- От индейцев до цирков «человеческих диковинок» и хиппи: как развивалась американская тату-культура
- До XVIII века: Европа и заморские впечатления
- XVIII век: татуировки моряков — религия, суеверия и хвастовство
- XIX век: из порта в народ
- Конец XIX — начало XX века: от субкультуры в культуру
- Вторая половина XX века: опять в субкультуру
- Лицензирование татуировки в США
- Сертификат противодействия гемоконтактным инфекциям
- Любая неизвестная жидкость, похожая на выделения организма:
- Универсальные меры предосторожности – это фраза, описывающая:
- Помимо прочего, что необходимо отметить яркими предупреждающими надписями:
- Лицензия позволяющая татуировщику работать в штате Нью-Йорк
- Ответственность за отсутствие сертификата и лицензии
- Практический смысл лицензирования работы татуировщиков
От индейцев до цирков «человеческих диковинок» и хиппи: как развивалась американская тату-культура
До XVIII века: Европа и заморские впечатления
Говоря об истории американской татуировки, начать нужно все же с Европы — именно оттуда прибыли те, кто сделал американскую тату-культуру такой, какой мы ее видим сейчас. Исследователи-антропологи, изучая явление, пришли к выводу, что татуировки были распространены у первых христиан везде, где последователи этой религии были в меньшинстве и подвергались гонениям, — например, у коптов и сирийских христиан. Рисунки в виде крестов, скрытые от посторонних глаз, заменяли им носимые сакраменталии. Позже в Европе церковной властью татуировка была запрещена, ведь эта практика противоречила библейским предписаниям, но по-прежнему допускалась у крестоносцев, которые шли умирать за свою веру в дальние страны. Религиозный запрет затормозил тату-культуру в Европе, и она возобновилась только после активного начала мореплавания.
Само слово «татуировка» вошло в обиход в XVIII веке благодаря кругосветным экспедициям Джеймса Кука — английского мореплавателя, исследователя и первооткрывателя. Моряки, столкнувшись во время путешествий по Тихому океану и на острова Океании с кардинально новыми для себя культурами и традициями, стремились привезти на родину свидетельства увиденного, в том числе в виде рисунков на коже по методике коренного населения.
До прибытия европейцев в Новый Свет там, конечно же, существовало свое искусство татуировки, но традиции коренных американцев не повлияли на зарождающуюся тату-культуру европейских колонизаторов: узнав о способах нанесения татуировок, мореплаватели выработали собственный визуальный тату-язык.
XVIII век: татуировки моряков — религия, суеверия и хвастовство
Моряцкие татуировки были абсолютно самобытными. Эти рисунки — своеобразный лубок, то есть разновидность народного творчества — базировались на легко считываемых образах: например, имени или лица матери (или любимой женщины). Частым мотивом была и христианская символика — кресты, четки, силуэт Богоматери: как и крестоносцам, морякам церковь прощала вольности обращения с телом и самими священными символами.
Отдельным жанром были татуировки-обереги (морская стихия непредсказуема, и в те времена человек легко мог сгинуть в походе). Моряки нередко набивали на ногах — обычно на верхней части ступней — изображения свиньи и петуха: считалось, что носитель таких татуировок не утонет. Почему столь сухопутные животные, как петух и свинья, оказались ответственными за спасение на море? Логика простая: на кораблях скотину перевозили в деревянных клетках и при кораблекрушении у животных в них был большой шанс прибиться к берегу и спастись.
Конечно, не все рисунки на теле у моряков имели глубокий смысл — некоторые служили просто для развлечения и скрашивания тягот долгого плавания: тут в дело шли довольно фривольные картинки, сексуализированные изображения женщин. Такими татуировками моряки хвастались товарищам за кружкой горячительного напитка в портовой таверне и любовались сами во время длинных вахт.
Именно незатейливая иконография моряцкой татуировки и дала начало стилю, который мы теперь знаем как олдскул . Это рисунки относительно простых форм, очерченные толстыми черными контурами и выполненные в простых цветах. В основе стиля лежала семантическая составляющая — то есть простые и понятные символы (религиозные, патриотические, отсылающие просто к радости жизни и наслаждениям). А технику исполнения определяли возможности того времени: машинок, позволяющих сделать линии более тонкими и использовать более сложные цвета, тогда не существовало.
