Девушка с татуировкой дракона создатели

Девушка с татуировкой дракона

«Девушка с татуировкой дракона» (швед. Män som hatar kvinnor ; дословный перевод — «Мужчины, которые ненавидят женщин») — детективный роман, первая книга из трилогии «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона.

Роман был награждён премиями Glass Key Award в 2006 году, Boeke Prize в 2008 году, Galaxy British Book Awards в 2009 году [1] и Anthony Award [2] [3] . Посмертно Ларссон получил премию английского канала ITV3 Crime Thriller Award [4] . Кроме того, роман вошёл в список десяти любимых книг Стивена Кинга [5] .

Книга дважды экранизирована. Первый фильм был снят Нильсом Арденом Оплевом в 2009 году в Швеции. Главные роли в нём сыграли Микаэль Нюквист и Нуми Рапас. В 2011 году вышла американская экранизация режиссёра Дэвида Финчера, главные роли в которой сыграли Дэниел Крейг и Руни Мара.

Содержание

Сюжет

Микаэль Блумквист, журналист и издатель шведского политического журнала «Миллениум», проиграл судебный иск, поданный против него миллиардером-предпринимателем Хансом Эриком Веннерстрёмом, который обвинил Блумквиста в клевете. Три месяца — столько журналист должен отсидеть в тюрьме.

Через некоторое время Дирк Фруде, адвокат легендарного шведского промышленника Хенрика Вангера, поручает Лисбет Саландер, 24-летней хакерше, работающей в охранном агентстве «Милтон Секьюрити», составить подробное жизнеописание Блумквиста. После получения исчерпывающего отчёта о жизни журналиста, Фруде передаёт Блумквисту предложение от Хенрика встретиться в Хедестаде. Там Хенрик Вангер предлагает Блумквисту под видом написания семейной хроники расследовать исчезновение его внучатой племянницы Харриет. Шестнадцатилетняя Харриет пропала 40 лет назад, в 1966 году. Вангер-старший убеждён, что Харриет убита, причём кем-то из членов его обширной семьи. В качестве аргументов пожилой промышленник называет не только солидное вознаграждение, но и серьёзные улики против Ханса Эрика Веннерстрёма. После недолгих сомнений Блумквист соглашается.

На время расследования журналист перебирается на остров Хедебю в Хедестаде, на котором и исчезла Харриет. Там же всю жизнь проживает и сам Вангер. Блумквист знакомится со всеми живущими членами семьи Вангер, среди которых бывший нацист и, по совместительству, брат Хенрика — Харальд, и дочь Харальда Сесилия, с которой у Микаэля начинается роман..

Тем временем Лисбет Саландер, в 18-летнем возрасте признанная недееспособной, теряет своего опекуна и знакомится с новым — адвокатом Нильсом Бьюрманом. Бьюрман пользуется своей властью для принуждения Саландер к сексу. После изнасилования Лисбет решает отомстить адвокату — она снимает последнее изнасилование на скрытую видеокамеру. Она шантажирует его видеозаписью, требуя личного доступа ко всем своим банковским счетам. Кроме того она пытает его и делает ему татуировку о том, что он насильник.

В ходе расследования Микаэлю Блумквисту представляется список из пяти женских имен и пятизначных чисел, написанный пропавшей Харриет Вангер. Лисбет, все ещё имеющая доступ к его компьютеру, обнаруживает список и, выдавая себя, отправляет ему сообщение с разгадкой шифра: цифры означают стихи из Библии, описывающие жестокие наказания женщин за их грехи. Узнав её адрес от Фруде, он едет к ней и предлагает ей сотрудничество в расследовании исчезновения Харриет.

Объединившись, они проводят расследование, в котором выявляют имена женщин, жестоко убитых в 1940-60-х годах в Швеции. Эта находка наводит их на мысль, что незадолго до исчезновения Харриет вышла на след серийного убийцы. Лисбет начинает испытывать симпатию к Микаэлю и они становятся любовниками. Вскоре Блумквист убеждается, что за убийствами стоит Харальд Вангер, брат Хенрика. Микаэль забирается к нему в дом, где попадает под прицел его ружья. Его спасает Мартин Вангер, брат Харриет, для того чтобы заманить в собственную ловушку. Вангер связывает Блумквиста в подвале, где рассказывает ему историю от начала до конца.

Первым серийным убийцей в семье Вангер был Готфрид, отец Мартина и Харриет, вплоть до своей смерти в 1966 году Готфрид насиловал и избивал женщин, и привлекал своего собственного сына Мартина к совершению убийств. Оба они насиловали Хариетт с тех пор, как ей исполнилось 14. Мартин пошёл по стопам отца и совершил первое убийство в феврале 1966 года.

После того, как Мартин заканчивает свой рассказ, в дом врывается Лисбет, которая нападает на него с клюшкой для гольфа. Мартин пытается покинуть окрестности на автомобиле, но в попытке отстать от преследующей его на мотоцикле Саландер попадает в автокатастрофу и погибает.

