Дима Сокол про день рождения панк‑группы «Йорш», новый альбом и татуировки
Известная панк-группа «Йорш» впервые отметила свой день рождения в родном городе. Ее лидер, вокалист и гитарист Дима Сокол рассказал «РИАМО в Подольске», чем наполнена его творческая жизнь, что особенного в новом альбоме и как не стать инвалидом духа.
– Почему вы решили отметить день рождения группы в Подольске?
– День рождения группы – 5 октября. Так совпало, что это еще день рождения нашего барабанщика Александра Исаева. В этот день 12 лет назад состоялось наше первое выступление в климовском доме культуры имени 1 Мая.
Обычно мы отмечаем день рождения в Москве, потому что там эпицентр всей движухи, и на наши концерты съезжаются люди из всех регионов страны. Для нашей тусовки подходят именно большие клубы. На наш самый массовый концерт с презентацией нового альбома «Сквозь тьму» в декабре 2017 года пришло около тысячи человек.
В этом году 5 октября у нас была автограф-сессия в магазине «Рок-арсенал» в Москве, но концерт тоже нужен. Поэтому мы решили выступить в родном городе и пригласить сюда фанатов из других городов, чтобы они посмотрели, на какой почве зародилась группа и чем мы сейчас живем и дышим.
Изначально планировался концерт в ДК «Машиностроитель» в Климовске. Они периодически нам пеняли – мол, выступаете по всей стране и за границей, в больших фестивалях участвуете, а в родном городе не играете. Предлагали дать концерт. Мы согласились, обговорили число, начали готовить рекламные материалы. Хотели сделать билеты по бюджетным ценам, чтобы и местные могли прийти, и вообще все кто захочет. Зала на всех хватит – там может поместиться примерно 600 человек.
Но когда мы стали печатать билеты и афиши, нам объявили, что в эти дни в ДК «Машиностроитель» проведут областной конкурс «Апельсиновая береза». Тогда Korova-bar (паб «Ирландец») откликнулся и помог нам. Пришлось, к сожалению, билет сделать дороже, но за неделю до концерта все 170 билетов были уже проданы.
В Подольске мы представили программу лучших хитов группы «The best of» – это песни из разных эпох нашего творчества. По большей части это четыре последних альбома и олдскул из раннего разгильдяйского прошлого. Плюс две песни из нового альбома, который мы только пишем.
– О чем ваш новый альбом?
– Новый альбом будет построен в концепции комикса или реалити-шоу. Как будто человек живет, а вокруг него происходят какие-то действия, и ему начинает казаться, что все это – заранее спланированная пьеса, в которой незримый кукловод управляет всеми процессами. Альбом получится очень концептуальным. В нем будет 16 треков, они уже готовы. Впервые в истории группы мы выкинули пять песен, чтобы они не портили общую концепцию. Они выйдут отдельными синглами.
Впервые мы не мешали панк-рок с альтернативой и гранжем, а читали стихи моего сочинения под музыку. Нам показалось это очень интересным. Началось все с «Песни о собаке» Сергея Есенина, которую мы использовали в кавер-композиции группы «Тараканы!» для проекта «Вся планета Земля» по выпуску пластинки с хитами, записанными силами 34 разных групп и исполнителей.
У нас будет идти блок песен, а затем лирическое отступление, которое переворачивает эту главу. Там будет несколько личных песен, в которых я ностальгирую по нашей панковской молодости. Как мы пили во дворе пиво, играли на гитаре, дрались со скинхедами. Как страшно было в Климовске в начале нулевых выйти на улицу с синими волосами и в тяжелых ботинках. Эти постоянные конфликты, разбитые витрины, мордобои после концертов в Москве с гопниками и фашистами – мы были далеко не святыми.
Сейчас рассказываешь, что раньше ты выходишь после концерта в «Эстакаде», а тебя около метро ждут 300 скинхедов, – люди не верят. А это у нас был просто один из скучных дней. А эти «накрывала» в электричках, когда с двух сторон заходят с арматурой и начинают всех избивать. Или «белые вагоны», когда скинхеды идут по вагонам и бьют всех, кто «не белый». Панк-культура презирает расизм, фашизм и любые формы дискриминации, мы против этого. Поэтому часто получалась маразматичная ситуация, когда одни белые пацаны били других белых пацанов.
