Богини судьбы мойры тату

«И Мойры день за днем мотают нити судеб. «

Мойры — богини судеб. Они не предсказывают судьбу, а лишь следят за её исполнением. Именно мойры определяют «участь», которую получает каждый при рождении.

Известно, что мойр три — Клото, Лахесис, Атропос . А вот родословная их довольно-таки запутана.

По одним источникам, мойры — дочери Нюкты , богини Ночи.

Орфики, в том числе и Платон, утверждали, что их мать Ананке , богиня Неизбежности.

Кое-кто приписывает мойрам в качестве отца самого Кроноса .

Но наиболее распространена версия, что родителями мойр были Зевс и Фемида .

Мойры неподвластны даже богам.

«. Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные,
О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях. «, -такие слова о мойрах приписывают Орфею.

Платон в своих диалогах «Государство», изобразил мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах, все они прядут пряжу, сопровождая небесную музыку сфер своим пением: Клото поёт о настоящем, Лахесис — о прошедшем, Атропос — о будущем.

Главным атрибутом мойр является нить. Именно её длина определяет продолжительность жизни человека.

«Распределение труда» у мойр очень четкое. Каждая из трех богинь ответственна за собственный участок работы.

Лахесис – сама Судьба, которая дает жребий и следит за его исполнением; отвечает за прошлое.

Клото – Пряха, непосредственно работающая над прядением нити судьбы; считается богиней настоящего.

Атропос – Неотвратимая, перерезает нить, в должный срок обрывая жизнь смертного; соотносится с будущим.

Лукиан в одном из своих сочинений устами одного философа задает Юпитеру следующий вопрос: «Надо ли верить Гомеру и Гесиоду, которые говорят в своих поэмах, что никому нельзя избежать той судьбы, которую соткали мойры в момент рождения каждого?». И Юпитер ответил: «Да, это совершенная правда. Мойры предвидят все, и ничто не может произойти, чего бы они не предвидели. Все, что происходит, дело их веретена, и все события проистекают именно так, как они с самого начала выткали».

Мойры – древнегреческие богини с нитями в руках

Знакомясь с древнегреческими мифами, мне неоднократно приходилось встречать упоминание о мойрах. Несмотря на то, что об этих богинях сложено значительно меньше преданий, чем о верховных божествах, их не стоит обходить своим вниманием. Почему? Да просто мойры влияли на судьбу каждого – от самого обыкновенного смертного до героя или бога.

Древние греки верили, что именно мойры определяют три самых главных этапа жизни всякого существа. В своих трудах знаменитый Гомер даже писал, что сам Зевс подчинялся этим независимым богиням. В чём же скрывалась сила мойр? И почему их нередко называют ведьмами Древней Греции?

Мойры и судьба

Если перевести с греческого слово «мойра», получим вполне конкретное определение – «судьба», «участь». Это действительно так – богини мойры являлись воплощением того, что выпадает на долю человека, именно от них зависели рождение, смерть и сам жизненный путь.

Интересно, что более ранние верования древних греков связывали судьбу и какой-либо предмет. Так, например, участь Мелеагра была связана с мойрой, что находилась в головне. Когда мать героя бросила головню в пламя, Мелеагра настигла мучительная смерть.

Александр Ротхауг «Три судьбы», около 1910 года
Частная коллекция

Три сестрицы – мойры

Однако шло время, и представления о судьбе несколько изменились. Когда в Древней Греции начинают приобретать популярность мифы об олимпийских богах, вместе с ними приходят и мойры. Как можно заметить, теперь их становится три. Согласно преданиям, мойры были тремя родными сёстрами.

Они управляли судьбой людей, однако в ведении каждой из богинь были разные этапы жизни. Например, мойра Клото давала жизнь, определяя время рождения. Более того, эта богиня могла даже воскресить умершего, что и произошло с погибшим Пелопом. Дар предсказания был ещё одной способностью этой мойры. Благодаря ей Афина узнала о том, что вечно будет хранить обет безбрачия, несмотря на многочисленных претендентов на руку и сердце.