Сама Харриет оказывается живой. Блумквист находит её в Австралии, куда она сбежала от издевательств и побоев брата Мартина и жила под именем своей кузины Аниты. Микаэль убеждает Харриет вернуться в Швецию, что та и делает, принимая от Хенрика должность управляющего концерном «Вангер».

Когда Блумквист узнает о бесполезности улик Вангера против Веннерстрёма, он приходит в ярость. Однако Саландер уже к тому времени взломала компьютер Веннерстрёма и добыла куда более серьёзный компромат на миллиардера. Используя материал, Блумквист пишет разоблачительную статью и книгу о Веннерстрёме, чем добивается успеха своему журналу в национальных масштабах. В это время Саландер успешно крадёт 2,4 миллиарда долларов со счетов Веннерстрёма и переводит их себе на анонимные оффшоры.

Веннерстрём бросается в бега и в течение полугода скрывается за границей, Саландер наблюдает за ним через интернет, после чего анонимно сообщает о его местоположении преступникам, которым он должен денег. Вскоре Веннерстрёма обнаруживают мёртвым.

Лисбет и Микаэль проводят Рождество вдвоем в домике Микаэля в Сандхамне. В канун Нового года Саландер едет к Блумквисту с подарком, собираясь признаться Микаэлю в любви, но, заметив его вместе с Эрикой Бергер, разочаровывается в чувствах и уезжает.

Действующие лица

Главные герои

  • Микаэль Блумквист — скандально известный журналист и издатель журнала «Миллениум».
  • Лисбет Саландер — девушка-хакер, обладающая фотографической памятью.

Семья Вангер

  • Хенрик Вангер — промышленник и бывший генеральный директор концерна «Вангер».
  • Харриет Вангер — внучатая племянница Хенрика Вангера, исчезнувшая в 1966 году.
  • Мартин Вангер — действующий генеральный директор концерна «Вангер».
  • Готфрид Вангер — утонувший племянник Хенрика Вангера, отец Мартина и Харриет.
  • Изабелла Вангер — мать Харриет, вдова Готфрида Вангера.
  • Харальд Вангер — родной брат Хенрика Вангера, бывший шведский нацист.
  • Сесилия Вангер — дочь Харальда, учительница.
  • Анита Вангер — дочь Харальда, живущая в Лондоне.
  • Биргер Вангер — сын Харальда.

Остальные персонажи

  • Ханс Эрик Веннерстрём — финансист и миллиардер.
  • Эрика Бергер — журналистка, издатель журнала «Миллениум» и occasional lover (англ.любовница по случаю ) Микаэля Блумквиста.
  • Нильс Бьюрман — адвокат, опекун Лисбет Саландер.
  • Хольгер Пальмгрен — адвокат, бывший опекун Лисбет Саландер, сложивший с себя полномочия после инсульта.
  • Драган Арманский — директор «Милтон Секьюрити», начальник Лисбет Саландер.
  • Дирк Фруде — личный адвокат Хенрика Вангера.
  • Кристер Мальм — совладелец журнала «Миллениум», арт-директор и дизайнер.
  • Густав Морелль — отставной инспектор полиции, 40 лет назад занимавшийся расследованием исчезновения Харриет.
  • Чума — знакомый Лисбет, хакер.

Прототипы главных героев

Стиг Ларссон неоднократно говорил, что на создание главных персонажей книг его вдохновили образы, созданные Астрид Линдгрен. Прототипом Саландер является Пеппи Длинныйчулок. В оригинальной версии книги Лисбет рыжая,а табличка на двери квартиры Лисбет Саландер по адресу Фискаргатан, 9 гласит «В. Кула» (сокращение от Villekulla — виллы, где жила Пеппи).

Микаэля Блумквиста Ларссон называл «родственником Калле Блумквиста», мальчика-детектива, персонажа детских книг. [6]

Драган Арманский в своих мыслях сравнивает Лисбет с Пеппи. Полное имя Микаэля Блумквиста — Карл (Калле) Микаэль Блумквист. Сравнением с Калле-сыщиком, как правило, пользуются недоброжелатели Блумквиста, поэтому он не использует свое первое имя.

Интересные факты

  • Слово «кофе» встречается в русском издании книги 113 раз. Ева Габриэльссон в своей книге «Миллениум, Стиг и я» пишет, что они со Стигом любили кофе с самого детства. Ларссона с пяти лет поила кофе его бабушка. После смерти писателя Ева Габриэльссон дома стала пить чай. [7]
  • В шведском языке фамилия Вангер произносится скорее как «Ваньер».
  • По словам Стига Ларссона, причиной, побудившей его взяться за написание трилогии стали угрызения совести — в возрасте 15 лет Стиг Ларссон стал свидетелем изнасилования женщины по имени Лисбет. Тогда он не смог помочь женщине, и её образ преследовал его всю жизнь.

Экранизации

В 2009 году на экраны вышла шведская экранизация — фильм «Девушка с татуировкой дракона» (швед. Män som hatar kvinnor ) режиссёра Нильса Ардена Оплева. В создании картины участвовали Швеция, Германия, Дания и Норвегия. Бюджет фильма составил 13 млн долларов, а кассовые сборы — 103 млн долларов. Роль Микаэля Блумквиста исполнил шведский актёр Микаэль Нюквист (Mikael Nyqvist), а роль Лисбет Саландер — Нооми Рапас.