Как страшно было в Климовске в начале нулевых выйти на улицу с синими волосами и в тяжелых ботинках.
Это было стремное время, но очень интересное. Еще Маяковский сказал: «Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» Мне кажется, что-то подталкивает людей делать те или иные вещи, в том числе в творчестве, все подчинено единой конечной цели в истории человечества. Это я и хочу выразить в новом альбоме.
– Теперь более спокойное время. Где же взять адреналин?
– Сейчас, конечно, таких ситуаций не возникает, да и мы сами уже взрослые 30-летние дядьки, которые кому хочешь отпор дадут. Поэтому в основном адреналин получаем на сцене – когда толпа подпевает, пляшет, к тебе подходят и благодарят за твое творчество.
Сейчас я уже год как вообще не пью. Если раньше мог «залить шары», то сейчас все по-другому. Я научился ловить кайф трезвым – именно живой, чистый адреналин. Алкоголь, наоборот, подавляет тестостерон и адреналин. От чистых эмоций с ума сходишь еще больше. Чувствуешь энергетику толпы, еще сильнее «горишь», и другие чувствуют твою энергетику – и получается взрыв эмоций!
Бывает, что на фестивале прыгнешь в толпу, немного послэмишь, но это очень серьезно сбивает дыхание, и если дальше нужно петь, то потребуется время на восстановление. В 2007-2008 годах были случаи, когда прыгал послэмить, а мне под локоть попадали или еще куда-то, после чего немели конечности, и я не мог играть.
Я положительно отношусь к слэму и считаю, что это некий тантрический танец. Средства массовой информации ежедневно вбивают в наши головы мусор пропаганды, рекламы и негатива, а слэм являются одним из ритуалов очищения, когда люди «выбивают» все лишнее друг из друга. На следующий день после слэма просыпаешься с улыбкой и идешь делать добрые дела. На дискотеке, где люди пляшут под попсу, постоянно происходит мордобой, потому что невозможно выгнать своих демонов, просто поднимая руки вверх. А у нас музыка жесткая, агрессивная. И мы всю агрессию и негатив выбиваем друг из друга. Это похоже на занятия спортом – так, когда я пробегал 10 километров, у меня сознание становилось абсолютно чистым.
У нас музыка жесткая, агрессивная. И мы всю агрессию и негатив выбиваем друг из друга.
Есть еще более веселые вещи – например, «стена смерти», которая пришла к нам от английских панков. Весь зал делится пополам, затем люди сталкиваются друг с другом и начинают слэмиться. Это похоже на русскую забаву «стенка на стенку». У нас самая большая «стена смерти» была на фестивале «Панки в городе», где было пять тысяч человек.
В неформальном движении еще есть «серкл пит», когда все бегут друг за другом кругом, чем-то похоже на хоровод. Все культуры так или иначе пересекаются, многие открытия делают параллельно в одно и то же время в разных странах. В определенный момент времени появляется историческая личность или делается открытие, которое меняет ход истории. Когда группа Sex Pistols появилась в Великобритании, у нас начала творить аналогичная группа – «Удовлетворители», в которой Александр Панов, он же Свин, с друзьями играл похожую панк-музыку с похожими текстами. И эти музыканты даже не догадывались о существовании друг друга, так как в те годы наша страна была очень закрытой.
Дима Сокол. Панк-рокер и отец.
Моим собеседником сегодня стал один из самых крутых панк-музыкантов в России. Но это не главное. Он честный и смелый человек. А этих качеств нам всем так не хватает в современных людях.
Дима Сокол — лидер подмосковной панк-группы « ЙОРШ », прекрасный поэт и отец троих очаровательных детей.
Молодое поколение идет за такими как он. Они поют его песни. Они слушают его и, надеюсь, слышат. И, благодаря этому, хочется верить,что мы еще не всё проебали…
Достаточно недавно у группы « ЙОРШ » вышел отличный сингл «Боже, царя хорони». Ты не боялся, когда писал эту песню, что у группы могут быть проблемы с органами правопорядка в частности, и государством в целом из-за нее?
Все мы чего-то боимся, но «глаза боятся, а руки делают», если ты играешь панк-рок с социально-политическим уклоном, то нужно поднимать в том числе и неудобные вопросы. И делать смелые поступки.
