Девушка с татуировкой дракона это детектив

Девушка с татуировкой драконаThe Girl with the Dragon Tattoo

Девушка с татуировкой дракона

Автор Стиг Ларссон
Оригинальное название Män som hatar kvinnor
Переводчик Рег Киланд, псевдоним Стивена Т. Мюррея
Страна Швеция
Язык Шведский
Серии Миллениум
Жанр Криминал , детектив , триллер , скандинавский нуар
Издатель Norstedts Förlag (шведский)
Январь 2008 г.
Тип СМИ Печать ( мягкая обложка , твёрдый переплет )
ISBN 978-91-1-301408-1 (шведский)
ISBN 978-1-84724-253-2 (английский)
OCLC 186764078
С последующим Девушка, игравшая с огнем

Девушка с татуировкой дракона (оригинальное название на шведском языке : Män som hatar kvinnor , букв. « Мужчины, которые ненавидят женщин ») — это психологический триллер шведского писателя и журналиста Стига Ларссона (1954–2004), который был опубликован посмертно в 2005 году. стать международным бестселлером. Это первая книга тысячелетия серии .

СОДЕРЖАНИЕ

Ларссон рассказал об инциденте, который, по его словам, произошел, когда ему было 15 лет: он стоял рядом, когда группа из трех человек изнасиловала его знакомую по имени Лизбет. Несколько дней спустя, мучимый чувством вины за то, что он ничего не сделал, чтобы помочь ей, он попросил у нее прощения, которое она отказалась дать. По его словам, этот инцидент преследовал его в течение многих лет и отчасти вдохновил его на создание персонажа по имени Лизбет, который также переживал изнасилование. Правдивость этой истории подвергалась сомнению после смерти Ларссона после того, как коллега из журнала Expo сообщил Rolling Stone, что Ларссон сказал ему, что он слышал эту историю из вторых рук, и пересказал ее как свою собственную. Убийство Catrine да Коста был также источником вдохновения , когда он написал книгу.

Читайте также:  Шрамы после свода татуировки

За исключением вымышленного Хедестада, действие романа происходит в реальных шведских городах. Журнал « Миллениум» в книгах имеет такие же характеристики, как и журнал Ларссона « Экспо» , например, его социально-политические взгляды и финансовые трудности.

И давний партнер Ларссона Ева Габриэльссон, и английский переводчик Стивен Т. Мюррей сказали, что Кристофер МакЛехоз (который работает на британское издательство Quercus ) «без нужды приукрашивал» английский перевод; как таковой, Мюррей попросил, чтобы его указали под псевдонимом «Рег Киланд». Английский релиз также изменил название, хотя Ларссон специально отказал шведскому издателю сделать это, и размер татуировки дракона Саландера; от большого куска, покрывающего всю ее спину, до маленькой татуировки на плече.

Сюжет

Каждый год на протяжении последних 36 лет Хенрик Вангер получает безымянный засушенный цветок в рамке для картины 1 ноября, в свой день рождения. У него есть все рамки на стене в его доме. Каждый год он звонит своему другу, вышедшему на пенсию детективу-суперинтенданту, который называет его день рождения и возраст, и рассказывает ему о последнем цветке. Им остается только гадать, кто это прислал и почему.

В декабре 2002 года Микаэль Блумквист , издатель шведского политического журнала Millennium , проигрывает дело о клевете, связанное с обвинениями в адрес промышленника-миллиардера Ханса-Эрика Веннерстрёма. Микаэль Блумквист приговорен к трем месяцам тюремного заключения (отсрочка) и к возмещению значительного ущерба и издержек. Вскоре после этого его приглашают на встречу с Хенриком Вангером, бывшим генеральным директором Vanger Corporation, который не знает, что Вангер проверил его личную и профессиональную историю; Расследование обстоятельств дела Блумквиста провела Лисбет Саландер , блестящий, но глубоко обеспокоенный исследователь и компьютерный хакер .

