разному. В основном ходит мнение, что Летов сослался на Курта Воннегута, который считал, что «Мир — это такая помойка, что слишком больно оставаться живым». Подтверждений этому мало. Сторонники этой теории утверждают, что сам музыкант объяснял эти слова так. Но какой-либо информации по этому поводу найти не получилось. Другая теория — это записка неизвестного самурая, которая была написана перед его смертью и содержала слова «Уничтожу весь мир!».
«На первое были плоды просвещения, а на второе — кровавые мальчики». Здесь нет сомнений насчет первоисточника. Когда слышишь эти слова, сразу на ум приходит крылатая фраза «И мальчики кровавые в глазах» из трагедии Пушкина «Борис Годунов». Конкретно:
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах.
И рад бежать, да некуда. ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
К слову, в пушкинской строке прилагательное «кровавый» не значит «окровавленный», а означает «багровый, цвета крови, красный». «Мальчики кровавые в глазах», вместе с тошнотой и головокружением указывают на болезненное физическое и моральное состояние.
«Искусство быть посторонним». Это отсылка к произведению «Посторонний» Альбера Камю. Повесть рассказывает нам о человеке, предпочитающем вести частную жизнь. Этот человек везде будто «посторонний». Летов выделил это явление, назвав его особым умением, «искусством».
Одно из самых известных и мелодичных произведений Летова, спетое а-капелла.
«Ходит дурачок по лесу / Ищет дурачок глупее себя». Истоки центральной фразы песни лежат в древнерусском заклинании «Ходит покойничек по кругу, / Ищет покойничек мертвее себя». Таким образом в песне проявляется некая русская напевность.
«Зубчатые колеса завертелись в башке». Данное выражение нас напрямую отсылает к новелле Рюноскэ Акугатавы «Зубчатые колеса», которая повествует нам о сходящем с ума некоем писателе. Героя произведения часто посещали странные галлюцинации:
«Мало того, в поле моего зрения я заметил нечто странное. Странное? Собственно, вот что: беспрерывно вертящиеся полупрозрачные зубчатые колеса. Это случалось со мной и раньше. Зубчатых колес обычно становилось все больше, они наполовину заполняли мое поле зрения, длилось это недолго, вскоре они пропадали, а следом начиналась головная боль — всегда было одно и то же».
«И на все вопросы отвечать: «Всегда живой»» — это своеобразная интерпретация известного любому советскому человеку лозунга «Ленин всегда живой».
«Не бывает атеистов в окопах под огнём» — аллюзия на распространенный афоризм «В окопах не бывает атеистов». Точное происхождение фразы остаётся неизвестным. Различные источники называют капеллана Уильяма Т. Каммингса, подполковника Уильяма Клира и подполковника Уильяма Кесси, афоризм также приписывается журналисту Эрни Пайлу.
«Невыносимая легкость бытия».
Само название песни уже отсылает нас к одноименному роману Милана Кундеры. Согласно Кундере, бытие полно невыносимой лёгкости, потому что каждый из нас живёт всего один раз. Значит, каждая жизнь несёт в себе таинственную случайность, каждое наше действие не может полностью предопределить наше будущее. Любой выбор не отягощён последствиями, а потому не важен. В то же время наши действия становятся невыносимыми, если задумываться об их последствиях постоянно, потому жизнь можно охарактеризовать как «Невыносимую лёгкость бытия».
Вся песня наполнена множеством аллюзий на различные устоявшиеся выражения и литературу. Разные люди находят разное количество отсылок в тексте, но здесь они настолько мелкие, что рассматривать их подробно не имеет смысла.
Товары с символикой Гражданская оборона
“Рок — трамплин, самая настоящая война, и те, кто вступил на этот путь, уже не могут вернуться назад. Обратной дороги для нас нет — каждый следующий шаг может быть только вперед. Если не хватает энергии и сил сделать шаг вперед, нужно умирать”.