В 2011 году вышла голливудская экранизация под тем же названием режиссёра Дэвида Финчера. Бюджет составил 90 млн долларов, а в кинотеатрах фильм собрал 220,5 млн долларов. Микаэля Блумквиста в нём сыграл Дэниел Крэйг, роль Лисбет Саландер досталась Руни Мара.

Примечания

  1. 2009 Galaxy British Book Awards. Winners. Shortlists. 1991 to present. Literaryawards.co.uk. (недоступная ссылка — история)
  2. Bouchercon World Mystery Convention : Anthony Awards and History. Bouchercon.info. Архивировано из первоисточника 9 августа 2012.
  3. The Anthony Awards. Bookreporter.com. (недоступная ссылка — история)
  4. Allen, KatieRankin and P D James pick up ITV3 awards. theBookseller.com. Архивировано из первоисточника 9 августа 2012.
  5. «Стиг Ларссон. Девушка с татуировкой дракона». www.prochtenie.ru.
  6. «Millennium trilogy» на сайте www.stieglarsson.com.
  7. Е. Габриэльссон, М. Ф. Коломбани. Миллениум, Стиг и я / В пер. О. Егоровой. — Москва: Эксмо, 2011. — 136 с. — ISBN 978-5699501861

Ссылки

Трилогия Стига Ларссона «Миллениум»

Девушка с татуировкой дракона
Män som hatar kvinnor
Книги Девушка с татуировкой дракона • Девушка, которая играла с огнём • Девушка, которая взрывала воздушные замки
Шведские экранизации Девушка с татуировкой дракона (2009) • Девушка, которая играла с огнём (2009) • Девушка, которая взрывала воздушные замки (2009)
Американские экранизации Девушка с татуировкой дракона (2011)
Телесериал Миллениум (2010)
Персонажи Микаэль Блумквист • Лисбет Саландер

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Девушка с татуировкой дракона» в других словарях:

Девушка с татуировкой дракона (значения) — Девушка с татуировкой дракона: «Девушка с татуировкой дракона» (швед. Män som hatar kvinnor) детективный роман 2005 года, первая книга из трилогии «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона. «Девушка с татуировкой дракона» (швед. Män som … Википедия

Девушка с татуировкой дракона (фильм, 2011) — У этого термина существуют и другие значения, см. Девушка с татуировкой дракона (значения). Девушка с татуировкой дракона The Girl with the Dragon Tattoo … Википедия

Девушка с татуировкой дракона (фильм, 2009) — У этого термина существуют и другие значения, см. Девушка с татуировкой дракона (значения). Девушка с татуировкой дракона Män som hatar kvinnor … Википедия

Девушка, которая играла с огнём — Это статья о книге Стига Ларссона. О фильме Даниэля Альфредсона см. статью Девушка, которая играла с огнём (фильм). Девушка, которая играла с огнём Flickan som lekte med elden … Википедия

Девушка, которая играла с огнём (фильм) — Это статья о фильме Даниэля Альфредсона. О книге Стига Ларссона см. статью Девушка, которая играла с огнём. Девушка, которая играла с огнем Flickan som lekte med elden … Википедия

Девушка, которая взрывала воздушные замки (фильм) — Это статья о фильме Даниэля Альфредсона. О книге Стига Ларссона см. статью Девушка, которая взрывала воздушные замки. Девушка, которая взрывала воздушные замки Luftslottet som sprängdes … Википедия

Девушка, которая взрывала воздушные замки — Это статья о книге Стига Ларссона. О фильме Даниэля Альфредсона см. статью Девушка, которая взрывала воздушные замки (фильм). Девушка, которая взрывала воздушные замки швед. Luftslottet som sprängdes … Википедия

Ларссон, Стиг — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ларссон. Стиг Ларссон Stieg Larsson … Википедия

Лисбет Саландер — Lisbeth Salander … Википедия

Миллениум (трилогия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Миллениум. Миллениум Millenium Автор: Стиг Ларссон Жанр: детектив, триллер Страна … Википедия

Девушка с татуировкой дракона (фильм, 2011)

Девушка с татуировкой дракона
The Girl with the Dragon Tattoo
Жанр детектив
триллер
Режиссёр Дэвид Финчер
Продюсер Скотт Рудин
Автор
сценария
Стиг Ларссон (роман)
Стивен Заиллян
В главных
ролях
Дэниел Крэйг
Руни Мара
Оператор Джефф Кроненвет
Композитор Трент Резнор
Аттикус Росс
Кинокомпания Relativity Media,
BBC Films,
Columbia Pictures
Длительность 158 мин
Бюджет 90 млн $ [1]
Сборы 232 617 430 $ [1]
Страна США США
Швеция Швеция
Великобритания Великобритания
Германия Германия
Язык английский
Год 2011
Следующий фильм Девушка, которая застряла в паутине
IMDb ID 1568346
Официальный сайт

«Де́вушка с татуиро́вкой драко́на» (англ. The Girl with the Dragon Tattoo ) — детективный триллер 2011 года режиссёра Дэвида Финчера, экранизация одноимённого романа Стига Ларссона из трилогии «Миллениум». Главные роли исполнили Дэниел Крэйг и Руни Мара. Фильм удостоен премии «Оскар» за лучший монтаж.