Вдогонку к первому вопросу. Представь ситуацию, что ты пишешь мощную, остросоциальную песню, но ребята говорят, что они не очень хотят ее играть, например, по причинам возможных проблем с законом. Ты будешь продавливать свою позицию или согласишься с парнями? Или такая ситуация, что парни что-то не хотят играть, вообще не возможна в группе?
Скорее они начнут меня подначивать поскорее её записать)
Предлагали ли когда-нибудь группе « ЙОРШ » принять участие в агитации за того или иного кандидата на различных выборах? Если нет, но предложили бы сейчас – согласились бы?
Да, предлагали. Но мы априори против политики, какой бы цвет и вектор она не несла. Поэтому мы лучше по своим подвала и фестивалям для обычных смертных погорланим.
В одном из своих интервью ты сказал, что девиз группы « ЙОРШ » — «Весело да и хуй с ним». Как это соотносится со всем творчеством группы? Для меня, например, группа « ЙОРШ » — группа, прежде всего, думающая и скорее саркастическая, нежели веселая.
Это скорее призыв к действию, когда ты сомневаешься и ходишь по лезвию. Типа «будь, что будет».
Ты известен не просто как крутой музыкант, но и как талантливый поэт. А что доставляет большее удовольствие: писать стихи или петь песни?
И то и то одинаково кайфово.
Назови свой топ-5 русских панк-групп?
Ну прям топ я не назову, но мои любимые Тараканы!, НАИВ, SMG ( Siberian Meat Grinder. — Прим. автора ), F.P.G и Операция Пластилин.
Ты — многодетный отец. Но, так как Дима Сокол — человек публичный, часто не бываешь, в том числе и очень долгое время, дома. Тебе не бывает страшно, что когда-нибудь вернувшись из тура, ты заметишь, что дети как-то отвыкли от тебя или твоего присутствия или что отношения с ними начали портиться? И что ты делаешь, чтобы этого не случилось?
Ну они обычно скучают и бегут меня встречать. А так созванивался часто, в том числе по видеосвязи. Стараюсь с ними проводить больше времени, когда не занят в турах.
У тебя никогда не возникало мысли переехать в другую страну с семьей и группой? Если нет, то куда бы ты подался, если бы обстоятельства всё-таки сложились так, что тебе пришлось бы уехать?
Давно мечтаю уехать в Беларусь. Подбиваю жену, но пока обстоятельства не позволяют.
Самое необычное место (вещь, часть тела или что-то другое), где ты оставлял свой автограф?
Один чувак попросил расписаться на руке. На вопрос мол зачем, он показал руку, полностью забитую автографами рок музыкантов. Это очень круто. Оставил)
Если на секунду представить, что у тебя есть 5 минут, чтобы задать любой вопрос известной исторической личности (в том числе и уже умершей), кому и какой бы вопрос ты задал?
Христу. Знает ли он, как РПЦ испортит мнение о нем и его учении и будет ли гореть в аду митрополит?
Раньше ты увлекался САМБО, но в связи с травмой занятия пришлось прекратить. А когда и при каких обстоятельствах ты последний раз дрался? Ну и, наверное, глупый вопрос: кто победил в драке? 🙂
Я много раз дрался, последний раз что-то даже не припомню. Но, судя по всему, я) (кто бы сомневался :). — Прим. автора )
Отдельное спасибо Алёне за помощь в подготовке интервью.
Орфография и пунктуация собеседника по возможности сохранены.
Рок-Завтрак #19: Дима Сокол основатель и вокалист группы Йорш
РОКВОЛНА: Как и во сколько обычно начинается ваше утро?
На самом деле, по-разному. Если это будний день и мне надо отводить детей в школу, то оно начинается в семь утра, но если это делает супруга, то оно может и в 12 начаться. А когда гастролируешь в туре, то как и в два часа дня, так и в пять часов вечера. Здесь нормированного графика нет.
«КОГДА СМОТРИШЬ НОВОСТИ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕРЖАНИЯ, ПОНИМАЕШЬ, ЧТО ЭТО ТАКОЙ П@ЗДЁЖЬ, ТАКОЕ ГОНЕВО»
РОКВОЛНА: В российском панк-роке сегодня актуальны остросоциальные и политические темы. Как вы думаете, почему так происходит?
