Почему так и не вышло продолжения «Девушки с татуировкой дракона» Дэвида Финчера
10 интересных фактов о создании культового триллера по книге шведского писателя Стига Ларссона.
Фильмы Дэвида Финчера всегда вызывают интерес среди любителей умного, качественного кино. Так было с «Игрой», «Бойцовским клубом», «Комнатой страха», «Социальной сетью» и другими шедеврами мастера остросюжетного кинематографа. Не стала исключением и американская версия «Девушки с татуировкой дракона», которая является ремейком одноименной шведской картины, вышедшей двумя годами ранее.
Финчер планировал снять два продолжения и сделать полноценную трилогию «Миллениум» – как и его шведские коллеги-кинематографисты. Но не сложилось. И на то были коммерческие причины. Предлагаю вспомнить создание этого остросюжетного фильма в фактах и цифрах.
1. Шведские экранизации трех книг Стига Ларссона – «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки» – вышли в 2009 году и собрали в прокате 200 млн долларов. Количество проданных экземпляров книг тогда достигло 63 млн копий.
2. Летом того же года студия Sony начала разрабатывать англоязычную версию первого фильма и предложила Финчеру режиссерское кресло. Тот согласился при условии, что ему дадут снять жесткое взрослое кино и рассчитывал сделать трилогию.
3. На весь процесс, с момента выкупа прав на трилогию Ларссона до премьеры первого фильма, ушло два года.
4. Актрису на роль Лисбет Саландер искали более двух месяцев, выбирая из десятка актрис. На эту роль претендовали Скарлетт Йоханссон, Кристен Стюарт, Эмма Уотсон и другие звезды. Кандидатуру Руни Мары режиссер вначале категорически отверг. Однако актриса настояла на кинопробах, и после них Финчер изменил свое решение.
5. Перед началом съемок актриса сильно похудела, научилась водить мотоцикл и заранее отправилась в Стокгольм, где планировалась основная работа, чтобы изучить город. Также актрисе сделали эпатажную стрижку, высветлили брови и сделали пирсинг.
6. Съемки стартовали в Швеции, затем переместились в Швейцарию, далее – в Лос-Анджелес. Затем группа снова вернулась в Швецию и ненадолго задержалась в Норвегии.
«Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера
Американская киноиндустрия – это гигантская машина, которая производит продукцию разного качества, но всегда с одной целью – заработать. Иначе это была бы не индустрия, а нечто совершенно другое и непонятное западному человеку. Поскольку кинематограф относится к числу наиболее рискованных в плане инвестиций бизнесов, кинокомпании стараются спрогнозировать успех у зрителей и в ходе рекламной кампании создать спрос на проект. Помимо этого студии делают все возможное, чтобы обезопасить вложения, отдавая предпочтения ранее сработавшим историям, поэтому и снимается такое большое количество продолжений и римейков. Если говорить о римейках, то Голливуд переснимает не только известные в прошлом американские ленты, но и частенько берется за адаптацию под вкусы заокеанской аудитории известных европейских фильмов. Например, «Правдивая ложь» Джеймса Кэмерона является вольным римейком французской «Слежки» Клода Зиди, а «Ванильное небо» Кэмерона Кроу — голливудской версией испанского фантастического триллера «Открой глаза» Алехандро Аменабора. На самом деле таких проектов десятки, и чаще всего Голливуд обращается к французскому наследию, потому что родина кинематографа может похвастаться самой развитой киноиндустрией в Европе.