XIX век: из порта в народ
Первые тату-салоны открывались в портах — там обитала их основная клиентура. Но, конечно, прибывающими из плаваний моряками она не ограничивалась — находились и сухопутные, желающие обзавестись рисунками. Это были люди из «низов», нередко маргинализированные и оттого менее скованные общественными канонами. Если моряки насаждали моду на татуировки вдоль морских границ Нового Света, то в продвижении культуры вглубь страны свою роль сыграло такое явление, как бродячие цирки и передвижные ярмарки — в Америке они получили название «сайдшоу».
Что это такое? Еще с конца XVII века путешественники привозили в Европу, а затем и в Америку татуированных «дикарей» — с Филиппин и других отдаленных архипелагов — и показывали их публике наряду с другими «человеческими диковинками». Подобные шоу имели большой успех. Вскоре циркачи смекнули, что вовсе необязательно иметь в своей программе заморского гостя, если можно создавать собственных татуированных людей. Артисты покрывали свое тело рисунками и придумывали сложные истории про то, что их похищали во время путешествий и насильно татуировали, — и неплохо зарабатывали, выступая на ярмарках и в так называемых десятицентовых музеях, в которых как раз можно было посмотреть на «диковинки».
Позже, когда публика пресытилась историями про похищения и дикие острова, циркачи нашли новый подход: татуированные люди стали образцом невероятного мужества, поскольку переносили тысячи уколов иголкой. Красочные афиши сообщали: «Посмотрите, удивительный татуированный человек, перенесший 100 000 уколов иголкой!» — и это количество уколов интересовало зрителей даже больше, чем сами рисунки.
Там же, в ярмарочной палатке, каждый желающий мог обзавестись собственной татуировкой: первыми художниками-самоучками были те самые татуированные люди, которые днем выступали перед зеваками, а вечером садились за ремесло. Для многих людей, которые впоследствии стали знаменитыми тату-художниками, первым импульсом к такому делу жизни стали впечатления от увиденного на колесящей по всей стране бродячей ярмарке.
Конец XIX — начало XX века: от субкультуры в культуру
В конце XIX века в Америке начали открываться первые стационарные тату-салоны, не связанные с портами или военными базами — то есть рассчитанные не только на первоначальную целевую аудиторию. Мастерами там, как правило, были уже люди с художественным образованием, а само явление татуировки перестало быть уделом маргинальных слоев населения.
Американцы же стали изобретателями первой электрической тату-машинки. В 1891 году Сэмюэл О’Райли подал патентную заявку на свое изобретение. Оно представляло собой модифицированное «перо Эдисона» — устройство для копирования рукописных документов, которое производило множество мелких проколов на бумаге и позволяло за счет них вводить чернила. О’Райли приспособил прибор для работы с кожей, и это значительно изменило тату-индустрию: если раньше процесс нанесения татуировок был долгим и кропотливым, что заставляло ограничиваться небольшими простыми рисунками, то новое изобретение позволило ускорить процесс, а значит, работать с более крупными изображениями и более тонкими и сложными линиями.
Отдельный вклад в историю американской татуировки внесла Япония. Когда во второй половине XIX века Япония открыла свои границы, приезжавшие туда путешественники, в том числе американцы, не могли не обратить внимание на затейливые искусные рисунки, покрывавшие спины и руки полуобнаженных рабочих на улицах городов. Американцы, уже полюбившие татуировки благодаря сайдшоу, стали активно набивать себе японские рисунки. Возможно, именно благодаря активному интересу со стороны приезжих японцы смогли заново оценить собственное искусство татуировки, с определенного момента оказавшееся в их стране под запретом и обросшее околопреступными коннотациями.
Связь с японской тату-культурой отшлифовала олдскул. Американские татуировщики XX века многому учились у японских коллег. Татуировщик Норман Коллинс, работавший под псевдонимом Моряк Джерри и ставший впоследствии учителем знаменитого тату-художника Дона Эда Харди , в шестидесятых годах вел длительную переписку с мастером из Японии — они обменивались эскизами и рассказывали друг другу о работе. Впоследствии Эд Харди и другие звезды олдскула отточили этот стиль, взяв за основу «грубую» народную образность и характерный колорит и привнеся туда японскую точность и витиеватые элементы.