Все представители отечественного панк-рока, которые сейчас блистают на рок-сцене, собирают большие площадки и активно гастролируют. Это люди, которым уже лет тридцать, они не устали от политики и «социальщины», но уже переросли возраст юношеского максимализма. Плюс ко всему, всё, что сейчас происходит во внешней и внутренней политике, те социальные процессы, которые происходят в обществе, побуждают нас к действию. Я, как отец, переживаю за будущее своих детей. По телевизору и радио говорят, что у нас всё хорошо и замечательно, а по факту тебе приходится стоять в очередях, позориться, собирать множество документов, обивать пороги. Уже который год я не могу выбить определённые социальные льготы, всё чаще сталкиваюсь с жилищно-коммунальными проблемами. Это начинает раздражать. С одной стороны, ты сталкиваешься с реальной действительностью, с другой – тебе внушают, что нет, так надо, на западе ещё хуже. Такая ложь находит отражение в песнях. Сейчас нас интересуют другие вопросы. Если раньше – девочки, алкоголь, драки и рок-концерты, то теперь – девочки, алкоголь, рок-концерты и социальная тематика. Из-за выборов всё ещё больше нагнетается, происходят внешние конфликты. У человека, который сочиняет песни, всё откладывается в голове.
РОКВОЛНА: Как ваши песни воздействуют на окружающих?
Вряд ли кто-то, послушав мой трек, пойдёт на баррикаду, но определённое негодование в обществе растёт. У меня, как у автора песен, позиция такая: революция должна происходить в сознании, а не кирпичом в окно и в руках с винтовкой. Человек придёт на мой концерт, отучится в институте, получит работу, сделает карьеру, не дай бог, станет каким-нибудь депутатом или чиновником, ему положат записку на стол о вырубке химкинского леса, а он скажет: «А я вот в двадцать лет ходил на концерт Димки Сокола, его песни слушал», – и не подпишет эту бумажку. Чем больше аудитории будет охвачено, тем больше возможность воспитать своих пацанов и девчонок, которые будут в дальнейшем управлять страной. Детей мы так и воспитываем: изначально закладываем мысли в голову, потом они вырастают либо хорошими, либо плохими людьми.
РОКВОЛНА: Возможно, молодое поколение больше готово к переменам и действительно способно что-то изменить?
Молодёжь более инертная, а старшее поколение уже повидало и Советский союз, и Ельцина, и всё остальное. На самом деле, всегда плохо жилось. При царе плохо жилось – были революции, при Советском союзе – митинги и забастовки, при Ельцине – вообще пипец творился. Сейчас нам дядя Володя подкидывает поводы задуматься над многими вещами. А молодёжь ещё не успела вкусить разочарования и набраться опыта. Им пока нечего терять. Но и старшее поколение не всегда слепо подчиняется. У меня есть знакомые, которые работают в государственных сферах. Им приносят пачку бюллетеней и говорят: «Вы голосуете за “Единую Россию”, или вас уволят». А они не голосуют, и их не увольняют – тоже определённая форма протеста, только на другом уровне. Может быть, они на улицу не выйдут с флагами баррикады строить, потому что им детей воспитывать и семью кормить, но эти люди в определённый момент могут сделать своё дело. Просто до них тяжелее достучаться из-за мнений, которые формулируют СМИ. Молодёжь меньше смотрит телевизор, а в Интернете нет лютой пропаганды. Когда смотришь новости после длительного воздержания, понимаешь, что это такой п@здёж, такое гонево. Телевизор – это наркотик, как марихуана или кокаин. Когда ты принимаешь его постоянно, ты не замечаешь за собой этого, а стоит воздержаться, и ты всё это увидишь.
«… А МЫ ЛЮБИЛИ “НАИВ” И “ПУРГЕН”. МОЖЕТ БЫТЬ, ОНИ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ МЕРЕ НАС ТОЖЕ СПАСЛИ»
РОКВОЛНА: Интернет тоже хорош. Особенно в неумелых детских руках.
Согласен. Но у Интернета есть другая благая сторона – мы можем сами наполнить его информацией. Наполняйте его светлыми лучиками счастья и тепла, и плохие дяди из телевизора: политики, извращенцы и всякие «Синие киты» до них не доберутся. Пожалуйста, заботьтесь о своих детях, поставьте блоки на все нежелательные сайты.