Вангер обещает предоставить Блумквисту улики против Веннерстрема в обмен на то, что он узнает, что случилось с Гарриет Вангер, тогдашней 16-летней племянницей и предполагаемым наследником Хенрика, которая исчезла в 1966 году во время семейного собрания в поместье Вангер на острове Хедебю в тот же день. что дорожно-транспортное происшествие на мосту временно отрезало остров от материка. Вангер провела большую часть прошедших 36 лет, размышляя об инциденте, и пришла к выводу, что она была убита, поскольку отсутствие трупа исключает естественные происшествия, а у Харриет (насколько известно Вангеру) не было средств к спасению. Микаэль остается на острове, исследуя семейную историю Вангеров и исчезновение Харриет. Он встречается с несколькими членами клана Вангеров, включая брата Харриет, Мартина, нынешнего генерального директора компании; Изабелла, мать Мартина и Харриет; и Сесилия, директриса, младшая тетя и подруга Харриет, которая позже соблазняет Микаэля в романе.

Тем временем назначенный государством законный опекун Саландера Хольгер Палмгрен переносит инсульт . Его заменяет Нильс Бьюрман, который вымогает у Саландер половые акты и в конечном итоге изнасилует ее. После тайной записи своего нападения Саландер мстит, пытая Бьюрмана и угрожая погубить его, если он не даст ей полный контроль над ее жизнью и финансами. Затем она использует тату-машину, чтобы заклеймить его как насильника.

На острове Хедеби Микаэль ищет новые доказательства исчезновения Харриет. Ключевым доказательством является серия фотографий, сделанных Харриет на параде незадолго до ее исчезновения. Они показывают, что она с дискомфортом реагирует на то, что видит. Они также показывают случайную женщину, стоящую рядом с Гарриет и фотографирующую; Микаэль выслеживает эту женщину и видит полученную фотографию, на которой изображен молодой человек, но она слишком расплывчата, чтобы дать дополнительные подсказки. Микаэль также обнаруживает в дневнике Харриет набор имен и пятизначных номеров, которые считаются старыми телефонными номерами ; однако его дочь Пернилла идентифицирует их как стихи из Книги Левит , в которых описаны правила очищения через жертвоприношение. Микаэль связывает одно из них с гротескным убийством секретаря корпорации Vanger в 1949 году, в котором она была изуродована способом, подобным библейскому стиху, и понимает, что он, возможно, идет по следу старого серийного убийцы . Адвокат Вангера предлагает Саландера в качестве научного сотрудника.

Микаэль понимает, что Саландер взломала его компьютер для первоначального отчета, и просит ее помочь в расследовании. В конце концов они стали случайными любовниками. Тем временем Саландер раскрывает оставшиеся четыре убийства, соответствующие цитатам из Библии в дневнике Харриет, а также еще несколько, которые соответствуют профилю. Однако они понимают, что это больше, чем просто старый холодный случай, когда местная кошка остается расчлененной на их крыльце, а в Микаэля стреляют издалека во время послеобеденной пробежки.

Убежденный, что между убийствами и семьей Вангеров должна быть связь, Саландер просматривает архивы корпорации Вангер. Она замечает, что большинство убийств произошло в местах, где вела бизнес корпорация. Она узнает, что Готфрид Вангер, отец Мартина и Харриет, находился в городе по делам Вангера в то время, когда происходило каждое убийство . за исключением последнего, которое произошло после его смерти (документально подтверждено).

Пока Саландер продолжает поиски в архивах, Микаэль Микаэль идентифицирует молодого человека на фотографии, сравнивая его рубашку с униформой мальчиков в школе Мартина Вангера. Однако, прежде чем он может сделать что — нибудь, Мартин принимает Бломквист в плен, показывая , что Готтфрид «инициировал» его в ритуальное изнасилование и убийства женщин до его собственной смерти, и подразумевает , что Готтфрид изнасиловал его. После смерти Готфрида Мартин продолжал убивать женщин, но отказался от религиозных тем, которыми руководствовался его отец. Мартин спрашивает Микаэля о том, что он узнал о Гарриет, и Микаэль понимает, что Мартин не убивал свою сестру. Мартин пытается убить Микаэля, но Саландер, который установил связь с Мартином независимо, прибывает и нападает на него. Мартин убегает на машине, преследуемый Саландером, и совершает самоубийство, намеренно столкнувшись с приближающимся грузовиком.