Вторая половина XX века: опять в субкультуру
Во время Второй мировой войны искусство татуировки процветало в основном в солдатской среде. Это было время патриотических символов, которые, впрочем, не сильно распространялись среди гражданского населения. А в послевоенное время во всем мире — и в Америке в первую очередь — вместе с культурной революцией произошли кардинальные изменения в тату-культуре. Шестидесятые — это раскрепощение и протест: неудивительно, что молодежь стала охотно обращаться к татуировке как к способу нарушить общественные устои. Тату наносили музыканты и их поклонники, рисунки на теле стали маркером новых субкультур. Представителей предыдущего поколения смущали и пугали последователи сексуальной революции: они казались разрушителями их цивилизации. Консерваторы вспомнили про то, что татуировка всегда была «варварским» обычаем.
Из-за этого по всей Америке начали вводить запреты и ограничения на нанесение татуировок: в Чикаго в 1963 году наносить их можно было, только достигнув совершеннолетия, полные запреты ввели в Нью-Йорке, Массачусетсе и Милуоки. Как любая запрещенная деятельность, татуировки быстро стали сопутствовать околокриминальным структурам — от байкеров до мексиканских банд (у последних развился собственный стиль татуировок — чикано ). Это, с одной стороны, еще больше маргинализировало татуировку, а с другой — придавало ей дополнительный смысл как символу бунта. Несмотря на то что десятилетие спустя, когда запреты были сняты, художники стали активно обращаться к татуировке как к медиуму, использовать ее в перформансах и заново вводить в культурный оборот, тату-искусство и по сей день сохранило оттенок исключительности.
Как мы писали выше, исконные традиции татуировки Северной Америки не повлияли на развитие американской тату-культуры в ту, что мы знаем сейчас. Молодые американцы, чьи предки были индейцами, сейчас активно возрождают традиционную исконно американскую татуировку — она была почти полностью утрачена во время колонизации и сохранилась только в резервациях и на архивных рисунках и фотографиях.
Лицензирование татуировки в США
На сегодняшний день в Российской Федерации профессия мастера художественной татуировки не является лицензируемой. Для того, чтобы быть татуировщиком в России не нужно получать какие-то специальные документы, платить госпошлины или сдавать экзамены, тем самым подтверждая свое право наносить на кожу клиентов несмываемые изображения. Необходимо отметить, что процесс нанесения татуировки, в рамках законодательства РФ, не является медицинской услугой, для предоставления которой под страхом уголовной ответственности необходимо получать лицензию, разрешающую медицинскую деятельность.
В соответствии с Профессиональным Стандартом №33.002 (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 22 декабря 2014 года за номером 1069Н), который регламентирует деятельность специалистов по предоставлению бытовых косметических услуг, выполнение «художественной татуировки» является исключительно бытовой услугой и никак не медицинской.
Следуя этому федеральному документу, мастер художественной татуировки становится в один ряд с парикмахерами, визажистами и мастерами маникюра. На данный момент не существует ни одного законодательного документа, который требовал бы от мастеров татуировки наличие у них каких нибудь специальных лицензий. Требовать от российского тату-мастера лицензию, которая разрешает ему делать татуировки – это элементарная безграмотность! Мастер не имеет никакой возможности ее показать ибо подобной лицензии просто не существует!
Однако, то и дело в медиа-пространстве возникают информационные поводы говорящие о том, что российские законодатели собираются ввести практику лицензирования профессии татуировщика в стране. Пока все это не более, чем слухи но, как говорится, не бывает дыма без огня. Есть абсолютно реальная вероятность того, что в обозримом будущем тату-мастер, осуществляющий свою деятельность в России без специальных документов, окажется вне закона. Если Российская Федерация встанет на путь обязательного лицензирования профессиональной деятельности татуировщика, то данная практика,скорее всего, будет заимствована из стран, где такое лицензирование уже давно имеет место быть, например, из США.