Мойры были тремя богинями-сёстрами, плетущими Судьбу
© Giovana Marion / gmarion.artstation.com

Вторая сестра-мойра, Лахесис, следила непосредственно за судьбой человека или божества. Лишь от её прихоти зависело счастье пришедшего в этот мир. Успех и слава, позор и несчастье – всем этим Лахесис могла одарить своего подопечного. Неслучайно её имя переводится как «бросающая жребий». Это правда так – богиня словно по жребию решала, каким будет рождённый человек – несчастным или настоящим счастливчиком.

Третья мойра, Атропос, воплощала неизбежность. И её имя красноречиво говорит само за себя – «Неотвратимость». Атропос перерезала нить жизни человека, прекращая его путь в мире живых. Она воплощала смерть, что приходит в своё время. Атропос давала человеку прожить отведенный ему срок, после чего не слышала ни мольбы, ни просьб продлить жизнь. Софокл называет её дочерью Ночи, что верно – смерть и тьма часто шли рядом в представлениях древних народов.

И ведьмы, и богини

Несмотря на такие разные обязанности, сёстры были едины в своём деле. Древние греки представляли трёх богинь с нитями в руках. Каждая нить – это чья-то судьба. Одна из сестёр выбирает её, вторая прядёт, а третья следит за тем, чтобы она оборвалась в нужный срок.

У мойр было немало общего с древними ведьмами. Они могли видеть судьбу, управляли ею и своими руками могли оборвать жизнь человека. Тем не менее, античные поэты не рассказывают о мойрах как о тёмных богинях. Напротив, чаще всего мы видим царственные образы женщин, облачённых в белые одежды и прядущих нити судеб.

Питер Тейс «Время и три Судьбы», около 1665 года
Местонахождение: Музей искусства и истории, Женева, Швейцария

В мифе о борьбе Зевса с Тифоном они приходят на помощь верховному богу, хитростью обманывая его противника. Мойры имели право вмешиваться в ход событий, а Зевс считался их отцом. Неслучайно Громовержец порой именуется Мойрагетом, то есть судьбоуправителем. Именно благодаря мойрам в мире поддерживалась гармония, соблюдался высший порядок.

В храме Зевса в Афинах над головой бога располагалось изображение мойр, которые помогали отцу вершить справедливость и следить за судьбами людей. Это древнее изображение также подчёркивает главенство Зевса над мойрами, ведь лишь он мог подчинять себе жизни и судьбы.

Марко Биджо «Три мойры», около 1525 года
Местонахождение: Национальная галерея старинного искусства Палаццо Барберини, Рим, Италия

Хранительницы гармонии

По сути, в деятельности мойр заключается вся жизнь. Мне встретилось интересное сравнение каждой из богинь с периодом времени: прошлым, настоящим и будущим. Если первая из мойр, Клото, находила нить и давала ей жизнь, то вторая, Лахесис, определяла случаи, что должны произойти. В воле Лахесис было также сплетение нитей между собой, что связывало разных людей в одно целое.

Когда отведенное время подходило к завершению, Атропос, словно опытная пряха, отрезала нить, прекращая жизнь человека. Несмотря на кажущуюся жестокость, в этих трёх составляющих заключается гармония жизни, что появляется, идёт и затем останавливается.

У каждой мойры было своё предназначение
© Sara Neves / saraajn.artstation.com

В честь мойр был построен храм в Коринфе. Туда мечтали прийти многие почитатели этих богинь, люди надеялись получить покровительство одним из самых могущественных божеств. Кроме этого, к мойрам часто обращались с просьбами о благосклонности в судьбоносные дни, как, например, свадьба или рождение ребёнка.

Узнавая особенности этих богинь, даже не удивляюсь, что они во все времена интересовали людей. Как ни странно, но более всего изображений мойр можно встретить не в античный период, а гораздо позднее. В честь них были названы несколько астероидов. Имена мойр упоминаются и у Рафаэля Сабатини, и у Стивена Кинга, что доказывает актуальность отсылок к верованиям древних греков. Впрочем, тайны судьбы не перестанут интересовать человека даже через много веков.

