Искусство украшать тело — боди-арт. История возникновения
Бодиарт — это искусство украшать тело, авангардное направление, возникшее в 60-х годах. Представители бодиарта использовали свое тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы. Особая разновидность бодиарта — самодемонстрация художника, некоторые манифестации бодиарта несли эротический и садо-мазохистский характер. Будучи проявлением акционизма, бодиарт сблизился с рядом явлений, возникших в русле контр-культуры (тату, раскрашивание тела, нудизм, сексуальная революция).
На самом деле искусство росписи тела имеет долгую историю. Человек украшал свое тело в связи с религиозными, военными обрядами и другими церемониями. Практика росписи тела и по сей день распространена среди племен, находящихся на уровне каменного века. Среди них племя Каро (Эфиопия), представители которого покрывают свое тело из шрамов-надрезов; племя Кайано (Амазонка), раскрашивающие свои тела красками из фруктов; Майори (Полинезия), покрывающие свои тела и лица ритуальными татуировками. Танцоры племени Симбу (Папуа Новая Гвинея) разукрашивают себя белой глиной и древесным углем. А количество колец в ухе мужчины Хамар (Эфиопия) равно количеству его жен. В общем, почти все племена в той или иной степени используют приемы изменения своего тела.
Возникновения боди-арта
Стремление совершенствовать и украшать свое тело появилось у человека не вчера и вряд ли исчезнет завтра. Так или иначе, но украшение тела принадлежит к числу наиболее древних обычаев, и, несмотря на встречающиеся иногда осуждение и критику, эта традиция не исчезла, а, выдержав испытание временем, получила право на существование как вид искусства. Ведь одна из основных идей боди-арта — сделать внешность человека более привлекательной.
Еще в древности люди прокалывали уши, губы, носы и вставляли всевозможные украшения. Это считалось красивым и изысканным украшением. Мужчины наносили на тело рисунки перед охотой, войной и другими значимыми событиями в жизни племени. И это тоже имело свой глубокий смысл. Рисунки эти делались, как правило, отнюдь не ради украшения. Они могли иметь мистическое, религиозное значение или же делались в определенных случаях в жизни племени. Вспомните боевую раскраску североамериканских индейцев, вышедших на тропу войны.
В Европу боди-арт пришел приблизительно в середине XVIII века. Интересно, что и этот вид украшения человеческого тела ввели в моду именно моряки, совершавшие кругосветные путешествия.
Древние люди расписывали свое тело примитивными растительными красителями: цветными глинами, соком трав, углем и сажей, украшая тело к праздникам. А сюжеты брали из жизни. Археологи проводят одну сюжетную нить через различные виды росписи. Так и посуда, и тело, и пещера, где жил человек, могли повторять роспись. С развитием цивилизации и возникновением одежды это искусство исчезло и возродилось только в XX веке.
Интерес к росписи по телу.
Интерес к боди-арту объясняется тем, что современная мода тяготеет к естественной красоте. Ушли в прошлое корсеты и платья до пола. В конце XX века женское обнаженное тело перестало вызывать чувство протеста. Интерес к хорошей фигуре подтолкнул развитие новых направлений в спорте, таких, как аэробика, шейпинг, бодибилдинг. Пожалуй, именно с культом тела связано возродившееся искусство боди-арт. Прошло немного времени, и роспись красками на теле стали применять на показах мод, чемпионатах по парикмахерскому искусству, ногтевому дизайну и так далее. И параллельно шло развитие простых элементов боди-арта, таких, которые можно было бы сделать в домашних условиях.
Не обошлось и без поддержки молодежи, которая всегда находится в поиске новых идей самовыражения и которая никак не могла пропустить такой творческий способ дизайна. Но что совсем уж невероятно, так это сегодняшнее победное шествие боди-арта. Ни одна женщина или девочка не откажется от гармоничного образа, который помогает нам получить техника росписи тела. Это искусство стало уместным на больших и маленьких праздниках, на домашних и профессиональных постановках, на отдыхе, на карнавале — везде можно сегодня увидеть эту чудесную технику.
Боди-арт
Боди-арт (англ. body art — «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом Боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.
Тело рассматривается как вещь для манипулирования, повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям. Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах.
Направление возникло на ранней стадии авангарда, но получил особое распространение в период постмодернизма, который прибегает к нему как к элементу инсталляций и перфоманса, некоторые искусствоведы относят его к акционизму.