РОКВОЛНА: Дети найдут способы всё узнать. Школа ведь не только хорошему учит.
Это естественно. Но с детьми надо общаться, я, как опытный родитель трёх деток, говорю. Естественно, если ты тупо запретишь, то руки все равно будут тянуться. Надо объяснить, почему нельзя: будешь много сладкого есть – потолстеешь, зубы выпадут. Показать пример какой-нибудь, но не пугать, надо, чтобы он понял, что такое случается. Могу сам привести пример: из ребят, которые со мной в одном дворе росли, в живых остались я, мой барабанщик и ещё несколько человек. Остальные умерли кто от алкоголя, кто от героина. Мои родители смогли меня от этого уберечь. Кстати, ещё увлечение рок-музыкой помогло. В то время слушали рейв и всё, что с ним связано, а мы любили «НАИВ» и «Пурген». Может быть, они в определённой мере нас тоже спасли.
РОКВОЛНА: Рок спас Вас от алкоголя и наркотиков?
Конечно!
РОКВОЛНА: То есть, Вы разрушили стереотип «Sex, drugs and rock—n—roll» и алкоголь?
Нет, алкоголь – это алкоголь, но когда полдвора торчит, можно было увидеть много ярких примеров. Когда смотришь на старшаков, то понимаешь, что брат уже в институте учится, первые деньги зарабатывает, с девочкой гуляет, а кто-то сидит и слюну около подъезда пускает. Из этого делаешь выводы.
РОКВОЛНА: Вы смогли от этого удержаться, несмотря на то, что слушали рок, который ЗОЖ точно не пропагандирует.
Я такой наркоманский рок-то никогда не слушал (смеётся). Когда первый раз пришёл на концерт группы «Пурген», первое, что увидел, как били какого-то чувака, я подошёл и спросил: «А за что вы его бьёте?» Они ответили: «Он пытался колоться в туалете». И я понял, что панки презирают наркотики. На «Пургене» я видел много пьяных людей, но когда дело касалось наркотиков, панк-хардкорщики этого не допускали.
РОКВОЛНА: То есть, панки против наркотиков?
Думаю, да. Смотря, какие, конечно. У нас в группе критическое отношение к наркотикам. Раньше бухнул, накурился, пошел играть – всё круто. Потом дорос до определенного уровня и задумался, что на тебя всё-таки люди смотрят. Приходится себя ограничивать, сдерживать, а потом желание постепенно пропадает.
РОКВОЛНА: У вас были кумиры среди музыкантов?
Это были не совсем кумиры, а люди, которые сыграли определенную роль. Моей первой рок-группой была «Алиса». Потом я послушал «Короля и Шута» и сначала не врубился, при чем здесь панк. Мир панк-рока для меня открыл Чача. Мне нравился его голос, разгильдяйские тексты песен, три аккорда, ранний «НАИВ». Я долгое время фанател по группе FPG, смотрел на них, как на небожителей, ходил на каждый концерт. Когда сам играешь музыку, начинаешь относиться к людям, как к коллегам, как к себе равным. В рок-музыке важно никого выше или ниже себя не ставить, а все время быть наравне. Для меня много значат Papa Roach, Sum 41 и Rise Against. Еще сильно повлияла испанская группа Ska-P, у которой интересная манера преподнесения серьезного через веселое.
РОКВОЛНА: Станет ли «НАИВ» великим снова с их предстоящим альбомом?
Я думаю, это зависит только от самого «НАИВа». Если они действительно поверят в себя, то станут, а если будут всё делать спустя рукава – вряд ли. Но я обязательно его послушаю.
«МЫ ВСЁ ЕЩЁ ДИКАРИ»
РОКВОЛНА: Как обратить на себя внимание современной публики?
Сложно сказать, что зацепит слушателя. Может быть случайная фраза, которая станет мемом или крылатым выражением, может быть клип, может что-то произойдет на концерте и все об этом начнут говорить. Здесь нет определенного рецепта, есть проверенные временем ходы.
РОКВОЛНА: Каким должно быть идеальное государство? Что это вообще такое?
