Африканскую женщину с пирсингами

Зачем мурси нужна тарелка для губы?

Путешественник и фотограф Александр Химушин отправляется в Эфиопию, чтобы выяснить зачем женщины племени мурси носят в губе тарелку.

Вставлять тарелку или круглую пластину в губу — распространенная традиция в прошлом и настоящем некоторых народностей.

Экскурс в историю

Археологические раскопки показывают, что уже тысячи лет назад нагубные пластины использовали племена Африки, а, совершенно независимо от них, в более поздний период, такие же нагубные тарелки появились у племен Центральной и Южной Америки. В зависимости от региона пластины носили и мужчины, и женщины, причем как на нижней, так и на верхней губе.

Известно, что они придавали обладателю определенный социальный статус. Любопытно, что алеуты и инуиты, проживающие на территории России (а также на Аляске и в Канаде) также использовали подобные пластины, однако, как и большинство других народностей, позабыли об этой традиции еще до наступления XX века.

Установка нагубных тарелок по сей день широко практикуется лишь двумя родственными племенами — мурси и сури, населяющими долину Омо, что на стыке границ Южного Судана, Эфиопии и Кении. По сути, это одно и то же племя — лишь с некоторыми отличиями. Пластины используются исключительно женщинами и только на нижней губе. Как правило, пластина устанавливается девушкам — до свадьбы, в период полового созревания.

Читайте также:  Перманентный макияж что нужно для работы мастером

Инструкция по установке (для желающих)

Установка тарелки на губу — длительный и болезненный процесс. Для начала девушке обычно удаляют четыре передних зуба на нижней челюсти. Затем (обычно это делают мать или бабушка) острым лезвием производится сквозной надрез чуть ниже нижней губы, длиной в пару сантиметров, куда вставляется деревянная пробка. Примерно через месяц, после того как надрез заживет, пробку меняют на другую, большего размера, таким образом постепенно растягивая отверстие. Когда оно достигает 4 см, вставляют первую круглую пластину.

Со временем губа растягивается все больше и больше, и пластины меняют одну на другую, большего размера, пока не будет достигнут желаемый размер.

Известны случаи, когда размер нагубной тарелки достигал 40 см в диаметре.

После заживления и растяжки нижняя губа без тарелки выглядит примерно так:

Зачем козе баян?

Версии, почему мурси и сури использовали и до сих пор продолжают активно использовать пластины, разнятся. Мнения нескольких западных специалистов, исследовавших вопрос, критикуя и опровергая друг друга, сводятся к следующим вариантам.

1. Защита. В прошлом мурси сами стали калечить себя, чтобы их не забирали в рабство. Однако, как известно, времена рабства уже давно позади, а мурси все так и продолжают носить тарелки.

2. Самоидентификация. Без тарелки в губе женщина чувствует себя как белая ворона, поскольку эта традиция впитана ею с молоком матери. Впрочем, в последнее время все больше девушек мурси отказываются от установки пластины, невзирая на неодобрение соплеменников. Побывав и в деревне для туристов, и в тех местах, куда еще не ступала нога иностранца, могу сказать, что, на мой субъективный взгляд, сегодня лишь около половины женщин мурси и сури разрезают нижнюю губу. Из тех же, кто это сделал, далеко не все в повседневной жизни постоянно носят тарелку.

3. Заработок. Как сказал бы в этом случае великий комбинатор: «Утром деньги, вечером мурси!» Внешность женщин племени уже давно привлекает туристов. Так как добираться до места довольно сложно (это удаленная приграничная территория) и опасно (там часто происходят вооруженные стычки между племенами), тургруппы обычно попадают лишь в пару проверенных мест. Жители этих небольших селений, забросив все остальное, живут лишь тем, что позируют для фото за деньги. Однако две маленьких деревни на фоне 7,5-тысячного населения мурси — это скорее исключение, чем правило. Ведь мурси — это племя скотоводов, чьи стада исчисляются сотнями голов. Заработать на этом можно гораздо больше, чем на скудных чаевых заезжих туристов.

4. Красота. Тарелка в губе для девушки — символ женственности и красоты. Чем она больше, тем больше шансов найти завидного жениха. Родителям же потенциальной невесты удачная свадьба сулит сорвать большой куш в виде рогатого скота и других благ от жениха. Ведь красота, как известно, — страшная сила! Возможно, что мурси восприняли это слишком буквально!

«Козе баян, попу гармонь, икону папуасу!» (В.В. Высоцкий)

Как бы то ни было на самом деле, мурси и сури остаются последними, в прямом и переносном смысле, носителями исчезнувшей во всем мире древней традиции. И даже если эта традиция нас шокирует (как кого-то, возможно, шокирует, что наши женщины прокалывают уши), она существовала в мире на протяжении более 10 000 (!) лет, а значит, имеет место быть. Ведь богатство мира — в его разнообразии! Всем добра!

Традиция племени Мурси: зачем женщинам вставляют в губу глиняную тарелку?