Мойры – богини судьбы: имена и задачи

С древних времен подмечено, что век у всякого человека складывается особенным образом, не похоже на других. Принято было верить, что руководят этими процессами боги, никак не меньше. Люди описывали их и пытались договориться, чтобы выпросить долю получше. Греки считали, что их за руку ведут Мойры – богини судьбы. Это три сестры, стоящие в сторонке от общего Пантеона. Давайте познакомимся с ними поближе, может, пригодится кому в жизни.

Мойры – богини судьбы

Довольно показателен тот факт, что при формировании понятий о роке людьми руководил страх. Они боялись неведомой силы, довлеющей над ними. Ни избавиться от нее, ни как-то повлиять на то, что предначертано, казалось невозможным. Кстати, нынешние мыслители недалеко ушли от людей древности. Говорят все то же, судьба каждого члена общества предначертана еще до рождения, от нашей воли зависят только мелочи.

Древние люди связывали свои представления о будущем поначалу с материальными объектами. Например, судьба могла заключаться в камне или головешке от костра. Разбив этот предмет, можно было забрать чужую долю. С развитием абстрактного мышления, образ богов становился сложнее. Высшие существа обретали черты, характеры, наделялись волей, целями и обязанностями. Так и возникли в общем представлении Мойры – богини судьбы. Это представительницы темного мира, невидимые для людей, но держащие в руках жизнь и счастье каждого. Относились к ним почтительно и боязливо. Это доказывает тот факт, что изображений Мойр практически не осталось. Древние люди страшились их гнева пуще, чем реальных опасностей.

Три сестры и их родители

С развитием представлений о божествах, высших существ стали окутывать легендами и поверьями. Мойр считали сестрами и изображали (описывали) в виде прядильщиц, бесконечно работающих над нитями судеб. Со временем встал вопрос об их происхождении.

Древняя мифология содержит довольно путаные сведения по этому поводу. Принято считать, что Мойры (богини судьбы) – дочери Зевса и Фемиды. Иногда рассказывали, что сестриц породила Ночь, создавшая также Смерть.

В любом случае Мойры являются полноправными хозяйками доли каждого человека. Без их ведома или согласия невозможно предпринять ничего, от простого сбора урожая, до дальнего путешествия. От рождения до смерти, как считали жители Древней Греции, человека сопровождают Мойры – богини судьбы. Имена этих высших существ: Лхесис, Клото и Атропос. Давайте скажем о каждой пару слов.

О разделении обязанностей

Судьба – понятие довольно обширное. Греки делили ее на три части. Первая определялась еще до рождения. Лахесис отвечала за эту работу. Ее считали дающей жребий. Одни от нее получали безбедную жизнь, другие славу, а большинство населения – тяжкую, трудную долю.

Пришедшего в мир человека сопровождала Клото – прядущая. Она так и выглядит на редких изображениях: женщина, изготавливающая из шерсти нить. Рядом с ней постоянно находится третья сестра – Атропос. У нее в руках книга и ножницы – инструмент Смерти. Эта богиня вольна в любой момент перерезать нить судьбы человека. Она наблюдает за каждым и оценивает его действия. Проявишь непокорность, совершишь ошибку, она тут же примет радикальное решение по поводу твоего земного существования.

Таким образом, Мойры (богини судьбы) наделялись собственными задачами. Интересно, не из этих ли представлений развилась идея разделения труда? Наука такой вопрос не рассматривала.

Мойры (богини судьбы): атрибуты

У каждой из сестер были собственные инструменты, при помощи которых они влияли на долю человека. Лахесис держит в руках веретено (по другим версиям – измерительный прибор). С его помощью она каждому выделяет положенный кусочек нити – судьбы. Греки считали, что происходит это еще до рождения человека. Если хорошо попросить, то можно узнать заранее свой срок пребывания в том мире.