Соединенные Штаты Америки – страна, состоящая из пятидесяти штатов, и в каждом штате относительно татуировки действуют свои законы. Что такое легализация деятельности татуировщика по-американски, в частности по нью-йоркски, поможет разобраться Джордж Бардадим (www.bardadim.tattoo) – представитель первого поколения «цивилизованных» Российских тату-мастеров, один из учредителей «Ассоциации Профессиональных Татуировщиков» – единственной в России официальной организации, созданной специально для защиты интересов представителей профессии. Джордж уже несколько лет живет в Нью-Йорке, работает в лицензированной студии, а значит в полной мере представляет, что значит быть легальным татуировщиком в США.
Джордж Бардадим: «Занимаясь татуировкой с 1988 года, я много путешествовал, а до переезда в США, некоторое время жил и работал в разных странах Европы. С 1999 я регулярно участвовал во многих тату-конвенциях, в том числе и в самых крупных, таких как в Париже и Лондоне. В процессе активного общения с татуировщиками из разных стран, я познакомился, хотя и в самых общих чертах, с правилами лицензирования профессии в некоторых Европейских странах, однако только приехав в Нью-Йорк, я по-настоящему осознал всю значимость этого процесса и его влияние на тату-индустрию».
Сертификат противодействия гемоконтактным инфекциям
Для того, чтобы на территории США оказывать услуги татуировщика, и при этом не нарушать закон, необходим сертификат «Blood Borne Pathogens Certificate» (сокращенно BBP). Не смотря на то, что в каждом штате деятельность татуировщиков регулируется по-разному, это правило является общим для всех штатов. «Сертификат противодействия гемоконтактным инфекциям» – примерно так можно перевести с английского название данного именного документа. Наличие оного означает, что его обладатель успешно сдал экзамен на знание общих вопросов относительно профилактики гемоконтактных заболеваний – заболеваний, которые передаются через кровь больного человека. Перечень гемоконтактных инфекций весьма обширен и каждый пример из этого списка представляет из себя весьма серьезное заболевание. Наиболее известные примеры таких заболеваний – это ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), а также вирусные гепатиты типа В и С.
Этот сертификат выдается сроком на один год. Соответственно, раз в год необходимо сдавать экзамен, который представляет собой онлайн-тест из 20 вопросов. Для прохождения теста необходимо зарегистрироваться и заплатить пошлину в 20$, которая включает в себя стоимость почтовой доставки документа. Приведем примеры вопросов из данного теста:
Любая неизвестная жидкость, похожая на выделения организма:
- должна проходить обработку согласно стандартам, принятым в США;
- не должна вызывать беспокойства, поскольку ее происхождение неизвестно;
- может не содержать кровь или выделения организма поэтому не нуждается в специальном отношении к ней;
- может быть вытерта бумажной салфеткой и выкинута в корзину.
Универсальные меры предосторожности – это фраза, описывающая:
- какие материалы загрязнены, а какие нет;
- почему кровь является единственным инфекционным материалом;
- правила безопасности, в которых вся кровь и другие потенциально инфицированные материалы, обрабатываются так, как если бы они были инфицированы;
- как вы должны идентифицировать материал, прежде чем считать его инфицированным;
- ни один из этих ответов.
Помимо прочего, что необходимо отметить яркими предупреждающими надписями:
- контейнеры для отходов, которые могут содержать загрязненные материалы;
- морозильники и холодильники, используемые для хранения крови или других потенциально инфицированных материалов;
- контейнеры, используемые для транспортировки, хранения крови или других потенциально инфицированных материалов;
- входы в места, содержащие потенциально инфекционные материалы;
- все ответы правильные.
Джордж Бардадим: «Сам по себе тест не сложный, и ответить на его вопросы раз в год, совсем не проблема, тем более, что тестирование предусматривает некоторое количество предоставляемых попыток. И хотя их точное число мне неизвестно, похоже, что каждая попытка не ограничена во времени, и это является своего рода бонусом. На своем личном опыте, я доходил до трех попыток, но не потому что туповат от рождения, а по причине отсутствия стабильного соединения с интернетом. В общем, все довольно просто. К тому же, я заметил, что из года в год меняется лишь порядок, в котором вопросы появляются на экране, и чтобы сэкономить свое время, я просто записал ответы, а теперь заполняю форму еще быстрее».