Полагая, что сестра Сесилии Анита, которая сейчас живет в Лондоне, является единственным родственником, который может что-то знать о судьбе Харриет, Микаэль и Саландер прослушивают ее телефон и узнают, что Харриет все еще жива и живет под именем Аниты в Австралии . Когда Микаэль летит туда, чтобы встретиться с ней, Харриет рассказывает ему правду о ее исчезновении: ее отец Готфрид, помимо сексуального насилия над своим сыном, также неоднократно изнасиловал ее. Она убила его в порядке самообороны, но это просто привело к тому, что Мартин взял на себя роль своего отца как насильника. Харриет нашла немного покоя, когда Мартина отправили в подготовительную школу, но он вернулся в день ее исчезновения (как показано на фотографиях). Харриет поняла, что никогда не освободится от него, если не сбежит, поэтому она нашла место, чтобы спрятаться во время дорожно-транспортного происшествия, и на следующее утро Анита тайно переправила ее на материк. Микаэль уговаривает Харриет вернуться в Швецию, где она воссоединяется с Хенриком. Затем Микаэль сопровождает Саландер на похороны ее матери.

Вернувшись в Швецию, Микаэль узнает, что доказательства против Веннерстрёма, которые обещал ему Вангер, бесполезны из-за истечения срока давности . Однако в декабре Саландер взломал компьютер Веннерстрёма и обнаружил, что его преступления выходят далеко за рамки того, что задокументировал Микаэль. Используя свои доказательства, Блумквист печатает разоблачение и книгу через год после обвинительного приговора, которые разрушают Веннерстрёма и катапультируют Миллениум к национальной известности. Саландер, используя свои хакерские навыки, сумела украсть около 2,6 миллиарда крон (около 260 миллионов долларов США ) с секретного банковского счета Веннерстрема. Микаэль и Саландер вместе проводят Рождество в его праздничном доме. Вскоре после этого она идет в дом Микаэля, намереваясь признаться ему в любви и подарить ему рождественский подарок, но когда она видит его со своим давним любовником и деловым партнером Эрикой Бергер, она бросает подарок в мусорный бак и уходит.

В качестве постскриптума Саландер продолжает следить за Веннерстрёмом и через шесть месяцев анонимно сообщает адвокату в Майами о его местонахождении. Четыре дня спустя тело Веннерстрёма было найдено в Марбелье , Испания , с тремя выстрелами в голову.