Содержание

Сюжет

Микаэля Блумквиста (Дэниел Крэйг), совладельца журнала «Миллениум», суд признал виновным в клевете на бизнесмена Веннерстрёма. Блумквист приговорён к выплате денежной компенсации, лишающей его почти всех сбережений. Девушка-хакер Лисбет Саландер (Руни Мара) составляет для Хенрика Вангера (Кристофер Пламмер), крупного промышленника и бизнесмена, в настоящее время отошедшего от дел, подробное досье на Блумквиста, которого Вангер планирует взять на работу. Заключение Лисбет — Блумквист «чист и честен».

Адвокат Хенрика Вангера, Дирк Фруде, приглашает Блумквиста в фамильное имение в Хедестаде. Хенрик Вангер поручает Блумквисту раскрыть тайну исчезновения его племянницы Харриет Вангер, которая исчезла на острове 40 лет назад. Старик предоставляет все материалы, которые у него имеются, включая подробные полицейские отчёты. Хенрик уверен, что Харриет убил один из членов клана Вангеров: кто-то посылает Хенрику прессованные цветы, подобные тем, что Харриет дарила ему на дни рождения. Он подозревает, что их посылает её убийца. Хенрик обещает Блумквисту высокий гонорар и возможность реабилитироваться по делу Веннерстрёма за счёт имеющегося на того компромата. Блумквист живёт в коттедже на территории острова. Он делает фамильное древо клана Вангер. Сесилия Вангер, кузина Харриет, подсказывает Блумквисту, что её сестра, Анита, была близка с Харриет больше, чем остальные. Блумквист отправляется к Аните (Джоэли Ричардсон) в Лондон, но та отказывается помогать: она сбежала из семьи, когда ей было восемнадцать лет, и ничего не хочет знать о своих родных.

Блумквист находит записную книжку Харриет, в которой обнаруживает список женщин с пятизначными номерами напротив каждого имени. Отставной полицейский Густав Морелль, который в молодости вёл дело Харриет, предполагает, что это телефонные номера, однако связать с именами их не удалось. Приехавшая навестить Блумквиста его дочь Пернилла, увлекающаяся современными религиозными течениями, замечает, что цифры соответствуют библейским стихам. Каждый стих исходит из книги Левит и описывает преступления на религиозной почве, совершавшиеся в Швеции на протяжении многих лет. Любовница Блумквиста, а по совместительству и владелец журнала «Миллениум», Эрика Бергер (Робин Райт), приезжает на остров. Она понимает, что из-за проигрыша дела Веннерстрёма журнал на грани банкротства, поэтому соглашается на предложение Хенрика и его племянника, действующего генерального директора концерна Вангер, Мартина Вангера (Стеллан Скарсгорд), инвестировать в журнал. Вскоре после этого у Хенрика случается сердечный приступ, а семья Вангеров просит Блумквиста остановить расследование их семейных тайн.

Несмотря на то, что Лисбет Саландер уже совершеннолетняя, у неё есть опекун, приставленный к ней в связи с диагностированным в детстве расстройством психики. Долгое время её опекуном был Хольгер Пальмгрен, но у того случается инсульт. Новый опекун, адвокат Нильс Бьюрман (Йорик ван Вагенинген), начинает контролировать финансы Саландер и пытается контролировать её жизнь. Когда Лисбет обращается к нему с целью получить деньги на новый компьютер, Бьюрман соглашается выдать их при условии, что она сделает ему минет. Несколько дней спустя Саландер просит ещё больше денег на продукты и встречается с Бьюрманом в его квартире, надеясь отделаться минетом как и в прошлый раз. Но теперь подвергается жёсткому насилию (в т.ч. анальному) со стороны своего опекуна. Однако, через некоторое время она назначает с ним новую встречу у него же дома, обездвиживает его электрошокером, привязывает голого к кровати, вставляет в задний проход дилдо и сообщает, что последнее изнасилование она засняла на скрытую камеру. Она шантажирует Бьюрмана, что покажет видео, где он насилует её всем СМИ, если он не вернёт ей контроль над своими финансами и не станет способствовать тому, чтобы её признали вменяемой и дееспособной. А чтобы он не забывал о происшедшем, она делает ему татуировку на животе со словами «Я насильник и свинья».