Планета Земля (смеётся). В идеальном государстве нет ксенофобии, нет границ и людей, которые ради корыстных целей пытаются стравливать друг друга и воровать чужие ресурсы. Один из постулатов анархии гласит, что твоя свобода ограничивается тогда, когда ты начинаешь мешать другому человеку. Сейчас у меня эта идея отходит на второй план. Есть такое понятие, как космополитизм. Все мы граждане мира, дети планеты Земля. Если бы это прививалось каждому, получилось бы идеальное государство. Мне кажется, что в идеальном государстве нет монарха или президента. Анархия в размерах целого земного шара невозможна, но если бы решения принимались коллективно, все бы получали удовольствие от того, что они делают. В группе мы стараемся придумывать музыку и текст так, чтобы всем было по кайфу. У нас нет диктатуры. Если бы в масштабах мира решения принимались так же, было бы гораздо проще. На данном этапе государство нужно, потому что мы сознательно не чувствуем себя частью этого мира, и часто не уважаем мнения других людей. Когда мы это поймем, нам не будет нужна власть. Было племя, потом деревня, город, область, страна, союзы стран. Скоро произойдет глобальное объединение всего на свете и наступит вселенское счастье. Для этого нам нужно пройти длительный путь, потому что мы всё ещё дикари (смеётся).
РОКВОЛНА: Немного отвлечемся от политики. Недавно концерт Anacondaz в московском ГлавClub’е прервали из-за того, что фанаты зажгли фаеры. Сейчас организаторы стараются их запретить. Вы «за» или «против»?
Это уместно на оупен-эйрах, а на закрытых площадках небезопасно. Иногда на концерты приходят левые люди, которые не умеют жечь фаеры и могут подпалить кому-нибудь волосы. Ещё могут прийти люди, например, с астмой. Представьте, зажигается пятьдесят фаеров, и они просто падают. Был случай на одном из Доброфестов, когда под одну из групп рванули РДГ, и несколько человек отравилось. Нужно всё делать с умом и на закрытых площадках серьёзной пиротехникой не пользоваться. Перед недавним московским концертом мы сказали группе поддержки, чтобы фаеров не было, и они нашли другой выход, посмотрите на записи.
РОКВОЛНА: В недавнем интервью вы рассказывали о прошедшем концерте в Екатеринбурге, на котором было так много народу, что образовалась давка люди падали в обморок. Расскажите, какими были ваши действия в этот момент?
Мы тоже пару раз чуть в обморок не упали (смеётся), но нужно было как-то доиграть. Если увидим, что человек упал и с ним что-то случилось, то мы остановим песню, попросим вызвать скорую. Нужно с уважением относиться к публике, и публика должна с уважением относиться к артистам. В 2008 году мы играли на оупен-эйре в Домодедово. Я видел, как человек упал под нашу песню «Про панка» и кажется, разбил голову. Мы остановили выступление, попросили ему помочь, потом продолжили играть.
«ВЕСЕЛО И Х@Й С НИМ»
РОКВОЛНА: Если истинная любовь, то такая, как в треке «Любовь и панк-хардкор»?
Любовь может приобретать разные стороны. «Любовь и панк-хардкор» – трек, который навеян романтикой тех лет, когда я только начал увлекаться музыкой. Видел, как на концертах FPG, «Пургена» и «Тараканов» обнимались пьяненькие татуированные парочки в шипах. Это так прикольно выглядело. Казалось бы, такие бунтари, но ничто человеческое нам не чуждо. Бывает, что хулиган влюбляется в принцессу или хулиганка в приличного мальчика. Никогда не знаешь, когда тебя настигнет стрела амура. Часто бывает так, что ты уходишь искать своё счастье за моря и океаны, а находишь его в соседнем дворе.
РОКВОЛНА: Почему героем вашей песни стал именно Лысый из Brazzers?
Если бы мы назвали песню именем или псевдонимом другого актера, все бы спрашивали, кто это такой. А тут сразу понятно, о ком идёт речь. Песня хоть и стёбная, но несёт социальный посыл. У нас заводы закрываются, производство стоит, остается только в порноиндустрию податься. Там стабильность, карьерный рост (смеётся). У нас есть весёлые песни с социальным смыслом – не всегда же арматурой в мозг бить. Намного интереснее преподнести в форме сарказма. Представьте: приходишь с работы и такой: «Что-то з@ебался!» (смеётся). Ещё можно работу на дом взять или сверхурочно.
РОКВОЛНА: В песне «Белый снег, серый лед» вы довольно жёстко высказываетесь про отцов рока, хотя ваш путь музыканта начался именно с их песен. Почему так?