Лицензия позволяющая татуировщику работать в штате Нью-Йорк
Как мы уже говорили, в каждом штате США, существует свой порядок лицензирования деятельности мастеров татуировки. Где-то этот порядок выражен в том, что тату-мастеру нет никакой необходимости получать какие-то дополнительные лицензии к обязательному «Blood Borne Pathogens Certificate». Однако в большинстве штатов, в том числе и в штате Нью-Йорк, татуировщик обязан иметь еще один документ, который называется «Tattoo License» (Лицензия Татуировщика).
Лицензия татуировщика выдается сроком на 2 года и стоит 100$ США. К этой сумме необходимо прибавить 26$ – стоимость обязательной к посещению лекции «Infection Control Course» (Курс Инфекционного Контроля). Если Вы регистрируетесь онлайн, то будьте готовы заплатить еще 2.49$ (так называемый сбор за неудобство, фактически это стоимость банковской транзакции при оплате через интернет). В случае, если вы регистрируетесь лично, то это позволит вам сэкономить два с половиной бакса. Основанием к получению лицензии татуировщика является успешно сданный экзамен, который состоит из 8 основных разделов, которые могут включать в себя до 4 подразделов, в каждом из которых присутствует по несколько вопросов.
На прослушивание лекции может уйти от 3 до 6 часов – все зависит от заинтересованности преподавателя и активности слушателей. Как правило, сразу после лекции начинается экзамен, хотя если не очень повезло, то экзамен могут перенести и на следующий день. В любом случае, весь процесс займет, как минимум, полный рабочий день. На экзамене, соискатель лицензии татуировщика должен ответить на вопросы, выбирая правильный вариант ответа. И в отличие от он-лайн теста при получении «Blood Borne Pathogens Certificate» сертификата, время тут ограничено, а характер вопросов примерно следующий:
- Каков потенциальный риск заражения во время процедуры нанесения татуировки?
- Опишите выбор и использование оборудования, необходимого Вам при нанесении татуировки.
- Что такое документированный риск заражения при нанесении татуировки?
- Как предотвратить заражение гепатитом В?
- Опишите процесс подготовки рабочего места татуировщика.
Джордж Бардадим: «Экзамен этот, в общем тоже не сложный, чтобы его сдать, достаточно внимательно послушать лекцию. Не знаю, кем нужно быть, чтобы завалить его… Мой коллега рассказывал про такой забавный случай, который однажды произошел на его глазах: группа прослушала лекцию, все написали тест, преподаватель огласил результаты – все хорошо, все сдали. И тут в зале раздается вопрос – “Извините, а когда нас будут учить делать татуировки?” Напомню, это было во время процедуры получения лицензии татуировщика!»
Даже не смотря на эту комичную историю, в вышеописанной процедуре есть очевидный смысл. Ведь так или иначе, претендент не только пополняет казну штата и получает красивую бумажку, где написано, что он теперь официально имеет право носить гордое звание татуировщика, но так же, вместе с лицензией он еще приобретает базовый набор необходимых знаний относительно безопасности в своей профессии. Даже в случае с «Blood Borne Pathogens Certificate», процедура получения которого упрощена до максимума, применима та же логика: татуировщик, будь он даже мало-вменяемый и безответственный человек, пройдя подготовку к сдаче теста на противодействия гемоконтактным инфекциям, без сомнения обогатит свои знания!
Ответственность за отсутствие сертификата и лицензии
Проверку наличия сертификата и лицензии татуировщиков в США осуществляет «The Department of Health and Mental Hygiene» (Департамент здравоохранения и Психической гигиены). Инспекторы этой организации не рыщут по тату-студиям, требуя у тату-мастеров предъявить соответствующие документы, желая выявить нарушителей и немедленно договориться об оплате штрафа на месте. Нарваться на проверку можно лишь в случае поступления жалобы от недовольного клиента, которая была официально направлена в этот департамент. И если инспектор выявил факты нарушения рекомендуемых правил, а татуировщик работал не имея лицензии, то отвечать ему придется по всей строгости «Закона о регулировании деятельности татуировщиков США». Как минимум на такого нарушителя будет наложен внушительный штраф, заплатить который на месте не получится.