Тем временем Фруде предлагает Блумквисту взять в напарники Саландер и показывает Блумквисту невероятно подробный отчёт проверки, что она сделала. Микаэль приходит в квартиру к Саландер, чтобы предложить ей сотрудничать с ним в поисках убийцы Харриет. Саландер сопоставляет стихи с сериями убийств, произошедших с конца 1940-х до середины 1960-х годов. Тем временем Блумквист исследует фотографии, предоставленные Хенриком, на параде в Хёдестаде, на котором присутствовала Харриет в день исчезновения. На одном снимке заметно, что кто-то её напугал. Благодаря фотографиям молодожёнов, бывших на том же параде, Блумквист обнаруживает того, кто так напугал Харриет, — это неизвестный в синей школьной форме. Параллельно Лисбет обнаруживает, что у всех убитых женщин были библейские (еврейские) имена. Подозрение падает на членов семьи Вангеров, которые были нацистами. По ходу работы Лисбет соблазняет Блумквиста, и после его недолгого сопротивления они становятся любовниками.

Микаэль узнаёт у Харальда Вангера, брата Хенрика, бывшего нациста, что неизвестный на фото — Мартин Вангер, брат Харриет. Саландер обнаруживает в архивах Хёдестада, что Готфрид, покойный отец Харриет и Мартина, был в командировке в каждом городе, где совершались убийства. Однако последнее убийство произошло в 1967 году, спустя два года после смерти Готфрида, что говорит о том, что его совершил кто-то другой. Вскоре она обнаруживает, что последняя жертва училась в университете Упсалы, где учился сам Мартин. Найдя совместное фото Готфрида и Мартина в одном из городов, где было совершено убийство, Лисбет понимает, что сын пошёл по стопам отца.

Блумквист одержим идеей найти доказательства в доме Мартина, но Мартин обо всем догадывается и усыпляет зашедшего к нему Микаэля. Блумквист просыпается закованным в кандалы и подвешенным на канате. Мартин откровенно хвастается изнасилованиями, пытками и убийствами десятков женщин в течение нескольких лет, к чему его приучил отец, но отрицает убийство своей сестры. Мартин обещает убить Блумквиста и надевает ему на голову полиэтиленовый мешок. Но вовремя все понявшая Лисбет врывается в подвал и ударом клюшки для гольфа разбивает Мартину голову и сбивает его с ног. Пока Саландер освобождает Блумквиста, Мартин приходит в себя и пытается спастись бегством на машине. Лисбет хватает оставленный Мартином пистолет и бросается в погоню за ним на своём мотоцикле. Автомобиль Мартина на большой скорости попадает в аварию. Саландер приближается к месту аварии, но перевернувшаяся машина взрывается и Мартин погибает в огне.

Микаэль предполагает, что Харриет может быть ещё жива. Блумквист и Саландер летят в Лондон, взламывают компьютер Аниты Вангер, и прослушивают её телефон, надеясь, что она свяжется с Харриет после сообщения от Блумквиста о смерти Мартина. Когда Анита не делает попыток связаться с Харриет, Блумквист делает вывод, что Анита Вангер на самом деле Харриет, живущая под прикрытием сходства с Анитой, чтобы скрыться от Мартина. Блумквист рассказывает Аните/Харриет свои подозрения. Харриет признаётся, что её отец Готфрид регулярно насиловал её в течение многих лет, и она, в конце концов, убила его ударом весла по голове, а Мартин застал её на месте преступления. Мартин также неоднократно насиловал её, пока Хенрик не отправил его на учёбу в Упсалу. Когда Мартин вернулся в день парада, Харриет бежала из Швеции с помощью Аниты, испугавшись повторения насилия. С этого момента стало две Аниты Вангер, пока настоящая Анита и её муж не погибли в автокатастрофе, оставив это имя для Харриет. Харриет отправляла прессованные цветы Хенрику каждый год как подсказки, что она жива. Наконец, после смерти брата Харриет возвращается в Швецию и встречается с дядей Хенриком.

Как и было обещано, Хенрик даёт Блумквисту информацию о Веннерстрёме, но Блумквист взбешён, что информация является слишком старой, чтобы использовать её в суде, так как истёк срок исковой давности, да и обвинения не слишком серьёзные. Тогда Саландер взламывает компьютер Веннерстрёма. Она находит компромат, связанный с незаконной торговлей оружием и наркотиками. Новая статья Блумквиста возрождает «Миллениум» и уничтожает Веннерстрёма.

Саландер взламывает многочисленные банковские счета Веннерстрёма и с помощью хитроумной комбинации похищает у него многомиллионную сумму денег. Веннерстрёма в конечном итоге находят в Испании убитым при загадочных обстоятельствах. По возвращении в Стокгольм Саландер посещает своего старого опекуна, Палмгрена, который после инсульта потерял способность говорить и оказался прикованным к инвалидному креслу. Она говорит ему, что нашла друга, которого он бы одобрил, а сама она счастлива. Лисбет покупает Микаэлю дорогую кожаную куртку в качестве рождественского подарка. Она приезжает к нему, чтобы вручить подарок, но замечает, как счастливые Блумквист и Бергер прогуливаются вместе. Понимая, что всерьёз не нужна Блумквисту, Лисбет бросает куртку в ближайший мусорный контейнер и едет прочь по улицам Стокгольма.