Боди-арт иногда близок, но не тождественен, ряду явлений, возникших в русле контркультуры: нудизму, садомазохизму, натуризму, панк-культуре, хиппи-культуре, сексуальной революции.
Термин «боди-арт» не следуют путать с росписью тела (англ. body painting ), которая является лишь подмножеством боди-арта.
Содержание
История
Одни из первых в XX веке опыты в духе боди-арта относятся к 1910-м годам, когда русский футуризм в лице М. Ф. Ларионова провозгласил, что «пора искусству вторгнуться в жизнь» и что «раскраска лица — начало вторжения». Предлагая программу разного рода «раскрасок» и преобразований облика мужской и женской фигур, Ларионов реализовал эти идеи масочно-ряженного боди-арт применительно к себе и к своим товарищам. Разрисовав свои лица и превратив себя в живые художественные объекты, они вышли 14 сентября 1913 года на «футуристическую прогулку» по Кузнецкому мосту.
Начиная с 1960-х годов боди-арт начал интенсивно развиваться в Европе, как часть эстетической революции авангардизма, направленной против духовной косности общества, как противопоставление себя прежним и в особенности общепринятым традициям творчества, равно как и всем окружающим социальным стереотипам в целом.
В 1964 году в Вене первые манифестации — вызывающие нудистские акции Гюнтера Брюса и опыты Рудольфа Шварцкоглера, связанные с различными возможностями языка тела. Их американские последователи изучают взаимосвязи поэтического и телесного языка (Вито Аккончи), а также такие ракурсы телесности, как гримаса (Брюс Науман), царапина (Деннис Оппенгейм), порез (Л. Смит), укус (Вито Аккончи). О теле как объекте и средстве искусства, его основе размышляют французские теоретики и практики боди-арта — М. Журниак («Месса по телу», «Договор о теле»), Д. Пан, У. Лути, Ф. Плюшар.
Представители Боди-арта использовали своё тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы, Ж. Пан (Франция) публично причиняет себе боль, Крис Бёрден (США) побуждает своего друга выстрелить в него в выставочном зале, Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает плоть модели, которая умирает от потери крови, что запечатлевается на фотоплёнку. [1] «Роспись самого себя — преодоление самоистязание» и «бесконечно испробованное самоубиение», — так сформулировал крайний мазохистский, но типичный характер экспериментов боди-арта 1960—1970-х годов Гюнтер Брюс, основавший вместе с Отто Мюлем и Германом Ничем, венскую группу «Актионисмус» (Aktionismus, 1964). В том же духе совершали свои акции боди-арт Вито Аккончи, Деннис Оппенгейм, Крис Бёрден, Джина Пина, Марина Абрамович, а в России, уже с 1980-х годов, — А. Жигалов и Н. Абалакова (арт-группа «ТОТАРТ»), а с 1990-х годов — О. Кулик, О. Мавроматти, художники школы Ю. Соболева (арт-группа «Запасный выход» царскосельской «Интерстудио»), Е. Ковылина, Лиза Морозова, М. Перчихина (Мышь).
Одновременно развивалось другое направление боди-арта, в котором тело художника становилось объектом гримировальных и костюмированных ряжений: начальные опыты такого рода относятся к середине 1930-х годов, а в 1960—1970-е годы подобные акции показывали англичане Гилберт и Джордж, а также Л. Онтани, Р. Хорст, Х. Вилке, П. Коттон, У. Лути, Ю. Клауке, Л. Кастелли, В. Трасов, П. Олешко, Р. и В. Герловины.
Виды боди-арта
- Роспись по телу, лег арт, бодипейнтинг (англ.body painting ) — это искусство рисования на теле. Это самый распространённый вид боди-арта, в котором основное место занимает рисование на лице (фейс-арт) и теле. Общеизвестен нейл-арт — роспись ногтей. Менди — роспись тела с использованием хны, самая долговечная — держится три недели.
- Татуирование (с полинезийского — «метка») — виды модификации кожи, заключающиеся во вживленнии в слои кожи специального красящего пигмента. В отличие от росписи по телу рисунок сохраняется на всю жизнь. Сюда относятся перманентный макияж, а также, например, косметический татуаж бельма.
- Пирсинг (англ.piercing — «прокол», «прокалывание дырок») — вдевание предметов в отверстия, сделанные с этой целью на теле или лице. Иногда к этому виду относят скайсы (накладки на зубы) и «глазные импланты» (накладки на белочную оболочку глаза).