Атрибут Клото – сама нить. Эта богиня создает судьбу, не прерывая процесса прядения. Атропос же контролирует, чтобы никто из смертных не получил лишнего. Ее задача вовремя оборвать нить (ножницами перерезать). Надо отметить, что атрибутику Мойры получили значительно позже того времени, когда их образы окончательно сформировались в обществе.

Рок или судьба – понятия более древние, чем ткачество. С развитием ремесел люди пытались приписать пользование инструментами богам. Таким образом, Мойры и обрели свои атрибуты, которые идеально подходили к сформированным в верованиях задачам. А есть ли на самом деле у вашей судьбы высшие покровители? Как думаете?

Три девицы под. норны, мойры, Макошь, Доля и Недоля

Норны в скандинавской мифологии — являются провидицами судьбы. У источника Урд поселились вещие норны. Здесь стоит их роскошный дворец, в котором они определяют судьбы людей с первого дня их жизни до самой смерти.

Богам выходят три девы: Урд, Верданди и Скульд. Прошлое, Настоящее и Будущее — вот что значат их имена. Им ведомо всё , что произойдёт с Людьми и с Богами.
Рождается человек, и тотчас являются к нему Норны — судить судьбу.

Там же явились
три девы-провидицы,
там поселились
под древом они:
первая Урд,
Верданди тоже
(резали жребья),
а третья Скульд:
судьбы судили,
жизни рядили,
всем, кто родится,
узел нарекали.

(Старшая Эдда. Прорицание вёльвы.)(Перевод В. Тихомирова)

Урд, Верданди и Скульд — главные Норны, но есть ещё много других, добрых и злых. Неравные дают они людям судьбы: у одних вся жизнь в довольстве и почёте, у других, сколько ни бейся, ни доли, ни воли, у одних жизнь длинная, у других — короткая.

Людям кажется, всё дело в том, что Норны стояли у колыбели: если они добры и из хорошего рода, наделят новорожденного хорошей судьбой. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые Норны.
Бывает и так, что родители малыша забудут позвать какую-нибудь из Норн или обидят её на пиру, и в отместку она нагадает такое, что трудно поправить даже Богам.

«Одна из них была уже стара и дряхла и звалась Урд — прошедшее, другая была средних лет и ее звали Верданди — настоящее, третья же была совсем юна и носила имя Скульд — будущее. Эти три женщины были вещие норны, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов. «
Отчасти родственны валькириям (которые, в отличие от Норн, участвуют в определении только судьбы воинов в битвах) и составляют вместе с ними категорию низших женских божеств — дис. В «Прорицании вёльвы» и в «Младшей Эдде» названы три Норны — Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»), живущие у источника Урд в корнях мирового древа Иггдрасиль (являющегося и древом судьбы), которое они (по «Младшей Эдде») ежедневно опрыскивают влагой из источника (можно предположить, учитывая сибирские параллели, что образ Норн вобрал в себя представления о «хозяйках» мирового древа и орошающих его источников);

Норны определяют судьбы людей, вырезывая руны. В «Первой песни о Хельги. » («Старшая Эдда»)
Норны при рождении героя прядут нить его судьбы, предсказывая славное будущее. В «Речах Фафнира» («Старшая Эдда») говорится о многочисленных Норнах, ведущих свой род от богов, альвов или цвергов. По своей основной функции Норны аналогичны мойрам (паркам) из античной мифологии, имеют параллели и в мифологии других народов.

Так в отечественном понимании прядильщица, которая прядёт божественные нити это Макошь , она же является и богиней судьбы.

По повериям предков, именно она занимается прядением нитей жизни (покута, покутные нити). Помощницами этой богини являются Доля и Недоля (Среча и Несреча). Даже по количеству персонажей традиция удивительно синхронно обозначает основные понятия.

Таким образом сам процесс пряжи и прядения был соотнесен с созданием гармонии и миропорядка , что выступало важным акцентом возможности продолжения жизни и наполнением ее вселенским смыслом.

Читайте также:  Рисунки татуировок для запястья девушек
Оцените статью