Племя Мурси по праву считается одним из самых известных в Африке. Оно базируется в долине Омо – это южная часть Эфиопии. Главная причина популярности племени кроется в том, что всем представительницам женского пола вставляют глиняные тарелки в нижнюю губу. Суть в том, что тарелки эти достаточно большие и вряд ли их можно позиционировать в качестве украшения.

Сотни туристов ежегодно посещают долину Омо для того, чтобы лично увидеть женщин из племени Мурси и сделать с ними пару фотографий. На самом деле – это давний обычай этого племени, который имеет вполне логичное обоснование. Хоть сейчас многие воспринимают это племя дикарями, оно является весьма дружелюбным и гостеприимным.

Как зародилась эта традиция?

Женщины племени Мурси носят глиняные тарелки в нижней губе с давних времен, однако эта традиция сохранилась до нашего времени. Когда девочкам исполняется 16 лет, им делают относительно небольшой надрез в нижней губе. Разумеется, ни о каких санитарных нормах и дезинфекции здесь говорить не приходится.

Надрезом дело не ограничивается, так как потом ребенку выбивают два передних зуба, находящихся на нижней челюсти. Это делается с расчетом на то, чтобы в последующем тарелка не билась о зубы. Когда раны заживают, в надрез вставляется небольшая глиняная пластина. По мере взросления женщины ее периодически меняют на аналогичную вещь, но уже большего размера. Из-за этого вырез постоянно растягивается.

От размера пластины зависит многое. Речь идет не только об уважении со стороны соплеменников. Чем большую тарелку из глины носит женщина, тем большим будет выкуп за нее на свадьбе. Учитывая то, что традиция достаточно старая, местные жители уже давно не видят в ней ничего необычного.

Традиция зародилась во времена процветания работорговли на территории Африки. Было принято первыми выкупать наиболее сильных и красивых рабов. Изобретательность племени привела к тому, что они начали себя намеренно уродовать, дабы суметь остаться на своей родине и избежать рабства в юном возрасте.

Как реагируют члены племени Мурси на туристов?

Учитывая то, что женщины из этого племени выглядят достаточно необычно, туристы очень любят с ними фотографироваться. Это племя является дружественным и далеко не самым злым, однако его представители не любят повышенного внимания к своим персонам. Если они заранее узнают о предстоящих визитах туристов, то активно к нему готовятся.

Они подыскивают для себя очень вычурные наряды или вовсе от них отказываются. Чем более вычурно будет выглядеть представительница племени Мурси, тем больше будет желающих с ней сфотографироваться. Разумеется, такие услуги оказываются не бесплатно. Стоимость фотографии будет зависеть от жадности африканки и расположения ее духа.

Если хоть немного удалиться от туристических поселений, то уже не получится встретить настолько «ярких» представителей племени Мурси, так как постепенно они адаптируются к новому для себя миру, придуманному белыми людьми. Гораздо чаще можно видеть украшения тела шрамированием, которое здесь тоже имеет свои характерные особенности, но это уже тема отдельного разговора.

У этого племени есть множество других традиций, которые менее интересны для иностранцев. Охарактеризовать его представителей можно милыми и гостеприимными людьми, поэтому можно смело приезжать с ними познакомиться и пообщаться. Это свободолюбивые люди, сохранившие свои давние традиции и обычаи, поражающие нас своей экстравагантностью в наше время.

История пирсинга.

Пирсинг — прокалывание различных частей тела с целью украшения их разнообразными серьгами (пирсами).

Зачем люди прокалывают у себя на теле всевозможные места, порой вовсе для этого не подходящие, и цепляют туда сережки, булавки, цепочки и тому подобные изделия – тайна великая есть. Зато доподлинно известно, что пришло к нам это явление, именуемое пирсингом, из самых древних культур…

История пирсинга такая же древняя, как и история татуировки.

Сложно сказать, что появилось раньше. Пирсинг ведет свою историю (не менее 10 тысяч лет) с Африканского континента, с островов Полинезии, из Южной и Северной Америки. Племя МАСАЕВ в Кении известно тем, что они делают гигантские дыры в ушах у взрослых, чуть поменьше — у детей. Проколы делают всем поголовно, вставляя украшения из бисера или деревянные. В губах — многоярусные украшения размером с блюдце. На замужество женщин указывают длинные сережки из жемчуга, но и не только они. Женщины племени ТОПОСА до сих пор вырывают себе нижние зубы так, чтобы зубы на верхней челюсти подчеркнуто выдавались вперед, как у коровы — животного, призванного быть примером для замужней женщины; к нижней губе они подвешивают длинный металлический стержень с загнутым концом. Одна из версий обезображивания лиц африканскими женщинами гласит, что это делалось специально, чтобы отвадить охочих до «живого товара» работорговцев, частенько наведывавшихся в приморские области восточной и западной Африки. Более древняя традиция повествует о связи украшений в виде клиновидных пластин, либо в виде дисков в губах женщин африканских племен (КИШЕПО, ПОКОТЫ) с тотемным культом определенного вида птиц и стремлением достичь большого сходства с их необычным клювом.