Скандинавский кинематограф не столь известен и популярен, как французский, но и там время от времени снимаются фильмы, которые становятся событием в Европе и привлекают внимание американских продюсеров. В середине нулевых на экраны вышли две картины – «Впусти меня» и «Девушка с татуировкой дракона», которые мигом стали суперхитами в странах северной Европы и даже были куплены дистрибьюторами для демонстрации за океаном в ограниченном прокате. Позднее обе картины были пересняты голливудскими режиссерами. И, если американский вариант «Впусти меня» прошел практически незамеченным, разве что Стивен Кинг назвал его лучшим фильмом ужасов за последние 10 лет, то ремейк «Девушки татуировки с драконом» понравился не только зрителям, но и критикам. Более того картину Дэвида Финчера выдвинули на пять премий «Оскар» (награда за монтаж — прим. авт.). Мы тоже посмотрели этот фильм и нам есть о чем рассказать.
Весной 2010 года стало известно, что режиссером триллера «Девушка с татуировкой дракона» будет Дэвид Финчер, который к тому моменту успел закончить работать над судебной драмой «Социальная сеть». Студия Sony Pictures предложила именитому постановщику взяться за жанр, прославивший его имя в далекие 90-е годы. Финчер как никто другой умеет снимать напряженные триллеры с упором на психологическую достоверность поведения героев. Такие его картины, как «Семь», «Игра» и «Бойцовский клуб» снискали любовь и уважение любителей кино во всем мире.Сюжет романа «Девушка с татуировкой дракона» и одноименного шведского фильма отличался лихо закрученной интригой, высоким градусом насилия и наличием откровенных сцен. С учетом всего этого Дэвид Финчер был идеальным кандидатом на должность режиссера-постановщика. Сценарий написал лауреат премии «Оскар» Стивен Зайлиан («Список Шиндлера», «Человек, который изменил все»). Голливудский драматург адаптировал исходный роман Стига Ларссона, но, как и положено, внес несколько изменений в сцены и иначе расставил акценты, чтобы голливудская экранизация знаменитого детектива не клонировала шведский киновариант.
Фильм открывает великолепно срежиссированная заставка, выдержанная в стилистике киберпанка. Созданием мрачного видеоряда с агрессивно меняющими форму образами под кавер-версию песни «Immigrant song» группы Led Zeppelin, занимались художники и аниматоры студии Blur. Процессом руководил креативный директор компании Тим Миллер, который состоит в дружеских отношениях с Финчером. Работу над заставкой специалисты студии начали с выявления ключевых моментов трилогии, после чего записали в блокнот возникшие абстрактные идеи.
Мы описали разные концепции в отношение наиболее важных события. Затем занялись проработкой раскадровок, 3D аниматиков и анимации. Эти фазы были взаимосвязаны и оказывали влияние одна на другую.
Объекты анимировались в программе Softimage XSI с использованием стандартных инструментов для анимации по ключевым кадрам. Для кадров с произрастающими лозами и листьями специалисты подготовили несколько относительно сложных виртуальных скелетов (ригги – прим. авт). Некоторые образы вроде цветущих бутонов были анимированы как морфинговые цели в программе 3ds Max. Виньетки с образами Микаэля Блумквиста (Дэниель Крейг) и Саландер (Руни Мара) реализовали с использованием техники захвата движений, но полученная анимация также подвергалась ручной доработке на компьютере. Захват актерской игры помог художникам уловить все нюансы телодвижений исполнителей ролей. Лицевая анимация персонажей осуществлялась посредством целевого морфинга, производимому с оглядкой на игру Руни Мара и Дэниеля Крейга, которые отыгрывали роли в ходе дополнительных съемок в Лос-Анджелесе. Эффект замедленного действия и таймлэпс были реализованы путем «запекания» геометрической сетки объектов в виде точек в кэш с кривыми, которые замедляли и убыстряли скорость анимации. Исполнителей главных ролей сканировали для использования полученного материала при создании других сцен. Художники студии Blur внесли изменения в образы при помощи инструментов для моделирования, доработав, к примеру, волосы, чтобы те стали выглядеть обмакнутыми в нефть.
12 интересных фактов о фильме «Девушка с татуировкой дракона»
Триллер режиссера Дэвида Финчера, в основу которого лег роман Стига Ларссона, попал на большие экраны в 2011 году. Лента неплохо выступила в прокате и получила премию « Оскар » в категории « лучший монтаж ».