На самом деле, здесь камень в огород не столько рок-музыкантам, сколько политике «Нашего» радио. Сейчас там крутят те же треки, которые я слушал в детстве, редко включают что-то новенькое. Включаешь, а там только серый лед, полковника никто не любит и не ждет. Корифеи рока, может быть, сами этому не рады. Раньше «Наше» радио было единственным способом выбиться в свет, но сейчас оно суперглобальной роли не играет. Люди поняли, что стучат в закрытую дверь и нашли другой выход – Ютуб, Вконтакте и вообще всё пространство интернета. Сейчас группы, которых не ротируют (в том числе мы), собирают больше людей на концертах, чем коллективы, которые там активно крутятся. Когда на «Нашем» радио программным директором был Семён Чайка, он поставил в ротацию трек «Йорша» «Все панки попадают в рай». В своём сообществе мы написали: «Ребята, нас наконец-то поставили на “Нашем” радио!», и люди спрашивали: «А что такое “Наше” радио?». Отцы русского рока подневольно стали мечом возмездия в моих устах.
РОКВОЛНА: Что такое русский рок? Это «самый стильный стиль»?
Как сказал тот же Семён Чайка: «Нет такого жанра и понятия, как «русский рок«». Это не панк-рок, ска-панк или альтернативный рок, а набор факторов, сложившийся в головах определенной аудитории. Я считаю, что если рок есть, то это просто рок.
РОКВОЛНА: С каким девизом по жизни идет Йорш?
«Весело и х@й с ним» (смеётся). Может, так альбом назвать.
РОКВОЛНА: Ирокезы в панк-роке вышли из моды?
Их стало значительно меньше. Я застал то время, когда было много ирокезных панков. Ирокезы пошли с Exploited, это уже вторая волна панк-рока. Изначально они выглядели по-другому. Sex Pistols и Ramones от рокеров особо не отличишь. Джонни Роттен вообще в белой рубашке выступал. Сейчас много групп, которые больше заботятся о своем звучании, чем о прическе. Как сказал Джеймс Хетфилд: «Если музыкант больше думает над имиджем, чем над своей музыкой, то ему не стоит быть музыкантом». И я с ним, наверное, соглашусь.
РОКВОЛНА: Панк-рок никогда не умрет?
Думаю, да. Больше полувека панк постоянно меняется, появляются новые герои и жанры, стиль становится классикой. Панк-рок вечно молодой и дающий жизнь другим жанрам. В нём мало каких-то ортодоксальных вещей. Ты можешь добавить бубен, клавиши или зачитать рэп в середине песни, и всё равно это будет панк-рок. Я думаю, что мы слышали только одну десятую из того, что нам может преподнести этот жанр. РОКВОЛНА: Что ждет панк-рок в будущем?
Мне кажется, что в ближайшее десятилетие панк выйдет на уровень мейнстрима. В США было несколько волн панк-рока: период гаражного панка, потом появились Green Day, The Offspring, Sum 41, Blink-182. Думаю, что отечественный панк-рок тоже ждёт такое явление. Сейчас много коллективов, которые могут сделать сильный рывок.
РОКВОЛНА: Чем вы готовы пожертвовать ради искусства?
Мы уже жертвуем всем, чем можно. Загубили свою карьеру, до разводов чуть ли не доходим (смеётся). В то время, как все пользуются благами цивилизации, мы садимся, как романтики, в какую-нибудь Ладу Калину, едем в Петрозаводск играть концерт, приезжаем домой бедными, но довольными. Но семьей ради панк-рока я бы, точно, не пожертвовал. А такими вещами, как социальное благополучие, финансовая независимость и всем прочим, наверное, бы пожертвовал. В принципе, уже жертвую. На самом деле, в мире есть много лишних вещей, которые нам мешают. Лучше заниматься музыкой, чем ими.
РОКВОЛНА: Что вы пожелаете нашим читателям?
Я желаю, чтобы вам никогда не пришлось ничем жертвовать, чтобы у вас всего было в достатке, в том числе и панк-рока.
Текст: Любовь Тимошкина (Lubov Robitaille) и Анастасия Малахова (Nastia Machine)
Фото: Анастасия Малахова (Nastia Machine)
Save Save