Помимо чисто эстетического значения пирсинг ушей, рта или носа содержит информацию о своем носителе: из какого племени он происходит, его возрастную группу, подвиги на войне и в любви, социальный статус. Вообще, значение украшений, располагающихся возле естественных отверстий (нос, рот, ухо, половые органы), универсально: это всегда попытка помешать проникновению в организм злых сил и недобрых энергий.

В Древнем Египте проколов пупка («Кольцо королей») не чурались фараоны, царицы, жрецы, где считалось, что его обладатель имеет множество привилегий. На маске юного фараона Тутанхамона (хранится в Каирском музее) ясно видны дыры в обеих мочках ушей. По данным Дуга Моллоя, в Древнем Риме суровые воины-легионеры пробивали соски, для того чтобы закалить характер, показать свою отвагу и мужество и даже пристегивать к этим кольцам свои плащи (туники).

В Индии и Непале до сих пор принято продевать кольца в нос. Пирсинг встречается у мужчин и женщин в Юго-Восточной Азии, Сибири, средневековой Европе — у охотников, купцов, девушек легкого поведения. Серьги носились для красоты, для специального обозначения, а также и на «черный день» у солдат или моряков (если моряк погибал в далекой стране, то за стоимость золотой серьги его могли хотя бы достойно похоронить). Западная цивилизация долго и упорно сопротивлялась идее модификаций тела, считая их чем-то противоестественным природе человека.

В Европе пирсинг считался варварским обычаем вплоть до Елизаветинской эры. Во времена Великих географических открытий моряки все-таки «научились» у туземных племен прокалывать мочку уха, поскольку считали, что таким образом улучшается зрение (современные методы иглоукалывания поддерживают эту идею).

Следующий расцвет пирсинга произошел в Викторианскую эпоху – время элегантности и куртуазности. В моду вошел «интимный» его вариант, который преследовал довольно целомудренную цель: сохранял верность. Хотя в XVII-XX веках существовала и существует развитая мода на корсет и татуировку в различных слоях общества. А швейцарское местечко Аппенцель в Альпах вообще знаменито своими жителями, носящими знаменитую золотую или позолоченную серьгу, состоящую из двух частей — замочка в виде простого кольца или в форме змеи, кусающей себя за хвост, и ложечки для снятия сливок, иногда достигающей весьма внушительных размеров (до плеча).

У истоков экспансии пирсинга в современное западное общество стоят три субкультурные группы: панки, современные дикари и фетишисты. Они стали проводниками этого явления, к 1980-1990 годам XX века охватившего самые широкие слои общества и ставшего поистине универсальным.

Прокол мочки уха оставался актуальным во все времена, а с появлением культуры хиппи и рок-н-ролла он и вовсе стал традиционным. Теперь пирсинг – модная тенденция всего поп-арта. Его можно увидеть на спортсменах, киноактерах и даже некоторых политиках.

В наши дни пирсинг делают главным образом ради украшения. Люди стремятся не отстать от моды, быть похожими на симпатичного или известного человека. Порой отдают дань мазохизму, либо повышают чувствительность тела для сексуальных игрищ. У кого-то формируется особый вкус к панку — музыкальному (но и не только музыкальному) стилю, где легендарные SEX PISTOLS — Роттен, Вишиоз ввели в практику прокалывать себе булавками не только куртки, штаны и обувь, но и уши, брови, ноздри, ногти. Некоторые на время зашивали себе рот, веки, стремясь испытать себя. Такое вызывающее пренебрежение к собственному телу бью призвано активно, эффектно и непристойно продемонстрировать произвольность человеческого восприятия, разоблачить эстетические условности.

В основе желания сделать пирсинг лежат глубоко личные, интимные причины, а иногда и случайность. Это может быть спор или приснившийся сон, а может — желание попасть в «тусу». Существуют и достаточно жесткие направления, где выделяются такие способы себя испытать, как подвешивание (хэнгинг), перетягивание друг друга за свежесделанные пирсы (пуллинг) или зашнуровывание себя в корсет, связывание («bondage» ) , что относится уже к «современным дикарям» — направлению, достаточно мощно проявившемуся в США в 1970-х годах и фетишистам.

В конце ХХ и начале ХХI века пирсинг стал самостоятельным трендом, который использовали в своих рекламных кампаниях знаменитые модельеры Келвин Кляйн, Вивьен Вествуд, Жан-Поль Готье.

Искусство пирсинга очень самобытно. Оно акцентирует внимание на человеческом теле как материальном носителе пластической выразительности — в форме различных течений бодиарта и свободного фигуративного искусства. Можно предсказать еще большее увлечение пирсингом самых разных людей, ибо сегодня становится понятно, что за внешним легкомыслием, модой и погоней за красотой стоят глубокие вопросы. Пирсинг затрагивает фундаментальные темы, связанные с историей человечества, с его выживанием в век реального апокалипсиса, нехватки чего-то жизненно необходимого. В пирсинге и его разновидностях человеческое тело примеряет на себя синтез плоти и стали, живых мышц и титановых механизмов.

Оцените статью