Главные роли сыграли Дэниэл Крэйг, Руни Мара, Кристофер Пламмер, Стеллан Скарсгард, Стивен Беркофф и Робин Райт. Поставил картину режиссер Дэвид Финчер, ответственный за фильмы « Семь » и « Комната страха ».
1. Актер Стеллан Скарсгард рассказывал, что был просто счастлив сниматься в этом фильме, ибо впервые за 20 лет он мог спать в своем доме снимаясь в американском фильме, так как работали над лентой в его родном Стокгольме.
2. Прямой сиквел фильма с этими же актерами был в планах студии. Но из-за не самых больших кассовых сборов кинокомпания Sony настаивала на сокращении бюджета второго фильма. Режиссер Дэвид Финчер отказывался идти на такой шаг. В итоге режиссер и актеры ушли.
В 2018 году Sony попыталась сделать сиквел с другим режиссером и актерами. Картина получила название « Девушка, которая застряла в паутине ». Обошлась она в 43 миллиона долларов и с треском провалилась в прокате.
3. Первым выбором на главную женскую роль была Натали Портман. Но Портман отказалась от предложения из-за боязни работать с Дэвидом Финчером. Актриса утверждала, что была измотана работой над фильмом « Черный лебедь »(2010) и зная о способности Финчера делать по 50 дублей одной сцены, предпочла отказаться.
4. Скарлет Йоханссон очень хотела сыграть роль Лисбет. Но её забраковал Дэвид Финчер, посчитавший, что актриса слишком кукольная и красивая.
5. Главную роль могла сыграть и Дженнифер Лоуренс. Но в итоге Финчер ей отказал, ибо, по его мнению, актриса была слишком высокой и её нельзя было назвать миниатюрной. Рост Лоуренс 175 см. Руни Мара, которая в итоге сыграла главную женскую роль имеет рост в 160 см.
6. Дэниэл Крэйг сымпровизировал, ловя бутылку с водой. Режиссер Дэвид Финчер не поклонник импровизации, но для этого момента сделал исключение и эпизод остался в фильме.
7. Крэйга не заставляли набирать вес для роли. Актер сам подошел к Дэвиду Финчеру и предложил подобный вариант. По словам Крэйга в этом фильме он играл журналиста, а не Джеймса Бонда, а потому хотел выглядеть в фильме, как нормальный человек.
8. Так совпало, что съемки фильма прошли в самую холодную зиму в Швеции за последние 20 лет.
9. Многие шведские издания критиковали Руни Мару за желание дать своей героине шведский акцент. Критики утверждали, что у неё получился русский или голландский акцент. Дэниэл Крэйг какое-то время тоже собирался дать своему герою шведский акцент, но в итоге отказался от этого, ибо считал подобное глупостью.
10. На ранних этапах разработки студия рассматривала возможность приглашения на главную роль актрисы Нуми Рапас, сыгравшей роль Лисбет в шведской экранизации « Девушки с татуировкой дракона ». На том чтобы её пригласили в американский фильм настаивали многие голливудские издания. Но сама Рапас, когда до неё докатились все эти разговоры, сразу же отказалась от возвращения к роли.
11. Студия не хотела видеть в главной роли Руни Мару. Руководство считало, что актриса совершенно не подходит на эту роль. Чтобы изменить их мнение, режиссер Дэвид Финчер попросил Руни Мару напиться до поросячьего визга. Фото Руни Мары, сделанные ранним утром после подобного мероприятия, он отослал студии. Они студию убедили.
12. CGI-эпизод в начальных титрах фильма поставил режиссер Тим Миллер, позднее снявший фильмы « Дэдпул » и « Терминатор: Темные судьбы ».
Производственный бюджет фильма 90 миллионов долларов. Кассовые сборы в мировом прокате 232 миллиона долларов.