- Шрамирование, скарификация, скарт (лат.scarifico — «царапаю») — специальное нанесение на телошрамов, в законченном виде представляющих собой какой-либо рисунок или узор.
- Имплантация (лат.im — «внутрь» и лат.plantatio —- «сажаю») —- хирургическая операция вживления в ткани чуждых организму структур и материалов. Сюда относятся не только подкожные и другие импланты, но и распространённая операция по увеличению груди.
- Модификации тела (лат.modus — «мера, вид, образ» и лат.facio — «делаю») — внесение изменения в структуру тела — от «эльфийских ушей» и раздвоенного языка до ампутаций, деформаций, корсетирования.
- Самодемонстрация художника, этот вид представляет собой глубокое ответвление в постмодернизм.
- Одна из наиболее известных работ Денниса Оппенгейма: художник лежал с книгой на груди под солнцем, пока его кожа, за исключением закрытой книгой, не загорела.
- Вито Аккончи задокументировал при помощи фотографий и текста свои ежедневные упражнения: художник вставал на стул и спускался с него так долго, сколько мог, на протяжении нескольких месяцев.
- Крис Бёрден чаще всего использовал своё тело как объект для насилия. В «Стрельбе» (1971) Бёрден попросил своего друга выстрелить в него таким образом, чтобы слегка задеть руку, в результате художник был серьёзно ранен. Большая часть работ Бёрдена была связана с физическим риском. В «Тихо сквозь ночь» художник медленно продвигался по битому стеклу. Во время «Kunst Kick» (1974) ассистент пинал тело художника, который скатывался на две-три ступеньки вниз по лестнице.
- Группа «Венский Акционизм» была создана в 1965 году Германом Нитшем, Отто Мюль, Гюнтером Брюсом и Рудольфом Рудольфом Шварцкёглером. Они представили ряд акций, обычно затрагивающих социальные табу (такие как манипуляции с гениталиями).
- Марина Абрамович представила «Rhythm O» в 1974 году. Публике была дана инструкция использовать «72 инструмента боли и наслаждения», включая ножи, перья и пистолет. Аудитория резала её, колола, расписывала губной помадой и снимала одежду. Перформанс продолжался шесть часов. Одна из её работ включала танец до изнеможения.
В настоящее время боди-арт распространен как одна из форм рекламы товара или услуги на выставках, презентациях и прочих мероприятиях. Для этого привлекаются профессиональные модели и художники. [источник не указан 1087 дней]
Боди арт как вид искусства
Body art — это искусство тела, авангардное направление, возникшее в 60-х годах. Представители body art использовали свое тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненым, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы. Особая разновидность body art — самодемонстрация художника, некоторые манифестации body art носли эротический и садо-мазохистский характер. Будучи проявлением акционизма, body art сблизился с рядом явлений, возникших в русле контр-культуры (тату, раскрашивание тела, нудизм, сексуальная революция).
Энциклопедия искусств.
Боди-арт (Body-art — англ.) означает не что иное, как искусство украшать тело. Вот он, самый древний способ выделиться среди серой массы! Люди начали украшать свое тело еще до изобретения одежды, поэтому мода на это никогда не пройдет, будут меняться только ее виды. Рисунки наносятся гуашью или акриловыми красками. Гуашь доступнее, но держится хуже, более ломкая и отваливается на месте локтевых изгибов. Акриловые краски ложатся лучше, держатся дольше, но труднее смываются.
Для боди-арта лучше использовать акриловые краски, но можно и гуашь, если добавить в нее немного шампуня или крема для бритья. Покупая гуашь, поинтересуйтесь, для чего она предназначена. Для росписи по телу лучше подойдет художественная гуашь, чем плакатная. Краска быстро высыхает, и следующие слои не смешиваются друг с другом. При закрашивании больших участков тела кожа стягивается, и хочется быстрее смыть краску. Этот вид боди-арта более подходит для проведения красочных шоу в ночных клубах, нежели для щеголянья по пляжу.
Определение боди-арт означает не что иное, как «искусство украшать тело». И все это не изыски извращенной молодежи, как считают обыватели, а очередная попытка самоутвердиться, причем одна из самых мирных. По мнению психологов, «украшательство» тела имеет глубокий психологический смысл.
Во-первых, это попытка привлечь к себе внимание окружающих.