В ролях

  • Дэниел Крэйг — Микаэль Блумквист
  • Руни Мара — Лисбет Саландер
  • Кристофер Пламмер[2] — Хенрик Вангер
  • Стеллан Скарсгорд[3] — Мартин Вангер
  • Робин Райт — Эрика Бергер
  • Стивен Беркофф — Дирк Фруде
  • Джеральдин Джеймс — Сесилия Вангер
  • Джоэли Ричардсон — Анита Вангер / Харриет Вангер
  • Юэль Киннаман — Кристер Мальм
  • Йорик ван Вагенинген — Нильс Бьюрман
  • Дональд Самптер — Густав Морель
  • Горан Вишнич — Драган Арманский
  • Моа Гарпендаль(англ. Moa Garpendal )Харриет Вангер
  • Джулиан Сэндз — молодой Хенрик Вангер
  • Давид Денсик — молодой Морель
  • Густаф Хаммарстен — молодой Харальд
  • Юсефин Асплунд — Пернилла Блумквист, дочь Микаэля
  • Эмбет Дэвидц — Анника Блумквист Джаннини

Создание

Незадолго до создания этого фильма была снята шведская картина «Девушка с татуировкой дракона», премьера которой состоялась в 2009 году. В прокате США этот фильм был запущен 19 марта 2010 года [4] .

Продюсер Скотт Рудин утвердил кандидатуру Финчера в качестве режиссёра новой экранизации в апреле 2010 года [5] . Финчер сразу объявил, что лента попадёт в жёсткую прокатную категорию, так как ради привлечения более широкой аудитории он не намерен затушёвывать существенные для книги темы сексуального насилия, инцеста и пыток.

На роль Микаэля Блумквиста первоначально рассматривался Хью Грант. В июле эту роль получил Дэниел Крэйг (при условии, что он сыграет журналиста и в следующих двух фильмах) [6] . В августе того же года Руни Мара получила роль Лисбет Саландер [7] . На роль Саландер пробовались многие актрисы, некоторые из которых отказались от участия в фильме из-за длинных съёмок и недостаточно высокой заработной платы [8] . Следуя плану, утверждённому самим Финчером, Руни Мара за один день сделала пирсинг во всех местах, где это было положено по сценарию (кроме носа и губ), хотя ранее не носила даже серьги [9] .

Съёмки фильма стартовали в сентябре 2010 года в Стокгольме. После трёх недель съёмок Фредрик Баккар покинул пост оператора по личным причинам. Его заменил Джефф Кроненвет, который не раз работал с Финчером в прошлом [10] . В декабре 2010 года съёмочная группа продолжила работу в Цюрихе. После Рождества съёмки проходили в студиях Лос-Анджелеса, потом весенние сцены были досняты в Швеции.

Музыка

Резкая и подчас жутковатая музыка Резнора и Росса, способная неслабо беспокоить и щекотать нервы зрителей, использована Финчером для создания убедительной обстановки политической угрозы и нравственного отчаяния.

Саундтрек к фильму был написан Трентом Резнором и Аттикусом Россом, которые за музыку к предыдущей работе Финчера получили «Оскар». В планы Резнора не входило использование в титрах знакомой мелодии; тем не менее, Финчер предложил начать картину с кавер-версии классической Immigrant Song группы Led Zeppelin. Вокал на этом треке принадлежит Карен О. В финальных титрах звучит кавер-версия баллады Брайана Ферри Is Your Love Strong Enough, записанная коллективом Резнора и Росса How to Destroy Angels.

Неожиданный выбор мелодии Энии Orinoco Flow в качестве фона для одной из самых жутких сцен фильма обратил на себя внимание рецензентов; один из них назвал это решение режиссёра «близким к гениальности» [12] . В общей сложности звуковая дорожка включает 39 композиций [13] .

Титры

Вводные титры поданы на фоне полуабстрактного ролика, напоминающего заставки к фильмам о Джеймсе Бонде [14] . В качестве музыкального фона использована современная кавер-версия Immigrant Song. Рецензентам эта вводная заставка напомнила музыкальные видеоклипы, которые Финчер снимал на заре своей карьеры для таких исполнителей, как Мадонна и Aerosmith [15] . Режиссёр согласился, что существенная разница с видеоклипами отсутствует: «та же визуальная образность, нарезанная под стать музыке» [16] . Столь энергичное и современное начало («кошмарное аморфное видение в жидком монохроме» [17] ) оттеняет традиционность последующего фильма [17] . По мнению Питера Трэверса (Rolling Stone), это лучшая часть ленты, которая обещает зрителю, пожалуй, слишком многое [18] .

Прокат и награды

Мировая премьера фильма состоялась 21 декабря 2011 года [19] , в России — 2 января 2012 [20] . Фильм на североевропейскую тематику не смог увлечь американских кинозрителей и, несмотря на свой солидный бюджет, так и не приблизился к первой строчке чарта недельных кассовых сборов [21] . В России фильм дебютировал сразу после Нового года и, отчасти вследствие позднего старта, среди новогодних релизов по сборам занял лишь девятое место [22] .