Тату-мастера иногда ездят работать в другой штат, например в гости к друзьям- татуировщикам или для того чтобы принять участие в тату-конвенции. В подобных случаях имеющаяся у мастера лицензия, за пределами его родного штата может стать недействительной, в отличие от сертификата «Blood Borne Pathogens Certificate», действие которого ограничено лишь территорией страны. Однако, в таком случае, законом предусмотрена выдача временных лицензий. Такая лицензия дает ее владельцу право заниматься татуировкой в течении ограниченного времени, как правило на срок проведения тату-конвенции. Гость из другого штата, который приехал работать на конвенцию, обязан получить такое временное разрешение у организаторов.
Джордж Бардадим: «Уже в течении нескольких лет, я регулярно, каждый год, принимаю участие в 4-5 американских тату-конвенциях. За все это время меня всего два раза просили предъявить сертификат. Вообще, при такой постановке вопроса, когда каждый из участников при регистрации обязан получить временную лицензию, нарушить правила просто невозможно. Проверки во время конвенции являются чистой формальностью – строгий инспектор, зная наверняка, что лицензия есть у всех без исключения, мило улыбаясь ходит по залу, знакомится со звездами тату-индустрии. Конечно же он просит показать бумагу полученную татуировщиком на входе, но только для того, чтобы поставить галочку у себя в списке».
Практический смысл лицензирования работы татуировщиков
Стандарты, в соответствии с которыми должны работать татуировщики США, созданы на базе документа, который называется «Рекомендации по личной гигиене и охране здоровья для индустрии боди-арта». Данный документ был подготовлен «Департаментом социальных служб, Секцией по контролю инфекционных заболеваний правительства штата Виктория, Австралия» в 1999 году. Последняя действующая редакция датирована 2016 годом и осуществлена консультантом по контролю за инфекциями «Клинического управления и улучшения качества, Департамента здравоохранения и Психической гигиены» в Нью-Йорке. Видим, что чиновники США не стали изобретать велосипед и взяли за основу стандартов работы татуировщика нормативный акт другой страны. Почему выбор пал именно на Австралию? Да потому, что именно в этой стране самая сильная и уважаемая национальная «Ассоциация Профессиональных Татуировщиков». Именно она стояла у истоков практики лицензирования профессии татуировщика в разных странах на государственном уровне.
Соответственно, можно сделать вывод, что те, кого можно назвать профессиональными татуировщиками, сами выступают за то, чтобы эта профессия подтверждалась официальными документами. Основная польза от процесса получения сертификата и лицензии очевидна: это потенциальная возможность донести до целевой аудитории (практикующих татуировщиков) методы профилактики распространения инфекций. При разумном подходе к лицензированию, определенно повысится уровень знаний тату-мастеров, вместе с которым повысится и уровень безопасности процесса нанесения татуировки. Снизится риск для здоровья носителей татуировки, и как следствие, значительно возрастет уровень доверия и уважения к работникам тату-индустрии.
«В среду, губернатор штата Оклахома подписал законодательный акт о лицензировании и регулировании правил для мастеров художественной татуировки и тату-салонов. Таким образом, Оклахома стал последним штатом, который поставил татуировку на рельсы закона. Это событие отменяет запрет на тату-услуги, который действовал в этом штате с 1963 года. Новый закон вступает в силу 1 ноября 2006 года. Законодательство предусматривает санитарные и медицинские рекомендации для тату-мастеров и тату-салонов, а также описывает процедуру периодических проверок со стороны Департамента здравоохранения штата», – такая публикация появилась в газете «Чикаго Трибьюн» в мае 2006 года. Отмена столь архаичного запрета стала возможной исключительно благодаря тому, что государственные чиновники согласились с тем, что при должном соблюдении требуемых норм, услуги татуировщика является безопасными. Теперь на всей территории США не осталось мест в которых татуировка былы бы запрещена на законодательном уровне.
Джордж Бардадим: «Россия достаточно близко подошла к реальности лицензирования профессии татуировщика и бояться этого не нужно! На мой взгляд, рассматривать это явление необходимо, как повод и весомый аргумент, стимулирующий мастера, к повышению уровня своих знаний в области физической и психологической гигиены. Информация, получаемая татуировщиками в процессе лицензирования должна представлять собой именно рекомендованные здравым смыслом, а не навязанные кем то, стандарты! И только в этом случае обязательное лицензирование профессии сможет повысить степень профессионализма мастеров и сделать процесс нанесения татуировки максимально безопасным. Очевидно, что это выгодно всем, как клиентам, так и татуировщикам».