Во-вторых, возможность почувствовать себя своим в компании, где распространен боди-арт.
В-третьих, тело — это единственное, чем безраздельно владеет человек.
В настоящее время боди-арт, как-то совершенно незаметно просочившись с «дикого» Запада, становится все более популярным и у нас. Часто под боди-артом понимают исключительно искусство рисования по телу — это не совсем правильно. Понятие боди-арта гораздо шире, чем принято считать. Настоящий боди-арт — это целое искусство.
БОДИПЕЙНТИНГ (от англ. bodypainting) — именно так правильнее называть самый распространенный вид боди-арта, в котором основное место занимает разрисовывание лица и тела. Глубоко не вдаваясь в историю любви человека к разукрашиванию себя самого ( вспомните североамериканских индейцев и аборигенов Папуа Новая Гвинея), отметим лишь глубинную связь искусства бодипейнтинга с искусством макияжа и визажа.
ПИРСИНГ — второй вид боди-арта. Сам термин означает не что иное как «прокалывание дырок», с последующим ношением в них сережек, колец, патронных гильз и тому подобных красивых, но абсолютно бесполезных предметов. Подходящим местом для пирсинга могут оказаться самые разнообразные части тела: от пупка до языка. Обычно пирсинг считается довольно безопасным занятием. Дырки, проколотые стерильной иглой, не влекут за собой ни воспалений, ни заражений. Но надо учитывать, что пирсинг, как любое другое украшение, может не только украсить вас, но и изуродовать. Два-три прокола на лице — красиво, а двадцать — похоже на болезнь. Кроме того, совсем не приветствуются «подпольные» проколы, которые могут стать опасными для жизни.
ТАТУИРОВКА ТАТУАЖ — третий вид боди-арта. Татуировка, выполненная цветными красками, нередко вызывает неподдельное восхищение даже среди противников этого вида искусства. Но татуировка выглядит красивой только в том случае, если ее выполнил мастер. В противном случае — это полная «лажа» и безобразие. Помните, что даже микроскопическая «наколка», сделанная непрофессионалом, может нанести огромный вред здоровью. Также не стоит забывать, что татуировка — весьма болезненное и дорогое удовольствие и, сделав ее, придется жить с ней всю оставшуюся жизнь (или делать пластическую операцию, которая, кстати, может и не помочь). Наверно, поэтому сейчас очень модно делать «рисунки» хной. Такая татуировка наносится безболезненно и держится около месяца, исчезая со «старой» кожей. А рейверы так вообще используют исключительно светящиеся в темноте переводные картинки.
Виды татуировок:
1. Ритуальная татуировка — cамый сложный и загадочный тип тату. Дело в том, что ритуальные тату не предназначены для посторонних глаз. Это знаки для богов и духов. Тайные знаки должны обеспечить их хозяину защиту и покровительство высших сил. Это своеобразный пропуск на небо, знак причастности человека к магической силе. Самое главное — правильно расположить выбранные символы на теле. Здесь боги не прощают ни малейшей ошибки. Неправильно выбранный знак или неверное место размещения ритуальной татуировки могут разгневать богов, и тогда человек будет обречен на страдания.
2. Обереги — эти татуировки должны защищать владельца от дурного глаза или несчастного случая.
3. Татуировка на память — здесь все зависит от степени сентиментальности владельца. Обычно накалывают имя любимой, портреты мамы, папы или детей.
4. Устрашающая татуировка — обычно подобные тату наносят на самое видное место — лицо или руки.
5. Клановая тату — знак причастности к определенному клану или социальной группе.
6. Эротическая татуировка — эти тату призваны увеличить сексуальную привлекательность тела.
7. Коммерческая татуировка — наносится ради денег или по глупости.
СКАРТ — четвертый вид боди-арта пока еще не очень распространенный, — скарификация или шрамирование. На наш взгляд, это самый варварский вид. Он подразумевает нанесение на кожу довольно глубоких порезов, оставляющих замысловатые шрамы. Вариацией на тему является так называемый «брэдинг» (или клеймирование). Здесь шрамы или рисунки наносятся при помощи раскаленных металлических предметов. После чего появляются очень болезненные ожоги. Настоятельно не рекомендуется использовать скарификацию для самоукрашения. Шрамы, конечно, украшают мужчину, но это сказано про другие шрамы. И, понятное дело, известная присказка абсолютно не относится к девушкам.