На 69-й церемонии вручения премии «Золотой глобус» фильм был представлен в двух номинациях: «Лучшая женская роль — драма» (Руни Мара) и «Лучшая музыка» (Трент Резнор и Аттикус Росс) [23] , но в обеих уступил Мерил Стрип и Людовику Бурсе соответственно [24] . Кроме этого, картина выдвигалась в 5 номинациях на 84-й церемонии вручения премии «Оскар»: лучшая женская роль (Руни Мара), лучшая операторская работа (Джефф Кроненвет), лучший монтаж (единственная статуэтка), лучший звук и лучший звуковой монтаж [25] .

Награды и номинации

Премия Категория Номинант Результат
«Оскар» Лучший женская роль Руни Мара Номинация
Лучшая операторская работа Джефф Кроненвет Номинация
Лучший монтаж Энгус Уолл, Кирк Бакстер Победа
Лучший звук Дэвид Паркер, Майкл Семаник, Рен Клайс, Бо Пирссон Номинация
Лучший звуковой монтаж Рен Клайс Номинация
«Золотой глобус» Лучшая женская роль — драма Руни Мара Номинация
Лучшая музыка к фильму Трент Резнор, Аттикус Росс Номинация
BAFTA Лучшая музыка к фильму Трент Резнор, Аттикус Росс Номинация
Лучшая операторская работа Джефф Кроненвет Номинация
«Выбор критиков» Лучшая музыка к фильму Трент Резнор, Аттикус Росс Номинация
Лучший монтаж Кирк Бакстер, Энгус Уолл Победа
«Сатурн» Лучший фильм ужасов или триллер Победа
Лучшая женская роль Руни Мара Номинация
Национальный совет кинокритиков США Прорыв года Руни Мара Победа
Топ 10 лучших фильмов года Победа
Премия Гильдии режиссёров США Лучший режиссёр Дэвид Финчер Номинация
Премия Гильдии продюсеров США Лучший фильм Сиан Чаффин, Скотт Рудин Номинация
Премия Гильдии сценаристов США Лучшая адаптированный сценарий Стивен Заиллян Номинация

Критика

Фильм был положительно воспринят мировой кинопрессой. На онлайн-агрегаторе Rotten Tomatoes собрано 190 рецензий, из которых 86 % — положительные [26] . Оценка зрителей на сайте IMDB — 8.1 балла из 10 [27] .

«Это мускулистый фильм, снятый с безграничной уверенностью в своих силах», — отозвался на фильм Питер Брэдшоу со страниц газеты The Guardian [17] . Британский киножурнал Sight & Sound опубликовал хвалебную рецензию, в которой выделил новые по сравнению с романом элементы сценария и лаконичную манеру повествования, не позволяющую зрителю перевести дыхание [14] . По мнению Брэдшоу, ключ к успеху фильма — это Руни Мара в роли Лисбет (ранее она была известна в основном по роли подружки Марка Цукерберга, бросившей его в начальной сцене «Социальной сети»). Её искусство перевоплощения восхитило также авторитетного Роджера Эберта и журнал Variety, назвавший игру актрисы «гипнотической и бесстрашной» [28] .

В некоторых отзывах недочёты фильма объяснены недостатками книги. Кинообозреватель The New York Times отметил, что на мраморном лице Руни играют и боль, и ярость, и расчёт, но в целом художественные устремления создателей фильма сдерживаются ограничениями, накладываемыми исходным материалом и условностями коммерческого, развлекательного кино: «Слушай внимательно, потому что главный злодей собирается разъяснить все загадки, перед тем как убить тебя!» [11] «Нас встречает классический сюжет в духе Агаты Кристи с островом в качестве запертой комнаты», — вторит ему Роджер Эберт [29] . По мнению Хобермана, в наше время мало кого в состоянии взволновать «скелеты в шкафах» престарелых коллаборационистов [30] .

Отдельные критики посчитали вторую экранизацию книги ненужной и не прибавляющей ничего нового к шведскому оригиналу [18] . По оценке Ричарда Корлисса из журнала Time, это всего лишь «добротно скроенный симулякр», причём его особенно насторожила сцена пытки Микаэля, которой присущ «оттенок благоговейного трепета перед своеобразным величием маньяка-психопата» [15] . А. О. Скотт посчитал, что насилие опекуна над девушкой снято Финчером не без тайной похоти [11] . Обозреватель газеты The A.V. Club отметил присутствие «любовной химии» между героями Крэйга и Мары [31] , в то время как Питер Трэверс из журнала Rolling Stone посетовал как раз на отсутствие оной. Отрицательно отозвался о фильме Slant Magazine, увидевший здесь «самую элегантную похоронную процессию в истории» [32] .

Из российских кинокритиков Роман Волобуев поставил фильму высший балл, похвалив режиссёра за то, что он выпустил «вообще все свойственные Ларссону графоманские подробности» [33] . «Безупречно вылизанные финчеровские мизансцены выстреливаются с экрана в безжалостном, почти дискотечном ритме, так что между ними не успеваешь выдыхать», — восхитился он сжатостью повествовательной техники [33] . Лидии Масловой («Коммерсантъ») более интересным для зрителя показался «портрет бесшабашной и непредсказуемой героини», чем приглашение автора книги «поражаться растленным нравам шведского истеблишмента» [34] . По её мнению, «поклонники Финчера как умельца нагнетать нездоровую атмосферу» в этот раз «успеют не спеша наесться своего любимого мрачняка с психопатологическим оттенком» [34] .