Символы

  • Микаэль Блумквист — журналист, издатель и совладелец ежемесячного политического журнала Millennium
  • Лисбет Саландер — внештатный агент наблюдения и исследователь, специализирующийся на расследовании людей от имени Milton Security
  • Эрика Бергер — главный редактор / мажоритарный владелец Millennium и давний любовник Бломквиста.
  • Хенрик Вангер — промышленник на пенсии и бывший генеральный директор Vanger Corporation
  • Гарриет Вангер — внучатая племянница Хенрика, бесследно исчезнувшая в 1966 году.
  • Мартин Вангер — брат Харриет и генеральный директор корпорации Vanger.
  • Готфрид Вангер — племянник Хенрика и покойный отец Мартина и Гарриет
  • Изабелла Вангер — вдова Готфрида Вангера и мать Мартина и Харриет
  • Сесилия Вангер — дочь Харальда Вангера и одной из племянниц Хенрика.
  • Анита Вангер — дочь Харальда Вангера и одной из племянниц Хенрика, в настоящее время проживающая в Лондоне.
  • Биргер Вангер — сын Харальда Вангера; один из племянников Хенрика
  • Харальд Вангер — старший брат Хенрика, член шведской нацистской партии
  • Ханс-Эрик Веннерстрём — коррумпированный финансист-миллиардер
  • Роберт Линдберг — банкир, источник клеветнической истории о Веннерстрёме Микаэля Микаэля.
  • Уильям Борг — бывший журналист и заклятый враг Микаэля
  • Моника Абрахамссон — бывшая жена Микаэля, на которой он женился в 1986 году и развелся в 1991 году.
  • Пернилла Абрахамссон — их дочь, родившаяся в 1986 году.
  • Грегер Бекман — муж Эрики Бергер
  • Хольгер Палмгрен — законный опекун и адвокат Саландера, ставший инвалидом в результате инсульта.
  • Нильс Бьюрман — законный опекун и адвокат Саландер после Палмгрена
  • Дирч Фроде — бывший юрист Vanger Corporation, теперь юрист только с одним клиентом: Хенрик Вангер.
  • Драган Арманский — генеральный директор и главный операционный директор Milton Security, работодателя Лисбет.
  • Чума — компьютерный хакер / гений
  • Ева — девушка Мартина Вангера
  • Кристер Мальм — директор, арт-дизайнер и совладелец Millennium
  • Янне Дальман — управляющий редактор Millennium
  • Густав Морелл — детектив-суперинтендант в отставке, расследовавший исчезновение Харриет.
  • Анна Нигрен — домработница Хенрика Вангера
  • Гуннар Нильссон — смотритель владений Хенрика Вангера в Хедебю

Основные темы

Ларссон делает несколько литературных ссылок на классических предшественников этого жанра и комментирует современное шведское общество. Обозреватель Роберт Дессе пишет: «Его любимые мишени — это насилие над женщинами, некомпетентность и трусость журналистов-расследователей, моральное банкротство крупного капитала и ядовитая волна нацизма, которая все еще гноится . в шведском обществе». Сесилия Овесдоттер Альм и Анна Вестершталь Стенпорт пишут, что роман «отражает — неявно и явно — пробелы между риторикой и практикой в ​​шведской политике и публичном дискурсе о сложных отношениях между сокращением государственных расходов, неолиберальными корпоративными и экономическими практиками и политизированным гендерным построением. Роман согласно одной статье, поддерживает прагматическое принятие неолиберального миропорядка, который является делокализованным, бесчеловечным и женоненавистническим «.

Альм и Стенпорт добавляют: «Большинство международных (и шведских) обозревателей упускают из виду, что финансовая и моральная коррумпированность, лежащая в основе « Девушки с татуировкой дракона » , настолько серьезна, что обвиняет большинство атрибутов, связанных с современной Швецией, как демократических и гендерно-равноправных. Роман на самом деле далек от того, что американский критик Морин Корриган называет «непоколебимым . здравым феминистским социальным комментарием» (статья Корриган называлась «Супер-умный нуар с феминистским толчком», Национальное общественное радио , 23 сентября 2008 г.).

Далее Ларссон вступает в дебаты о том, насколько виновны преступники в своих преступлениях, и в чем виновато воспитание или общество. Например, Саландер обладает сильной волей и предполагает, что все остальные тоже. Она изображается как пострадавшая от всех видов жестокого обращения в своей юной жизни, в том числе из-за ненужного предписанного обращения в психиатрическую клинику и последующих случаев сексуального насилия от рук назначенного судом опекуна.

Мария де Лурдес Сампайо в журнале Cross-Cultural Communication утверждает, что «Блумквист, современный Тесей , ведет нас в лабиринт глобализированного мира, а главная героиня сериала, Лисбет Саландер, созданная по образцу Амазонки , является примером. о расширении прав и возможностей женщин в криминальной литературе, играя роль детектива «крутого парня», а также олицетворяя популярные роли жертвы, изгоя и мстителя ». В этом контексте она обсуждает «Диалоги с греческой трагедией . а именно борьбу Саландера с сильными отцами». Сампайо также утверждает:

Затем, как и многие другие писатели и кинематографисты, Ларссон играет с всеобщим увлечением людей религиозными загадками, загадками и герменевтикой, подчеркивая, как Библия и другие религиозные книги вдохновляли ужасных серийных преступников на протяжении всей истории. Есть много отрывков, посвященных еврейской Библии , апокрифам и спорам, окружающим различные ветви церкви. Транскрипция латинских выражений (например, «sola fide» или «Clearitas scripturae») вместе с библейскими отрывками, которые дают ключи к разгадке светских тайн, доказывает, что Ларссон был хорошо знаком с бестселлерами Умберто Эко и с аналогичными сюжетами. . Есть много признаков как имя розы и из Маятник Фуко в Millennium серии, и в каком — то смысле эти две работы, содержатся в первом романе.