Дата создания: 1984
Место: Омск, СССР
Жанр: панк-рок, нойз-рок, гаражный рок, психоделический рок, экспериментальный рок, хардкор-панк, гаражный панк, шугейзинг, арт-панк, альтернативный рок, постпанк
1985 — Поганая молодёжь
1986 — Игра в бисер перед свиньями
1987 — Красный альбом
1988 — Всё идёт по плану
1988 — Так закалялась сталь
1988 — Боевой стимул
1989 — Песни радости и счастья
1989 — Здорово и вечно
1989 — Русское поле экспериментов
1990 — Инструкция по выживанию
1997 — Невыносимая лёгкость бытия
2004 — Долгая счастливая жизнь
2005 — Лунный переворот (версия альбома «Солнцеворот»)
2005 — Сносная тяжесть небытия (версия альбома «Невыносимая лёгкость бытия»)
2007 — Зачем снятся сны?
2006 — XX лет. Концерт в ДК им. Горбунова
2006 — Концерт в городе-герое Ленинграде
2007 — Русский прорыв в Ленинграде
2007 — Концерт в Б1 26.05.2007 «Зачем снятся сны»
2007 — Последний концерт в Таллине
2010 — Концерт-посвящение «25 лет Гражданской Обороне»
2012 — Егор Летов. «Апельсин»
2015 — Апельсин. Электричество
Егор Летов — вокал, гитара, бас-гитара, ударные, перкуссия (1984–2008)
Наталья Чумакова — бас-гитара, бэк-вокал, электроорган (1997—2008)
Александр Чеснаков — гитара, бэк-вокал, электроорган (2000—2008)
Павел Перетолчин — ударные (2005—2008)
Константин Рябинов — гитара, бас-гитара, электроорган, перкуссия, вокал (1984–2004)
Андрей Бабенко — гитара (1984—1985)
Андрей Машковцев — бэк-вокал (1984)
Андрей Васин (Курт) — вокал, бэк-вокал (1984—1985)
Ирина Рябинова — вокал, бэк-вокал (1985)
Александр Бусел — бас-гитара (1985)
Олег Ивановский — гитара (1985)
Александр Рожков — флейта, гитара, перкуссия, вокал (1985, 1991—1993)
Валерий Рожков — флейта (1985—1986)
Евгений Филатов — бонги, губная гармошка, бэк-вокал (1986)
Олег Лищенко — гитара, бас-гитара, вокал (1987)
Евгений Лищенко — бас-гитара, ударные, вокал (1987)
Игорь Жевтун — гитара, бас-гитара, вокал (1988—2004)
Аркадий Климкин — ударные (1988—1990)
Олег Судаков — вокал, бэк-вокал (1988)
Яна Дягилева — бэк-вокал, бас-гитара (1988, 1989, 1990)
Дмитрий Селиванов — гитара (1988)
Евгений Деев — бас-гитара (1988)
Игорь Староватов — бас-гитара (1988—1989)
Сергей Зеленский — гитара, бас-гитара (1989)
Аркадий Кузнецов — бас-гитара (1994)
Евгений Кокорин — бас-гитара, гитара (1994, 1997, 2004)
Александр Андрюшкин — ударные (1994—2005)
Игорь Гуляев — гитара (1994)
Евгений Пьянов — бас-гитара, гитара (1995—1999)
Анна Волкова — бас-гитара, клавишные, электроскрипка, бэк-вокал (1995—1997)
Сергей Летов — саксофон (2000—2004)
Атрибутика Гражданской обороны в Castle Rock
Чтобы купить атрибутику группы “Гражданская оборона”, достаточно кликнуть на предыдущую вкладку — там перед тобой откроется целая вселенная мерча ГрОба. У нас продается любая атрибутика этой группы, начиная от значков и жетонов и заканчивая шарфами и толстовками. Самый большой выбор — это, конечно же, футболки Гражданская оборона с изображениями различной символики, ее участников, альбомов. Но есть и многое другое: нашивки, торбы, сумки, флаги, майки — всего не перечесть! Добро пожаловать в рок-магазин Кастл Рок, где можно выбрать и купить отличные товары с символикой ГрОб! Заказывай товар на сайте, и он будет доставлен по указанному тобой адресу. Выбирай и покупай!