Некоторые критики отметили родство «Девушки» с более ранними фильмами Финчера о противостоянии полицейских иррациональным маньякам («Семь» и «Зодиак»), а также с «Бойцовским клубом» [33] . «Саландер — такая же анархистская фантазия, как Тайлер Дерден», — полагает Волобуев [33] . Хоберман увидел в новом фильме Финчера диалектический синтез двух предыдущих рассказов Финчера о загадочном маньяке-убийце («Зодиак») и о гении хакерского онлайн-пространства («Социальная сеть») [30] .

Сопоставление со шведским фильмом

«Зачем кому-то понадобилось снимать новый фильм, когда можно посмотреть существующий?» — так отреагировал на известие о финчеровском проекте Нильс Арден Оплев, режиссёр одноимённой шведской ленты, снятой двумя годами ранее [35] . Сценарист американской ленты Стивен Заиллян, в свою очередь, заявил, что сознательно не смотрел шведскую экранизацию [36] .

Практически все пишущие о фильме Финчера так или иначе сравнивают его с предшественником. Лидия Маслова, например, не находит между ними больших отличий [34] . А. О. Скотту фильм скандинава напомнил «очень длинный пилот детективного телесериала» [11] . Sight & Sound похвалил Финчера за проведённую работу над чужими ошибками и демонтаж «затянутой, чересчур сентиментальной и не вяжущейся со всем, что было ранее» концовки шведского фильма [14] . По мнению рецензента этого издания, мизансцены были решены Оплевом на уровне заурядных телефильмов, которые демонстрируются каждую неделю, а повествование было перегружено ненужными подробностями [14] .

Роджера Эберта покоробило, с каким апломбом ведут себя в почти безвыходной ситуации оба главных героя американской версии; шведский фильм в этом плане кажется ему более правдоподобным, его персонажи — более ранимыми [29] . Дж. Хоберман сетует на затянутую нарративную экспозицию обоих фильмов, причём финчеровская версия кажется ему более поджарой, энергичной и стильно срежиссированной [30] . По мнению британской The Guardian, американский фильм в сравнении со скандинавским — глянцевитый, элегантный, примоднённый (sleeker, smoother, sexier) [17] . В обоих фильмах после раскрытия всех тайн зрителю приходится последовать за героиней в Швейцарию, и саспенс, прежде шедший строго по восходящей, в этой заключительной части по понятным причинам уходит в песок [12] .

Основные темы

Как и в «Бойцовском клубе», создателей фильма занимает подвижность традиционных половых ролей в современном обществе [37] . На гипермаскулинную роль детектива выбран исполнитель роли Джеймса Бонда, однако, вопреки традициям бондианы, его по всем параметрам превосходит и даже спасает от смерти девушка [14] . По словам Волобуева, будучи «разжалованным из Бондов в Бонд-гёрл», Крейгу приходится на протяжении всего фильма изображать замешательство [33] . Ю. Гладильщикову показалось, что Крейг с его амплуа мачо здесь персонаж интуитивный, что больше свойственно женщинам, в то время как именно Саландер выступает в традиционно мужской роли — как воплощение жёсткой, несгибаемой логики [38] . Неслучайно именно она инициирует половую близость.

Ряд комментаторов трактует образ Саландер как воплощение электронно-сетевого бунта против патриархальных устоев общества [11] . Согласно Sight & Sound в фильме показано, как от отца к сыну переходят узаконенные пороки, которые при отсутствии вмешательства со стороны перерастают в «ужасающую вседозволенность — что сексуальную, что экономическую» [14] . Проявления нестерпимого для женщин устройства общества Саландер встречает не только на острове. Её окружают мужчины беспринципные, коррумпированные, склонные к запугиванию — как, например, её новый опекун [11] .

А. О. Скотт усмотрел в бунте Саландер против общества фрейдистскую подоплёку. Как и Харриет, она — пытающийся найти себя плод семейного насилия [11] . Как и Харриет, она пыталась выйти из заколдованного круга, убив отца. И в этом их отличие от менее зрелого Мартина, который в аналогичной ситуации просто поставил себя на место отца и воспроизвёл все его пороки. Эдиповские законы действуют и в отношении Лисбет. Едва ли случайно то, что она делает шаги к интимному сближению с Микаэлем после того, как он с нежностью рассказывает ей о своей дочери [17] .

С мнением Гладильщикова о том, что «Девушка с татуировкой дракона» — «самое громкое феминистское высказывание в массовой литературе и кино за последние годы» [38] , поспорила Лидия Маслова. Поведение Саландер в финале фильма она расценивает как «вполне типичный женский раздосадованный плевок в отместку за обманутую любовь» [34] .

Читайте также:  Крылья ангела с крестом тату
Оцените статью