Тайна запертой комнаты

В главе 12 Ларссон пишет: «Это действительно захватывающий случай. То, что я считаю, известно как тайна запертой комнаты на острове. И ничто в расследовании, похоже, не следует обычной логике. Каждый вопрос остается без ответа, каждый подсказка ведет в тупик «. Он предоставляет генеалогическое древо, описывающее отношения пяти поколений семьи Вангеров.

Прием и награды

Роман был выпущен с большим успехом в Швеции, а затем после публикации во многих других европейских странах. На языке оригинала он получил награду Швеции « Стеклянный ключ» в 2006 году как лучший криминальный роман года. Он также получил премию Бёке в 2008 году , а в 2009 году — премию Galaxy British Book Awards за лучший криминальный триллер года и престижную премию Энтони за лучший первый роман. The Guardian оценил «Девушку с татуировкой дракона» № 98 в своем списке 100 лучших книг 21 века.

Ларссон был награжден премией ITV3 Crime Thriller Award как международный автор года в 2008 году.

«Девушка с татуировкой дракона» получила неоднозначные отзывы американских критиков. Он дебютировал под номером четыре в списке бестселлеров New York Times . Алекс Беренсон писал в The New York Times : «Роман предлагает совершенно уродливый взгляд на человеческую природу»; в то время как он «открывается интригующей тайной», а «средний раздел« Девочки » — это удовольствие, остальная часть романа не совсем соответствует этому. Первоначальным шведским названием книги было« Мужчины, которые ненавидят женщин » , лейбл, который почти отражает тонкость сексуальной политики романа «. В газете Los Angeles Times говорилось, что «книга взлетает в четвертой главе: оттуда она становится классической детективной беллетристикой с множеством современных поворотов . Написание некрасивое, временами обрезанное (хотя это мог быть перевод автора. Рег Киланд) и несколько слишком много ложно драматических концовок разделов или глав. Но это убедительная, хорошо сплетенная история, которая помогает перенести читателя в сельскую Швецию за хорошей детективной историей ». Несколько месяцев спустя Мэтт Селман сказал, что книга «звучит фальшиво с грудой легких суперпобед и надуманными находками на один миллион». Ричард Аллева в « Содружестве» писал, что роман омрачен «его неумелой предысторией, банальными характеристиками, безвкусной прозой, избытком тем (шведский нацизм, безразличная бюрократия, корпоративные должностные преступления, жестокое обращение с женщинами и т. Д.) И — что хуже всего. — склонность автора Ларссона всегда точно говорить нам, что мы должны чувствовать ».

С другой стороны, доктор Абдалла Даар , писавший для журнала Nature , сказал: «События, связанные с исчезновением внучатой ​​племянницы, тщательно и гениально собраны вместе с большим количеством научных данных». The Pittsburgh Post-Gazette писала: «Это большой, замысловатый сюжет, мрачный юмористический труд, богатый иронией, причудливыми, но правдоподобными персонажами и литературной игривостью, которую может передать только мастер жанра и его истории».

К 2010 году было продано более 30 миллионов копий «Девушки с татуировкой дракона» . В Соединенных Штатах было продано более 3,4 миллионов копий в твердом переплете или в формате электронных книг, а к июню 2011 года было продано 15 миллионов копий.

Книга сочинений

Уайли опубликовал сборник эссе под редакцией Эрика Бронсона под названием «Девушка с татуировкой дракона и философия» (2011).

Оцените статью